Презентация "Демонизм в русской и мировой культуре и литературе" 10-11 класс

Подписи к слайдам:

Министерство образования Саратовской области

Управление образования БМО

Презентация по русской литературе

ДЕМОНИЗМ

В РУССКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1» г. Балаково Саратовской обл.

Таланова Наталья Викторовна

г.Балаково

2009 г.

Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь»

Крючков В.П. «Еретики» в литературе»

Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия»

Соколов Б.В. «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Соколов Б. «Энциклопедия булгаковская»

Соловьёв В.С. «Демон»

Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных героев»

Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных произведений»

За основу презнетации взяты произведения:

  • выяснить истоки демонизма в русской литературе;
  • раскрыть образы самых известных нечистых духов в мифологии и фольклоре;
  • выявить различные интерпретации образа Воланда;
  • соотнести Воланда и его свиту с их мифическими и литературными прообразами,
  • рассмотреть прототипы нечистой силы и выявить черты сходства и различия;
  • проанализировать образы демонов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цель работы – рассмотрение и анализ демонических

образов (в частности, Воланда) и их прототипов в романе

М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Задачи:

Дьявол есть перевёрнутый Бог

(" Demon est Deus inversus")

Демонизм

Демонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном

перемещении традиционных отрицательных и положительных характеров и

введении отрицательного характера в качестве героя.

В основе демонизма лежит ярко индивидуалистическое отталкивание от

действительности, анархический бунт, характерный для психоидеологии

общественных групп и классов, оказавшихся "под колесом истории". Демонизм

как форма сюжетики особенно типичен для стилевого комплекса дворянского

романтизма, — таковы демонические герои Байрона ("Каин", "Манфред",

"Преображенный урод", "Лара", "Корсар"), А. де Виньи ("Элоа"), Лермонтова

("Демон") и других.

Во все века демонологи ставили перед собой цель —«классифицировать»

И обозначить «именами» различных демонов. То, что в «царстве тьмы»

существует определённая иерархия, было известно давно, ещё из Библии.

Попытки классифицировать демонов продолжались и в новое время.

В 1801 г. Фр. Баррет предложил следующую схему:

Маммон — князь соблазнителей;

Асмодей — князь подлых мстителей;

Сатана — князь колдунов и ведьм;

Питио — князь лживых духов;

Белиал — князь мошенников;

Мериэм — князь вредоносных духов;

Аваддон — князь несправедливых войн;

Астарот — князь обвинителей и инквизиторов.

Краткий обзор-характеристика демонов:

Аваддон — « Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих»

(Прит., XV, 11). «Царём над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески

Аполлион» (Апок., IX, 11). Один из высших демонов, дух смерти, князь преисподней, владыка демонов,

имеющих облик скорпионов (А. А. Фет. «Аваддон»; JW. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»),

А з а з е л —«И бросит Аарон о обоих козлах жребии: один жребий для Госпо­да, а другой жребий для

отпущения (Азазел)» (Лев., XVI, 8). У древних евреев — дух пустыни в облике козла, «козёл отпущения».

Позднее — падший ангел, демон победы, тот, кто знает тайну имени бога. Когда бог приказал ангелам

поклониться Адаму, Азазел отказался это сделать, т.к. человек был сотворён из глины и грязи. Бог решил

уничтожить неверного ангела, но отложил расправу до Страшного суда. По другим легендам, Азазел был

наказан богом за то, что вступал в интимные связи с дочерьми человеческими (инкубат), в результате чего

рождались уроды (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Бегемот — «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол» (Иов., XL, 10). Демон,

помощник Левиафана. Сильное существо с мощными лапами и хвостом, учитель демонов, олицетворение

поглощения. Бегемот наделяет людей звериными наклонностями. Согласно другим верованиям, этот демон

и есть сам Сатана (М. В. Ломоносов. «Ода, выбранная из Иова»; М. А. Булга­ков. «Мастер и Маргарита»).

«Нечисть» в древнерусской литературе:

Русалки

Водяной

Леший

Домовой

Чёрт

Демонические образы в художественной литературе.

Черти и бесы как обобщенное наименование всякой нечисти известны

не только древнерусской литературе, но и буквально населяют произведения

литературы новой, проникнув даже в названия романов, повестей, очерков,

стихотворений. Вот скромный список подобных заглавий:

"Болотные чертенятки" А.Блока,

"Чертовы качели" и "Мелкий бес" Ф.Сологуба,

"Чертик" и "Бесовское действо" А.Ремизова,

"Черт" М.Цветаевой,

"Черт" М.Зощенко,

"Последний черт" К.Паустовского,

"Бесы" А.Пушкина,

"Бесы" Ф.Достоевского.

