Презентация "Женские судьбы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Подписи к слайдам:
  • Женские судьбы
  • в романе М. Шолохова "Тихий Дон".
  • Проблемный вопрос.
  • Чью правду утверждает в романе
  • М. Шолохов: Натальи или Аксиньи?
  • 2) Развитие познавательных
  • навыков, умения
  • самостоятельно конструировать
  • свои знания.
  • 1) Развитие умения
  • давать сравнительную
  • характеристику литературным
  • героям.
  • 3) Развитие творческих
  • способностей,
  • умения кратко излагать
  • свои мысли устно и письменно.
  • Цели проекта:
  • Наталья и Аксинья.
  • Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – главные образы романа
  • М. Шолохова «Тихий Дон». Какими разными на первый взгляд,
  • кажутся нам эти женщины : у каждой свой характер, своя судьба .
  • Прочитав роман, становиться ясно, что эти два образа переплетены
  • между собой благодаря Григорию.
Аксинья – необыкновенно красивая женщина, которая является настоящим типом русской женщины, умеющей по настоящему любить и подчинять любви всю свою жизнь. Аксинья была своенравна и безоглядна в своей страсти к Григорию. Шолохов не раз говорит о своей героине, что она – гордая. Для Аксиньи характерны такие черты как правдивость и прямота. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: “Гришенька, миленький, поползу...” Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.
  • Аксинья – необыкновенно красивая женщина, которая является настоящим типом русской женщины, умеющей по настоящему любить и подчинять любви всю свою жизнь. Аксинья была своенравна и безоглядна в своей страсти к Григорию. Шолохов не раз говорит о своей героине, что она – гордая. Для Аксиньи характерны такие черты как правдивость и прямота. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: “Гришенька, миленький, поползу...” Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.
  • Аксинья Астахова.
Наталья – это верная, покорная жена Григория. Наталья трудолюбива, добра и тоже красива. Наиболее обаятельные черты Натальи – целомудренность, чистота, стыдливость и робость. Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. От улыбки Натальи веет домом, уютом, и Григория невольно тянет к ней. Замужняя женщина, она остается такой же сдержанной и стыдливой как в девичестве.
  • Наталья – это верная, покорная жена Григория. Наталья трудолюбива, добра и тоже красива. Наиболее обаятельные черты Натальи – целомудренность, чистота, стыдливость и робость. Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. От улыбки Натальи веет домом, уютом, и Григория невольно тянет к ней. Замужняя женщина, она остается такой же сдержанной и стыдливой как в девичестве.
  • Наталья Мелехова.
Роман между Аксиньей и Григорием начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям: «В кухне на разостланной постели спит Степан, под мышкой у него голова Аксиньи».
  • Роман между Аксиньей и Григорием начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям: «В кухне на разостланной постели спит Степан, под мышкой у него голова Аксиньи».
  • С тех пор Григорий потерял голову.
  • Наталья полюбила Григория сразу, с первого взгляда. Отец ее, не хотел выдавать дочь из первого в хуторе куреня в небогатую семью Мелеховых. Однако Наталья упорно настаивала на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду». Никакие уговоры не могли повлиять на нее.
  • Знакомство с Григорием.
  • Любовь между Аксиньей и Григорием – это протест против горькой доли. «За всю жизнь за горькую любовь!... А там хоть убейте! Мой Гришка! Мой!» - в каком-то исступлении кричит Аксинья Пантелею Прокофьевичу.
  • «Одиннадцать ден осталось», высчитывала в уме Наталья дни до свадьбы. Но ожиданье и любовь Натальи были жестоко растоптаны. Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…» Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее.
  • Борьба за Григория
  • между
  • Натальей и Аксиньей.
Аксинья была несчастлива со своим мужем Степаном, потому что у них не было совместных детей. Но любовь меняет ее не только внешне но и внутренне. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временем соединяется с материнской нежностью. Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория. После смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает героиню.
  • Аксинья была несчастлива со своим мужем Степаном, потому что у них не было совместных детей. Но любовь меняет ее не только внешне но и внутренне. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временем соединяется с материнской нежностью. Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория. После смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает героиню.
  • В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свой обиды и горести.
  • Отношение к материнству.
  • Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.
  • Финал обеих героинь.
