Народные инструменты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1 г. Рассказово»
Предпрофессиональная образовательная программа
в области музыкального исполнительства
«ФОРТЕПИАНО»
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Рассказово 2014 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объём учебного предмета, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Формы проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально – технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
1. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и
с учётом федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области музыкального искусства « Народные
инструменты»
Учебный предмет «Фортепиано направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное
развитие ученика.
Учебный предмет « Фортепиано» расширяет представление учащихся
об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские
умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную
грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана
является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной подготовки учащихся инструменталистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических
предметов, поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе
или в детской школе искусств обучающимся на отделении народных
инструментов необходим курс ознакомления с этим дополнительным
инструментом.
2.Срок реализации учебного предмета.
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного
предмета «Фортепиано» для 8 (9) - летнего обучения
предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет
6 лет (с 3 по 8 класс), для 5 (6) летнего обучения – 4 года (со 2 по 5
класс).
3.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану для учащихся
отделения народных инструментов предлагается 0,5 часа аудиторных
занятий в неделю, в выпускном классе 1 час в неделю. Программа предмета
«Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу
учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора.
Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями
педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом
уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех
лет обучения.
Таблица 1
Народные инструменты
8 (9) лет
Народные инструменты
5 (6) лет
Срок обучения
5 лет
4 года
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)
429
346, 5
Количество часов на
аудиторные занятия
99
82, 5
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу
330
264
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально -
психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель:
Развитие музыкально творческих способностей учащегося на основе
приобретённых им базовых знаний, умений и навыков в области
фортепианного исполнительства.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нём любви к
классической музыке и музыкальному творчеству;
владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора
музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
фортепиано с учётом возможностей и способностей учащегося,
овладение основными видами штрихов: non legato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности, эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением,
штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно – слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических
приёмов, наблюдение);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа на инструменте над
упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных
произведений)
8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс
(не менее 6 кв. м.) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
фортепиано, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие
нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты
должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Фортепиано» на максимальную
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы
1
2
4
5
6
7
8
Продолжительность
Учебных занятий
(В неделях)
8 (9) -
летнее
обучение
-
-
33
33
33
33
33
5 (6)
летнее
обучение
-
33
33
33
Количество часов
на аудиторные
занятия
(в неделю)
8 (9)
летнее
обучение
-
-
0,5
0,5
0,5
0,5
1
5 (6)
летнее
обучение
-
0,5
0,5
1
Количество часов
на внеаудиторные
занятия
(в неделю)
8 (9)
летнее
обучение
2
2
2
2
2
5 (6)
летнее
обучение
-
2
2
2
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»
распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учётом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных
способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.).
Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объём времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
1. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется
по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами,
стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение предмета «Фортепиано» для учащихся отделения
народных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса,
поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам
обучения.
Для 8 (9) летнего обучения:
Первый год обучения соответствует 4 классу отделения народных
инструментов.
Второй год обучения соответствует 5 классу отделения народных
инструментов.
Третий год обучения соответствует 6 классу отделения народных
инструментов.
Четвёртый год обучения соответствует 7 классу отделения народных
инструментов.
Пятый год обучения соответствует 8классу отделения народных
инструментов.
Для 5 (6) – летнего обучения:
Первый год обучения соответствует 2 классу отделения народных
инструментов.
Второй год обучения соответствует 3классу отделения народных
инструментов.
Третий год обучения соответствует 4 классу отделения народных
инструментов.
Четвёртый год обучения соответствует 5 классу отделения народных
инструментов.
1 год обучения.
