Рабочая программа по МХК 10 класс 2016-2017 уч. год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Благовещенская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
директор школы решением методического зам.директора по УВР
____________А.А.котлярова объединения учителей__________ ____________Н.Н.Башкова
приказ №___от «___»____2016г протокол №___от «___»____2016г от «___»_____2016г
Рабочая программа
учебного предмета « Мировая художественная культура»
для среднего общего образования
10-11 класс (базовый уровень)
Составитель:
Головатова Марина Ивановна
2016 год
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная
культура «Академический школьный учебник». 10 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей
мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и
развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в
лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Общая характеристика курса
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях
обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической
перспективе.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были
выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в
современной жизни.
В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая
это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал мужского небесного яни женского земного
инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в
природе повсюду нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело
Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее
отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной
мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской
архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.
3
Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма,
отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством
идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства,
музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления
византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить
целостную картину мира в ярких, чувственных образах.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников
каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие
особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для
каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса одна
из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого
периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в
Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует
целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не
включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху
Высокого Возрождения.
Программа рассчитана на два года обучения (10 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10
классе (36часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру
Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арсновакак переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В
11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVIIвека», «Художественная культура XVIII
первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих
тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического
линейного развития от первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных куль-
тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне
ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии это Индия, Ки-
тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых
людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение
мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой
дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как
обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей
национальной и культурной принадлежности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на70 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.
Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с
учетом рекомендаций примерной программы.
4
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая
преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем
мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно
функционировать в обществе.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики
и современного искусства;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на
расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены
названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но
изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (36 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и
горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия
воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды.
Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства.
Художественный образ основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах
Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамскийзиккурат — жилище бога. ЗиккуратыЭтте-менигурув Уре и Этеменанкив Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор основные
декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы специфика месопотамского изобра-
зительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра
в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг
царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм
КандарьяМахадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности
буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане прообраз храмовой архитектуры
индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя
Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон образец высокой
классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз
6
Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от
архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия вершина греческой
пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера
Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома.
Фрески и мозаика основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, ОктавианАвгуст,
Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в
Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-
купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое
многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская
строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-
Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в
творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас
Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы.
Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор.
Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь
Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюксав Лангедоке. Фресковый декор дороманскойбазилики. Церковь
Санкт-Иоханнв Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах
монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм образ
мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский
хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под
Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства
в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
7
Новое искусство — Арснова (3 часа)
Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арснова в литературе. Античный принцип «подражать
природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арснова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер-
ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на
пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арснова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св.
Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине пример сплава мифологических и религиозно-нравственных
представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский
сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзив Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в
Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
11 КЛАСС (34 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах,
архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дельФьоре. Приют
невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление
расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя
Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком»,
«Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцыделлаСеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура.
Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего
Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных
жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без
конца».
Северное Возрождение (4 часа)
8
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва
Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры
«Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в
архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. РоссоФьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.
Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь
Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. ФранческоБартоломео
Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни
БаттистаГаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер
Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт
Харменсван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». АрканджелоКорелли. Concertogrosso «На
рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство
Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа
Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием:
«День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и
Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров.
Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер.
Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов.
«Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
9
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за
царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра
«Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз.
«Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи
прерафаэлитов. Джон ЭвереттМиллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «BeataBeatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа.
«Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники.
Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в
музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-
Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы
«Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая
дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст
Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са-
ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в
Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество ха-
рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович
Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме.
Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в
абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и
Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля ЭдуараЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира
Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм
Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».
10
Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия
Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда ГарриевичаШнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский
Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани».
Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм (1 час)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите
крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-
музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «ХасидскийДюшан».
