Конспект урока "Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века» открытие символизма" 11 класс

Урок № Дата
Тема : Переоценка ценностей в художественной
культуре «серебряного века»: открытие символизма
ХК , 11 класс)
Цель :Обучающая : Сформировать знания о ценностях в художественной культуре
«серебряного века».
Развивающая : Развивать аналитические способности .
Воспитывающая : Воспитывать уважение к различным мнениям , взглядам .
Оборудование : ММУ , презентация , иллюстрации .
Тип урока : комбинированный .
Ход урока
1,Оргмомент.
2.Актуализация знаний .
3.Мотивация , Целеполагание .
4.Изучение нового материала .
Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть
«серебряным веком» (С.К. Маковский) или «духовно-культурным ренессансом»
(Н.А. Бердяев).
Его границы условны: примерно от начала 90-х годов XIX века и до революционных
катаклизмов 1917 г. .
«Серебряный век» явление поистине уникальное. Для него характерна атмосфера
небывалого творческого оживления во всех сферах духовной и общественной жизни. Его
время удостаивается сегодня самых различных, зачастую противоположных оценок. С
одной стороны «кризис», «хаос», «нарастание катастрофы». С другой «эстетический
всплеск», «культурное возрождение», «философский ренессанс». Драматизм и трагизм в
социальной, экономической, политической жизни получал феерическое отражение в
жизни эстетико-культурной. «Меж революцией и искусством, – писал непосредственный
участник этих процессов А. Белый, установима теснейшая связь; связь нелегко
обнаружить: она сокровенна; неуловима прямая зависимость завершенных творений
искусства от воли революции: направления роста стеблей и корней из единого центра
обратны друг другу, рост проявленной творческой формы и рост революции тоже обратны
друг другу. Но центр роста один».
Изначально понятие «серебряный век» относилось только к поэтическому
творчеству рубежа 19-20 веков , но постепенно стало использоваться как обозначение
всей художественной , а затем и всей всей духовной культуры начала 20-ого века в
России.
- Как вы думаете, какое настроение было присуще населению России в обстановке смены
политического строя и идеологии России в начале 20 века?
(Находясь в атмосфере зыбкости , неустойчивости , человек с большой фантазией
нередко обращается к мистике, эзотерике и как следствие к символике.)
- А как вы думаете, в каких случаях человек прибегает к символам?
(Когда хочет передать сокровенное через образ или то, для чего у него нет слов или то,
что он чувствует, но не может облечь в слова и конечно то, что он хочет, чтобы было
понятно немногим).
Одно из самых ярких явлений художественной культуры «серебряного веке» - символизм
Символизм направление в европейском и русском искусстве конца XIX начала XX
вв., представители которого стремились с помощью символа выразить интуитивно
постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его
вневременную идеальную сущность.
Основные принципы символизма:
- Искусство – «постижения мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов),
возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И. Иванов);
поэзия – «тайнопись неизреченного» (В. Иванов), выражение «движений души» поэта.
- Символ реч. symboion условный знак) – поэтический образ, выражающий суть
какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные
представления поэта.
- Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование
звуковых и ритмических средств поэзии.
- Элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
Литература
В поэзии символизма зазвучали прямые пророчества о неизбежной гибели России,
«конце культуры», «крае истории». А. Блок писал:
Ведь никто не встретит старость
Смерть летит из уст в уста...
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста...
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Поэт-символист Он легко находил и культивировал приемы, интонационно родственные
музыке – аллитерацию, ассонансы, ритмические повторы. Роль ритмики в сочинениях Бал
ьмонта порой была абсолютной, подчинявшей все прочие элементы стихосложения.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941)
Русский писатель, поэт Значительную часть его наследия занимают исторические романы:
«Христос и антихрист», «Воскресшие Боги», «Антихрист», трилогия «Павел I»,
«Александр I», «14 декабря».
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Русский религиозный мыслитель, поэт, публицист Его по праву считают предтечей
символистов. Во взглядах Соловьева парадоксально сплелись религиозное чувство и
светский злой скептицизм.
Классики символизма
- Валерий Брюсов
- Андрей Белый
- Александр Блок
Динамическая пауза
Живопись
Изобразительное искусство не оставалось в стороне на переломе веков.
«Странная ломка миров живописных
Была предтечею свободы,
Освобожденьем от цепей…»
- эти стихи Велимира Хлебникова предопределила то , что происходило в русской
живописи.
Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением
«Мир искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и
студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников
Александра Бенуа. Обаятельный, умевший создать вокруг себя творческую атмосферу, он
с самого начала стал душою кружка. Постоянными его членами были Константин Сомов и
Лев Бакст. Позднее к ним присоединились Евгений Лансере, племянник Бенуа, и Сергей
Дягилев, приехавший из провинции.
В 1898 г. кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». В
программной статье Дягилева говорилось, что целью искусства является самовыражение
творца. Искусство, писал Дягилев, не должно использоваться для иллюстрации каких-
либо социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по себе правда жизни,
художественное обобщение, а иногда и откровение.
Название «Мир искусства» от журнала перешло к творческому объединению
художников, костяк которого составляли всё тот же кружок. К объединению примкнули
такие мастера, как В. Серов, М.А. Врубель, И.И. Левитан, Н. Рерих. Все они мало
походили друг на друга, работали в разной творческой манере.
И всё же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего:
- Картины прошлого любимым для них стал 18 век) стали в их творчестве символом
безвозвратно ушедшего .
- тоска по прошлому – символ неудовлетворенности в настоящем, тяжелые реалии и
отсутствие позитива компенсировались уходом в романтические «дали» в творчестве.
Их тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города,
застроенные безликими фабричными зданиями и населёнными одинокими людьми.
- Их беспокоило, что искусство, призванное вносить в жизнь гармонию и умиротворение,
всё более вытеснялось из неё и становилось достоянием небольшого круга «избранных».
- Они надеялись, что искусство, вернувшись в жизнь, постепенно смягчит, одухотворит и
объединит людей.
Появляются новые направления символизм, примитивизм, кубизм,
абстракционизм, модернизм; новые имена Михаил Врубель, Аристарх Лентулов, Павел
Филонов, Василий Кандинский. Их творчество ломало привычные рамки, будоражило
умы.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Русский художник Будущее России Иванов связывал с рождением новой всенародной
религиозной культуры, выросшей на основе традиционной соборности.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905)
Русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»
Становление художника протекало в значительной мере под влиянием французского
импрессионизма.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
Литовский художник и композитор Он был наделен двумя талантами композитора и
живописца. Его полотна М. Горький назвал «музыкальной живописью».
Произведения :
1.Картины-сонаты :
- Соната Солнца. Скерцо
- Соната весны. Анданте
- Соната лета. Скерцо
- Соната весны. Финале
- Соната пирамид. Аллегро
- Соната звёзд. Аллегро
2. Сюжетные картины :
- Прошлое
- Весть
- Летит чёрная беда
Театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940)
Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог За период с 1908 по 1918 г.
поставил на сцене Александринского театра 19 пьес, получивших громкий общественный
резонанс.
Музыка
Александр Николаевич Скрябин (1871-1915)
Русский композитор и пианист Воплощение различных состояний человеческого духа,
неосознанных импульсивных порывов и чувственных томлений – один из главных
образов музыки Скрябина.
Скрябин обладал обновленным мироощущением и не искал поддержки в опыте
предшественников. Ему были чужды взгляды композиторов «Могучей кучки» и
Чайковского. Воплощение различных состояний человеческого духа, неосознанность
порывов, чувственное томление вот главные образы музыки Скрябина. Пытаясь
передать то, что выходило за рамки обыденной жизни, композитор двигался «на ощупь»,
фиксируя не поддающиеся рациональному анализу духовные ощущения. Его музыка
отличается изощренным ритмом, гармоническими блужданиями, образами, подернутыми
дымкой.
Свою идею он облек в форму «Мистерии» - грандиозного соборного действа, в
котором были бы объединены люди, окружающий мир и все искусства, включая
симфонию ароматов, прикосновений и возглавляемыми музыкой. Хочу отметить
особенность звуковосприятия композитора он имел не только идеальный слух, но и
представлял звук в цвете.
В симфонической поэме «Прометей» он мечтал соединить звук и цвет. Исполнять
поэму должен был симфонический оркестр, фортепиано, орган, хор и световая клавиатура.
Новый музыкальный инструмент обозначался в партитуре «luc- свет и должен был
пускать в зал особые световые волны, соответствующие акустической природе звука.
В теории символизма было много утопического, но было и рациональное зерно. В XX
веке идеи Скрябина воплотились в цветомузыке, а к концу XX века появились лазерные
шоу и световые фонтаны.
Вывод: в культуре «серебряного века» произошла переоценка ценностей, некогда
питавших творчество мастеров русской классики.
5.Закрепление материала
6.Подведение итогов. Выставление оценок .
7.Рефлексия .
8.Домашнее задание .