Роль штриховой артикуляции в интерпретации произведения применительно к гитаре

ГККП Школа искусств «Жас дарын» СКО г. Петропавловск
Статья:
Роль штриховой артикуляции в интерпретации произведения
применительно к гитаре.
Подготовил
Козлов Владимир Владимирович
Преподаватель по классу гитара
Г. Петропавловск
2015
Артикуляция играет большую роль в развитии образного мышления
исполнителя, в индивидуальной интерпретации исполняемого им
произведения.
В музыке термин артикуляция относится в основном к способу атаки
и реализации, что соответствует двум фазам штриха подготовительной и
заключительной. Как отмечают исследователи М.Либерман и М. Берлянчик,
штриховая артикуляция обладает едва ли не самыми богатыми
выразительными возможностями. Однако, нельзя исключать факт
проявления индивидуальности у различных исполнителей. Белорусский
исследователь вопросов исполнительства на трубе Н.Волков напрямую
заострил внимание на факторе индивидуальности в артикуляции. По его
мнению, «в музыкальном исполнительстве на каждом конкретном
инструменте артикуляция и её влияние на выразительные средства будут
иметь свою специфику объективного и субъективного характера.
Объективные особенности обуславливаются спецификой звукообразования,
субъективные – физиологией и психологией исполнителя» (7, с 69).
Как известно, не бывает двух абсолютно одинаковых исполнений
одного и того же музыкального произведения, поэтому интерпретацию
авторского текста можно считать творческим художественным действием
конкретного исполнителя. Интерпретатор музыкальных произведений,
выполняет роль связующего звена между композитором и слушателем.
Индивидуальный стиль артиста отличается его яркостью, оригинальностью и
самобытностью. Следовательно, общепринятые штрихи обозначают не
конкретные, завершённые образцы звучания, а некие типовые, обобщённые
варианты оформления звука, которые в зависимости от художественной
задачи могут быть реализованы в различных вариантах.
Постижение искусства артикуляции на гитаре сложный и
многогранный процесс, который предполагает не только овладение
специальной техникой, но и осмысление закономерностей артикуляции, её
художественно - творческого потенциала. Играя медиатором, гитарист, вне
зависимости от выбранного им стиля, должен стремиться получить ровные,
правильно акцентированные музыкальные фразы. В этом ему поможет
переменный штрих. Выбор направления первого удара (вверх или вниз)
зависит от того, какое движение будет наиболее естественным для
правильной артикуляции в конкретной фразе. Артикуляция выявляет
выразительно-смысловую сущность произведения. В центре
артикуляционно-двигательных ориентаций исполнителя оказывается
музыкальный синтаксис тон, мотив, фраза и т.д. Применение различных
видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы
извлечения звука на данном инструменте. Приведённая ниже цитата
полностью подтверждает данную точку зрения: «Стаккатто или короткая
нота основной вид произношения ноты. От стаккато берут начало все
другие виды произношени. Начинающим обычно трудно играть очень
короткие ноты, и чтобы сделать их ещё короче, нужны многие месяцы»
(Вейсборг) «Артикуляция это осмысленное управление длительностью
ноты, и в сторону укорочения и в сторону удлинения, исходя из
музыкального смысла» другими словами артикуляция это способ
извлечения звука на инструменте или голосом».
Как известно, существует два противоположных артикуляционных
приёма изложения звуков: legato и staccattо. Всё остальное многообразие этих
приёмов находится в промежутке между ними в различной степени
приближения или отдаления от них.
И.А.Браудо характеризует артикуляцию «как искусство исполнять
музыку, и прежде всего мелодию с той или иной степенью расчленённости
или связности её тонов, искусство использовать в исполнении всё
многообразие приёмов легато и стаккато»
Если артикуляция это общее понятие, то штрих понятие частное,
связанное с воплощением артикуляции на инструменте, имеющем
конкретные технические возможности. Каждый штрих предполагает
конкретный приём исполнения, но не каждый приём игры может иметь связь
со штрихом. Арпеджио, подражание ударным инструментам (tamburo, golpe)
и ряд других специфических гитарных приёмов игры имеют весьма
отдалённое отношение к артикуляции. Недостаточность внимания к
штриховой культуре всегда приводит к специфической неполноценности в
игре на инструменте.