Тематическое планирование 10 класс
Тема
Количество часов
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 класс (36 часов)
1
Художественная культура ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
3
2
Художественная культура ДРЕВНЕГО МИРА
14
3
Художественная культура СРЕДНИХ ВЕКОВ
14
4
5
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в
Средние века
Итоговое повторение
4
1
36
11 класс
Тема
Количество часов
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (34 часов)
1
Художественная культура эпохи Возрождения
8
2
Художественная культура XVII века
5
3
Художественная культура XVIII —первой половины XIX века
8
4
Художественная культура второй половины XIX —начала XX
века
7
5
Художественная культура XX века
6
34
11
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид контроля
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
1
Миф — основа ранних представлений
о мире. Космогонические мифы.
Древние образы.
1
Отражение представлений о мире
и жизни в мифах. Миф как факт
мироощущения. Космогонические
мифы. Древние образы в основе
вертикальной и горизонтальной
модели мира: мировое древо,
мировая гора, дорога. Магический
ритуал как способ иллюзорного
овладения миром. Обряд
плодородия воспроизведение
первичного мифа. Ритуал,
посвященный Осирису. «Великий
выход» — обряд воскрешения
Осириса.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
2
Славянские земледельческие
обряды. Фольклор как
отражение первичного мифа.
1
Славянские земледельческие
обряды. Святки. Масленица.
Русальная неделя. Семик. Иван
Купала. Фольклор как отражение
первичного мифа. Сказка о
царевне Несмеяне.
3
Зарождение искусства.
Художественный образ —
основное средство отражения
и познания мира в
первобытном искусстве.
Геометрический орнамент.
1
Зарождение искусства.
Художественный образ —
основное средство отражения и
познания мира в первобытном
искусстве. Наскальная живопись
палеолита и мезолита в пещерах
Альтамира и Ласко. Геомет-
рический орнамент неолита как
символ перехода от хаоса к форме.
Образность архитектурных
первоэлементов. Стонхендж.
12
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
4
Месопотамскийзиккурат —
жилище бога. Глазурованный
кирпич и ритмический узор
основные декоративные
средства.
1
Месопотамскийзиккурат
жилище бога. ЗиккуратыЭтте-
менигурув Уре и Этеменанкив
Вавилоне. Глазурованный кирпич
и ритмический узор основные
декоративные средства. Ворота
Иштар, Дорога процессий в Новом
Вавилоне. Реализм образов живой
природы специфика
месопотамского изобразительного
искусства.
Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
Древний Египет (2 часа)
5
Воплощение идеи вечной
жизни в архитектуре
некрополей. Наземный храм
символ вечного
самовозрождения бога Ра.
1
Воплощение идеи Вечной жизни в
архитектуре некрополей. Пирамиды
в Гизе. Наземный храм символ
вечного самовозрождения бога Ра.
Храм Амона-Ра в Карнаке.
6
Магия. Декор гробниц.
Канон изображения фигуры на
плоскости.
1
Роль магии в заупокойном культе.
Декор саркофагов и гробниц как
гаранта Вечной жизни. Канон
изображения фигуры на
плоскости. Саркофаг царицы Кауи.
Гробница Рамсеса IX в Долине
царей.
Древняя Индия (2 часа)
7
Индуистский храм —
мистический аналог тела-
жертвы и священной горы.
Роль скульптурного декора.
1
Индуизм как сплав верований,
традиций и норм поведения.
Индуистский храм — мистический
аналог тела-жертвы и священной
горы. Храм КандарьяМахадева в
Кхаджурахо.
Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
8
Буддийские культовые
сооружения — символ
1
Культовые сооружения буддизма
как символ космоса и божествен-
13
космоса и божественного
присутствия.
ного присутствия. Большая ступа в
Санчи. Особенности буддийской
пластики: рельеф ворот Большой
ступы в Санчи. Фресковая роспись
пещерных храмов Аджанты.
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
Древняя Америка (1 час)
Использовать приобретенные знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
9
Храмовая архитектура
индейцев Месамерики как
воплощение мифа о жертве,
давшей жизнь.
1
Жертвенный ритуал во имя жизни
основа культовой архитектуры
и рельефа. Пирамида Солнца в
Теотиуакане — прообраз храмовой
архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога
Уицилопочтли в Теночтитлане.
Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
10
Крито-микенская
1
Крито-микенская архитектура и
Знать основные виды и жанры
14
архитектура и декор как
отражение мифа.
