Мир реальности и мир «новой реальности» традиционные и нетрадиционные направления в живописи конца 19-начала 20 века
Урок № Дата
Тема : Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные
и нетрадиционные направления в живописи конца 19 -
начала 20 века. ( МХК , 11 класс)
Цель: выработать устойчивое представление о характерных особенностях нетрадиционных
направлений в живописи.
Задачи:
Образовательная - формирование навыков работы с художественным произведением через умение
выстраивать образные ряды, умение пользоваться в работе языком искусства, умение делать
формальный анализ произведения;
Развивающая -продолжение развития эмоциональной сферы через погружение в произведения
нетрадиционных направлений живописи;
Воспитательная – формирование собственного отношения к произведению, собственной точки зрения.
Ход урока .
«Живописец должен изображать не то, что он видит,
а то, что будет увидено».
Поль Валери
1.Оргмомент .
2. Повторение пройденного материала .
Задание : Дополнить
1. Эстетические принципы - - - - - - - - - - :
- неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное;
- исключительность романтического героя;
- природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы;
- культ прошлого: идеализация античности и средневековья, интерес к фольклору;
- экзотика дальних стран.
2. - - - - - - - - направление в искусстве, основной задачей которого является правдивое «зеркальное»
отображение окружающей действительности во всех ее проявлениях.
3. У - - - - - - - - - - - - - - - не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который
влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно,
контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, но смягчением
цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые
цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст
без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе
оптического смешения.
(Ключ : 1. Рромантизм ; 2. Реализм ; 3. Импрессионизм )
3. Формулирование темы , задач урока . Мотивация .
4. Изучение нового материала .
Традиционные художественные направления непосредственно продолжают стили и направления
прошлого, такие, как классицизм , романтизм, реализм . Человеческие судьбы , тревоги и радости
людей , захватывающие истории – вот основные сюжеты этих произведений.
В истории переход из одного века в другой — время всегда загадочное. Для общества это
время удивительное и напряженное. История показывает – это время роковых событий и фатальных
совпадений. Рубеж веков приносит миру великие открытия в науке, развитие индустрии и технический
прогресс, с одной стороны и тяжелый экономический кризис, последствия которого еще не ясны, с
другой стороны.
Любые перемены - это сложный процесс обновления, как действительности, так и духовного
мира любого человека, в том числе человека-искусства.
Действительность открывает свои неизвестные стороны и новые аспекты восприятия; складывается
новое художественное видение и мышление. Этот процесс несёт с собой неизбежные утраты и создаёт
новые художественные ценности.
- Чем же характеризуется рубеж веков в Европе?
(Невиданным развитием науки и техники. Изменился быт, жизнь, мировоззрение, пошатнулись
казавшиеся незыблемыми устои. Мир лишился стабильности. )
- Влияла ли нестабильная общественная обстановка на развитие художественной культуры?
(Мироощущение цивилизованного человека начала XX века характеризуются непредсказуемостью и
непредвиденными опасностями внешнего мира, которые рождают внутреннюю неуверенность и страх. )
Рубеж 19 – 20 веков – искусство переломное, кризисное, где старое и новое действовали во
взаимном пересечении. Художники стремились быть новыми. Художники подвергали сомнению
представления о красоте, форме, пространстве, сюжете и колорите. В поисках новых путей погружались
в природу чувств и интеллекта.
20-е столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило
отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть
«бесспорных» истин. Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с
грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена. Не случайно огромную популярность в
ХХ в. приобрело примитивное и доисторическое искусство.
Вам представлены следующие картины :
- С. Дали «Постоянство памяти»,
- К.Моне «Женщина с зонтиком»,
--ьП.Пикассо «Скрипка»,
- В. ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом»,
- Анри Матисс «Танец»;
- В. Кандинский «Импровизация 26»,
- К.Малевич «Черный квадрат»).
Вам необходимо:
1.изучить материал ( основные черты по таблице ) ;
2. соотнести произведение, художника и направление в искусстве;
3. заполнить таблицу и устно предъявить результат. Результат будет оцениваться по таблице .
Модернизм – обозначает все новейшие течения, школы и направления, которые порывают с
реализмом и считали эксперимент основой творческого метода. Характерно вытеснение традиционных
средств изобразительного искусства, внедрение в произведение новых элементов, которые не
обременены художественными ассоциациями, прием коллажа, изменение традиционного типа и формы
произведения. Происходит процесс дематериализации традиционных предметных основ искусства.
Первое впечатления от работ – все не так. Основная формула модерна: «если еще так никогда не
делалось, то так необходимо сделать».