Ознакомление с инструментом, основными приёмами игры, знакомство со
штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой,
музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов
звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 8 10 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или «Хрестоматии» для 1
класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1- го года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа лёгкого нотного текста отдельно каждой рукой.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, тонического
трезвучия. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор отдельно каждой рукой на
одну октаву. Аккорд – тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (по выбору)
Корелли А. Сарабанда ре минор
Моцарт В. Менуэт фа мажор
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Перселл Г. Ария
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Гнесина Е. «Фортепианная азбука»
«Маленькие этюды для начинающих»
Лешгорн А. «Избранные этюды для начинающих» соч. 65
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А. Соч.98. «В разлуке», «Мазурка»
Гедике А. Танец
Глинка М. Полька
Кабалевский Д. «Клоуны», «Маленькая сказка»
Майкапар А. Соч.28. «Бирюльки», «В садике», «Пастушок», «Мотылёк
Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки
Гайдн Й. Отрывок из симфонии
Калинников В. «Тень, тень», «Киска»
Рубинштейн Н. «Мелодия»
Русские народные песни: «Как пошли наши подружки», «Под яблонью
зелёною», «Зелёное моё ты виноградье»
Украинские народные песни: «Ехал казак за Дунай», «Ой, под вишнею»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль – С.Прокофьев.«Болтунья»
Старокадомский М. «Весёлые путешественники»
Польская нар.песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль «Здравствуй, гостья зима»
Гнесина Е. Этюд
Майкапар. «В садике»
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приёмов игры на
фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Чтение нот с листа.
За год учащийся должен изучить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 3 произведения полифонического стиля,
1 2 ансамбля,
Гаммы: До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками на 1 октаву.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» ( под общ. ред. А. Николаева):
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Кригер И. Менуэт
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Бах И. С. Полонез соль минор; Бурре
Моцарт Л. Менуэт; Волынка; Бурре
Гендель Г. Ф. Менуэт ре минор
Гедике А. Ригодон
Телеман Г.Ф. Гавот
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука»
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гурлит М. Этюд ля минор
Майкапар А. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор
К. Черни – Г. Гермер Этюды № № 1 – 15 (1 тетр.)
Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Пьесы
Беркович И. 25 лёгких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12
Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28
Руббах А. «Воробей»
Фрид Г. «Грустно»
Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Глинка М. Хор «Славься»
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гедике А. Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
Руббах А. «Воробей»
Вариант 2
Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали,
включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым
элементом выразительного исполнения (П. Чайковский. «Болезнь куклы»,
А. Гречанинов. «Грустная песенка» и др.)
Начиная с 3 класса, изменения в содержании учебных занятий касаются
усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к
качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков
чтения с листа.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
1 2 ансамбля,
Гаммы ля, ре, ми, соль, до минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками
в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До мажор,
ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор; Ария ре
минор; менуэт ре минор
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: Домажор; Соль мажор
Гендель Г.Ф. Ария
Пёрселл Г. Сарабанда
Моцарт Л. 12 пьес под редакцией Кувшинникова: Сарабанда
Ре мажор, Менуэты Ре мажор, ре минор
Сен – Люк Ж. Бурре
Чюрлёнис М. Фугетта
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Гедике А. Соч.58. «Ровность и беглость»
Лешгорн А. Этюды соч.65, №№ 4 – 8; 11, 12, 15
Лемуан А. Этюды соч. 37, №№ 1,2
Черни – Гермер1 тетрадь: №№ 7 – 28; 2 тетрадь:№№ 1, 2
Шитте Л. Соч. 108: №№14 – 19
Крупная форма