декор как отражение мифа о
Европе и Зевсе, Тесее и
Минотавре. Кносский Лабиринт
царя Миноса на Крите. Дворец
царя Агамемнона в Микенах.
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
Древняя Греция (4 часа)
11
Греческий храм —
архитектурный образ союза
людей и богов.
1
Мифология — основа
мировосприятия древних греков.
Афинский Акрополь как
выражение идеала красоты
Древней Греции. Парфенон —
образец высокой классики.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
12
Эволюция греческого
рельефа от архаики до
высокой классики.
1
Эволюция греческого рельефа от
архаики до высокой классики.
Храм Афины в Селинунте. Храм
Зевса в Олимпии. Метопы и
ионический фриз Парфенона как
отражение мифологической,
идеологической, эстетической
программы афинского Акрополя.
13
Скульптура Древней Греции
от архаики до поздней
классики.
1
Скульптура Древней Греции:
эволюция от архаики до поздней
классики. Куросы и коры. Статуя
Дорифора — образец геометриче-
ского стиля Поликлета.
Скульптура Фидия — вершина
греческой пластики. Новая красота
поздней классики. Скопас. Ме-
нада.
15
14
Синтез восточных и
античных традиций в
эллинизме. Гигантизм
архитектурных форм.
Экспрессия и натурализм
скульптурного декора.
1
Синтез восточных и античных
традиций в эллинизме. Спящий
гермафродит. Агесандр. Венера
Мелосская. Гигантизм
архитектурных форм. Экспрессия
и натурализм скульптурного
декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
15
Особенности римского
градостроительства.
Общественные здания
периодов республики и
империи.
1
Архитектура как зеркало величия
государства. Специфика римского
градостроительства. Римский
форум, Колизей, Пантеон.
16
Планировка римского дома.
Фреска и мозаика —
основные средства декора.
1
Планировка римского дома.
Фрески и мозаика основные
средства декора. Дом Веттиев, дом
Трагического поэта в Помпеях.
Скульптурный портрет. Юлий
Брут, ОктавианАвгуст, Константин
Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
17
Типы христианских храмов:
ротонда и базилика.
Мозаичный декор.
Христианская символика.
1
Типы храмов: ротонда и базилика.
Порядок размещения мозаичного
декора. Христианская символика.
Мавзолеи Констанции в Риме,
Галлы Плацидии в Равенне.
Базилика Санта-Мария Маджоре в
Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
18
Византийский центрально-
купольный храм как
обиталище Бога на земле.
Космическая символика.
1
Византийский центрально-
купольный храм как обиталище
Бога на земле. Собор Св. Софии в
Константинополе. Архитектурная
символика крестово-купольного
храма. Порядок размещения декора.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
16
Космическая символика крестово-
купольного храма.
различных видов искусства.
19
Топографическая и времен-
ная символика храма.
Стилистическоемногообра-
зие крестово-купольных
храмов Древней Руси.
1
Топографическая и временная
символика крестово-купольного
храма и его стилистическое мно-
гообразие.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
20
Византийский стиль в
мозаичном декоре.
1
Византийский стиль: собор Св.
Софии в Киеве. Владимиро-
суздальская строительная школа:
церковь Покрова на Нерли.
Новгородская строительная школа:
церковь Спаса Преображения на
Ильине. Византийский стиль в
мозаичном декоре. Собор Св.
Софии в Константи-нополе.
Церковь Сан-Витале в Равенне.
Собор Св. Софии в Киеве.
21
Византийский стиль в
иконописи. Икона.
1
Византийский стиль в иконописи.
Иконостас. Икона Богоматери
Владимирской. Образы Спаса и
святых в творчестве Феофана
Грека. Деисус Благовещенского
собора Московского Кремля.
22
Формирование московской
школы иконописи. Русский
иконостас.
1
Московская школа иконописи.
Русский иконостас. Андрей
Рублев. Спас Звенигородского
чина. Икона Рублева «Троица» —
символ национального единения
русских земель.
23
Московская архитектурная
школа. Раннемосковское
зодчество. Ренессансные
черты в ансамбле
Московского Кремля. Новый
тип шатрового храма.
