Олимпиада по Мировой Художественной Культуре

Олимпиада по Мировой Художественной Культуре
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
Константин Бальмонт
Задания
Часть I
1. После чего, по летописной легенде, Олега прозвали Вещим:
А) после смерти; б) после взятия Царьграда; в) после того, как он стал киевским князем.
2. За что летописцы прославили княгиню Ольгу:
А) за месть древлянам; б) за «Хождение» в Царьград; в) за воспитание Святослава
3. Героем «Жития» Аввакума является:
а) сам автор; б) другой человек
4. Кто из бывших союзников вызывал у Аввакума наибольшее негодование:
А) Федор Ртищев; б) Никон; в) Стефан Вонифатьев
5. Сколько раз Аввакума отправляли в ссылку:
а) 2 б) 3 в) 4
6. Какое произведение относится к 12 веку:
А) «повесть о Петре и Февронии»; б) «Слово о полку Игореве»; в) «Житие» протопопа Аввакума
7. Художественное произведение, в основе которого лежит реальное происшествие или историческое
событие:
а) легенда; б) миф; в) притча
8. Назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной форме:
А) легенда; б) миф; в) притча
9. Произведение, передающее представления древних людей о происхождении мира и жизни на земле:
А) легенда; б) миф; в) притча
10.Жанр древнерусской литературы в форме назидательного характера:
а) житие; б) поучение; в) слово
11.Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о жизни святых:
А) житие; б) поучение; в) слово
12.Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о каком-то значительном событии:
А) житие; б) поучение; в) слово
13. «Повесть временных лет» написана на:
А) русском языке; б) древнерусском языке; в) старославянском языке
14. «Повесть временных лет»:
а) печатная книга; б) рукописная книга
15. К какому жанру относится «Повесть временных лет»
а) новелла; б) летопись; в) житие
16. С кем воевал Владимир в «Повести временных лет»:
а) с печенегами; б) с половцами; в) с хазарами
17. «Слово о полку Игореве»:
А) фольклорное произведение; б) летописное произведение; в) художественное произведение
18. Какое животное упоминается в «Слове о полку Игореве»:
а) волк; б) медведь; в) заяц
19. К какой реке обратилась Ярославна в «Слове о полку Игореве»:
а) к Дунаю; б) к Днепру; в) к Дону
20. Основная мысль «Слова…»:
а) военный поход; б) призыв к единению; в) защита Отечества
21. Автором «Слова» является:
а) Мусин-Пушкин; б) Владимир Мономах; в) автор неизвестен
22. В каком веке была написана «Повесть о Шемякином суде»:
а) в 12 б) в 14 в) в 17
23. Что обозначается термином «агиография»?
24. Каково первоначальное значение слова «буква» на Руси?
25. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
Часть II
Кодовый номер ________
1. Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV XVI вв. выберите
центральные органы:
а) приказы; б) наместники; в) волостели.
2. Как называется литературный памятник, посвящённый Куликовской битве?
а) “Повесть временных лет”; б) “Задонщина”; в) “Слово о полку Игореве”.
3. В честь какого события построен Собор Василия Блаженного?
а) победы на Куликовом поле; б) освобождения от ига Золотой Орды; в) взятия Казани.
4. Кого называли стрельцами?
а) княжеских управителей; б)служилых людей, составлявших постоянное войско; в) торговцев оружием.
5. Какая из книг первой была отпечатана в России Иваном Федоровым?
а) “Евангелие”; б) “Апостол”; в) “Азбука”.
6. Кто из названных пар исторических личностей были современниками?
а) Иван Калита и Ярослав Мудрый; б) Андрей Рублёв и Александр Невский; в) Иван IV и Ермак Тимофеевич.
7. Дворянским войском, назначением воевод, других офицеров, военными действиями ведал при Иване IV:
а) Ямской приказ; б) Разрядный приказ; в) Посольский приказ.
