Презентация к уроку МХК "Могучая правда жизни: творчество передвижников"

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку МХК

в 8 (11) классе

Автор:

Колесникова Лариса Васильевна,

учитель МХК

МАУДО ДШИ Северск Томской области

«Могучая правда жизни»: творчество передвижников

Цель: постижение гуманистической сущности и высокого гражданского звучания русского искусства второй половины XIX века на примере изучения творчества передвижников.

Задачи:

1. Углубить и расширить представления учащихся о творчестве выдающихся представителей искусства в русле идейно-художественных задач времени.

2. Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в состав Товарищества передвижных выставок.

3. Определить метод критического реализма как ведущий метод искусства второй половины XIX в.

4. Показать гуманистическую направленность их творчества, активную роль в общественной борьбе эпохи и нравственные идеалы русской культуры.

5. Воспитывать художественно-эстетический вкус и чувство гордости за достижения русского национального искусства.

Вторая половина XIX века – новый период в развитии русской культуры

Литература – рупор идей;

искусство - реалистическое по содержанию;

новый художественный метод – критический реализм;

демократический характер искусства;

критическое осмысление явлений действительности;

социальная направленность;

главный принцип – народность.

Социокультурная доминанта XIX века – народ и общество.

Пути развития литературы

во второй половине XIX века

Литература становится социальной по проблематике и демократической по идейной направленности и формам. В ней получает развитие реалистический принцип отражения жизни, критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности.

«Могучая кучка»

Девиз: «Реализм и народность»

«Новая русская музыкальная школа» или Балакиревский кружок) - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в 50-60-х гг. XIX столетия. Название кружку дал его идеолог – критик В. Стасов. Во Франции их называли «русская пятёрка».

Состав: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи и М.А. Балакирев.

«Могучая кучка»

Сочувствие передовым идеям века;

сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;

народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов;

в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;

просветительская деятельность.

Идея национального самовыражения - главная доминанта в развитии русской музыки.

1 ряд (слева направо): Аммосов, Киселёв, Неврев, Маковский, Литовченко, Прянишников, Лемох, Крамской, Репин, Ивачев, Маковский. 2 ряд: Мясоедов, Савицкий, Поленов, Волков, Суриков, Шишкин, Ярошенко, Брюллов, Беггров.

Передвижники

Кто были художники, заставившие заговорить о себе, сумевшие привлечь к своему творчеству тысячи посетителей?

Почему их называли «передвижники»?

С чего всё начиналось?

Проблемные вопросы

9 ноября 1863 года в стенах Академии художеств произошло событие, вошедшее в историю отечественной культуры как «бунт 14-ти».

В 1863 году, к 100-летию Академии, был объявлен конкурс на престижную награду - Большую золотую медаль, дающую победителю право на шестилетние пенсионерство в Италии и денежное поощрение.

Бунт четырнадцати

Бунт четырнадцати

Для конкурсных работ Совет Петербургской Академии художеств давал темы на библейские или мифологические сюжеты. Для предстоящего конкурса был предложен сюжет из скандинавских саг: «Пир в Валгалле». На троне бог Один, окруженный богами и героями; на плечах у него два ворона; в небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, видна луна, за которой гонятся волки.

14 самых одаренных выпускников, допущенных к конкурсу на Большую золотую медаль, во главе с Крамским обратились в Совет Академии с просьбой разрешить им писать конкурсные картины не по заданному сюжету, а на свободно избранные темы из жизни Отечества.

«Те самые» четырнадцать!

Князь Григорий Григорьевич Гагарин - вице-президент Академии художеств с 1859 по 1872 годы.

И. Крамской в годы учебы в Академии художеств. Начало 1860-х. Фотография.

В просьбе молодым художникам было отказано. Тогда они попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободных художников». Они создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников».

Так началось многолетнее противостояние

Товарищества и Академии художеств!

Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников.

Они понимали, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных учреждений и меценатов, сделать более тесными связи искусства со зрителем, с народом.