1
Эволюция московской архитек-
турной школы. Раннемосковская
школа. Спасский собор Спа-со-
Андроникова монастыря.
Ренессансные тенденции в ансам-
бле Московского Кремля.
17
Успенский собор. Архангельский
собор. Грановитая палата.
Шатровый храм как образный
синтез храма-кивория и
ренессансных архитектурных
элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий.
24
Фресковые росписи на тему
Величания Богородицы.
Знаменный распев.
1
Фресковые росписи на тему
Акафиста в церкви Рождества
Богородицы в Ферапонтово.
Знаменный распев.
Использовать приобретенные знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
Западная Европа (4 часа)
25
Дороманская культура.
«Каролингское Возрождение».
Архитектура, мозаичный и
фресковый декор.
1
Дороманская культура:
«каролингское Возрождение». Ар-
хитектурная символика и
мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция
базиликального типа храма.
Церковь Сен-Мишель де Кюксав
Лангедоке. Фресковый декор
дороманскойбазилики. Церковь
Санкт-Иоханнв Мюстере.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
26
Романская культура.
Отображение жизни
человека Средних веков в
архитектуре монастырских
базилик, барельефах,
фресках, витражах.
1
Кредо романской культуры.
Отображение жизни человека
Средних веков в архитектуре,
барельефах, фресковом декоре,
витражах монастырских базилик.
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке.
Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
18
Церковь Санкт-Апостельн в
Кёльне.
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
27
Готика. Готический храм —
образ мира. Внутренний
декор храма: витражи,
скульптура, шпалеры.
1
Готический храм — образ мира.
Церковь Сен-Дени под Парижем.
Внутренний декор готического
храма: витражи, скульптура,
шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари-
же. Григорианский хорал.
28
Основные этапы развития
готического стиля. Регио-
нальные особенности готики.
Франция.
1
Основные этапы развития готиче-
ского стиля. Региональные
особенности готики. Франция: со-
бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство
Сен-Дени под Парижем, собор
Нотр-Дам в Руане. Германия:
собор Санкт-Петер в Кёльне,
церковь Фрауенкирхе в
Нюрнберге. Англия: собор Вест-
минстерского аббатства в
Лондоне. Испания: собор в Толедо.
Италия: церковь Санта-Мария
Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арснова (3 часа)
29
Проторенессанс в Италии.
Эстетика Аре нова в
литературе.
1
Протореннесанс в Италии.
«Божественная комедия» Данте
Алигьери как отражение эстетики
Арснова в литературе. Античный
принцип «подражать природе» в
живописи. Джотто. Фресковый
цикл в капелле Скровеньи в Падуе.
Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
30
Аллегорические циклы
Арснова.
1
Аллегорические циклы Арснова на
тему Триумфа покаяния и
Триумфа Смерти. Фресковый цикл
Андреа да Бонайути в Испанской
капелле собора Санта-Мария
Новелла во Флоренции.
Фресковый цикл Мастера Триумфа
Смерти на пизанском кладбище
19
Кампосанто. Музыкальное течение
Арснова.
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
31
Специфика Аре нова на
Севере.
1
Специфика Арс нова на Севере. Ян
Ван Эйк. Алтарь «Поклонение
Агнцу» в церкви Св. Бавона в
Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (5 ЧАСА)
Китай (1 час)
32
Взаимодействие инь и ян
основа китайской культуры.
Архитектура как воплощение
мифологических и религи-
озно-нравственных представ-
лений Древнего Китая.
1
Вечная гармония инь и ян —
основа китайской культуры.
Ансамбль храма Неба в Пекине —
пример сплава мифологических и
религиозно-нравственных
представлений Древнего Китая.
Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
Япония (1 час)
33
Японские сады как
квинтэссенция мифологии
синтоизма и философско-
религиозных воззрений
буддизма.
1
Культ природы кредо японской
архитектуры. Японские сады как
сплав мифологии синтоизма и
философско-религиозных
воззрений буддизма. Райский сад
монастыря Бёдоин в Удзи.