Диабелли А. Сонатина
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор №1, 1 часть
Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г. Песенка
Гедике А. Русская песня
Александров А Новогодняя полька
Гайдн Й. Анданте
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»,
«Песня»
Гедике А. Соч.36: №№ 21, 23, 31
Гречанинов А. «На лужайке», «Вальс»
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Лоншан – ДрушкевичК. Полька
Моцарт В. 14 пьес: № 8
Майкапар А.Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков»
Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж. Пастораль
Бетховен Л. «Афинские развалины»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон – Жуан»
Шуберт Ф. Немецкий танец
Чайковский П. Танец феи Драже
Моцарт В. Ария Папагено
Аккомпанементы
Варламов А. «На заре ты её не буди», переложение О. Геталовой
Качурбина М. «Мишка с куклой»
Моцарт В. «Маленькая пьеса» (балалайка)
Русские народные песни: «Сорока», «Как под горкой под горой (балалайка)
Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»
Б. Уокер «Дождик»
Ф. Шуберт «Вальс» (балалайка)
Примеры переводных программ
Вариант 1
Черни К. – Гермер Г. Этюд, 1 тетрадь, № 1
Бём Г. Менуэт
Дварионас Б. Прелюдия
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд соч.65 № 11
Перселл Г. Ария
Чайковский П. «Детский альбом»: Полька
4 год обучения
Годовые требования:
4 5 этюдов,
2 3 пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть крупной формы,
1 2 ансамбля,
продолжение формирования навыков чтения с листа,
гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним,
хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж. Фугетта
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах;
Маленькие прелюдии: доминор, ми минор
Бах Ф.Э. Анданте
Рамо Ж. Менуэт в форме рондо
Гендель Г. 3 менуэта
Кирнбергер И.Ф. Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Скарлатти Д. Ария ре минор
Циполи Д. Фугетта
Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор
Гедике А. Инвенция ре минор
Этюды
Гурлит К. Этюд Ля мажор
Гедике А. Этюд ми минор
Шитте Л. Этюды соч. 160: №10, 14, 15, 18
Геллер С. Этюды
Гнесина Е. Маленький этюд на трели
Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,
Вып. 1, сост. Руббах)
Лешгорн А. Этюды соч. 65
Лемуан А. Этюды соч. 37: №№ 10 – 13, 20
Черни К. – Гермер Г. 1 тетрадь: № 20 – 29, 30 35
Крупная форма
Андрэ А. Сонатина Соль мажор
Бенда Я. Сонатина ля минор
Вебер К. Сонатина До мажор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.
Кулау А. Сонатина № 4
Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор
Моцарт В. Сонатины Ля мажор, Си-бемоль мажор
Мюллер А. Сонатина, 1 ч.
Плейель Р. Сонатина
Моцарт В. Лёгкие вариации
Кикта В. «Вариации на старинную украинскую песню»
Пьесы
Алябьев А. Пьеса соль минор
Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
Дварионас Б. Прелюдия
Гедике А. Скерцо
Лядов А Колыбельная
Кюи Ц. «Испанские марионетки»
Кабалевский Д. «Токкатина»
Майкапар А. «Мимолётное видение», «Пастушок», «Мотылёк»
Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор
Николаева Т. Детский альбом: «Сказочка»
Питерсон О. «Зимний блюз»
Роули А. «Акробаты»
Чайковский П. «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Итальянская
песенка»
Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»
Хачатурян А. Андантино
Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)
Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли
Глинка М. «Марш Черномора»
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки
Хренников Т. «Весёлый канон»
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки
Шмитц М. «Весёлый разговор»
Аккомпанементы
(произведения для балалайки):
Бах И. С. Менуэт (переложение Ю. Блинова)
Блинов Ю. «Перепевка» (русская народная песня)
Грибоедов А. Вальс № 1
Шуберт Р. «Цветы мельника»
(произведения для ф-но):
Таривердиев М. «Маленький принц»
Чайковский П. «Сладкая грёза»
Примеры переводных программ
Вариант I
Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10
Моцарт В. Аллегретто
Алябьев А. Пьеса соль минор
Вариант II
Черни К. – Гермер Г. 1 тетрадь. Этюд № 29
Бах И. С. Маленькая прелюдия ля минор № 12
Моцарт В. Сонатина Си – бемоль мажор
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию
в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует
развитию их творческих возможностей, более свободному владению
инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
За год учащийся должен освоить:
4 5 этюдов,
2 4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 2 части крупной формы,