Истоки демонизма в русской литературе .

Демонизм в русской литературе имеет истоком переводы с французского,

английского и идет от М.Ю. Лермонтова, воспевшего демона, и от ранних

стихов А.С. Пушкина, воспевшего языческих богов, муз, безбожие и плотские

грехи.

В русской литературе Пушкин первый

истолковал демоническую тему как

разрушительную <…> За ним последовали

Полежаев и Лермонтов.

Л. Я. Гинзбург.

Демонический герой М.Ю.Лермонтова.

Демонический герой – постоянно действующее лицо поэм, драм и романов

М.Ю.Лермонтова – Демон и Измаил –бей, Ангел смерти и Азраил (герои

юношеских одноименных поэм), Кирибеевич в «Песне про…купца Калашникова»

и Вадим, Боярин Орша и Печорин в «Герое нашего времени»- все они в той или

иной степени носители демонизма. Демонические мотивы постоянно возникают

и в лирике ( Мотив «иерархии чертей» интересовал Лермонтова с юности —

стихотворение « Пир Асмодея» (1830–1831)).

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Демон»

…Так кто же ты, наконец?

-Я- часть той силы,

Что вечно хочет зла,

И вечно совершает благо.

Гёте «Фауст».

Источники сведений по демонологии М.А.Булгакова.

Я- мистический писатель

М.А.Булгаков.

М.А.Булгаков не раз обращался к демонологии. Источниками сведений

по демонологии для писателя послужили посвященные этой теме статьи

«Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», книга М.А.Орлова

«История сношений человека с дьяволом» и книга писателя

А.В.Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».

Необычный дьявол Воланд.

Образ дьявола в романе М.Булгакова не является воплощением

безобразного ни в этическом, ни в эстетическом плане, как, например,

Люцифер в «Божественной комедии» Данте . Воланд- от немецкого

«Faland»-черт. Это слово встречается в «Фаусте» Гете. Булгаков дает

свое авторское, новое имя дьяволу, и сам образ дьявола в романе –

оригинальный, сложный.

В изображении Булгакова Воланд вобрал в себя многие черты различных

духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера и других. Но больше всего

Воланд связан с Мефистофелем Гете. Однако в отличие от Мефистофеля,

Воланд дает искушенным возможность выбрать между добром и злом,

дает шанс использовать свою добрую волю.

Тайна имени «Воланд».

Следует обратить внимание на написание самого имени Воланда. В романе он назван именем «Woland», взятым Булгаковым из «Вальпургиевой ночи», из возгласа Мефистофеля: «Voland kommen!» («Воланд идет»).

Voland пишется через V. Булгаков же обращает внимание, что на визитной карточке мессира было отпечатано W. Это не ошибка и не случайность. Для Булгакова важно было написать имя сатаны через W. У отказавшегося от своего имени Мастера на чёрной шапочке была вышита буква «М», которая является перевертышем буквы «W». Получается, что Мастер –отражение Wоланда: «О, как я все угадал!» - воскликнет безымянный Мастер, не подозревая, что записал «евангелия от сатаны». Может, позднее он и хотел бы отказаться от «своего» сочинения («как ненавистен мне стал этот роман!»), но уже не способен, ибо пребывает в плену у дьявола и не в силах от него освободиться самостоятельно.

Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа. Ему надо было дописать собственное «евангелие», и поэтому он нуждался в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя. То есть Мастер может стать отражением Воланда.

Различные интерпретации образа Воланда.

В восприятии А..Вулиса и В.Иванова образ Воланда ассоциируется

с реальным историческим лицом – И.В.Сталиным: такой же могущественный

и окруженный ореолом таинственности. Причем А..Вулис подчеркивает:

«Не персонально Сталин, а неотвратимая угроза, жестокий (но мотивированный !)

гнев небес- вот что такое Воланд… Прототип привлечен на сценическую

площадку ради роли чисто посреднической».В.Иванов в доказательство

приводит легенду о "сталинском копыте" и первоначальное название романа

"Копыто инженера", а так же тот факт, что "Воланд иногда говорил

общеизвестными изречениями Сталина" ("Факты - вещь упрямая").