Философский сад камней Рёандзив
Киото. Чайный сад «Сосны и
лютни» виллы Кацура близ Киото.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
Ближний Восток (2 часа)
34
Образ рая в архитектуре
мечетей.
1
Образ рая в архитектуре мечетей и
общественных сооружений.
Колонная мечеть в Кордове.
Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
20
Купольная Голубая мечеть в
Стамбуле. Площадь Регистан в
Самарканде.
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
35
Образ мусульманского рая в
архитектуре дворцов.
1
Образ мусульманского рая в
архитектуре дворцов. Альгамбра в
Гранаде.
36
Итоговое повторение
1
11 класс
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)
1
Гуманизм — основа
мировоззрения эпохи
Возрождения. Раннее
Возрождение. Флоренция как
воплощение ренессансной
идеи «идеального» города.
Научные трактаты.
1
Гуманистическое видение мира
как основа культуры Возрождения.
Флоренция — воплощение
ренессансной идеи «идеального»
города в трактатах, архитектуре,
живописи. Леон Баттиста
Альберти. «Десять книг о
зодчестве». Филиппо Брунеллески.
Купол собора Санта-Мария
дельФьоре. Приют невинных.
Площадь Аннунциаты. Церковь
Сан-Спирито.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
2
Образ площади и улицы в
живописи.
Ренессансный реализм в
скульптуре.
1
Образ площади и улицы в
живописи. Мазаччо.
«Воскрешение Товифы и
исцеление расслабленного»,
«Раздача милостыни», «Исцеление
тенью». Ренессансный реализм в
скульптуре. Донателло.
«Сплющенный» рельеф «Пир
Ирода». Статуя Давида.
3
Высокое Возрождение.
1
Высокое Возрождение.
21
Качественные изменения в
живописи.
Качественные изменения в
живописи. Новая красота
Леонардо да Винчи. Алтарный
образ «Мадонна с цветком»,
«Джоконда» (портрет Моны
Лизы). Синтез живописи и
архитектуры. Рафаэль Санти.
Росписи станцыделлаСеньятура в
Ватикане: «Парнас».
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
4
Эстетика Высокого
Возрождения в скульптуре.
1
Скульптура. Микеланджело
Буонарроти. Капелла Медичи в
церкви Сан-Лоренцо во
Флоренции.
5
Венецианская школа
живописи. Эстетика позднего
Возрождения. Роль
полифонии в развитии
светских и культовых
музыкальных жанров.
Переход от «строгого
письма» к мадригалу.
1
Особенности венецианской школы
живописи. Эстетика позднего
Возрождения. Тициан. «Любовь
земная и небесная», «Пьета».
Музыка эпохи Возрождения. Роль
полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров.
Переход от «строгого письма» к
мадригалу. Джованни да
Палестрина. «Месса папы
Марчелло». Карло Джезуальдо.
Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4часа)
6
Особенности Северного
Возрождения. Гротескно-
карнавальный характер
Возрождения в Нидерландах.
1
Специфика Северного
Возрождения. Гротескно-
карнавальный характер
Возрождения в Нидерландах.
Питер Брейгель Старший
(Мужицкий). «Битва Масленицы и
Поста». Живописный цикл
«Месяцы»: «Охотники на снегу».
7
Мистический характер
Возрождения в Германии.
1
Мистический характер Возрождения
в Германии. Альбрехт Дюрер.
22
Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре
всадника», «Трубный глас». Картина
«Четыре апостола».
8
Светский характер
Возрождения во Франции.
Школа Фонтенбло в
архитектуре и
изобразительном искусстве.
Ренессанс в Англии.
Драматургия.
1
Светский характер французского
Ренессанса. Школа Фонтенбло в
архитектуре и изобразительном ис-
кусстве. Замок Франциска I в
Фонтенбло. РоссоФьорентино.
Галерея Франциска I. Жан Гужон.
Фонтан нимф в Париже.
Ренессанс в Англии. Драматургия
Уильяма Шекспира: трагедия
«Ромео и Джульетта», комедия
«Укрощение строптивой».
Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
9
Новое мировосприятие в
эпоху барокко и его
отражение в искусстве.