8. Первый единый свод законов Московского государства был принят в:
а) 1497 г.; б) 1550 г.; в) 1410 г.
9. Какой из памятников русской архитектуры был создан в XVI веке?
а) Покровский собор на Рву; б) церковь Покрова на Нерли; в) Софийский собор в Новгороде.
10. Пожилое – это:
а) плата крестьян за двор; б) деньги на содержание наместника или воеводы; в) плата за место в Боярской думе.
11. Впервые понятие (название) Россия появилось в летописи при:
а) Иване IV Грозном; б) Дмитрии Донском; в) Иване III Васильевиче.
12. Этот литературный труд воплотил в себе социально-нравственные идеалы русского общества XVI в. и
жёстко регламентировал семейную жизнь. Он назывался:
а) “Четьи Минеи”; б) “Домострой”; в) “История государя Московского”.
13. Елена Глинская:
а) проводила политику укрепления государства; б) поддерживала местничество; в) стремилась принять новый
титул правителя.
14. Кому принадлежат слова: “Все – холопы государевы, мы вольны казнить и миловать каждого”?
а) Ивану III; б) Василию III; в) Ивану IV; г) Борису Годунову.
15. Челобитную избу (приказ), учрежденную в 1549 г. возглавил:
а) А. Ф. Адашев; б) Борис Годунов; в) А. М. Курбский; г) Малюта Скуратов.
16. К концу правления Ивана IV Россия:
а) стала процветающей в экономическом отношении страной;
б) приобрела значительный международный авторитет и имела много союзников;
в) оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного опричниной и поражением в Ливонской войне;
г) вошла в состав Речи Посполитой.
17. “Заповедные лета” - это:
а) запрет боярам со своими вотчинами входить в опричнину;
б) запрет крестьянам выходить в Юрьев день от своих старых хозяев;
в) запрет русским колонистам селиться за Уральскими горами;
г) запрет дворянам покупать вотчины.
18. Стоглав – это:
а) собор, у которого было сто куполов; б) собрание из ста человек; в) документ, принятый церковным Собором
1551 г.;
г) орган, в который входило сто иерархов церкви.
19. Самая мелкая монета в Российском государстве:
а) полушка; б) копейка; в) деньга; г) алтын;
20. Основной военный налог в России в XVI в.:
а) большая соха; б) стрелецкие (пищальные) деньги; в) кабацкие деньги; г) ямские деньги.
Часть III
О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси…
Слово о погибели Русской земли
“Архитектура Руси X – XVII вв.”
1. Какая страна оказала влияние на историю Руси?
2. В каком веке был построен Софийский собор в Киеве:
А) XI в.; Б) XII в.; В) XIV в.
3. При каком московском князе началось строительство Московского кремля:
А) Василий III; Б) Иван III; В) Иван Калита.
4. Назовите второе название храма Покрова на Рву:
А) Домовая церковь; Б) храм Василия Блаженного; В) Казанский собор.
5. Кто был архитектором Успенского собора в Московском кремле:
А) Аристотель Фиорованти; Б) мастер Петр; В) Феофан Грек.
6. Какой собор является Домовой церковью русских князей в Московском кремле:
А) Благовещенский; Б) Успенский; В) Архангельский.
7. Что является отличительной чертой архитектуры Владимирской Руси:
А) использование цветных витражей в интерьере;
Б) аркатурно-колончатый пояс;
В) фрески на фасаде.
8. Назовите памятник шатрового зодчества на Руси:
А) церковь Вознесения в Коломенском;
Б) Успенский собор во Владимире;
В) Софийский собор в Новгороде.
9. Архитекторами церкви Покрова на Рву были:
А) Марко Руффо;
Б) Алевиз Новый;
В) Брама и Постник.
10. Первая каменная церковь на Руси:
А) Десятинная; Б) София Киевская; В) Дмитровский собор во Владимире.