Г. Мясоедов. Земство обедает

Идея объединения

Два имени стоят у истоков возникновения Товарищества: Г.Г. Мясоедов и Н.Н. Ге. Идея объединения возникла под влиянием английских живописцев, которых не приняли на выставку Королевской Академии. Они начали выставлять свои картины по всей Англии.

И. Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова

Н. Ярошенко. Портрет художника Н.Н. Ге

Организаторы Товарищества

2 ноября 1870 года Устав ТПХВ был утвержден. Учредителями Товарищества, подписавшими Устав, были В.Г. Перов, Л.Л. Каменев, Г.Г. Мясоедов, И.М. Пряниш­ников, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, М.К. и М.П. Клодт, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Корзухин, В.И. Якоби.

Устав Товарищества

§ 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):

а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;

б) развития любви к искусству в обществе;

в) облегчения для художников сбыта их произведений.

§ 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков...

Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков

Цели создания общества

На долгие годы для этого «коллективного живого человека» были определены возвышенные цели русского художника-гражданина:

верно служить своему народу;

никогда не оставаться холодным, безучастным созерцателем жизни;

утверждать правду в искусстве;

быть взыскательным художником, прямым и честным человеком.

Друзья, мы чествуем сегодня четверть века

С той памятной поры, как на Руси возник

Тип коллективного живого человека,

Которого зовут - «Передвижник».

Творческий метод

Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы.

Картины отличались психологизмом и силой социального обобщения;

высоким мастерством типизации;

через отдельные образы и сюжеты представлены целые классы и сословия;

ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет.

В. Маковский. Свидание

К. Лемох. Варька

И. Прянишников. Порожняки, 1871

На протяжении долгих лет — с 1870 по 1923 год — выставки объединяли лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. Новое поколение художников выдвинуло целую плеяду мощных индивидуальностей, творческих долгожителей.

Их девиз - «Правда жизни!»

Ф. Журавлев. Дети-нищие, 1870

К. Маковский. Маленькие шарманщики, 1868

Расцвет деятельности Товарищества передвижников приходится на 1870-1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили: Илья Репин, Василий Суриков, Николай Дубовский, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Архип Куинджи, Николай Ярошенко, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Иван Крамской, Василий Перов и другие.

1871 год - первая выставка художников

Цель передвижных художественных выставок:

а) соединить общество с русским искусством;

б) познакомить жителей провинции с русским искусством;

в) развивать любовь к искусству в обществе.

После показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывали каждый год в разных городах России: Москве, Киеве, Харькове, Риге, Орле, Одессе, Кишиневе, Казани, Саратове, Воронеже... Художников, участвовавших в них, стали называть передвижниками.

Запишите в тетрадь

1923 год - последняя выставка передвижников

выставок

В Санкт-Петербурге в залах Академии художеств (17) 29 ноября 1871 года открылась Первая выставка Товарищества, в которой участвовало 20 художников.

Главная причина - это был выход в свет первого в России вольного творческого содружества художников-демократов. Передовая пресса приветствовала просветительский, идейно-демократический характер их искусства.

Открытие Первой выставки

Экспозиция, состоявшая из 47 картин, контрастировала с академическими выставками, которые рассматривались как демонстрация истинных достижений русской школы живописи.

Самый громкий успех выпал на долю картин Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге.

Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» заключала в себе символический смысл: наступала весна новой живописи!

Вестники нового искусства

Выставку посетило более 30 тысяч человек. Было продано значительное количество работ на общую сумму более 23 тысяч рублей. Более 4 тысяч рублей было распределено между членами и участниками выставки, а в фонд Товарищества было внесено 5% от проданных произведений - 1032 рубля 5 копеек.

Вестники нового искусства

Н. Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея

Первая выставка

В.Г. Перов. Охотники на привале

В.Г. Перов. Рыболов

В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского

И. Крамской. Русалки

И. Прянишников. Погорельцы

Первая выставка

И. Шишкин. Вечер

Крамской. Портрет Ф. Васильева

М. Антокольский. Иван Грозный

Мясоедов. Дедушка русского флота

Выставка стала трибуной, с которой выступали русские художники, выразители передовых общественных и эстетических идей времени, борцы за национальное демократическое искусство, — трибуной, имеющей широкую народную аудиторию.

