Конспект урока "Донские рассказы как новеллическая предыстория эпопеи “Тихий Дон”" 11 класс
1
Урок литературы в 11 классе.
Тема. “Донские рассказы” (1920) как новеллическая
предыстория эпопеи “Тихий Дон” (1928 – 1940).
Цели:
1)определить место “Донских рассказов” в творчестве М.Шолохова;
2)выяснить, как тематика и проблематика данных произведений отражает
действительные события, связанные с жизнью М.Шолохова;
3)определить, какое воспитательное значение имеют рассказы М.Шолохова,
как влияют на мировоззрение читателей.
Оборудование к уроку. Компьютер, проектор, экран; выставка книг
М.Шолохова.
Методы.
1.Работа с книгой.
2.Беседа с учащимися.
Технологии.
1.Новая информационная технология с использованием мультимедийного
кабинета.
2.Работа с группами учащихся.
Формы работы:
1) вопросно-ответная;
2) самостоятельная;
3) творческая;
4) тестовая (как контрольная).
Домашнее задание к уроку.
1.Прочитать “Донские рассказы”.
2.Выявить образы, темы, проблемы, изобразительно – выразительные средства.
3.Вспомнить произведения о казаках, сравнить жизнь и нравы казаков.
Ход урока.
I. На экране портрет М.Шолохова, годы жизни (1905 – 1984).
Эпиграф к творчеству М.Шолохова:
“Ваше грандиозное повествование о старом режиме, отчаянно
отстаивавшем свои пошатнувшиеся позиции, и о новом режиме, так же
сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, все время ставит
вопрос: кто правит миром? Оно и дает ответ: сердце. Сердце человека с его
любовью и жестокостью, горем, надеждами, отчаянием, унижением и
гордостью. Сердце человека, являющееся истинным полем битвы, всех побед и
поражений, которые выпадают на долю нашего мира…”
Из обращения к М.Шолохову при вручении писателю
Нобелевской премии.1965 г.
2
Эпиграф к данному уроку:
“Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной
дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу
свою задачу, как писателя, в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать
поклон этому народу – труженику, народу – строителю, народу – герою… Я
хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой,
пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы
гуманизма и прогресса человечества".
М.Шолохов
II.Слово учителя.
“Донские рассказы” М.Шолохов написал в 1920 г. (в 15 лет). Молодой
Шолохов не мог принять позиции московского “комсомольско –
пролетарского” окружения, которое писало о России и ее прошлом в
духе таких заклинаний:
Цыц! Пропадай, старая!
Не мешай, старуха, достраивать!
(А.Ясный)
Полумертвое Прошлое прёт,
Лезет из брешей и скважин.
(С.Родов)
Молодой Шолохов не мог только осуждать и проклинать прошлое. Он не
мог изгнать из памяти ни бескрайних донских просторов с жарким солнцем над
Доном, ни самих казаков – этот веселый добродушно – насмешливый,
песенный народ. Он не мог быть отделен, оторван от этой земли, ее чудесного
языка, песни о “батюшке тихом Доне”.
Вопрос 1.(Для групп учащихся.) Что такое само казачество для ребенка и
юноши Шолохова?
Вопрос 2. Может быть, он не понимал, почему казаки, часто неотделимые в
скачке от коня и седла, суровые люди, верящие, однако, как дети, в колдовство,
заговоры, приметы, так аристократически презирали мужиков?
Ответ. Дело в том, что казаки не были крепостными, они – потомки свободных
людей, они выстрадали свою вольность. Казачество (и станица) для Шолохова
не сословие, не каста, не военный лагерь, а наиболее яркое, живописное
воплощение всех сложных и разных нравственных качеств России, ее
природной свободы.
Вопрос 3. Как же нужно понимать слово “казачество”?
Ответ ученика. Казачество – это состояние целого края, сообщества людей,
когда рядом, почти неразделимо существовали и “война” и “мир”, пашня,
изба (“курень”), тихие, могучие волы и боевой конь, копье, всегдашняя
готовность мужчин к походу, сражению.
Вопрос 4. С какими произведениями и героями русской литературы
ассоциируется понимание “казачество”?
