Изучение духовной музыки Г.В. Свиридова в курсе музыкальной литературы ДШИ

МБОУ ДОД ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова
г. Курск
ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ Г.В.СВИРИДОВА
В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДШИ.
Подготовила преподаватель ИТО
Клячковская И.А
г. Курск
2015
Современный процесс обучения требует от преподавателя выполнения
многих задач. Педагог ДШИ образовывает и воспитывает ребёнка, опираясь
на лучшие образцы классической музыки. Тем самым он развивает в ученике:
- музыкальное мышление (память, воображение, эмоции);
- элементы творческой деятельности;
- умственные способности через усвоение новых знаний;
- мировоззрение;
- эстетический художественный вкус.
Духовное возрождение общества, происходящие сегодня в России
перемены, внесли свои коррективы в учебные планы ДШИ, так как
формирование духовности подрастающего поколения одна из основных задач
современной школы. Именно поэтому одной из актуальных тем в курсе
музыкальной литературы стала тема: «Духовная музыка Г.В.Свиридова».
Курс музыкальной литературы в ДШИ рассчитан на четыре года. Жизнь и
творчество Г. В.Свиридова изучается в разделе «Русская (советская) музыка
XX века». Но юные «свиридовцы» бучающиеся ДШИ №1 имени
Г.В.Свиридова г.Курска) начинают знакомство с композитором гораздо
раньше, с первого класса. Дети узнают о том, что великий музыкант учился в
этой школе, вместе с педагогом они совершают экскурсии по памятным местам,
связанным с Георгием Васильевичем, а самое главное начинают слушать его
музыку.
Первые впечатления обучающихся связаны с одним из самых
популярных и известных произведений Свиридова Музыкальными
иллюстрациями к повести А.С.Пушкина «Метель». Этот цикл дети слушают
многократно в аудиозаписи, а также в «живом» исполнении, посещая
школьные и филармонические концерты.
Следующий этап изучение музыки из сюиты «Время, вперёд!» С ней
учащиеся уже знакомы по заставке программы «Новости» на Первом канале.
Реакция детей на услышанное всегда положительная, они узнают произведение
с первых минут прослушивания.
Как только юные музыканты осваивают игру на инструментах, они сами
исполняют пьесы из фортепианного цикла «Детский альбом» Г.В.Свиридова.
Так, постепенно, накапливая слуховые и эмоциональные впечатления,
учащиеся готовятся к восприятию более сложных произведений. Одним из
интересных видов работы на этом этапе является просмотр документального
телефильма о Г.В.Свиридове «Музыка и душа» в шести новеллах (автор и
режиссер Н. Ряполов), в котором дети видят композитора, запоминают его
рассказы о времени и о себе.
С вокально-хоровыми сочинениям Георгия Васильевича ученики ДШИ
знакомятся несколькими путями: через пение в хоровых коллективах,
прослушивая записи. При изучении вокального творчества композитора,
большое внимание уделяется работе со словом. Сам Г.В.Свиридов пишет об
этом так: «Я…пристрастен к слову (!!!) урсив автора И.К.), как к началу
начал, сокровенной сущности жизни и мира»[1]. Свое отношение к слову, как к
ведущему началу в музыке, композитор выражает очень конкретно: «Наиболее
действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки (курсив
автора И.К.). Этим я занимаюсь»[2].
Первый опыт работы со стихотворным текстом в музыке Свиридова дети
получают при изучении цикла Шесть романсов на стихи А.С.Пушкина. Этот
опыт они используют в дальнейшем, особенно в старших классах, когда вместе
с педагогом разбирают духовные сочинения композитора.
Важным этапом в подготовке к пониманию духовной музыки
Г.В.Свиридова является изучение кантаты «Курские песни». Необходимо
отметить, что типичным жанром для русского песенного фольклора, является
протяжная лирическая песня. Распевание слова это элемент, который роднит
традиционную протяжную лирику с древнерусской певческой традицией, со
знаменным распевом. Так в музыке Свиридова тесно переплетаются народные
и церковные мелодические истоки. Известны слова композитора об этом:
«Часто я вспоминаю свою Родину Курский песенный край. Россия была
богата песней, Курские края особенно. До пятидесятых годов (как я знаю)
хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из
поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они
оригинальны, своеобычны, какая радость слушать их. Один из музыкальных
ладов, на котором построена моя кантата «Курские песни», говорит о глубокой
древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже
так не поют. Жизнь неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют
эту музыку. Будет жаль, если она совсем исчезнет»[3].