Некоторые приёмы артикуляции:
Легато (legato) является одним из основных штрихов, благодаря
которому облегчается движение пальцев правой руки (для праворуких
гитаристов), а фразировка приобретает выразительность. С помощью легато
мы делаем нашу игру более связной, мягкой, когда один звук как бы
перетекает в другой. На гитаре прием легато бывает трех видов:
Восходящее легато (англ. hammer-on «ударять»)
Исполняется следующим образом: после того как левая рука будет
поставлена на необходимый лад, палец правой руки защипывает струну и
извлекает первый звук; затем палец левой руки опускается на
соответствующий лад, извлекая таким образом второй звук. Качество этого
штриха зависит от правильной постановки левой руки.
Нисходящее легато (англ.pull-off «снимать»)
Требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на
нужных ладах. После извлечения высокого звука палец левой руки,
прижимающий струну, вместо того чтобы, как обычно, сойти со струны,
должен с силой оттянуть её к себе, заставляя звучать следующий звук. Такая
технология исполнения нисходящего легатного штриха является
рациональной и позволяет воспроизводить второй звук достаточно
качественно, с хорошим динамическим и ритмическим контролем.
Изречение, что приём исполнения легато формирует правильный
аппарат левой руки, справедливо, так как именно легато приводит всю руку в
такое положение, которое способствует лёгкости и независимости движений
в гаммообразных пассажах.
Смысл использования нисходящих легато такой же, как восходящих.
Чередование противоположных штрихов, легато и стаккато, создаёт
артикуляционные решения конкретных музыкальных эпизодов.
Восходящее легато "молоточком" вырабатывает сильную атаку
изогнутым пальцем, а нисходящее легато "оттягиванием" развивает растяжку
пальцев в стороны и подвижность кончика пальца.
Легато посредством скольжения.
Этот звук предполагает извлечение первого звука щипком правой
руки. Второй образуется посредством глиссандо того пальца, который
прижимал первый звук. В нотах такой звук записывается лигой и прямой
линией, соединяющей две ноты.
Смешанное легато (hammer-on / pull-off)
Включает восходящее и нисходящее легато, следующие непрерывно
одно за другим.
Упражнения на легато рекомендуются для развития силы и
самостоятельности пальцев левой руки.
Кроме чисто музыкальной ценности легато важно для развития,
слабых сторон кисти.
Подлинное легато на гитаре невозможно. Причина проста природа
инструмента позволяет успешно применять артикуляцию стаккато, так как
после неизбежной отрывистой атаки следует быстрое затухание звука. Но это
не должно пугать то же самое происходит на арфе, клавесине и
фортепиано, но с разной скоростью затухания.
В любом случае звук формируется отрывисто, а затем более или менее
быстро затухает. Поэтому легато, так, как его понимают духовики и
струнники, теоретически невозможно на всех щипковых инструментах и
даже на фортепиано.
Совершенно иное дело иллюзия легато. Однажды Ванду
Ландовскую спросили, как ей удается добиться легато на таком стаккатном
инструменте, как клавесин, она ответила коротко: "мое стаккато всегда
легато". В этом высказывании содержится простейшая истина, которая
должна глубоко запасть в душу гитариста. Сам термин легато в какой-то
мере обманчив. Кроме обозначения способа артикуляции, он может также
обозначать общее впечатление связности и плавности. Но этого можно
добиться не только приемом легато, а рядом различных художественно-
выразительных средств игры. Как же возникает иллюзия эффекта легато?
Прежде всего, не следует подчеркивать тесную связь между нотами.