Ответ ученика. “Казачество” – это “Запорожская сечь”, подобная той, что
изображена в “Тарасе Бульбе” Гоголя. И даже подобна тому состоянию Руси,
3
когда воины были с “конца копья вскормлены” (“Слово о полку Игореве”). Но
рядом с “войной” и “миром” как возвышенным состоянием духа жил еще и
анархический “бунт”: с Дона вышли и Разин, и Пугачев – воплощение
“русского бунта, бессмысленного и беспощадного”.
Учитель. “Донские рассказы” – это встреча с оружием, это стихия
ожесточения, а не примирения. Говоря о “Донских рассказах”, один из
старейших шолоховедов Ф.Бирюков искренне признается: “Страницы
рассказов густо окрашены кровью. Это печально, но действительно так:
молодой писатель, хотя и воссоздает притихшую Донщину (после решающих
сражений гражданской войны, ухода Деникина и даже Врангеля из Крыма), но
как бы раздувает гаснущие огоньки вражды, превращает мелкие банды и
красные продотряды в своего рода долговременно действующие армии,
подстерегающие друг друга, нападающие внезапно. Здесь война без границ, без
фронтов. Она бушует в семьях, истребляет руками отцов детей и наоборот.
Фактически вся серия донских новелл предельно социологична, создана из
типовых ситуаций избиения одной частью народа другой части.
Доводы для истребления на уровне агитки, лозунга.
Задание 1. Найдите примеры в рассказах Шолохова, подтверждающие
классовую непримиримость, бушующую в семьях народов. (На экране.)
Ответ 1. В рассказе “Родинка”, например, белогвардейский атаман зарубил в
бою красного командира.… По родинке узнал в умирающем сына и
покончил с собой после этого открытия:
“Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя.… К груди прижимая
запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…”
Ответ 2. В рассказе “Продкомиссар” казак Игнат Бодянин поддерживает
беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж….
Клановая ненависть сильнее родственных чувств. Игнат позволяет себе только
маленькую слабость, говорит отцу “приглушенно”: “Не серчай, батя…”.
Правда, и сам – этим подчеркнута человечность героя - в финале погиб, спасая
от банды ребенка.
Задание 2. Молодой Шолохов – враг романтических красот, он яростно
повторял уже в те годы, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о
смерти среди “седых ковылей”.
Найдите подтверждение этой мысли в рассказе Шолохова “О колчаке, крапиве
и прочем”.
Ответ. “Поросшие подорожником и лебедой окопы (их можно видеть на
прогоне за каждой станицей), молчаливые свидетели недавних боев, могли бы
порассказать о том, как безобразно просто умирали в них люди”.
Учитель. “Донские рассказы” порой подчеркнуто натуралистичны,
антиромантичны, а в языковом плане активно обращены к достовернейшей
просторечной стихии языка.
Задание 3. Найдите слова, обороты речи, которые признаны были подчеркнуть
прозаичность, будничность всего происходящего.
Ответ: "Откель, играйся, займаешься, опосля; вы для меня есть порожнее
ничтожество; из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика;
прохрипел, набухая злобой ".
Учитель. В “Донских рассказах” сконцентрирован мир, где еще действует
4
закон: “ Ваше слово, товарищ маузер”. Хлеб у крестьян отбирается в атмосфере
самосуда.
Задание 4. Подтвердите эту мысль цитатой из рассказа “О Донпродкоме и
злоключениях заместителя Донпродкома товарища Птицына” (1923 – 1925)
Ответ. “Я – человек прямой, у меня без дуростев, я хлеб с нахрапом качал.
Приду со своими ангелами к казаку, какой побогаче, и сначала его ультиматой:
“Хлеб!” – “Нету”. – “Как нету?” – “Никак, говорит, гадюка, нету”. Ну, я ему,
конечно, без жалостей маузер в пупок воткну и говорю малокровным голосом:
“Десять пулев в самостреле, десять раз убью, десять раз закопаю и обратно
наружу вырою! Везешь!”
Учитель. Безусловно, молодой Шолохов уже умел стягивать, собирать
события и характеры в тесное пространство “малоформатного” рассказа,
раскрывать мозаику взаимосвязей личности и ее окружения, отбирать детали и
словесные краски для передачи душевных самодвижений, самоанализа героев.