1 2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
мажорные гаммы от чёрных клавиш, к ним аккорды и арпеджио на 2
октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. «Маленькие прелюдии»: ля минор, Фа мажор
Бах И. С. Менуэты: Соль мажор, до минор
Гедике А. Соч.60: инвенция, прелюдия ля минор
Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта
Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения
Композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып.2,
Сост. Кувшинников)
Маттезон И. Ария, Менуэт
Моцарт В. Контрданс
Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта
Павлюченко С. Фугетта ми минор
Рамо Ж.Ф. Менуэт
Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4
Этюды
Гедике А. Соч. 47 № № 10 – 16, 18, 21, 26
Соч. 58 №№ 13, 18, 20
Беренс Г. Соч. 100 № 4
Геллер С. Соч. 47 №12, 13
Дювернуа Ж. Соч.176 №43, 44
Лак Т. Соч. 172 №№ 5 – 8
Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39
Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь ( по выбору)
Черни К. – Гермер Г. 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36,38, 42,43
Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3. 6. 9
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 части
Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46
Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч . 151
Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27
Сонатина До мажор, 2. 3 ч., соч.36
Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч. 55, № 3: 1, 2 чч
Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Шуман Р. «Детская сонатина»
Чимароза А. Сонатины: ре минор, ля минор
Пьесы
Бетховен Л. Экосезы: Ми-бемоль мажор, Соль мажор
«Тирольская песня», соч. 107
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»
Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»
Косенко В. Соч. 15: «Вальс», «Пастораль»
Майкапар А. Соч. 8: «Мелодия», соч.28: «Колыбельная»
Мендельсон Ф. «Песни без слов»: № 7
Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»
Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», Дождь и радуга», «Вечер»
Слонов Ю. «Скерцино»
Шопен Ф. «Кантабиле»
Шуман Р. «Альбом для юношества»: «Сицилийская песенка»
Чайковский П. «Детский альбом»: «Новая кукла», «Полька»,
«Вальс»
Ансамбли в 4 руки
Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка
с малинушкой»
Мартини Дж. Гавот (перел. Гехтмана)
Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный
альбом для фортепиано» 1 вып., сост. А.Руббах)
Шуберт Ф. Лендлер
Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»
Аккомпанементы
(произведения для балалайки):
Андреев В. «Ноктюрн»
Госсек Ф. «Гавот»
Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков»
Черёмухин В. «Колыбельная»
Ребиков В. «Воробышек»
(вокальные произведения):
Соловьёв – Седой В. «Подмосковные вечера» из к/ф «В дни
спартакиады»
Варум Ю. «Городок»
Шаинский В. «Улыбка»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гедике А. Этюд соч.47, № 15
Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4
Чимароза Д. Сонатина ре минор
Вариант 2
Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35
Гольденвейзер А. Соч.11. Фугетта ми минор
Кулау Ф. Сонатина соч.55 №3: 2ч.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И. С. «Маленькие прелюдии», ч.2: До мажор, ре минор,
Ре мажор.
«Французские сюиты»: до минор (менуэт),
си минор (менуэт)
Барток Б. Менуэт
Люлли Ж. Б. Жига («Библиотека юного пианиста, средние
Классы ДМШ», сост. Б. Милич)
Майкапар А. Соч. 28. Прелюдия и фугетта до-диез минор
Мясковский Н. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон
«Маленький дуэт», 2-голосная фуга ре минор.
Пёрселл Г. Прелюдия До мажор (там же)
Скарлатти Д. Менуэт (там же)
Циполи Д Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1,
сост. Самонов, Смоляков)
Этюды
Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88.№№ 1-3, 5-7
Бертини А. 28 избранных этюдов, соч.29 и 32:№№ 4-9
Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов, соч.8, соч.47:
№№ 20-26
Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь. Соч. 66:№№ 1-4
Черни К. – Гермер Г. 2 тетрадь: №№ 6-12
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатины: Ми – бемоль мажор, фа минор, 1ч.
Беркович И. Вариации на украинские темы
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.
Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Кулау Ф. Сонатины №№ 1, 4, соч. 55
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему соч.51, № 1
Моцарт В. Сонатина № 5 Фа мажор, 1 ч.