Ю. Цыганов В.В.Стасов среди русских художников. 1950-е г.

Отзывы В.В. Стасова

«Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается, и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь».

«...дай бог, чтоб таких выставок было еще много у нас впереди и чтоб круг художников, примыкающих к первоначальному зерну Товарищества, с каждым годом все только расширялся».

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова

Картина неизв. автора. В мастерской И.Е. Репина

Василий Максимович Максимов (1844 - 1911)

В плеяде передвижников В.М. Максимов - художник очень искренний и эмоциональный. Репин назвал его несокрушимым кремнем основания передвижничества.

Сын крестьянина, он стал бытописателем русской деревни. Его сюжеты - «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» - отражение глубокого понимания крестьянского уклада. В форме своеобразной элегии запечатлевает он и облик уходящего помещичьего быта - картина «Все в прошлом». Она стала символом пореформенной эпохи 60-70х годов.

Другой непременный участник всех передвижных выставок, Владимир Маковский, прославился как бытописатель нравов города, среды мел­кого чиновничества. Выразительные, психологически точные характе­ры его персонажей, мягкий юмор в сочетании с сочувствием к «малень­кому человеку» привлекали зрителей. Ма­ковского называют «мастером короткого рассказа» в живописи.

Маленький шедевр Маковского - картина «Объяснение». Глядя на фигуру молодого человека, мучительно ищущего слова для признания, вспоминаются рассказы А.П. Чехова.

Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920)

Скрытая драма, завязка трагедии — в другой работе В. Маковского, «На бульваре». Изображена сцена свидания мастерового, бывшего крестья­нина, направившегося в город на заработки, с молодой женой, приехавшей навестить мужа. Они сидят вместе на скамейке, но некогда близким и родным лю­дям не о чем вовсе говорить: мастеровому откровенно скучно, преж­няя жизнь в деревне стала для него чужой. Психологическому состоянию персонажей вторит природа — зябкая осень, пришедшая на московские бульвары

К.А. Савицкий участвовал в выставках Товарищества еще будучи учеником Академии. За что был наказан академическим начальством - лишен права на пенсионерскую поездку за казенный счет. Влияние на его формирование оказали Крамской и Репин. Картина Савицкого «Ремонтные рабо­ты на железной дороге» стала одним из первых в русской живописи изображений труда рабочих.

Константин Аполлонович Савицкий (1844 - 1905)

Иван Николаевич Крамской

(1837 - 1887)

Инициатор «бунта 14-ти». В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской.

Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Автопортрет

Иван Николаевич Крамской

«Неизвестная»

«Христос в пустыне»

Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии? Вся его жизнь и творчество - ответ на этот вопрос.

Портретное творчество И. Крамского

Портрет Л.Н. Толстого (1873)

Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878)

Мина Моисеев (1882)

Полесовщик (1874)

Автопортрет

Его портреты удивляли проницательностью и тонкими психологическими характеристиками. Его образы людей из народа - это не только яркие личности, но и социальные типажи времени.

«Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. ...главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет... Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта». (В. Стасов)

После смерти И.Н. Крамского в 1887 году роль идейного руководителя Товарищества переходит к его ученику Н.А. Ярошенко. На всех группо­вых фотографиях его легко узнать по военному мунди­ру: Ярошенко был артиллерийским офицером и сочетал занятия искус­ством со службой.

Николай Александрович Ярошенко

(1846-1898)

Яро­шенко всегда хранил верность идеалам юности. Это проявлялось и в его поступках, и в стилистике работ. Художник отказался сотрудничать с Академией, когда в 1896 году многие передвижники (в том числе Ре­пин, Шишкин, Куинджи, В. Маковский) согласились на предложение занять должности руководителей мастерскими, приняли от Академии звания ее действительных членов. Многим его творчество казалось слишком архаичным, а его человеческая позиция - негибкой. Но тем не менее, личность и творчество Ярошенко всегда окружала атмосфера уважения.