В старших классах обучающиеся уже достаточно подготовлены, чтобы
воспринимать сложный внутренний мир духовной музыки Свиридова. Педагог
возвращает учеников к биографии композитора и делает акцент на том, что сам
Георгий Васильевич неоднократно говорил о влиянии церковного пения на его
музыкальный язык, часто вспоминает свои детские впечатления от курских
храмов, куда он ходил вместе с бабушкой и матерью: «Сильное впечатление
производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска и
ладана…, лики святых. Пение хора входило составной частью в службу,
довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность
происходящего…Мы жили поначалу на углу Фроловской и Херсонской улиц
во дворе Исполкома. Прямо напротив нас находилась церковь святого Николая
Угодника, но наша семья почему - то не ходила в эту церковь, а ходили мы в
церковь Фрола и Лавра - маленькую, уютную, кажется из-за того, что там был
хороший хор»[4]. Обучающиеся могут увидеть эти места на старых
литографиях, представить их местоположение, некоторые из этих объектов
сохранились и поныне. Большой эмоциональный отклик у обучающихся вызвал
видеоряд с музыкальным сопровождением, где храмовая архитектура и
иконопись предстали в сопровождении музыки нашего великого земляка. Лики
Пресвятой Богородицы, фрески с изображением Иисуса Христа, иконы св.
Апостола Петра и Рождества Христова, внутреннее убранство храмов
прекрасно «озвучили» такие произведения Г.В.Свиридова, как «Симоне Петр»
из поэмы «Отчалившая Русь» на слова С.Есенина, «Зорю бьют» из хорового
цикла «Пушкинский венок», романс «Икона» из цикла «Песни безвременья» на
слова А.Блока.
Первоначально обучающиеся, под руководством преподавателя, учатся
улавливать образы, навеянные литургической поэзией, узнавать интонации
церковного пения в произведениях Свиридова. Они знакомятся со знаменным
распевом и крюковыми записями в первоначальном виде и в современной
расшифровке, что способствует расширению их кругозора. Много внимания
уделяется самостоятельному поиску информации по теме: «Развитие
литургической музыки в России», в результате которого учащиеся выясняют,
что в духовной музыке на первом месте стоит каноническое Слово, распетая,
осмысленная молитва.
Обобщая опыт работы, можно сказать, что процесс усвоения материала
учащимися 13-15 лет складывается не всегда просто. Это связано, прежде всего,
с невоцерковленностью большинства детей, незнанием ими основ
традиционной культуры. Разрушены, к сожалению, и многие традиции
православного семейного воспитания. Так как многие взрослые из числа
родителей сами редко посещают храм и не понимают язык и культуру
богослужения, то и дети не приучаются к молитве, не понимают красоту и
богатство службы на церковнославянском языке. Поэтому, работая вместе с
учащимися над этой темой, мы обычно разбираем и учим тексты молитв,
слушаем записи обиходного церковного пения.
Приведем некоторые примеры соответствия распевов молитв и
фрагментов из различных сочинений Свиридова:
«Ныне отпущаеши» (обиход) – глас 6 –
текст молитвы св. Симеона Богоприимца.
«Патетическая оратория» - 1959 г.
«Рассказ о бегстве генерала Врангеля».
« Богородице Дево» (обиход) – глас 4 текст молитвы.
Музыка к драме А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»-1973 г.
«Молитва».
«Песнопения и молитвы» - 1980 -1998гг.
Трисвятое (знаменный распев) текст молитв ко Пресвятой Троице.
«Неизреченное чудо».
Господи, спаси благочестивые и Святый Боже.
Тропарь Рождества (обиход) – глас 4 текст тропаря.
Рождественская песнь.
«Три стихиры для мужского хора».
«Господи, воззвах» (знаменный распев) – текст стихиры.
«Господи, воззвах к тебе».
« Странное Рождество».
Слава быстрая краткое Славословие.
Приидите, поклонимся (обиход) – текст молитвы ко Иисусу Христу.
Приидите, поклонимся.
Годы жизни Г.Свиридова охватили всю советскую историю, захватив также
самый конец русской монархии и самое начало постсоветской истории. Он
застал время 1920-х годов, когда уставшая и озлобленная страна стремилась
разорвать многие узы, связывавшие её с прошлым, в том числе и с
духовностью. Георгий Васильевич никогда не подстраивался «под власть», в
страшные 30-е годы он продолжал носить крест. В своих дневниках позднее он
напишет: «Духовное искусство является наиболее высокой формой искусства,
ибо оно включает в себя эпическое, народное и индивидуальное (личность)» и
далее «…хочется со всей силой напомнить об этически возвышающей функции
музыкального искусства, о том, что музыка предназначена для духовного
совершенствования человека»[5].
На протяжении всей жизни и творчества Свиридову удалось сохранить
веру и мироощущение православного человека. Духовно-нравственное
наполнение музыки для него наиважнейшее её качество. Своей музыкой он
продолжает воспитывать и возвышать юные души. Кажется, что и сейчас слова
композитора звучат как духовный завет потомкам: «Когда я думаю о музыке,
мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквах…сегодня мне
хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение,
чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные,
самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы»[6].
ССЫЛКИ
1. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Г.Свиридов - М.: Молодая гвардия, 2002. С.58.
2. Там же С.58.
3. Там же С. 224.
4. Там же С. 167.
5. Там же С.96.
6. Там же С. 97.
Список используемой литературы:
1. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Г.Свиридов - М.: Молодая гвардия,
2002.