Чимароза Д. Соната соль минор
Пьесы
Бетховен Л. 7 народных танцев: Аллеманда Ля мажор,
Багатель, соч.119 №1
Григ Э. «Ариетта», «Народная мелодия», соч. 12
Глиэр Р. «Колыбельная»
Грибоедов А. 2 вальса
Косенко В. «Скерцино», соч. 15
Моцарт В. Контрдансы: Си- бемоль мажор, До мажор
Пахульский Г. «В мечтах»
Питерсон О. «Волна за волной»
Прокофьев С. Соч. 65. «Ходит месяц над лугами»,
«Прогулка»
Чайковский П. Соч. 39. «Утреннее размышление»,
«Мазурка», «Русская песня»
Шуман Р. Соч. 68. «Маленький романс», «Северная
песня»
Ансамбли в 4 руки
Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка»,
«Сказка»
Вебер К. М. 6 лёгких пьес в 4 руки
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глиэр Р. Соч. 38: «Менуэт», «Мазурка»
Кюи Ц. «У ручья»
Рахманинов С. «Сирень»
Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч. 33
Аккомпанементы
И.Брамс «Петрушка» «
М. Глинка «Мазурка», «Мелодический вальс»
Э. Григ «Менуэт»
Е. Гнесина «Две плаксы»
Б.Дварионас. «Вальс»
В. Моцарт «Бурре», «Аллегретто»
Г. Перселл Ария ре минор
В.Соловьёв – Седой «Подмосковные вечера»
Р. Шуман «Весёлый крестьянин»
Примеры программ итогового зачёта
Вариант 1
Беренс Г. Этюд соч. 61 и 88. №3
Бах И. С. Маленькая прелюдия До мажор (ч. 2)
Вебер К. М. Сонатина До мажор. 1 ч.
Косенко В. «Скерцино», соч.15
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд соч. 66, № 4
Мясковский Н. 2-голосная фуга ре минор
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.
Питерсон О. «Волна за волной»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся являются результатом освоения
программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания,
умения, навыки:
Знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
Знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
Владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приёмов, позволяющих
создавать художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах,
академических вечерах, открытых уроках и т. п.;
навыки чтения с листа лёгкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном
инструментальном ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет
преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его
продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без
присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а
также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке,
выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счёт
времени аудиторных занятий на всём протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за
счёт аудиторного времени. Форма её проведения контрольный урок, зачёт с
приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием
является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно
должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи
и перспективы развития ребёнка. Промежуточная аттестация отражает
результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень
успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная
аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с
занесением её в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник
учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включа
участие в концертах, конкурсах. На зачётах и контрольных уроках в течении
года должны быть представлены различные формы исполняемых
произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений
крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе
преподавателем осуществляется проверка навыков чтения нот с листа
нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов,
арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобретённые знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5(«отлично»)
Предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими приёмами,
щтрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения;
использование художественно оправданных
технических приёмов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
Программа соответствует году обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических недочётов, небольшое
несоответствие темпа, неполное донесение
образа исполняемого произведения
3(«удовлетворительно»)
Программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста, технические ошибки. Характер
произведения не выявлен
2(«неудовлетворительно»)
Незнание наизусть нотного текста, слабое
владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачёт» (без отметки)
Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учётом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и « - », что даёт возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретённых выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащённость учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся
несёт проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике. Программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение,
варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими
установками, а также с возможностями и способностями конкретного
ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачётах, концертах. Но, если позволяет
время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе
или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчётных концертах (1 2 за учебный
год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным
материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению
дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и
преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом
на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука.
Развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приёмов
педализации;
работа над приёмами звукоизвлечения;
Тренировка художественно исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
Формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.
Разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных
принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности,
наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать
индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных
способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного
процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному
развитию музыкально – исполнительских данных учащегося является
планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная
форма планирования – составление преподавателем индивидуального плана
на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В
индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и
содержанию произведения русской и зарубежной классической и
современной музыки с учётом специфики преподавания предмета
«Фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох,
форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора
ученика и воспитания в нём интереса к музыкальному творчеству. Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать
возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические
приёмы и исполнительские задачи с прохождением большого числа
довольно лёгких произведений, доступных для быстрого разучивания,
закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе
музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том,
что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно
или поочерёдно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными
построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть
разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального
произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать
фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу
его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному,
осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство
на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и
систематическое изучение гамм, аккордов и арпеджио. Освоение гамм
рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что даёт хорошие и
прочные результаты. Такая работа приводит к успешному решению
технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа.
Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в
незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические
способности ученика. В конечном итоге эта практика способствует более
свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно
изучить новый материал.
Большое значение на уроках фортепиано уделяется развитию навыков
ансамблевого музицирования, подбору по слуху мелодий и
аккомпанементов, что способствует более быстрому освоению
клавиатуры.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ игра нового материала, разбор и объяснение
штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т. п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах
ученик играет партию одной руки, педагог другой. В дальнейшем
исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы
голосу, струнному или духовому инструменту.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий достичь поставленных задач и быть
осознанными и результативными.
Объём времени на самостоятельную работу определяется с учётом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования. Рекомендуемый объём времени на выполнение
самостоятельной работы учащимися струнного отделения по предмету
«Фортепиано» с учётом сложившихся педагогических традиций 2 часа в
неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием
является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также
наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2 3 раза в неделю).
Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося,
занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для
здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребёнка эффективному
использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует
разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очерёдность работы, выделить наиболее
проблемные места в данных произведениях, посоветовать способы их
отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение
работы над освоением произведения, которая была начата в классе под
руководством педагога. Выполнение домашнего задания – это работа над
деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией,
динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и
исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной
самостоятельной работы ученику необходимо получить точную
формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет
записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: пение мелодии разучиваемых пьес с названием нот и
дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа лёгкого
музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на
постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом.
Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей
в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре
линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая
соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных
произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью
педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического
материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным
исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других
указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны
быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее
пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов / сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом лёгких переложений для ф - но в 4 руки Вып. 2/ сост. Э. Денисов,
1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ, 1 3 кл./ред.
сост. И. Беркович. Киев, 1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А. Браудо.
СПб.: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч. 61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1962
Бетховен Л. Лёгкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1.. Сост. Ю. Курганов. М., 1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1987
Весёлые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно -
метод. Пособие, сост. С.А. - Барсукова. Ростов н / Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но, 1-4 кл. ДМШ. Ред. Ю. Камальков.
М., 1993
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч. 32
Гаммы и арпеджио в 2-х ч.. сост. Ширинская Н. – М.; Музыка, 2006
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып. 1, 2. М.: Музыка,
2011
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып. 6: Учебно-метод.
пособие / сост. С. А. Барсукова. – Ростов н / Дону: Феникс, 2003
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып. 4. V-VI кл. ДМШ: Уч.
пос., редакторы составители А. Г. Руббах и В.А. Натансон. М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1., I-IIкл. ДМШ; Уч.
пос. Сост. А. Руббах и В. Натансон: М.: Государственное музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовыхкрохотулечек: Учеб. Пособие – СПб:
Союз художников, 2008
Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,
2010
Лекуппе Ф.. 25 лёгких этюдов. Соч. 17
Лещинская И. «Малыш за роялем». М. Кифара, 1994
Лешгорн А. Избранные этюды. Соч. 65, 66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994;
Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3кл, Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл., Кифара, 2001
Музицирование для детей и взрослых, вып. 2:Учебное пособие / сост.
Барахтина Ю. В. – Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы, вып.2, издание 4.Сост. К. С.