Его называли «совестью художников»

«Кочегар» - первый в русской живописи яркий реалистический образ рабочего. Картина произвела огромное впечатление на писателя Гаршина, которое он передал в рассказе «Художники». Кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва - это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему.

В картине «Заключенный» художник выражает сочувствие борцам за свободу и обличает самодержавие. Если «Кочегар» - первый образ рабочего в русской живописи, то «Заключенный» - одно из первых произведений, посвященных революционерам.

Образы творчества Н. Ярошенко

Ему принадлежит приоритет в создании собирательного образа революционной студенческой молодежи 1870-1880-х гг. («Студент», «Курсистка»). Но самое популярное его создание — картина «Всюду жизнь».

Ярошенко выбрал холст вертикального формата, по размерам настоящего вагона. Облик молодой матери в синем платке напоминает Богородицу. Идея картины возникла под впечатлением рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы?». Сначала художник хотел дать название «Где любовь, там и Бог».

Павел Михайлович Третьяков играл важную роль в жизни передвижников, оказывая им материальную и моральную поддержку. Многие картины передвижников написаны по его заказу.

В 1892 году П.М. Третьяков передал в дар городу Мо­скве свою коллекцию, и работы передвижников заняли в ней центральное место. Это была убедительная манифестация вклада передвижников для русского искусства.

П. М. Третьяков и передвижники

1. Утверждение демократической культуры.

2. Утверждение национальных форм и традиций в искусстве.

3. Искусство наполняется новым гражданственным содержанием.

4. Стремясь в полотнах представить панораму отечественной жизни, передвижники впервые в России сделали искусство само­стоятельной общественной силой.

5. Создание русской национальной школы живописи.

6. Русская культура получила всемирное признание и стала развиваться в общем русле мирового художественного процесса.

Заслуги передвижников

«Художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век. (Санкт-Петербург)» создано в 2005 году в Санкт-Петербурге с целью возрождения и развития лучших традиций русского искусства. За 11 лет существования выставки новых передвижников прошли во многих городах России и Европы - от Хабаровска до Берлина, от Североморска до Крыма.

Наследники традиций

1. Найди общие черты в деятельности Товарищества передвижных выставок и «Могучей кучки».

Подумай и ответь!

Показать жизнь простого народа.

Изображать жизнь во всех её противоречиях и контрастах.

Просвещение народа посредством приобщения к искусству.

Интерес к национальным традициям.

2. Кто из русских художников в 60-е годы XIX века продолжил традиции Гоголя, создавая настоящие шедевры живописи?

Назови художника

Какому жанру живописи он отдавал предпочтение?

Как называются его наиболее известные картины?

Василий Григорьевич Перов.

Бытовой жанр.

«Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом».

3. Значение этих людей для русской культуры трудно переоценить. Каждый из них в своей сфере деятельности способствовал ее расцвету. Знаешь ли ты их «в лицо»?

Назови их имена.

Определи авторов произведений.

Подумай и ответь!

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского; В. Перов. Портрет И. Тургенева; И. Крамской. Портрет Л. Толстого; И. Репин. Портрет Л. Толстого; А. Иванов. Портрет Н. Гоголя; Кузнецов. Портрет П. Чайковского; И. Крамской. Портрет М. Салтыкова-Щедрина; И. Репин. Портрет М. Мусоргского; И. Крамской. Портрет Н. Некрасова; В. Тропинин. Портрет А. Пушкина; И. Репин. Портрет Н. Римского-Корсакова; О. Браз. Портрет А. Чехова.

4. «Святая святых» считался этот жанр живописи в Академии художеств. Группа молодых бунтарей противопоставила свое творчество надуманным сюжетам признанных живописцев.

к какому жанру живописи относятся эти работы?