Шолохов уже умеет изображать и слово!Речь наполняется метафорами, яркими
сравнениями, неожиданными эпитетами, изгоняющими автоматизм восприятия
текста. Картину мира, его слышимость и видимость резко обогащают,
например, такие сближения природного и душевного мира, как “зазывно
помаргивает смерть”, “сады обневестились”, “ночь раскрылатилась над
степью”, “набат звонко хлестнул тишину и расплескался над спящей станицей”.
Вывод. Жизнь, природа и душа вечны, а “пожары войны” можно потушить,
если помнить, что ты – человек!
“Как степной цветок, живым пятном
встают рассказы Шолохова. Просто, ярко,
и чувствуешь – перед глазами стоит.
Образный язык, тот цветной язык, которым
говорит казачество”.
А. Серафимович
Задание 5 (тест). Какие изобразительно – выразительные средства Шолохов
использовал в данных фрагментах из рассказа “Нахалёнок”.
1.“Утренняя зорька теплится за окошком”.
2.“Вот за глаза – то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец”.
3.“День растянулся, как длинная, глухая дорога в степи. Солнце село, по
станице прошел табун, улеглась пыль, и с почерневшего неба застенчиво
глянула первая звездочка”.
4.“… Небо закрылось сизым пологом, во дворе пенились лужи, по улице
бежали наперегонки ручьи”.
Отметьте те изобразительные средства языка, которые есть в данных
фрагментах.
парцелляция; инверсия;
олицетворение; сравнение; эпитет;
экспрессивная лексика;
метафора; развернутая метафора; синекдоха.
Ответ: 1 – метафора; 2 – инверсия,эпитет; 3 – сравнение; олицетворение;
4 – развернутая метафора.
Учитель. М. Шолохов – молодой прозаик, но сумел почувствовать: в людях,
5
кроме “политизированного” слоя сознания, есть и иная глубина, иной слой
мироощущений, ответственность за жизнь, за народ, за Россию.
Задание 6. Расскажите о Яше Шибалке из рассказа “Шибалково семя”.
Ответ. Бесхитростный пулеметчик сотни особого назначения, винтик в
машине насилия, неожиданно вносит исправления, “коррективу” в мораль,
предписанную насилием, во всю пресловутую романтику расстрелов. Он убил
совестливую “шпионку” из банды атамана Григорьева, но на грубоватое,
жестокое предложение сотни относительно младенца, своего и этой шпионки
сына, вдруг нашел иную, не предусмотренную механизмом террора
общественную правду, нашел свой ответ:
“Хлебнул я горюшка с этим дитем.
- За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок? – говорили,
бывало, казаки. А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: “Нехай растет,
батьке вязы свернут – сын будет власть Советскую оборонять. Все память по
Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство останется”.
Вывод.
Учитель. “Донские рассказы” подготовили будущую эпопею “Тихий Дон”,
помогли писателю подняться над узкими схемами, догмами о радостной
”революции – празднике”, были этапом прозрения, ступенью в
обогащении просторечием самого языка, школой образности…
Учитель. “Тихий Дон” развивал многое, что робко пробивалось в ряде
“Донских рассказов”. Но Шолохов в “Тихом Доне” часто явно преодолевал тот
культ насилия, идеал бойца - винтика революции, которые объективно
господствовали в раннем его цикле. Если в “Донских рассказах” только
красноармеец Трофим (а не беляк), например, мог погибнуть, спасая
жеребенка, а убивший его белый офицер лишь “равнодушно двинул затвором
карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу”, то в “Тихом Доне” и офицер
Листницкий, и множество других персонажей из “белого” стана, и тем более
Григорий Мелехов возвышены до глубокого понимания красоты
Донского края, ценности человеческой жизни, всего, что “душу облекает в
плоть”.
Задание на дом.
”Тихий Дон”, ч.1,гл. 1-12:
1)быт и обычаи казаков;
2)образ природы, связь с УНТ как душой народа;
3)тема любви (Григорий, Аксинья, Степан).
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»"
- Конспект урока "Самораскрытие характера Печорина в главе «Княжна Мери». Душа Печорина - тайна за семью печатями"
- Конспект урока "Природа - друг или враг?" 5 класс
- Технологическая карта урока "«Но где-то есть душа одна…» (Образ матери в лирике Н.А. Некрасова)" 10 класс
- Конспект урока "«Но где-то есть душа одна…» (Образ матери в лирике Н.А. Некрасова)" 10 класс
- Технологическая карта "Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова" 6 класс