Это типично для духовых инструментов. Нельзя также добиваться легато
путем сдерживания атаки это приведет к ослаблению звука. Впечатление
легато лучше всего достигается стремлением к ровной интенсивности и
такому ритмически точному положению звука, при котором все сочетание
звуков становится абсолютно симметричным. Процесс подготовки штриха,
как раз и является наиболее надежным и простым способом достижения
подобной четкости атаки. Из этого следует, что плавное легато на гитаре
естественно возникает из владения артикуляцией стаккато.
Портаменто
Исполняется с использованием скольжения пальца левой руки,
который прижимает первый и последующий звуки на одной и той же струне.
Отличие от предыдущего штриха состоит в том, что при портаменто оба
звука извлекаются правой рукой и отсутствует эффект глиссандо. В нотах
длинный штрих обозначается соединительной чертой. Портаменто нашёл
своё применение в гитарной музыке у композиторов разных времён.
Глиссандо
Этот приём кроме выше изложенного позволяет плавно и незаметно
для слушателя сменить позицию на гитаре.
Вибрато
На гитаре также относится к артикуляционным способам игры на
инструмента. Он придаёт мелодии певучесть.
Стаккато и нон легато
Имеются произведения, характер которых требует не связной игры, а
отрывистой, например, некоторые танцы, этюды, марши или пьесы, где
композитор использует выражение своих мыслей именно через стаккато. В
нотном тексте стаккато обозначается точками над нотами, которые нужно
сыграть отрывисто, глуша и сокращая их длину примерно наполовину. Этот
штрих предполагает наличие пауз между нотами, которые образуются
посредством снятия каждой ноты левой, либо правой рукой. Степень
недодерживания нот бывает различной. Стаккато характеризуется
определённой остротой звучания и по сравнению с нон легато выглядит
укороченным. Нон легато подразумевает более длительное звучание, но со
снятием. Пауза в этом случае короче самого звучания. Нон легато, как
правило, в нотах не фиксируется.
Пиццикато
Это игра на приглушённых струнах. Прибегают к такому приёму не
только в местах, где ведётся тема, но и в аккомпанементе, когда нужно
создать эффект бряцания или при взятии аккорда, некоторые
(нежелательные) звуки которого приглушаются. Для того, чтобы не было
звука, а просто воспринималось как перкуссия (ударные инструменты),
достаточно лишь слегка коснуться струн пальцами левой руки, не прекращая
игры. Пиццикато исполняется большим пальцем правой руки при наложении
на струны самой подставки ладони, являющейся глушителем. При этом
способе струны издают характерный «приглушённый» звук.
Заключение
Игра на гитаре - это сложный вид исполнительской техники,
требующий помимо высокой степени личностного развития, отлаженную
работу психических процессов внимания, ощущений, восприятия музыки,
творческого мышления координационной памяти, музыкального
воображения, а так же безупречную согласованность физических движений.
Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если
музыкант не владеет техникой игровых движений, через которые он и
передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.
Знание художественно - выразительных средств и возможностей
инструмента, умение использовать их в раскрытии содержания произведений
являются непременным условием успешной творческой деятельности
будущего музыканта.
Список использованных источников и литературы
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре-
М.: «Музыка» 2008
2. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре -
М.: «Советский композитор» 1990
3. Дункан Чарльз Искусство игры на классической гитаре
Красноярск 2004
4. Келдыш Ю. Музыкальная энциклопедия - М.: «Музыка» 1999
5. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции - М.: «Музыка»
1997
6. Либерман М. Культура звука скрипача. Пути формирования и
развития - М.: «Музыка»1997
7. Полянцев В.Г. Искусство игры на гитаре - Барнаул: 2003
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре - М.: «Музыка»
1997
Интернет-источники
9. Guitar-Master.Ru -> Уроки игры на гитаре -> Техника игры
медиатором
10. Перевод курса гитариста Tom Hess "Развитие скоростной игры".
Часть 2 - Артикуляция и синхронизация