Конспект урока "«Нет на земле ответственней призванья…» (Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»)"

Тема урока: «Нет на земле ответственней призванья…»
(Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни
мальчика.
Задачи:
а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в
художественном произведении;
б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа
эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;
в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и
учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение
по ролям, просмотр видеофрагмента, компьютерное тестирование.
Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для класса,
слайдовая презентация.
Ход урока
Орг.момент.
Проверка д/з: групповая форма работы.
ВЫЗОВ: пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по
теме и целеполагание. Реализация этого этапа может осуществляться
посредством таких приемов, как мозговой штурм, постановка проблемных
вопросов, конструирование плана изучения материала совместно с
учениками.
Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики
высказывают своё мнение)
Запись темы урока.
ОСМЫСЛЕНИЕ или реализация смысла: знакомство с новой информацией.
Целью этого этапа выступает развитие творческого мышления; навыков
самостоятельной работы; освоение приемов поисковой деятельности,
эвристической деятельности. Реализации этой технологической фазы
способствуют различные приемы: прием пошагового чтения, составление
кластера, прием цепочки проблемных вопросов, «продвинутая лекция»,
ключевые термины.
На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О
том, что он оказался в очень трудной ситуации.
Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел
в школу избитый.
Почему он учился не в своей деревенской школе? деревне, где жила его
семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было
перебираться в райцентр)
Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить
голод. Страшной оказалась тоска по дому)
Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось
стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет
выигрывать деньги и тратить их на молоко)
Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается
всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает.
Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после
уроков)
Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.
Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя.
Вместо наказания разговор становится спасением)
Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.
Ученик читает портретное описание.
Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему
возвышенным, почти неземным существом)
А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)
Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора
школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем
подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех
пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)
В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания
учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна
противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.
Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне
пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»)
Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься
дополнительно? отела отвлечь его от игры на деньги, спасти от
издевательств и избиений)
Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд,
неловкость, стеснение)
Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? нем
проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства)
Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского».
После просмотра ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с
прочитанным эпизодом.
Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она
поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное
ему средство игру на деньги)
Просмотрим отрывок из фильма.
Выполним тестовые задания, связанные с этим эпизодом.
На вопрос задания С1 дайте письменно краткий ответ.
Подведение итогов выполнения тестовых заданий.
Давайте охарактеризуем его при помощи цитатного плана (работа в парах с таблицей).
Вопросы к рассказу о герое
Цитатный план к рассказу о герое
1. Почему мальчик оказался в
райцентре?
2. Каковы успехи героя рассказа в
школе?
3. Каково было душевное состояние
героя?
4. Что заставило мальчика играть в
«чику» на деньги?
5. Как складывались отношения героя
с окружающими его ребятами?
6. Каково было отношение мальчика к
учительнице?
«Я пугался и терялся…она
представлялась мне человеком
необыкновенным, не походила на
всех остальных».
«Учился я и тут хорошо…по всем
предметам, кроме французского, у
меня держались пятерки».
«Получив рубль, …я покупал
баночку молока».
«Чтобы учиться дальше…мне
пришлось снаряжаться в райцентр».
«Так мне было плохо, так горько и
постыло! – хуже всякой болезни».
«Они били меня по очереди… не
было в тот день человека
несчастнее меня».
В предисловии к рассказу В. Распутин написал, что в основу произведения
легли события его жизни.
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского
института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей
достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили всё было. Лидия
Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре
преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и
смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты
были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки,
ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л. М. рассказала, что Валя Распутин
был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику»
и «замеряшки» она с ними не играла.
Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске,
преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом
работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому
языку тех, кто владел французским.
В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу
своего бывшего ученика.
Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.
Каким же должен быть настоящий учитель?
РЕФЛЕКСИЯ или размышление: новые знания присваиваются и включаются
в систему имеющихся сведений по теме, вырабатывается отношение к ней,
намечаются пути дальнейшего поиска по теме и т.д. Способность к рефлексии
является одним из условий творческой деятельности. Цель этого этапа
персонализировать знание; увеличить прочность, глубину знаний; осознать,
осмыслить актуальное знание.
Составление синквейнов на тему «Учитель».
Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с
сегодняшнего урока? (Лидия Михайловна преподает нравственные уроки
своему ученику. Это были уроки не только французского языка, но доброты
и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу.
Рассказ учит быть добрыми, отзывчивыми, милосердными).
Закончить предложение: «С моей точки зрения, уроки – это….»
-учебные часы в расписании;
-ростки доброты в человеке;
-опыт общения с учителем;
-выводы, жизненные наблюдения;
-изменения, духовный рост человека;
-итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.
Размышляя над этими ответами приходим к мысли, что для писателя важен
духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.
Да, настоящий учитель это тот, кто помогает своим ученикам стать
людьми, просто людьми. Настоящий учитель это тот, кого помнят всю
жизнь.
Фамилию учителя можно и забыть,
важно, чтоб осталось слово “учитель”.
В.Астафьев
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый учитель».