Архитектурные ансамбли
Рима. Новое оформление
интерьера.
1
Новое мировосприятие в эпоху
барокко и его отражение в
искусстве. Архитектурные
ансамбли Рима. Лоренцо Бернини.
Площадь Св. Петра. Площадь
Навона. Мост Св. Ангела. Новое
оформление интерьера. Шатер-
киворий в соборе Св. Петра в
Риме.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
10
Специфика русского
барокко.
1
Специфика русского барокко.
ФранческоБартоломео Растрелли.
Зимний дворец и Смольный
монастырь в Петербурге.
Екатерининский дворец в Царском
Селе.
11
Живопись барокко.
Плафонная живопись.
Взаимодействие тенденций
1
Плафонная живопись барокко.
Джованни БаттистаГаули
(Бачичча). «Поклонение имени
23
барокко и реализма.
Иисуса» в церкви Иль Джезу в
Риме. Взаимодействие тенден-ций
барокко и реализма в живописи.
Питер Пауэл Рубенс. Алтарные
триптихи «Водружение креста» и
«Снятие с креста» в соборе Нотр-
Дам в Антвер-пене. «Воспитание
Марии Медичи». Рембрандт
Харменсван Рейн. «Отречение
апостола Петра».
Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
12
Музыка барокко.
1
Музыка барокко. Кл аудио
Монтеверди. Опера «Орфей».
АрканджелоКорелли.
Concertogrosso «На
рождественскую ночь». Иоганн
Себастьян Бах. Пассион «Страсти
по Матфею».
Классицизм – 1 ч.
13
Искусство классицизма.
«Большой королевский
стиль» Людовика XIV.
Версаль. Классицизм в
изобразительном искусстве
Франции.
1
«Большой королевский стиль»
Людовика XIV в архитектуре.
Версаль. Классицизм в
изобразительном искусстве Фран-
ции. Никола Пуссен. «Царство
Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
14
Истоки рококо в живописи.
Интерьер рококо. Музыка
рококо.
1
«Галантные празднества» Антуана
Ватто. «Остров Цитеры».
Интерьер рококо. Живописные
пасторали Франсуа Буше. Му-
зыкальные «багатели» Франсуа
Куперена.
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
15
Музыка Просвещения.
1
Музыка Просвещения. Йозеф
Гайдн. Сонатно-симфонический
цикл. Симфония № 85 «Королева».
Вольфганг Амадей Моцарт. Опера
24
«Дон Жуан». Реквием: «День
гнева», «Лакримоза». Людвиг ван
Бетховен. Пятая симфония,
«Лунная соната».
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества
16
Образ «идеального» города в
классицистических ан-
самблях Парижа и
Петербурга.
1
Образ «идеального» города в
классицистических ансамблях
Парижа и Петербурга. Жак Анж
Габриэль. Площадь Людовика XV
в Париже. Джакомо Кваренги.
Академия наук в Петербурге.
Андрей Дмитриевич Захаров.
Адмиралтейство в Петербурге.
Скульптурный декор. Иван
Иванович Теребнев.«Выход
России к морю»
17
Имперский стиль в
архитектуре. Специфика
русского ампира.
1
Имперский стиль в архитектуре.
Специфика русского ампира. Карл
Росси. Дворцовая площадь,
Михайловский дворец в
Петербурге. Ампирный интерьер.
Белый зал Михайловского дворца
в Петербурге.
18
Неоклассицизм в живописи.
Классицистические каноны в
русской академической
живописи.
1
Неоклассицизм в живописи. Жак
Луи Давид. «Клятва Горациев».
Классицистические каноны в
русской академической живописи.
Карл Павлович Брюллов.
«Последний день Помпеи» .
Александр Андреевич Иванов.
«Явление Христа народу».
19
Зарождение классической
музыкальной школы в
России.
1
Зарождение классической
музыкальной школы в России.
Михаил Иванович Глинка.
Художественные обобщения в
оперном искусстве. Опера «Жизнь
за царя». Необычные выразитель-
ные средства: марш Черномора,
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
25
Персидский хор из оперы «Руслан
и Людмила». Зарождение русского
симфонизма: увертюра «Ночь в
Мадриде». Новые черты в
камерной вокальной музыке:
лирический романс «Я помню
чудное мгновенье».
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества
Романтизм (2 часа)
20
Романтический идеал и его
воплощение в музыке.
1
Романтический идеал и его
воплоще-ние в музыке. Франц
Шуберт. Вокальный цикл «Зимний
путь». Рихард Вагнер. Опера
«Тангейзер». Гектор Берлиоз.
«Фантастическая симфония».
Иоганнес Брамс. «Венгерский
танец № 1».
21
Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты. Образ
романтического героя.
1
Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты и
литературная тематика в живописи
прерафаэлитов. Джон
ЭвереттМиллес. «Христос в доме
своих родителей». Данте Габриэль
Россетти. «BeataBeatrix». Экзотика
и мистика. Эжен Делакруа.
«Смерть Сарданапала». Францис-
ко Гойя. «Колосс». Образ
романтического героя в живописи.
Орест Адамович Кипренский.
«Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
22
Социальная тематика в
живописи. Русская школа
реализма. Передвижники
1
Социальная тематика в живописи.
Гюстав Курбе. «Похороны в
Орнане». Оноре Домье. Серия
«Судьи и адвокаты». Русская
школа реализма. Передвижники.
Илья Ефимович Репин. «Бурлаки
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
26
на Волге». Василий Иванович
Суриков. «Боярыня Морозова».
различных видов искусства.
23
Направления в развитии
русской музыки. Социальная
тема в музыке. Обращение к
русскому обряду как
проявление народности в
музыке.
1
Направления в развитии русской
музыки. Социальная тема в
музыке. Модест Петрович
Мусоргский. «Сиротка».
Обращение к русскому обряду как
проявление народности в музыке.
Николай Андреевич Римский-
Корсаков. «Проводы Масленицы»
из оперы «Снегурочка».
Историческая тема в музыке.
Александр Порфирьевич Бородин.
«Половецкие пляски» из оперы
«Князь Игорь».
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества
24
Лирико-психологическое
начало в музыке. Тема
«Человек и рок» в музыке.
1
Лирико-психологическое начало в
музыке. Петр Ильич Чайковский.
Балет «Щелкунчик». Тема
«человек и рок» в музыке. Опера
«Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
25
Основные черты
импрессионизма в живописи.
Импрессионизм в скульптуре
и в музыке.
1
Основные черты импрессионизма
в живописи. Клод Оскар Моне.
«Сорока». Пьер Огюст Ренуар.
«Завтрак гребцов». Имп-
рессионизм в скульптуре. Огюст
Роден. «Граждане города Кале».
Импрессионизм в музыке. Клод
Дебюсси. «Сады под дождем»,
«Облака».
26
Символизм в живописи.
Постимпрессионизм
1
Символизм в живописи. Гюстав
Моро. «Саломея» («Видение»).
Постимпрессионизм. Поль Сезанн.
«Купальщицы». Винсент Ван Гог.
«Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с
павлином».
27
Модерн (2 часа)
27
Воплощение идеи
абсолютной красоты в
искусстве модерна. Модерн в
архитектуре.
1
Основные черты импрессионизма
в живописи. Клод Оскар Моне.
«Сорока». Пьер Огюст Ренуар.
«Завтрак гребцов». Имп-
рессионизм в скульптуре. Огюст
Роден. «Граждане города Кале».
Импрессионизм в музыке. Клод
Дебюсси. «Сады под дождем»,
«Облака».
28
Мифотворчество — харак-
терная черта русского модер-
на в живописи.Специифика
русского модерна в музыке.
1
Символизм в живописи. Гюстав
Моро. «Саломея» («Видение»).
Постимпрессионизм. Поль Сезанн.
«Купальщицы». Винсент Ван Гог.
«Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с
павлином».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Модернизм (4 часов)
29
Модернизм в живописи.
Новое видение красоты.
Агрессия цвета в фовизме.
Вибрация живописнойповер-
хности в экспрессионизме.
Деформация форм в кубизме..