Стиль модерн был программным, определяющим эстетическую программу нового
искусства:
- воплощение красоты, которая не содержится в окружающем мире;
- создание искусства для искусства;
- искусство противопоставлено жизни;
- окружающий мир перестает воссоздаваться;
- изображается только то, что художник считает мерилом красоты.
Модерн – особый стиль искусства, который поставил своей целью :
- перевернуть сложившуюся со времен Возрождения традицию европейского искусства;
- возродить само понятие искусства;
- синтез всех видов искусств, создание синтетического, целостного произведения искусства.
Недостаток стиля – устремление к формальной красоте.
Основной признак – декоративность.
Основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.
Модерн (пер. новый, современный) – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20
века. Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей, книжных
иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани).
Основные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века.
Импрессионизм становится национальным явлением Франции. Направление в искусстве
последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в
его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Название от фр. impression –
«впечатление». Оброненное однажды критиком Луи Леруа ироничное «импрессионизм», возмутило
всех молодых художников, но, оказалось, очень точно передавало сущность нового течения в живописи.
Поленов в 19 веке стал использовать пленэрную живопись, т.е. писать на открытом воздухе. Для
импрессионистов пленэр – главная задача. Важен не сюжет, а анализ цвето-воздушной среды, цвето-
световая характеристика предметного мира. Доминирующее положение занимает прием оптического
смешения. Практика работы импрессионистов привела их к пониманию динамики мироздания, потока
жизни.
Клод Моне положил начало новому искусству своей картиной «Впечатление. Восход
солнца», на которой изображены силуэты и мачты лодок в голубом утреннем тумане, плоский диск
солнца и проложенная крупными оранжевыми мазками дорожка на воде. Критик Арман Сильвестр
считал Клода Моне «самым умелым и самым смелым художником».
Одним из самых ярких импрессионистов был Огюст Ренуар. Он брал свои сюжеты из
современной жизни. Живописный мир Ренуар был радостным, в нем царил
Импрессионисты организовали восемь общих выставок, на последней в 1886 г. были представлены
картины никому еще неизвестного Поля Гогена. Появление на выставке художника самоучки никого не
удивило, но очень скоро он стал одной из самых ярких фигур в искусстве своего времени. Его жизнь
полная неожиданностей и приключений, на самом деле была характерной для эпохи
постимпрессионизма. Путь художника, отверженного обществом, для него был не только стезей
испытаний, но и предметом особой гордости. «Вопреки всему, страдание обостряет гений», - писал он
дочери Алине. Гоген написал знаменитый «Автопортрет» в подарок Ван Гогу. Гоген был первый среди
художников своего поколения, кто осознал роль опыта примитивного искусства для современности.
Экспрессионизм (от lat. expression-«выражение») – возник в середине 1900-х гг. в Германии и
Австрии . Искусство глубоко пессимистично. Экспрессионисты утверждали: в мире нет Бога, на земле
«правит бал» слепая сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье.
Экспрессионизм – искусство крика (Эдвард Мунк «Крик». , Отто Дикс, Оскар Кокошка).
Постимпрессионисты усиливают момент реальности. Мир продолжает восприниматься ими как
изменчивый и непостоянный, но постимпрессионисты ищут в нем устойчивость.
Символизм - направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители
которого стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений
материального и духовного мира. Символизм возник во Франции. Появлению данного течения
предшествовала поэзия Шарля Бодлера, его сборник стихов «Цветы зла».
Теоретиками символизма стали Поль Верлен и Артюр Рембо:
- интуитивно постичь и передать с помощью образов-символов сущность мироздания;
- проникнуть в тайны сознания;
- «выражение невыразимого»;
- «музыка стиха».
Фовизм (от фр. – «дикий, дикость») – направление из Франции, родоначальником является Анри
Матисс. Фовизм в переводе «дикий» - яркий цвет полотен художника. «Дикий по отношению к цвету» :
использовали чистые, яркие, насыщенные цвета, что являлось главным средством
выражения. Художники не ставили целью объективно изобразить мир, а хотели донести до зрителя
чувства и вещи, которые увидеть нельзя. «Вообразить мир таким, каким нам хочется», - под этими
словами Дерена мог подписаться любой художник. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью,
создавал собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные
голоса – фовизм как течение просуществовал несколько лет.
Анри Матисс – художник-исследователь, анатомировал картину, считал, что цвет – это мозг
художника «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, - решительное возвращение к красивым синим,
красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до
самых глубин».
Картины :
- А. Матисс «Красные рыбки».
