Аккомпанемент как пространство для саморазвития и самореализации учащихся-пианистов в ДШИ

АККОМПАНЕМЕНТ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ
САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ-
ПИАНИСТОВ В ДШИ
Водзинская Елена Сергеевна
преподаватель фортепиано, МАУДО «Детская школа искусств», г. Северск
В программы детских музыкальных школ и школ искусств по
специальности «Фортепиано» включён замечательный предмет
«Аккомпанемент», адресованный учащимся старших классов. Являясь частью
комплексного обучения и развития в системе музыкального образования, этот
предмет обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику. Он
формирует художественно-эстетическое развитие личности и способствует
приобретению художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Слово «аккомпанемент» образовано от французского, что означает
«сопровождать». Аккомпанементы бывают вокальными и инструментальными.
В XVI веке существовал аккомпанемент в виде генерал-баса (цифрованный
бас). Со второй половины XVIII века с развитием гомофонно-гармонического
склада аккомпанемент полностью выписывался композиторами. Такой
аккомпанемент даёт гармоническую опору мелодии. В XIX-XX вв.
аккомпанемент выполняет новые выразительные функции: подчёркивает и
углубляет психологическое и драматическое содержание музыки,
«договаривает» недосказанное солистом, создаёт изобразительный фон.
Какими специфическими качествами должен обладать концертмейстер?
Это целый комплекс знаний и навыков, т.к. концертмейстер фигура
собирательная, он универсальный музыкант, знающий особенности
исполнения на различных музыкальных инструментах, а также возможности
человеческого голоса.
Составляющие комплекса:
1. Чувство партнёрства.
2. Подчинение творческой воле солиста.
3. Быстрота реакции на сцене во время исполнения, которая порою
«спасает ситуацию».
4. Умение читать с листа и транспонировать.
5. Любовь к концертмейстерству.
6. Артистизм и общая музыкальная эрудиция.
От ученика предмет «аккомпанемент» потребует выработки следующих
навыков:
1. Умение играть по нотам трёхстрочную партитуру. Безупречное
знание партии солиста.
2. Уверенное владение фортепианной партией.
3. Раскрытие содержания и формы произведения.
4. Преодоление «синдрома солиста» - воспитание чуткого слуха,
умение находить звуковой баланс солирующего инструмента и
фортепиано.
5. Осознание чувства партнёрства, создание единого запоминающегося
музыкального образа.
Занятия аккомпанементом нравятся большинству учащихся. Они
позволяют многим почувствовать исполнительскую уверенность, т.к. «чувство
локтя» с партнёром (да ещё с педагогом) сводит на нет психологический
дискомфорт, «боязнь сцены». Значительно расширяя репертуарные рамки и
возможность разнообразно проявить себя в общении с инструментом, занятия в
классе аккомпанемента расширяют кругозор учащихся, обогащают концертный
репертуар, тем самым создавая условия для саморазвития и самореализации.
Практика аккомпанемента – важное средство приобщения учащихся к
живому музицированию. Крайне существенно культивировать все доступные
виды активной музыкальной деятельности учеников. Тогда возникают
благоприятные условия для роста воображения, художественной фантазии, то
есть того, что определяет судьбу будущего музыканта. Звуки скрипки,
виолончели или домры, пение всё это обогатит его сознание. А умело
подобранный репертуар рождает у учеников заинтересованность, уверенность в
своих возможностях, что активизирует интерес к занятиям музыкой.
Концертная деятельность школ искусств развивается при активном
участии номеров, включающих аккомпанемент. Любой концерт украсят
выступления певцов, инструменталистов с их богатым в жанровом отношении
репертуаром. В нашей школе много лет существует ряд концертов, состоящих
из номеров ансамблевой музыки, где аккомпанемент представлен очень
разнопланово: «Гармонии прекрасное звучание», «Новогодний парад
ансамблей», «Его величество джаз», «Филармония школьника».
Наши учащиеся это не только будущие профессионалы, но и
образованные любители музыки. А потому нельзя забывать и о прикладном
значении предмета, каковым является домашнее музицирование и участие в
художественной самодеятельности.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что занятия
аккомпанементом способствуют воспитанию гармонично развитой личности
путём приобщения учащихся к сокровищам мировой музыкальной культуры и
лучшим образцам современной музыки. Предмет формирует художественный
вкус, чувство стиля, даёт возможность развития собственных взглядов и
понимания музыки. Овладение навыками аккомпанемента рождает импульс к
саморазвитию, творческой самостоятельности, стремление к
самосовершенствованию и самореализации.
Литература
1. Достал Я. Обучение аккомпанементу. - М.: Музыка, 1981.
2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. - М.: Музыка, 1972.
3. Равчеева Н.А. Искусство аккомпанемента: инновационные методы
обучения в современных детских музыкальных учреждениях. -
[Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-
00-02/dissertaciya-iskusstvo-akkompanementa-innovatsionnye-metody-
obucheniya-v-sovremennyh-detskih-muzykalnyh-uchrezhdeniyah
4. Сборник «О работе концертмейстера». - М.: Музыка, 1974.