Итоговое сочинение по литературе "Почему люди убегают от реальности" (Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть)

Почему люди убегают от реальности? ( Почему между мечтой и
реальность пролегает пропасть?)
Литература – вид искусства, который помогает автору высказать свои
переживания и чувства, поднять сложные проблемные вопросы,
попытаться найти ответы на них. А читателю – найти отклик своим
чувствам, ответы на волнующие вопросы, а порой убежать от
действительности.
Почему же люди убегают от реальности? Почему предпочитают
мир мечтаний? Да потому, что «Все романтические мечты
рассыпались в прах, соприкоснувшись с действительностью, холодом и
одиночеством». - писал Эрих Мария Ремарк.
Жизнь человека никогда не была лёгкой, а особенно в кризисные
времена смены веков, политических строев, власти, в периоды войн,
революций. Таким кризисным было и начало 20 века, когда в нашей
стране рушился старый строй, зарождался новый, а человек часто терял
опору под ногами, жизненные ценности, а порой и себя. В это время
пришлось жить и творить А. Блоку, человеку, выросшему в
образованной аристократической семье. Начало творческой жизни
писателя связано с символизмом, где ключевым понятием была
«Вечная женственность». Женщине, «Прекрасной даме» принять было
поклоняться, как богине, как красоте и спасительнице мира. Но разве
смогла бы выжить Прекрасная дама в мире, где проливается кровь, где
действительность резко противостоит миру мечты?
Обратимся к стихотворению А. Блока «Незнакомка».
Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы,
который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая,
одетая в темную вуаль настолько сильно выбивается из общей картины
окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой
реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства.
Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей
красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности.
Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что
так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. В этой
женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в
добро. Но эта прекрасная женщина-мечта появляется в реальности,
которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде
Петербурга, куда приходят только выпить, так что там есть только
пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных
«пьяниц с глазами кроликов» – он сидит с бокалом вина, оглушенный
алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом
месте. Разве место здесь Прекрасной Даме? Потому заканчивается
стихотворение печально: даже такая прекрасная мечта не в силах
вырвать героя из винного плена. Таким образом, Для Блока в
«Незнакомке» невозможно совместить эти два мира, мечта и
реальность навсегда останутся на разных берегах.
А в 1905 году написано стихотворение «Девушка пела в церковном хоре».
Оно тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных
восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском
сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-
японская война. От этих страшных событий и впечатлений хочется убежать в
мир мечтаний о светлом будущем, потому тема стихотворения вера в
светлое будущее, воплощенная в молитве , но и заведомая обреченность этой
молитвы. Композиция двухчастная. Первая выражается в образе невинной
девушки, которая молится так искренне, что все, кто ее слушают, начинают
верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических
ситуаций:
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует
жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях. Идею
тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что
ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком
молятся, назад уже не вернется:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Таким образом, опираясь на примеры литературы, можно сделать вывод, что
часто реальность бывает так тяжела, что человеку хочется убежать в мир
мечтаний. Но между мечтой и реальность лежит пропасть, преодолеть
которую бывает нелегко. Недаром Пауло Коэльо сказал: «Действительность
плохо вяжется с мечтами...» .