укажите названия и авторов;

какие из приведенных здесь картин связывали с событиями современности и были даже запрещены к показу, так как связи были слишком очевидны?

Подумай и ответь!

Исторический жанр;

И. Суриков «Меншиков в Березове», И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»;

«Утро...» и «Иван Грозный» современники связывали с убийством Александра II, которое произошло 1 марта 1881 года.

1. Для характеристики многофигурных полотен передвижников художественный критик В. В. Стасов употребил музыкальный термин – «хоровая картина». Как вы думаете, почему он счел уместным это выражение применительно к живописи? Ответ обосновать.

2. Сделать презентацию по творчеству художника-передвижника, картины которого понравились.

Домашнее задание

Объяснение термина «хоровая картина» можно дать в свободной форме. Желательно, чтобы учащиеся отметили многоголосное звучание полотна, где каждый «ведет» свою тему, которые слагаются в единое целое. Возможны любые аналогии с музыкальными произведениями колорита, композиции (ритмичность, повторяемость элементов) и т. д.

Спасибо

за внимание

Ссылки на изображения:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/37/Peredvizhniki.jpg/400px-Peredvizhniki.jpg

http://tphv.ru/kramskoy.php

http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/component/content/category/69-peredvizhniki

http://tphv.ru/

http://parnasse.ru/teatr-na-parnase/proizvedenija-avtorov-parnasa/proza-v-teatre/s-yumorom-o-ruskih-hudozhnikah-peredvizhnikah.html

http://www.runivers.org/Runivers/calendar2.php?ID=192995

http://bse.sci-lib.com/pictures/19/01/246340782.jpg

http://www.lumieres.ru/pIII/page2.htm

http://yarcenter.ru/articles/history/chto-nuzhno-znat-o-khudozhnikakh-peredvizhnikakh/

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/125/920/125920204_0_125fa8_b62bcbf0_orig.png

http://1.bp.blogspot.com/-8QTJRo6ONjI/VHHLfL7g1FI/AAAAAAAABhk/9m61B77cRJA/s1600/1.png

http://russian7.ru/post/7-faktov-o-xudozhnikax-peredvizhnikax/

http://journal-shkolniku.ru/hudogniki-peredvigniki.html

http://www.odin-fakt.ru/iskry/_01_jurnala_iskry_god1911/

Список литературы

Алленов М. М. и др. Русское искусство Х - начала ХХ века. - М.: Искусство, 1989 - 479 с.

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М.: Юроайт, 1998. - 576 с.

Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987.

http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/04/2016-04-04_151129.jpg

http://knap.ucoz.ru/_si/0/80739310.gif

http://dozor.com.ua/billb/events/843/

http://smolensk-i.ru/wp-content/uploads/2014/06/peredvizhniki-afisha.jpg

http://penza-afisha.ru/image/main_action/12/35143.jpg

http://gorod70.ru/upload/files/06/b6/5c.jpg

http://urban.by/wp-content/uploads/2011/04/text8.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/domovena/post340348249/

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post293820286/

http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7285

http://www.nlr.ru/file_img/person/138.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/812/91812198_11.png

http://www.находчивые.рф/2009/10/png.html

http://www.odb.km.ua/images/stories/news1/0_b9a25_58b11521_L.png

http://i0.wp.com/amk-studio.ru/wp-content/uploads/2016/01/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F00.jpg?fit=800%2C600

http://www.4ernigiv.info/uploads/posts/2015-07/1437381509_ds6663.png

http://visualhistory.livejournal.com/137668.html

http://www.russdom.ru/oldsayte/2003/200312i/skrin1.jpg

http://s45.radikal.ru/i109/1303/8b/bccddc8a537f.png

http://gvozdikova.ucoz.ru/Kartinki/klasika.gif

http://www.e-reading.club/illustrations/132/132750-i_005.png

http://muz-play.net/uploads/posts/2012-06/1340985646_d1618389df40.png

Автор шаблона: учитель русского языка и литературы ГУ «Мичуринская средняя школа»

Тихонова Надежда Андреевна