11. Назовите русского князя, при котором начался рассвет Владимиро-Суздальской Руси:
А) Андрей Боголюбский; Б) Юрий Долгорукий; В) Всеволод Большое Гнездо.
12. Какой собор послужил образцом для Аристотеля Фиорованти при строительстве Успенского
собора в Московском кремле?
13. Какая черта характерна для московской архитектуры XIV – XV вв.:
А) многоглавие; Б) килевидные украшения – кокошники; В) рельефы.
14. Как переводится с греческого слово “София”, ставшее названием главного храма Киевской
Руси:
А) “святость”; Б) “мудрость”; В) “величество”.
15. При каком князе была построена София Киевская:
А) Ярослав Мудрый; Б) Владимир Святой; В) Ярополк Окаянный.
Часть IV
1. Определите, какие архитектурные сооружения изображены ниже. Что вам известно о них?
Что их объединяет? Чем они различаются?
А) Б) В)
2. «… Лирическую поэму из камня надо перечитывать многократно. И тогда, может быть, во
всей полноте вы поймете, в чем прелесть этого небольшого сооружения, гармонирующего с
окружающей природой. На рассвете, когда над заречными лесами играют солнечные лучи, от
всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается
среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия
уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь–храм плывет и плывет среди неоглядных
просторов…»
Евгений Осетров «Живая Древняя Русь»
Посмотрите на приведенные ниже фотографии. О каком храме рассказывает Е. Осетров в книге
«Живая Древняя Русь»? Что вы знаете об этом уникальном памятнике русской культуры?
Желаем успехов!
Районная олимпиада по Мировой Художественной Культуре
2007-2008 учебный год
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ РАБОТ
Понятие "тест" означает "систему заданий, позволяющих определить уровень развития
художественной культуры личности (знания в области искусства, истории, литературы; уровень
художественной грамотности и художественного мышления, степень самостоятельных суждений об
искусстве...)".
Тестирование проводится по четырем уровням:
I уровень включает тест по древнерусской литературе (за каждый правильный ответ – 1 балл,
максимально на I уровне – 25 баллов).
II уровень включает тест по истории (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально за II
уровень – 20 баллов).
III уровень включает тест “Архитектура Руси X – XVII вв.” (за каждый правильный ответ – 1
балл, максимально за III уровень – 15 баллов).
IV уровень включает тест – узнавание.
Для оценки IV уровня художественной зрелости участника Олимпиады жюри пользуется
следующим комплексом критериев:
Задание 1.
1) за каждый правильно названный памятник архитектуры - 1 балл
2) за умение правильно, понятно, грамотно, аргументировано и полно излагать свои мысли (от 1 до 5
баллов);
Задание 2.
1) за правильно названный памятник архитектуры – 1 балл
2) за правильный комментарий к нему, умение понятно, грамотно, аргументировано и полно
излагать свои мысли ( от1 до 6 баллов)
Итак, максимальное количество баллов – 85 баллов
.
Районная олимпиада по Мировой Художественной Культуре
2007-2008 учебный год
Ключи
Часть I
1. Б
2. А
3. А
4. Б
5. Б
6. Б
7. А
8. В
9. Б
10. Б
11. А
12. В
13. Б
14. Б
15. Б
16. А
17. В
18. А
19. Б
20. Б
21. В
22. В
23. Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.
24. Дощечка из букового дерева с письменными знаками.
25. В X веке в связи с принятием Христианства, ее источником была Библия.
Часть II
1. А
2. Б
3. В
4. Б
5. А
6. В
7. Б
8. А
9. А
10. А
11. В
12. Б
13. А
14. В
15. А
16. В
17. Б
18. В
19. А
20. Б
Часть III
Тест
“Архитектура Руси X XVII вв.”
Ключ
1. Византия
2. А
3. В
4. Б
5. А
6. А
7. Б
8. А
9. В
10. А
11. А
12. Владимирский Успенский собор
13. Б
14. Б
15. А
Часть IV
1.