В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый.
- А. Матисс «Танец» - движение людей, динамичность, пластика.
- А. Матисс «Музыка» - статичность.
3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный,
детский.
Морис де Вламинг формирует доктрину – смотреть на мир глазами ребенка. Работал в жанре
пейзажа.
Кубизм выдвинул идею деформации и трансформации предметов. Стиль сформировался в начале 20
века. Впервые слово «кубизм» появилось в рецензии критика Луи Векселя на выставку Жоржа Брака.
Основоположник П.Пикассо - испанец, но долго жил во Франции (Пикассо - ударение на
посл. слог (франц) или Пикассо – ударение на «а» (испанск.). Два ударения верны.
Пикассо был реалистом, кубистом и графиком. Пикассо отталкивался от эстетики негритянской
скульптуры. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля
Сезанна в 1904 и 1906 гг. Его слова» «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…»,-
можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления.
Основной теоретический принцип – художник должен создавать реальность, которая подчиняется
законам искусства, а не жизни.
Основная задача – познание окружающего мира с помощью нарочито простых средств.
Основные формы – шар, цилиндр, призма, куб.
Основные цвета – бледно-серые и коричневые тона.
2 периода в творчестве :
* Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь).
Картины Пикассо :
- «Старый еврей с мальчиком»,
- «Трапеза слепого»
*Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам
Картины Пикассо :
«Девочка на шаре» - атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.
В 1907г. молодой испанский художник Пабло Пикассо, обосновавшийся в Париже, показал друзьям
свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы» - - изображает девушек авиньёнских проституток
(глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными) .
Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины – и фон, и
тела пяти обнаженных женщин – была рассечена на геометрические сегменты. Выглядели девицы как
грубо вытесанные идолы. Современники не в состоянии были оценить новаторский замысел художника.
«Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город:
фрагменты тел людей, лошадей. Довоенное время – нападение. Использует геометрические сегменты
(искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды –
символ Испании).
Брак и Пикассо решили утвердить в живописи то, что она утратила после импрессионизма –
ощущение плотности тел, наполненность объема. Кубисты давали зрителю возможность увидеть один
предмет через другой, рассмотреть, из чего он состоит. Затем они стали вводить в живописные полотна
реальные предметы – коробочки, детали музыкальных инструментов и материалы разной фактуры
(бумагу, дерево, ткань); весьма популярным в среде кубистов стал коллаж «Музыкальные инструменты»
П.Пикассо)
Сюрреализм («искусство сверхреальное, сверхестественное») сложилось в 20-е гг. 20 века. Слово
«сюрреализм» (от фр. «сверхреальность») – уже давно превратилось в общеупотребительное понятие,
которым обозначают все странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности.
Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест
сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924г. Установка: творческая
энергия исходит от подсознания человека, суть событий нельзя постичь разумом, а только интуицией.
Сюрреалисты взяли на вооружение теорию австрийского психолога Зигмунда Фрейда о
бессознательном, как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания
подлинных вкусов. Увлечений, причин поступков человека. Принцип психоанализа, разработанный
Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо
слова, представления или образа, высказывает все мысли без разбору, мысли, который приходят в
голову. Так рождается сюрреалистический образ.
Главный акцент – исследование сна, гипноза, бессознательных действий.
Цель – попытка через бессознательное подняться над ограниченностью мира материального и
духовного. Картины должны вызывать поток ассоциаций, стимулировать сознание, пробуждать
рефлексию.
В книге «Сюрреализм в живописи» (1928г.) Бретон выделил главные принципы: автоматизм,
сновиденческие образы и использование «обманок».
Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин)
Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает,
передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу .Вопросы :
1.Прилагательное .
2.Существительное .
3.Глагол (в любом времени ) .
4. Прилагательное .
5. .Существительное .
Это любимая игра сюрреалистов, для них характерно коллективное творчество. Литераторы и
художники очень любили игру слов и образов. Вот так играя, однажды поэты составили фразу, которая
восхитила и потрясла участников игры: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру
назвали «Изысканный труп». А со временем её видоизменили и стали не писать, а рисовать.
- На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне
подсознания).
Сальвадор Дали – испанский художник . «Сюрреализм – это я» - говорил он. Первый период
творчества (1904 – 1928) отмечен увлечением многими течениями. Второй период (1928 – 1948) –
участвует в создании фильмов «Андалусский пес» и «Золотой век» - молодежь в день премьеры
разодрала экран, а сам художник еле спасся. Вновь к кинематографу Дали вернулся в 1945г. по
приглашению А. Хичкока. Одновременно с работой в кинематографе Дали осваивал новые виды
деятельности: выступал как дизайнер, обращался к книжной графике.
Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд»,
«непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора
Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник.
На открытие выставки художник мог придти обнажённым. Был женат.
Гала
́
(с фр. праздник, торжество) (настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (26 августа 1894, Казань
— 10 июня 1982, Фигерас, Испания) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена,
муза и модель Сальвадора Дали.
Жене Гала посвящалась серия картин: «Покорение Америки», «Леда и лебедь», «Похищение Европы».
Писал жену в обнажённом виде. «Постоянство времени, постоянство памяти» (расплывающиеся часы по
веткам, столу, время тянется, он ждал когда придёт Гала).
Соединяет фантастическое с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий
жираф – сюрреализм, пустыня – реальное)
Картины :
- «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
- «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
- «Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера)
«Громадное чел. тело, с уродливыми наростами рук и ног, которыми в припадке удушения
терзало само себя».
Изображение связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и произошло
пробуждение (укус пчелы) – тип сна открыт Фрейдом .
- Как вы понимаете высказываниее художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм - это
реальность, освобожденная от банального смысла».
( Понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. )
Для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, проанализируем картину С.Дали
« Пылающий жираф ».
- Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?
- Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется
« Пылающий жираф» ?
- Почему Сальвадор Дали изобразил жирафа?
- Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных,
достойных того, чтобы их изобразить на картине.
Жираф единственное животное, которое является обладателем такой длинной шеи, оно
грациозно и гармонично поэтому, возможно, именно он и привлек художника.
Жираф является символом индивидуальности, неповторимости, оригинальности.
На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью,
индивидуальностью.
- Но почему же жираф пылает?
- Что может символизировать собой огонь?
Огонь - это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает
дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все
безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском
безликости продолжает пылать все ярче.
Соединение фантастического с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни –
пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное).
Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст,
наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами.
- Представьте свое видение картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти».
Абстракционизм – художники не пытаются изобразить что-то реально существующее, а пользоваться
только линиями, точками, цветом. Абстракционисты отказываются от формы, создают спонтанные
беспредметные композиции.
Казимир Малевич – создание логических упорядоченных конструкций («Черный квадрат»).
Примитивизм – чем примитивнее форма, тем ярче идея, отказ от профессиональных навыков,
рисовали как дети – Анри Руссо. В искусстве больше известен под именем Таможенник. Руссо обладал
способностью преображать окружающий его мир в сказку. Искусство для него не средство заработка, но
большая любовь, увлечение.
Картины Анри Руссо современники впервые увидели в Салоне Независимых. В 1894г. там
появилась картина «Война» - юная дикарка в разорванном платье резвиться на развалинах погибшего
мира. Она летит рядом с черным конем-чудовищем, срубая ветви с деревьев и поджигая все вокруг.
Земля усеяна трупами, а по небу безмятежно-голубого цвета плывут розовые облака. На обратной
стороне холста Руссо написал: «Она проносится ужасающая, оставляя повсюду отчаяние, плач и
разрушение». В 1910г. Руссо написал последнюю загадочную картину и назвал ее «Мечта» - в джунглях
при свете белой луны, темнокожий человек играет на дудочке, а гепарды пристально смотрят на
обнаженную женщину, лежащую среди тропического леса на красном диване. Умирая в больнице для
бедных от тропической язвы, Руссо рассказывал о том, что его покусали дикие звери.
Сформировалось искусство авангардизма.
Авангардизм («передовой отряд») – определяет экспериментальные начинания в искусстве.
Термин утвердился только в начале 20 века.
5.Закрепление материала .
- Что объединяет произведения данного периода и что отличает их от искусства прошлых эпох?
(Учащиеся делают вывод, учитель обобщает:
- Отказ от норм классического изображения
- Деформация формы
- Экспрессия
- Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем )
6.Подведение итогов.
Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения,
каждое имеет право на существование. Одно бесспорно - любое произведение искусства, каким бы
странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, - неразрывная часть единого
культурного пространства.
7.Рефлексия .
8.Выставление оценок .
9.Домашнее задание .
Занести в таблицу ещё одно произведение одного из рассмотренных нами художников.
МХК - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века» открытие символизма" 11 класс
- Презентация "Жанр - анималистика" 6 класс
- Тест "Театр и музыка Средних веков" 10 класс
- Конспект урока "Застывший миг казахского вальса" 6 класс
- Тест "Серебряный век" 9 класс
- Вопросы "Культура" 10 класс