Урок-семинар "«Ой ты, батюшка тихий Дон». Образ Дона в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»"

Урок-семинар
по литературе на тему: «Ой ты, батюшка тихий Дон».(Образ Дона в
романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»).
Н. В. Стороненко, учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ 101
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
Тема урока: «Ой ты, батюшка тихий Дон». (Образ Дона в романе М. А.
Шолохова «Тихий Дон».
Место урока в программе по литературе для 11класса: урок является
повторительно-обобщающим в изучении темы.
Тип урока:урок-семинар.
Решаемые учебные проблемы:
Формирование и развитие УУД.
Личностные:
Формирование целостного гуманистического мировоззрения обучающихся,
приобщение их общечеловеческим ценностям бытия и духовному опыту
казачества; воспитание любви и уважения к русской культуре, к духовно-
нравственным ценностям русской литературы, к освоению ее не только
эмоционально, но и в интеллектуальном понимании.
Метапредметные: расширение представлений обучающихся о сложности и
кропотливости труда Шолохова; воспитание думающего человека и
читателя; формирование умения мыслить, анализировать, оценивать
прочитанное; развивать умение самостоятельно организовывать собственную
деятельность, оценивать ее; умения работать с разными источниками
информации.
Развивать умение выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
Совершенствование умения строить монологическое высказывание, уважать
чужое мнение; формирование умений работать в микрогруппах (тройках);
проявление взаимопомощи, умения договариваться о последовательности
действий и формах презентации результатов.
Предметные:умение анализировать материал; определять изобразительно-
выразительные средства языка; владение литературоведческой
терминологией при анализе; восприятие на слух литературного
произведения, осмысленное чтение и восприятие прочитанного, умение
отвечать на вопросы, умение вести диалог. Формирование эстетического
вкуса.
Виды деятельности: тестирование, работа в группах по 3 человека, анализ
эпизодов, записи в тетрадях, составление таблицы, повторение теории
литературы, словарная работа.
Межпредметные связи: с информатикой и историей.
Оборудование урока: тексты романа, критический материал по творчеству
Шолохова, компьютер.
Вид используемых на уроке ИКТ: презентации.
Ход урока
Предтекстовый элемент урока.
1.Вхождение в тему урока.
Ребята. Мы с вами закончили изучать замечательное произведение М.А.
Шолохова «Тихий Дон». К сегодняшнему семинару мы готовились в
процессе нескольких уроков, поделившись на небольшие группы. А
результатом подготовки стала совместная презентация, внимание к которой я
и хочу привлечь. На одном из слайдов вы видите фотографию молодого М.А.
Шолохова. Как вы думаете, почему именно на эту фотографию я обращаю
ваше внимание?
Да, вы правы. Именно таким молодым был писатель, когда написал этот
роман. Да и на главного героя он очень похож: молодой казак с кубанкой
набекрень.
Итак, наш урок называется«Ой ты, батюшка тихий Дон».
- Найдите ключевое слово в теме урока (Дон).
- Этот народный, фольклорный образ, часто встречающийся в казачьих
песнях, вновь встретился нам на страницах романа-эпопеи. Много
полноводных рек течет на просторах России, но только о тихом Доне
знает весь мир. Роман М. Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю
русской литературы как яркое произведение, раскрывающее трагедию
донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея
вмещает события целого десятилетия с 1912 по 1922 год. И река
Дон является участником всех событий, потому что для казачества
символ родины это РЕКА.
Появилась гипотеза: если Дон полноправный герой, участник событий,
значит, со временем он должен меняться, эволюционировать, как и все
остальные персонажи.
Сегодня нам предстоит еще раз окунуться в ту атмосферу народной жизни,
где «Дон-батюшка» да «земля-матушка» издавна почитались как главные
жизненные ценности.
- Подумайте, какой может быть цель нашего урока?
(Нам предстоит исследовать роль Дона в жизни донского казачества,
образ Дона в романе).
Задачи работы: глубже рассмотреть историю казачества, отражение её в
творчестве писателя, художественный мир М. Шолохова; провести
классификацию природоописаний с Доном в романе М.Шолохова;
объяснить роль образа Дона в композиции романа, проанализировать
способы создания образа Дона).
Откройте, пожалуйста, тетради запишите тему урока.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
К этому уроку мы готовились по группам. Каждая группа подготовила
доклады по вопросам.
Но сначала небольшая проверочная работа. Перед вами лежат тестовые
задания по роману «Тихий Дон». Времени отводится мало – 3 минуты
Тестовые задания можно найти в приложении 1
А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте тесты своих одноклассников.
Проверенные листочки передаются учителю.
Текстовой элемент урока.
3. Подготовка к вхождению в текст.