Наталья нежная и хрупкая женщина, которая приняла на себя всю меру страдания. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок.
  • Наталья нежная и хрупкая женщина, которая приняла на себя всю меру страдания. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок.
  • Финал Натальи.
Когда Аксинья узнает о решении Мелехова уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка». Но последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью для героини.
  • Когда Аксинья узнает о решении Мелехова уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка». Но последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью для героини.
  • Финал Аксиньи.
  • Актрисы, сыгравшие главную роль.
  • Зинаида Кириенко
  • (Наталья)
  • Элина Быстрицкая
  • (Аксинья)
  • Зинаида Кириенко.
  • Краткая биография: Дата рождения: 9 июля 1933 Окончила Всесоюзный институт кинематографии (1958, актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). В 1959-1960 - актриса Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1961 - Театра-студии киноактера. Лауреат Государственной премии СССР (1979, за роль Ефросиньи Дерюгиной в дилогии "Любовь земная", "Судьба"). Народная артистка РСФСР (1977).
Из книги воспоминаний Элины Быстрицкой "Встречи под звездой надежды":
  • Из книги воспоминаний Элины Быстрицкой "Встречи под звездой надежды":
  • Родилась на Украине. Там родилась и выросла моя мать Эсфирь Исааковна. Отец Авраам Петрович - из Польши, но долгие годы тоже жил на Украине. Имя мне выбрала мама - она очень любила героиню Кнута Гамсуна из пьесы "У врат царства". Правда, имя мое должно быть с двумя "л", но при оформлении документов паспортистка, вероятно, ошиблась, и меня записали Элиной." В 1953 году закончила Киевский институт театрального искусства.
  • Элина Быстрицкая.
Аксинья
  • Аксинья
  • Гордая, своенравная, сильная
  • Рискует, думает, любит
  • Тип настоящей русской женщины
  • Сила.
  • Наталья
  • Красивая, трудолюбивая, добрая
  • Надеется, верит, ждет
  • Законная жена Григория
  • Верность.
  • Синквейн.
Я искала ответ на вопрос о сходствах и различиях в женских образах и характерах романа. Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но я увидела в них нечто общее: обе они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие  защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить.
  • Я искала ответ на вопрос о сходствах и различиях в женских образах и характерах романа. Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но я увидела в них нечто общее: обе они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие  защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить.
  • вывод:
Противопоставление «любви-страсти» и «любви-долга» - традиционная для русской классики этико-психологическая антитеза. На фоне этой традиции отношения Григория с Аксиньей и Натальей напоминают о первом и втором типах любви. В этом смысле характерна семантика собственных имен: Аксинья (Ксения) – «чужая», Наталья – «родная». Если образ жены Григория воплощает представление автора о позитивных началах патриархальной нравственности (из предшественниц Натальи в русской классике можно вспомнить о пушкинской Татьяне Лариной), то характер его возлюбленной связан с другим полюсом народного характера – стремлением к предельной искренности чувств (подобный образ присущ Катерине из «Грозы» А. Островского.) С моей точки зрения, авторские симпатии на стороне Натальи, так как идея дома и семьи воплощены именно в ней.
  • Противопоставление «любви-страсти» и «любви-долга» - традиционная для русской классики этико-психологическая антитеза. На фоне этой традиции отношения Григория с Аксиньей и Натальей напоминают о первом и втором типах любви. В этом смысле характерна семантика собственных имен: Аксинья (Ксения) – «чужая», Наталья – «родная». Если образ жены Григория воплощает представление автора о позитивных началах патриархальной нравственности (из предшественниц Натальи в русской классике можно вспомнить о пушкинской Татьяне Лариной), то характер его возлюбленной связан с другим полюсом народного характера – стремлением к предельной искренности чувств (подобный образ присущ Катерине из «Грозы» А. Островского.) С моей точки зрения, авторские симпатии на стороне Натальи, так как идея дома и семьи воплощены именно в ней.
  • На фоне литературных
  • традиций.
Роман «Тихий Дон» М. Шолохова.
  • Роман «Тихий Дон» М. Шолохова.
  • «Русская литература 20 века» 2 часть для 11 класса, под редакцией В.П. Журавлева.
  • Интернет – ресурсы (Информация, фотографии), (http://silentdon. ru.)
  • Используемая литература: