Воспитание самостоятельности учащихся при изучении предмета «История искусства»

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Воспитание самостоятельности учащихся при изучении предмета
«История искусства»
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
г. Северск
2016
Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро
стоит перед современным образованием. Основной задачей воспитания новых
кадров для XXI века является развитие творческой активности и
самостоятельности учащихся, и эти две проблемы тесным образом связаны
между собой. Развитие ребенка совершается в процессе его деятельности, его
собственной активности, организуемой и направляемой педагогом.
Самостоятельность, включающая в себя умение работать без посторонней
помощи, является важным критерием результативности подготовки будущих
специалистов, что становится определяющим моментом в условиях реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области изобразительного искусства. Предмет «История искусства» в ДХШ и
ДШИ играет важную роль в воспитании грамотного специалиста, умеющего
разбираться в выразительных средствах и специфике художественного образа в
различных видах искусства. На уроках истории искусства учащиеся имеют
возможность получения разносторонних знаний, поэтому этот предмет должен
иметь не столько информативный характер, но, прежде всего, учить мыслить и
анализировать произведения искусства, учить обобщать отдельные факты и
явления в единое целое, воспитывать потребность в общении с искусством и
способность воспринимать эстетические ценности, что будет способствовать
активизации познавательного интереса к предмету. Именно на таких уроках
происходит формирование личности творческой, самостоятельной и
толерантной, с уважением относящейся к культуре других народов. Основную
цель статьи мы видим в том, чтобы показать эффективные пути повышения
познавательной активности учащихся с помощью инновационных технологий и
воспитания у молодого поколения потребности получать новые знания путем
самостоятельного поиска. На уроках искусства мы применяем основные формы
обучения: словесные, наглядные, практические. При использовании словесных
форм в основе беседы лежит продуманный план, умело поставленные вопросы,
живой диалог с учащимися, который учит их отстаивать свое мнение, мыслить.
Широко применяются и наглядные формы обучения, так как здесь преобладают
зрительные впечатления. Визуальное знакомство с шедеврами мировой
живописи, скульптуры и архитектуры направлено на то, чтобы процесс
всматривания вызывал у учащихся желание разобраться в произведении и
высказать свое мнение по поводу увиденного. По каждой теме у автора статьи
имеются презентации и папки, в которых систематизирован наглядный
материал. В них содержатся высказывания, ярко характеризующие место и роль
направления в целом или творчество отдельного художника, эпиграфы к
урокам, ключевые слова и понятия. Преподавание предмета «История
искусства» осложняется тем, что учебников для ДХШ и ДШИ практически нет.
Самостоятельная работа над дополнительной литературой во внеурочное время
расширяет и углубляет кругозор учащихся. Поиск материалов к занятию
требует работы со справочной литературой, которая систематизирует знания
учащихся и развивает навыки отбора заданной информации. Кроме того, ни
одна самостоятельная работа учащегося в домашних условиях сегодня не
обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений по
тематике занятий. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по
заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания. Опыт нашей
работы показал, что подобный подход позволяет подойти к обучению более
профессионально, формируя у учащихся образное восприятие новых знаний.
Практические формы обучения предполагают формирование умения понимать,
анализировать, оценивать средства выразительности в произведении искусства,
чтобы ученик не чувствовал себя беспомощным в музее или на выставке
художника, не боялся высказать собственное суждение. В практических
занятиях учащиеся осваивают методы сравнения и сопоставления
произведений, контраста и сходства, обобщения. Одним из эффективных
средств активизации самостоятельности учащихся в домашней работе могут
стать выступления учащихся с рефератами на заданную тему, что воспитывает
культуру презентаций своих творческих работ в различных формах и с
помощью технических средств. Кроме того, они выполняют небольшие
сочинения по разнообразной тематике. Интересные результаты дает создание
педагогических условий для участия детей в проведении урока на основе
предварительной подготовки, что стимулирует интерес к предмету, желание
«примерить на себя» роль учителя, более осознанное и ответственное
отношение к подготовке предстоящего выступления. В итоге дети учатся
размышлять, анализировать памятники искусства, начинают понимать язык
искусства, его выразительные возможности, устанавливать взаимосвязи между
различными явлениями культуры, высказывать свое мнение и отношение к
памятникам искусства. Домашняя работа по истории искусства имеет свои
особенности. Выполнение домашнего задания лучше планировать как
поисковую форму деятельности учащихся. Задания могут быть понятийными,
где требуется раскрыть содержание какого-либо понятия, термина; обзорными,
представляющие собой небольшие изложения о направлениях в искусстве, об
истории создания произведения; биографическими, которые выполняются в
виде таблицы, содержащей краткие сведения о художнике, его творческом пути
и т.п. Их можно выполнять с помощью справочников, словарей, энциклопедий
по рекомендации педагога. Самостоятельная работа направляется педагогом с
учетом индивидуальных личностных качеств учащегося, его способности к
саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере
деятельности. В настоящее время в художественном образовании повышается
интерес к проектно-исследовательской деятельности учащихся как к
эффективной образовательной технологии, позволяющей успешно решать
задачи воспитания, социализации и развития будущих специалистов.
Проводится значительное количество конференций, конкурсов проектно-
исследовательских работ и Олимпиад разного уровня от городских до
Всероссийских. При подготовке к этим мероприятиям с одаренными детьми
необходимо создавать оптимальные организационные и психолого-
педагогические условия для выявления, поддержки и реализации способностей
одаренных детей. Участие в таких мероприятиях способствуют расширению
сферы самостоятельной работы учащихся, так как предполагают углубленное
изучение истории искусства. Такие методы преподавания активизируют
самостоятельность учащихся, воспитывают художественный вкус, что является
стратегической целью как в подготовке профессиональных специалистов, так и
в общей системе образования, направленной на формирование и воспитание
гармонично развитой личности. Воспитание современного человека это
восхождение к культуре современного общества, поэтому мы, преподаватели, в
своей повседневной деятельности вносим вклад в воспитание наших питомцев,
создавая необходимые условия для их профессионального роста и дальнейшего
обучения по выбранной специальности, тем самым, продолжаем лучшие
традиции в сохранении преемственности и развитии системы непрерывного
образования. От поколения к поколению бережно хранит человечество
мудрость тысячелетий. Мы надеемся, что зерна духовности, заложенные в души
наших учеников сегодня, дадут всходы и прорастут в будущем.
Список литературы
1. Маршева О.Ю. Мировая художественная культура: современные подходы
к изучению. - http://idc.ulstu.ru/ipk/MHK.doc
2. Колесникова Л.В. и др. Интегрированные проекты как метод
формирования ключевых компетенций. -
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=39509
3. Фадеева Е.Н. Активное обучение на уроках МХК. -
h
t
t
p
:
/
/
f
e
s
t
i
v