Отказ от изобразительности в
абстракционизме. Иррацио-
нализмподсознательного в
сюрреализме.
Функционализм.
1
Модернизм в живописи. Новое
видение красоты. Агрессия цвета в
фовизме. Анри Матисс. «Танец».
Вибрация живописной поверхности
в экспрессионизме. Арнольд
Шёнберг. «Красный взгляд».
Деформация форм в кубизме.
Пабло Пикассо. «Авиньонские
девицы». Отказ от
изобразительности в
абстракционизме. Василий
Васильевич Кандинский.
«Композиция № 8». Иррационализм
подсознательного в сюрреализме.
Сальвадор Дали. «Тристан и
Изольда».
- Знать основные виды и жанры
искусства; изученные направления и
стили мировой художественной
культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка
различных видов искусства.
- Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с опре-
деленной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов
искусства; пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные
30
Модернизм в архитектуре.
Конструктивизм. Советский
конструктивизм.
1
Модернизм в архитектуре.
Конструктивизм Шарля ЭдуараЛе
Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси.
28
«Органическая архитектура».
Функциализм.
«Советский конструктивизм»
Владимира Евграфовича Татлина.
Башня III Интернационала.
Органическая архитектура Фрэнка
Ллойда Райта. «Дом над
водопадом» в Бер-Ране.
Функционализм Оскара Нимейера.
Ансамбль города Бразилия.
знания в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о
произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества
31
Синтез в искусстве XX века.
Режиссерский театр.
1
Синтез в искусстве XX века.
Режиссерский театр Константина
Сергеевича Станиславского и
Владимира Ивановича Не-
мировича-Данченко. Московский
Художественный театр. Спектакль
по пьесе Антона Павловича Чехова
«Три сестры». Эпический театр
Бертольта Брехта. «Добрый
человек из Сычуани».
32
Кинематограф.
1
Кинематограф. Сергей
Михайлович Эйзенштейн. «Броне-
носец "Потемкин"». Федерико
Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм (2 часа)
33
Стилистическая
разнородность музыки XX
века. Додекафония
«нововенской школы».
1
Модернизм в музыке.
Стилистическая разнородность
музыки XX века. Додекафония
«нововенской школы». Антон фон
Веберн. «Свет глаз». «Новая
простота» Сергея Сергеевича
Прокофьева. Балет « Ромео и
Джульетта». Философская музыка
Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича. Седьмая симфония
(Ленинградская). Полистилистика
Альфреда ГарриевичаШнитке.
Реквием.
34
Постмодернизм. Новые виды
1
Постмодернистское
29
массового искусства и
формы синтеза.
мировосприятие — возвращение к
мифологическим истокам. Новые
виды искусства и формы синтеза.
Энди Уорхол. «Прижмите крышку
перед открыванием». Фернандо
Ботеро. «Мона Лиза». Георгий
Пузенков. «Башня времени Мона
500». Сальвадор Дали. Зал Мей
Уэст в Театре-музее Дали в
Фигерасе. Юрий Лейдерман.
Перформанс «ХасидскийДюшан».
1
2
3
4
5
6
7
8
30
9
10
-
.
Дата
проведения
план
факт
14
100-105
105
25
15
неделя
15
106-109
109
16
неделя
16
110-115
115
17
неделя
17
116-121
121
26-28
18
неделя
18
121-126
126
29
19
неделя
19
126-131
131
20
неделя
20
132-137
141-142
138
30
21
неделя
21
138-141, 143
142-143
31
22
неделя
Дата
проведения
22
146-151
151
18, 32
23
неделя
23
152-154
155
24
неделя
31
24
155-159
159
25
неделя
25
160-166
166
26
недел
я
26
167-173
173
33-34
27
недел
я
27
174-181
181
34
28
неделя
28
182-185
185
35-36
29
неделя
Дата
проведения
29
188-194
194
37
30
неделя
30
194-198
198
38
31
неделя
31
199-203
203
32
неделя
32
204-207
207
33
неделя
33
208-212
212
34
неделя
34
213-224
224
39-41,
42-43
35
неделя
32