А). Собор Святой Софии в Киеве
С XI века русские мастера отходят от строгого соответствия византийским традициям и ведут строительство
сами, так в 1037 Ярославом Мудрым начинается возведение Софийского Собора в Киеве. Он был заложен на
площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. София Киевская - общерусская святыня,
главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Сохранился
почти целиком. Это большой крестово-купольный храм, выложенные из плинфы (красного кирпича)
орнаментальные фризы украшали фасады, а завершали собор тринадцать куполов (тринадцать куполов означают
Христос и двенадцать апостолов), образовывавших пирамидальную композицию. Многоглавие имело и
функциональный смысл, т.к. окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади залов. Это
пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей.
Мощные лестничные башни, расположены в живописной асимметрии у западных углов собора. Образ храма в
целом торжественный.
Б). Софийский Собор в Новгороде, построен в 1045-1050. Монументальный пятинефный храм с широкими
галереями и мощной лестничной башней, имеет одну лестничную башню и один пояс галерей. Имеет пять глав
(пять куполов Христос и четыре евангелиста). Окна – узкие щели. В целом объем здания монолитен и
статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Своеобразна и кладка
собора: главный материал здесь — камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов.
Новгородский Софийский собор строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую, поэтому он во многом
подобен Киевскому. Во внешнем фасаде нет украшений, внешний вид здания монолитен и статичен. Для храма
характерны простота, строгость.
В). Храм Святой Софии в Константинополе. Первым торжеством христианской духовности можно считается
Византийское искусство VI века. Подъем культуры в эту эпоху связан с периодом 40-летнего царствования
знаменитого императора Юстиниана. Было возведено 30 храмов, среди которых Святая София (532-537).
Собор Святой Софии - главный храм всего восточно-христианского мира. Храм Св. Софии в Константинополе
остался единственным и неповторимым в своем роде сооружением, но практически все основные идеи,
заложенные в его план, конструкции, формы были использованы зодчими не только в Константинополе, но и по
всей Византийской империи. Купол остался главным смысловым и композиционным центром в православной
архитектуре. Был создан тип так называемых крестово-купольных храмов, в которых соединились два главных
христианских символов - крест и круг. С течением времени собор сильно изменился. «Айя-Суфия» - так назвали
его мусульмане, завоевавшие Византию в XV веке. Святая София стала мечетью с минаретами.
Все соборы носят имя Святой Софии, в богословии Святая София олицетворяет премудрость Божию.
2. Евгений Осетров в книге «Живая Древняя Русь» рассказывает о Храме Покрова на Нерли.
Бессмертную память о себе оставил князь Андрей Боголюбский строительством этого великого памятника
храмового зодчества. Церковь была сооружена в память победоносного похода суздальских войск на Волжскую
Болгарию, осуществленного, по свидетельству современников, при несомненном покровительстве Богородицы.
Храм возвели и в честь нового праздника, установленного великим князем, - Покрова пресвятой Богородицы,
который с этого времени стал одним из почитаемых русским народом. Каждого, кто видел шедевр Покрова на
Нерли, поражает мягкость, пластичность, «женственность» его образа, словно сотканного из бесплотного легкого
материала и устремленного ввысь. В нем соединились строгая гармония формы и духовно-сердечная красота.
Здание храма было возведено на искусственном холме, сделанном для предохранения от весеннего половодья и
вымощенном белыми плитами. Стены его фасада с трех сторон венчают фигуры библейского царя Давида,
окруженного изображениями львов и грифонов. Композиция олицетворяет звучание хвалебных гимнов,
прославляющих Творца и его творения. Особо праздничный вид белокаменному чуду придают резные
украшения, опоясывающие здание. Здесь в причудливом хороводе переплелись лица людей, морды львов,
драконы, птицы символы искони присущих русскому человеку представлений о единстве всего сущего, о
многообразии мира, находящегося под покровом Владычицы нашей Богородицы.