Сценарий внеклассного мероприятия «Звучит нестареющий Моцарт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
Октябрьского района Тюменской области
Сценарий
внеклассного мероприятия
«Звучит нестареющий Моцарт»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2015 г.
2
«В Моцарте я люблю все» - говорил великий русский композитор П. И.
Чайковский. И мы, живущие в 20 веке, признаемся: мы тоже любим в Моцарте все. Его
музыку мы узнаем с первой ноты: она покоряет нас своей чарующей мелодичностью,
человечностью, нас поражает неисчислимое количество сочинений (свыше 800), мы
восхищаемся проявлением гениальности в раннем детстве (4-5 лет), удивляемся
высочайшему мастерству юноши Моцарта 14 лет он академик Болонской академии
наук).
Моцарт воплощает понятие гений. Удивительным было музыкальное развитие
Моцарта. Родился он в 1756 году в очень красивом, живописном городке Зальцбурге.
Отец Моцарта был образованным, серьезным музыкантом. Он служил при дворе
правителя Зальцбурга, и сам мог дать сыну хорошее музыкальное образование. Леопольд
Моцарт играл на скрипке, органе. Обнаружив талант у сына, сразу стал с ним заниматься.
Все, кто знал Моцарта в самые ранние годы, смотрели на него как на чудо называли
волшебником, чародеем. Мальчику было три года, когда он мог, с трудом взбираясь на
стул возле клавесина, повторить двумя руками только что сыгранную отцом пьесу. В 4
года он уже сочинял собственные пьесы, но еще не умел записывать ноты, поэтому
диктовал их своему отцу, а тот записывал их на нотной бумаге. К 6 годам Моцарт стал
настоящим виртуозом - клавесинистом и автором многих произведений для разных
инструментов. В этом возрасте он совершил свою первую концертную поездку.
В 7 лет маленький музыкант был известен во многих странах мира. По словам отца,
в 8 лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора 40 лет. Программа
произведений, которые исполнял Моцарт, поражала своей трудностью и разнообразием.
Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки вместе со своей сестрой. Не
менее сложные произведения он исполнял на органе и скрипке. Всех слушателей
удивляло умение юного гения импровизировать (одновременно сочинять и исполнять) на
заданную мелодию. Вольфганга называли «чудом века».
Слава пришла к Моцарту очень рано. Семья Моцартов отправилась в концертное
путешествие, длившееся 3 года. Они посетили Париж, Лондон, Вену и многие другие
города Европы. Ему устраивали экзамены: закрывали глаза платком и заставляли играть
трудные произведения. С легкостью он мог определить высоту звука, отвернувшись от
инструмента. Среди такой бурной жизни мальчик еще и сочинял симфонии, квартеты,
сонаты. В 1766 году он вернулся на родину, завоевав Европу.
В 14 лет Моцарт едет в Италию страну, родину оперы. Италия встретила
музыканта восторженно. Однажды в Риме произошел очень интересный случай,
подтверждающий одаренность мальчика: находясь в Сикстинской капелле во время
исполнения многоголосного произведения для хора «Мизерере», итальянского
композитора Аллегри, Моцарт запомнил его, и, придя, домой, записал. Произведение это
считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из
церкви или переписывать их запрещалось под страхом смертной казни. Но перед
чудесным музыкантом отступила даже церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не
списывал, он только запомнил их. В Болонье Моцарт участвовал в состязаниях маститых
взрослых музыкантов: за полчаса гениальный мальчик сочинил многоголосное
музыкальное произведение. Талант Моцарта одержал блестящую победу. В 14 лет он
становится членом Болонской академии наук, для того времени это был неслыханный
случай.
Успехи Моцарта превзошли все ожидания его отца. Леопольду Моцарту казалось,
что вот теперь он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование,
мальчик не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет
концертного зала и оперных театров. Но, к сожалению, этим надеждам не суждено было
сбыться. В Италии он не смог найти работу, итальянцы считали его музыку слишком
серьёзной и вдумчивой, их пугала смелость высказываний Моцарта, самобытность его
3
дарования. Пришлось вернуться домой. В 1772 году в Зальцбург приезжает Йозеф Гайдн
в то время уже известный композитор. И.Гайдн очень хорошо отзывался о музыке юноши
Моцарта и с уважением говорил о нём: «может раз в столетие рождается такой талант».
Тем временем Зальцбург очень не приветливо встретил путешественников. К этому
времени старый князь, который относился снисходительно к долгим отлучкам Моцарта,
умер. Новый правитель оказался очень жестоким и злым человеком. Как и его отец,
Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге. Каждое утро он,
вместе со всеми слугами, должен был ждать распоряжений своего хозяина, терпеть от
него оскорбления, и унижения. Моцарт подал прошения об уходе. Для того времени это
была неслыханная дерзость! Никто из слуг не имел права отказаться от службы у князя.