Звучит казачья песня из кинофильма «Тихий Дон» (реж. С. Герасимов).
Анализируя образ Дона в романе, обратимся к древнерусской
литературе и фольклору. Слово ребятам первой тройки, которые готовили
доклад «Образ Дона в памятниках древнерусской литературы и фольклора».
Прежде чем показать образ Дона в романе, мы обратились к древнерусской
литературе и фольклору. И оказалось, что традиция описания великой реки
сформировалась в русской литературе очень рано. Дон упоминается в таких
памятниках древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве» (1185
г.) и «Задонщина (15 в.) а также в произведении «Пименово хожение в
Царьград». И всегда к реке обращались с почтением «Великий Дон,
быстрый Дон». Немалое внимание уделяется образу Дона и в фольклоре. Об
этом свидетельствуют эпиграфы в произведении М. Шолохова «Тихий Дон»
- старинные казачьи песни (Презентация №2).
Один из докладчиков задает вопрос классу:
- Ребята, а какова же роль этого образа в фольклорных произведениях?
4.Практикум.
Анализ обучающимися эпизодов романа-эпопеи.
Ребята, вы знаете, что одной из функций пейзажа является изображение
реального места и реального времени как уточнения обстоятельств
действия. Вторая функция пейзажа способность подчеркнуть
внутреннее состояние героя, находясь в полной гармонии с ним. Также
пейзаж может оттенить то или иное настроение героя, констатируя с
ним. Он может получить символическое значение, предвосхищая или
завершая события. И наконец, может быть действующим лицом
произведения, сюжет которого характеризуется условностью и
метафоричностью.
Читая роман, ребята смогли подсчитать, сколько раз писатель на
страницах книги упоминает или повествует о великой реке Дон. Все
эти эпизоды по значению можно поделить на 6 групп.
Обучающиеся представляют свои исследования (Презентация № 3). А класс в
это время получает задание попутно составить таблицу.
К первой группе (слово обучающимся 2 тройки) относятся отрывки,
которые служат способом изображения времени и места действия. Их
90. Они чаще всего краткие, лаконичные, в двух-трех словах передают
необходимую информацию: «Далеко за Доном время перевалило уже за
обед - пулемет глухо выщелкал две очереди и смолк». (ч.6, г. 16). «За день
на левую сторону Дона были переброшены все повстанческие части и
беженцы». «От правого берега Дона в полной тишине отчалили
загруженные красноармейцами плоты». (ч. 7, г. 2) В первых частях романа
преобладает Дон спокойный, равнодушный это соответствует общей
мирной основе жизни казаков. «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами,
текли недели, ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и,
застекленный осенней прозрачно-зеленой лазурью, равнодушно шел к морю
Дон» (ч. 2, г. 3).
Вторая группа (3 тройка), ), в которой оказалось 15 , не просто
называет место и время, а с помощью точных и ярких определений
передает всю широту, красоту донской земли: «Позади, за Доном, на
розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины,
озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало
песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой»
(ч. 6, г. 1), «Небо, горизонты, день, тонкоструйное марево всё синее.
Дон и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое
зеркало, отражая снежные вершины туч» (ч. 6, г. 4).
Шолохов показывает Дон в разное время года.
Дон зимой
«Жителей не было видно на улицах. Станица выжидающе таилась. В
просветах переулков виднелась белая грудина заметенного снегом Дона. Лес
за Доном чернел, как нарисованный тушью» ( ч.6, г. 12).
Дон весной
«Местами, на быстринах, лед уже пронесло. Под ярким апрельским солнцем
серебряной чешуей сверкала вода, но там, где была набитая зимняя дорога,
на аршин возвышавшаяся над уровнем льда, Дон стоял нерушимо» (ч. 8, г.
13).
Дон летом
«Сухое тлело лето. Против хутора мелел Дон, и там, где раньше
быстрилось шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили
быки, не замочив спины» (ч. 3, г. I).
«Темны июньские ночи на Дону. На аспидно-черном небе в томительном
безмолвии вспыхивают золотые зарницы, падают звезды, отражаясь в
текучей быстрине Дона» (ч. 7, г. 8).
Дон осенью
«А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы,
дул ветер, на погоду гудела гора, и, застекленный осенней прозрачно-зеленой
лазурью, равнодушно шел к морю Дон» (ч. 2, г. 3)
Автор не просто передает красоту природы, он показывает её глазами
героев. И мы можем сделать вывод казаки любят свою землю и
будут её защищать.
К третьей группе (4 тройка) относятся отрывки, которые характеризуют
крестьянский труд. Пейзажей таких немало, но с рекой только 4.