По мнению еще одного исследователя –А.Баркова,- образ Воланда восходит

к другой исторической личности- В.И.Ленину: Воланд затрудняется дать

ответ на вопрос о том, немец ли он по национальности. (В Ленине,

аргументирует булгаковед , текла кровь и немецкая, и русская, и калмыцкая ).

По свидетельству очевидцев странных событий в романе, зубы у Воланда

то ли из золота, то ли из платины, то ли из обоих материалов вместе. Здесь

якобы подразумевается орден Ленина, с 1934 года его изготавливали из золота,

а с 1936 года барельеф стали чеканить из платины. И наконец, Воланд – это

сочетание величия и скромности, это высший справедливый судья, как и

В.И.Ленин. Этой же точки зрения придерживаются литературоведы М.Чудакова

и Б.Соколов. Б.Соколов приводит в пример эпизоды из жизни В.Ленина,

перенесенные М.А. Булгаковым на страницы романа. Например, ситуация,

когда осенью 1917 года Ленин скрывался от Временного правительства и его

искала полиция с помощью пса по клички Треф, напоминает эпизод из романа,

где речь идет о поисках Воланда и его свиты сыщиками из уголовного розыска и

их ищейки Тузбубен.

Обратим внимание на слова М.Булгакова, который

подчеркивал в письме С.Ермолинскому:

«У Воланда никаких прототипов нет,

очень прошу тебя,

имей это в виду».

Кто же он, булгаковский Воланд?

Такие исследователи, как

М.Дунаев,

С.Н.Булгаков,

С.В.Стахорский,

В.Лакшин,

О.Ханова,

А.Ужанков,

Б.В.Соколов

дают различные ответы на данный вопрос, однако, рассмотрев их точки зрения, можно выявить главную мысль: Воланд в романе- это не носитель зла, а творец добра и праведный судья. Герой -и традиционный

дьявол–искуситель, и в то же время

символ возмездия, справедливости.

Булгаковские образы нередко ориентированы на

множественность ассоциаций и имеют нескольких

литературных и реальных источников

Б.Соколов.

Булгаковские демоны

Бегемот

Коровьев-Фагот

Гелла

Таким образом, проследив истоки демонизма, можно заметить, что демонические образы

всегда интересовали писателей разных времён и находили отражение в их произведениях.

Образы эти всегда окружал ореол таинственности, с течением времени они приобретали новые

черты, утрачивали некоторые старые, были интерпретированы в зависимости от мировоззрения

и задач автора.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»- яркий пример демонической литературы. Образ

сатаны интересен сам по себе, а его трактовка поистине замечательна. И как бы булгаковеды

не интерпретировали и не сопоставляли Воланда с реальным или мифологическими образами,

понимаешь, что этот герой создан ни по чьему-то подобию, а полностью индивидуален. Автор

«Мастера и Маргариты», наверное, одним из первых создал своего героя-дьявола положительным

персонажем. Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает настоящее зло и дарует свободу

тем, кто достаточно настрадался.

Таким образом, демонические существа (как Воланд, так и его свита) в мифологии и фольклоре,

христианстве и литературном произведении, в данном случае в романе, имеют сходные черты, но

в целом являются неповторимыми. И я думаю исследование демонических образов является не

только важным с точки зрения их роли в произведении и их значения как персонажей, несущих

большую смысловую нагрузку, но и интересным для читателя.

Заключение.

Список использованной литературы.

1.Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов». Издательство «Эксмо-пресс». Москва, 2002г.

2.Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». «Просвещение». Москва, 1999г.

3.Крючков В.П. «Еретики» в литературе». Издательство «Лицей». Саратов 2003г.

4.Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия». Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1981г.

5.Соколов Б.В. «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Наука. Москва, 1991г.

6.Соколов Б. «Энциклопедия булгаковская». Лекид-миф. Москва 2000г.

7.Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных героев». Аграф. Москва, 1999г.

8.Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных произведений». Вагриус. Москва, 1998г.

9.«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001г.

10.Газета «Литература» № 35, сентябрь 1997г.

11.Журнал «Волга» №3-4, 2005г.

12.Журнал «Молодая гвардия» №12, 2006г.

13.Журнал «Русский язык и литература» №10, октябрь 1990г. Киев «Радянська школа»

14.http//zhurnal.lib.ru

15.www.referat.ru