Один из приближенных вельможи даже спустил Моцарта с лестницы. Потрясенный такой
грубостью, композитор заболел. Но так стало радостно, когда наступили первые дни
свободы.
Композитор приехал в Вену и с воодушевлением взялся за работу: писал музыку,
много концертировал. В 1781 году он писал: «Счастье мое начинается только теперь».
Появляются его оперы «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»,
«Дон Жуан». В Вене, в немецком театре была поставлена его опера «Похищение из
Сераля». Послушав её, император сказал: «Ужасно много нот», на что композитор
ответил: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество!». Мелодичность и красота
музыки опер вызывали восторг и восхищение у публики. Музыка опер заставляла вместе
с героями пережить их чувства.
В эти годы Моцарт достиг вершин мастерства и в инструментальной музыке. В
течение только одного лета 1788 года, он написал три своих последних симфонии.
Различные по характеру, все эти произведения гениальны по своей музыке и очень
любимы слушателями. Так же он пишет камерную музыку: квартеты, трио. Недаром
Гайдн сказал отцу Моцарта: «Я считаю Вашего сына величайшим композитором из тех,
о ком я когда-либо слышал». В этот период ему приходится много концертировать. Также
он участвует в концертах, устраивает свои академии. Это приносит славу первого
виртуоза своего времени. Но у этой яркой жизни была и обратная сторона. Моцарт
постоянно испытывал материальные лишения. Ни исполнительская деятельность, ни
постановка опер, ни издание его произведений не приносили денег, необходимых на
содержание семьи. С годами интерес публики к его произведениям снизился. Концертная
жизнь Вены в этот период замирает. Как и в Италии, Моцарт не хотел подчиниться вкусам
придворной знати, которая считала его музыку слишком серьезной, но он был вынужден
писать музыку на заказ, давать дешевые уроки.
Последнее произведение Моцарта «Реквием» - похоронная месса. Он писал её уже,
будучи тяжело больным, лежа в постели. Реквием в переводе с английского означает
«покой». Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви, в
память об умершем. Написание этого произведения покрыто некой тайной: однажды к
нему явился человек в кожаном плаще и заказал «Реквием». У композитора было
предчувствие, что это произведение он пишет для себя. Этот человек не называл своего
имени, но в дальнейшем стало известно, что это был граф Вальзега, который уже много
раз заказывал произведения крупным композиторам и выдавал их за свои. Но Моцарт
тогда об этом ничего не знал и поэтому был потрясен появлением «чёрного посланника».
Произведение это стало «лебединой песней» композитора. Болезнь и смерть не дали ему
завершить свое последнее творение - это сделали его ученики. В этой гениальной музыке
Моцарт раскрыл свою глубокую любовь к людям. И сегодня это одно из самых известных
произведений великого композитора.
Работа над «Реквиемом» отняла у композитора последние силы. Он умер, не дожив
до 36 лет. Он уже не мог присутствовать на представлении своей оперы «Волшебная
флейта». Композитор был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально
4
закончилась жизнь великого гения МОЦАРТА. Наследие его велико: это оперы,
симфонии, сонаты, камерная музыка, концерты для разных музыкальных инструментов,
Моцарт прожил короткий срок (неполных 36 лет), но за этот период его творчество
достигло той зрелости, какая обычно связана с долгим опытом жизни. Завершив
достижения музыкальной культуры 18 века, оно открывало новые пути для художников,
следующих поколений.
Программа концерта:
1. В. А. Моцарт Менуэт
2. В. А. Моцарт Ария
3. В. А. Моцарт Менуэт
4. В. А. Моцарт Колыбельная
5. В. А. Моцарт Вальс
6. В. А. Моцарт Менуэт
7. В. А. Моцарт Ария
8. В. А. Моцарт «Приди, о май!»
9. В. А. Моцарт Аллегро
10. В.А.Моцарт «Детские игры»
11. В. А. Моцарт Менуэт
12. В.А.Моцарт «Пьеса»
13. В. А. Моцарт «Четыре танца»
14. В. А. Моцарт Отрывки из опер В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Волшебная
флейта»
15. В. А. Моцарт «Фантазия»
5
Список использованной литературы:
1. Великович Э.И. Великие музыкаотный имена. С - П., Композитор 2007.
2. Как исполнять Моцарта. Серия Мастер – Класс М., Классика XXI 2003.
3. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М., Музыка 1986.
4. Шорникова М. Музыкальная литература. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.