Потому что труд казака земледелие. М.Шолохов постоянно
подчеркивает, что для казаков важнее всего их земля и труд.
Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая), полная гармония его
героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о
вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан
автором в живой поток бытия природы: «Чертя бортом черный
хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине.
Саженях в пятиот берега виднелись из воды раскоряченные ветви
затонувшего вяза. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены». (ч. 1, г.
2). «На яме, против Черного яра, в дрямах, на одиннадцатисаженной
глубине давно уже стали на зимовку сомы, одна бель моталась по
Дону да на перемыках шарахался судак, гоняясь за калинкой. На хрящу
легла стерлядь. Ждали рыбаки морозов поядреней, покрепче, чтобы
по первому льду пошарить цапками, полапать красную рыбу» (ч.4, г.5).
Четвертая группа (5 тройка). Если труд на земле является естественным
состоянием донских казаков, военная служба тоже, а вот война и
убийства из ряда вон выходящее. И эти, порой страшные деяния,
оставили отпечаток на природе. Поэтому четвертую группу природоописа-
ний сопоставили с историческими событиями. (Таких эпизодов в
романе 18):«Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до
первого от хутора колена.<···>на Дону, сотрясая берега, крушились,
сталкиваясь, ледяные поля». Как только история врывается в окна и двери
казачьих куреней, появляется образ всколыхнувшегося Дона. Первая
империалистическая война, революция, установление советской власти – эти
события всколыхнули «тихий Дон» до самых основ. Но это была еще не
«донская коловерть» с ее смутной чернотой, куда и заглянуть-то страшно.
Она начнется позднее, когда гражданская война заступит на донскую землю.
«Но там, где узко русло, взятый в неволю Дон прогрызает в теклине
глубокую прорезь, с придушенным ревом стремительно гонит белогривую
волну. За мысами уступов, в котлованах течение образует коловерть.
Завораживающим страшным кругом ходит там вода: смотреть – не
насмотришься» (ч. 6, г. 24) .
« …в остатний раз глядел на белый, мертвый простор Дона, на родимые
места, кинутые, быть может, навсегда».(ч.7)
Пятую группу (6 тройка) составляют эпизоды, которыми автор хотел
показать психологическое состояние главных героев: Григория, Аксиньи,
Натальи, Степана, сопоставить их с состоянием в природе. М. Шолохов
активно использует этот оригинальный прием сопоставления.
Докладчики задают вопрос классу:
- Как называется этот прием?
Да, этот прием называется "психологический параллелизмом", составляя
основу фольклора. Видный русский фольклорист А. Н.Веселовский писал,
что суть параллелизма заключается в следующем: "картинка природы, рядом
с нею таковая же из человеческой жизни; они вторят друг другу при
различии объективного содержания, между ними проходят созвучия,
выясняющие то, что в них есть общего".
Прослеживая нелёгкую судьбу главного героя романа Григория
Мелехова, писатель неоднократно сравнивает его с сильным и могучим
Доном, его душу с широкой донской степью, а порой, показывая
его одиноким, как «луна на ночном небе».
«Ветер нес мельчайшую водяную пыль, пресный запах с Дона,
могущественным потоком устремлявшегося в низовья. Григорий перевел
взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные
тополя качали нагими ветвями, а вербы, опущенные цветом
девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие
диковинные зеленые облака. Такие картины автором используются
двояко.
Во-первых, с помощью них можно провести психологическую параллель
соответствие состояния человека и природы. Ровный психологический
настрой передается картиной солнечного дня, жажда обновления
картиной утра, психологический кризис картиной грозы.
Во-вторых, в описаниях природы отражены характер и настроение
действующих лиц, а не изображение лика природы, поэтому именно
этот пейзаж является основным среди природоописаний, так как
главный объект любого произведения человек. Например, в сцене,
когда Наталья решила больше не прощать Григория и не рожать
ребенка, дана картина природы чистой, обновленной от дождя «…до
самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга», но вдали
«поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой
распростертой по небу радуги» (ч. 7, г. 16). Так и в душе
просветление от принятого решения, но решение-то грязное: убить дитя.
Таких картин природы 14. Это только связанных с Доном, а еще степь,
небо, звезды, цветы. Читая роман, диву даешься, насколько лиричен
был М. Шолохов.
К шестой группе (7 тройка) можно отнести эпизоды (их всего 5),
которые имеют символическое значение. Дон символ истории
России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести
времени: «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой
и безграмотным казаком, пойдёт Дон? Если пойдут, так кучка
оголтелых казаков, какие от дома отбились. «Ниже хутора он перешел
Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду…» (ч.8, г.18).