Сорокина – М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1/ сост. А. Руббах, М., 1972
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 2 / сост. А. Руббах и В.
Малинникова – М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-
метод. Пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н / Д: Феникс,
2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно - метод. пособие. Сост.
Н.Горошко. – Ростов н /Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./
сост. К. Сорокин. – М.: Музыка, 1976
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/ сост. О.В. Бахлацкая. М.:
Советский композитор, 1963
Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая
редакция А. Батаговой и Н. Лукьяновой. М: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3.Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М.,1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф – но. Лёгкие пьесы зарубежных
композиторов / сост. Н. Семёнова, СПб, 1993
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 4 кл. / ред. В. Дельновой
М., 1974
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М., 1974
Пьесы композиторов XX века для ф но. Зарубежная музыка/ред.
Ю.Холопова. М., 1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Сост. С.
Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
Старинная клавирная музыка. Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф.
Розенблюм. – М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII XVIIIвеков, вып.2:
Учебное пособие/ сост. и редактор А. Юровский. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради. 3,6,9,11.
«Музыка»,1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1ч./ сост. С. Ляховицкая М.,
1961
Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика – XXI век» - М. ,2002
Фортепианная игра 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие / сост. В. Натансон, Л.
Рощина. – М, Музыка, 1998
Хрестоматия для ф-но, 3 класс ДМШ. Пьесы. Вып.1. Учебник / сост. Н. А.
Любомудрова, К. С. Сорокин, А.А. Туманян, редактор С. Диденко. – М.:
Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ. Учебник / сост. А. Бакулов, К. Сорокин -
М.: Музыка,1989
Хрестоматия для ф-но , 2 кл. ДМШ. Учебник / сост. А.Бакулов, К. Сорокин –
М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный
олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом, соч. 39. –М.:Музыка, 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.- сост. А.
Бакулов, 1992
Черни К. – Гермер Г. Этюды. 1,2 тетради
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч. 108, 25 лёгких этюдов соч. 160
Шуман Р. Альбом для юношества: М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но. Учебник / сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.:
Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. 2.Учебное
пособие / сост. и ред. Л. И. Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский
композитор, 1967
Юному музыканту – пианисту. 5кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно –
метод.пособие / сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд. 3-е. Ростов-н /Д:
Феникс, 2008
2.Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на ф-но», 3-е изд., Москва, 1978
2. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»: Из опыта работы педагога
- пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Асафьев Б. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании». М.-Л.,1965
4. Баренбойм Л. Путь к музицированию». 2-е изд. Ленинград, 1979
5. Выдающиеся пианисты – педагоги о фортепианном исполнительстве»,
Москва,1966
6. Голубовская Н. «Искусство педализации» М. –Л., 1974
7. Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной
игре». Москва, 1961
8. Коган Г. «Работа пианиста». 3-е изд. М.; 1979
9. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста в 1-2 классах ДМШ». Киев,
«Музична Украiна», 1977
10. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста в 3-4 классах ДМШ». Киев.
«Музична Украiна», 1979
11. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста в 5-7 классах ДМШ». Киев.
«Музiчна Украина”, 1982
12. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора». Москва, 1963
13. Маккинон Л. «Игра наизусть». Ленинград,1967
14. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». 5 изд. Москва, 1987
15. Николаев А. «Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма». «Музыка». Москва, 1980
16. .Петрушин В. «Музыкальная психология». Москва, 1997
17. Смирнова Т. «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом».
Москва, 1997
18. Тимакин М. «Воспитание пианиста». Москва. «Советский композитор»,
1989
19. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». Москва,1984
20. Шмидт – Шкловская. «О воспитании пианистических навыков». Л.; 1971
21. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». Москва, 1959
22. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Москва, 1973
23. Щапов А. «Некоторые вопросы фортепианной техники». М.; 1968
24. Юдовина – Гальперина Т. «Методика обучения музыке.
25. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира» Музгиз, 1947