И детали Дона имеют символическое значение:
· хрупкий лед на Дону символ неустойчивости, ненадежности,
· крутой спуск к Дону символ переломных событий в истории
народа,
· россыпь ракушек символизирует народ,
· намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания,
· вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий,
которые произойдут в жизни казачества.
В результате анализа и подсчетов получилось 146 эпизодов, в которых
присутствует река Дон. Не всегда река в центре внимания. Есть очень
лаконичные и краткие ссылки на место и время, один лишь взгляд
героя на Дон-змею или Дон в рытвинах. Но автор хотел подчеркнуть
таким большим количеством эпизодов, что великий Дон занимал в
жизни казаков значимое место.
Таблица.
Значение и кол-во эпизодов, в которых упоминается река Дон
Значение
Количество
эпизодов
Примеры
1
Изображение
времени и места
90
2
Передача всей
красоты и широты
донской земли
15
3
Характеристика
крестьянского труда
4
4
Отражение
исторических
событий
18
5
Психологическое
14
состояние героев
6
Пейзаж-символ
5
Художественные особенности для создания образа (словарная работа).
Михаил Шолохов активно использует языковые, художественные и
синтаксические средства для создания образа Дона.
- Какие художественные средства используются для создания образа?
- Найдите их в тексте романа-эпопеи.
Оксюморон именно с него начинается наше знакомство с книгой.
Название «Тихий Дон» вызывает целый ассоциативный ряд. Это и
сочетание несочетаемого: великая могучая река не может быть тихой, и
донское казачество, душа и характер которого определены этой великой
рекой; и игра звуков «динь-дон» звон колоколов, лязг сабель и
шпор казаков.
Эпитет: белогребнистые волны, текучая быстрина Дона, хрустальный
звон льдинок; Дон, взлохмаченный ветром; радостный, полноводный,
освобожденный Дон.
Сравнение: Дон и тот отливает не присущей ему голубизной, как
выгнутое зеркало, отражая снежные вершины туч.
Метафора: лента Дона; на Дону заедями пенились окраинцы, лёд,
трупно синея, вздувался.
Олицетворение: Дон идет вразвалочку; Дон стоял нерушимо; Дон,
выгибаясь, уходит от станицы.
Посттекстовый элемент урока.
5.Выводы
Итак, давайте подведем итог нашей работы. Какой вывод мы вынесем из
урока?
Обобщения обучающихся, которые учитель собирает в вывод:
-То, как М.Шолохов показал изменения в реке, является лучшим
подтверждением мысли, что война это зло, зло для всех.
-Река, ставшая символ жизни, переплетается с судьбами людей, а
судьбы людей напоминают эту самую полноводную реку,
быстротечную, со своими поворотами и порогами.
-Автору удалось создать роман-эпопею о судьбах русского народа в его
борьбе за свободу.
Учитель:
Родная земля, семья, собственный дом – вот те ценности, существованию
которых человек обязан всем человеческим в себе. Мир людей и мир
природы связаны нерасторжимо. Такова одна из главных идей, выраженных
в шолоховской эпопее. Символом родной земли для казаков стала именно
река Дон. Поэтому и назвали они его батюшкой. А мы с вами именно так
назвали наш урок.
6. Рефлексия.
-Оцените работу на уроке. Решили ли вы поставленные перед вами задачи?
-Чья работа на уроке вам показалась наиболее интересной и заслуживает
особой отметки?
- Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и
сделали по-другому?
- Поставьте отметки сами себе.
(Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке и аргументированно
выставляет свои отметки).
7. Домашнее задание. Сочинение-размышление на одну из
предложенных тем.
Приложение № 1
ТЕСТ
По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
1. Назовите особенности жанра романа:
А) роман-повесть
Б) психологический роман
В) роман-эпопея
Г) исторический роман
2. С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены:
А) показать героизм народа;
Б) показать, что делает с человеком война;
В) показать бессмысленность войны;
Г) поднять дух народа.
3. С чего начинается роман:
А) с описания казачества;
Б) с описания военных действий;
В) с описания семьи Мелеховых;
Г) с описания Дона.
4. Кто из героев романа воплощает в себе единство семьи и семейных
традиций?
А) Аксинья;
Б) Дарья;
В) Наталья;
Г) Григорий.
5. Чье это описание: «Из узеньких щёлок жёлто маслятся круглые с
наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд…
текуч, неуловим»; походка «увалистая», напоминает о «волчьей» породе;
А) Григорий Мелехов;
Б) Митька Коршунов;
В) Евгений Листницкий;
Г) Степан Астахов.
6. Какие проблемы раскрываются в романе «Тихий Дон»? (назовите не
менее двух).
7. Как вы думаете, почему роман называется «Тихий Дон»?