Конспект урока "Трагедия маленьких детей из социальных низов" 6 класс
6 класс
Русская литература
Тема. Трагедия маленьких детей из социальных низов.
Цель:
формирование полилингвистической атмосферы на уроке как одного из способов
общения.
Задачи:
- знать содержание рассказа Ф. М. Достоевского, его идейное содержание.
- формировать знания основных статей Закона РК «О правах ребенка»;
- оценивать и анализировать, письменно выражать свое мнение, формировать
собственную позицию уметь критически мыслить,;
- воспитание сострадания, милосердного отношения к окружающим;
Ход урока:
1. Организационный момент
- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы будем с вами говорить на
нескольких языках.
- Воспроизведите , пожалуйста, диалог на русском и выбранном вами языке, казахском
или русском языках.
А вот вам и подсказка, дополните фразы.
- Как дела? (Қалын қалай?)
Как учеба? (Сабағың қалай?)
Как настроение? (Көңіл-күйің қалай?)
Hello! – здравствуйте! (привет!)
Hallo! – привет!
Good morning! или Morning!
How do you do (?) — Как поживаете? (Как вы?)
Well. Thank you. (Ok. Thanks).
После подготовки, ответы учащихся.
2. Введение в тему урока.
- Вот мы с вами и подняли друг другу настроение, а заодно и повторили приветствие на
трех языках.
У вас лежат на столах карточки со словами, сложите слова на трех языках.
Выберите отдельно слова, которые вы взяли бы в свою Страну Счастья. Мы лучше
поймем друг друга, если будем говорить на разных языках.
Отдельно выберите слова, которые в вашей Стране Счастья не пригодятся.
ПРИЛОЖЕНИ № 1
семья Отбасы
образование Білім family
любовь Махаббат love
родители Ата-ана parents
дружба Достық friendship
забота Қамқорлық care
здоровье Денсаулық health
наказания Жаза
побои Ұрып-соғу punishment
сиротство Жетімдік orphanhood[ˈɔ:fənhud]
(Учащиеся работают, выбирая нужные слова)
Зачитывают.
- Спасибо, ребята.
А задумывались ли вы когда-нибудь о своих правах, знаете ли вы их?
Я хочу ознакомить вас с законом, который работает в нашей стране, в Казахстане, где
делается все, чтобы наши дети были счастливы. И называется этот Закон РК «О правах
ребенка»
Учитель зачитывает основные пункты Закона РК «О правах ребенка»
Обратная связь
(Запоминание-повторение)
- Спасибо, ребята! Но, к сожалению, не всем детям и не во все времена удается жить в
Стране счастья и понимания
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Знакомство с проблемой, выявление её особенностей.
1) Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы обратимся к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
2) Работа с выполненными домашними заданиями
Приложение № 2
4. Усвоение новых знаний.
Эссе (написать, используя слова, полученные в начале урока)
«Моя Страна Счастья»
5. Обобщение и систематизация знаний.
Дети читают эссе.
Итог урока
Домашнее задание. Читать К.Г. Паустовский. «Телеграмма»
Приложение № 1
1. Воспроизведите диалог, выбрав язык самостоятельно
- Как дела? (Қалын қалай?)
Как учеба? (Сабағың қалай?)
Как настроение? (Көңіл-күйің қалай?)
Hello! – здравствуйте! (привет!)
Hallo! – привет!
Good morning! или Morning!
How do you do (?) — Как поживаете? (Как вы?)
Well. Thank you. (Ok. Thanks).
2. Распределите слова в соответствии с переводом
семья отбасы образование любовь махаббат достық
love денсаулық родители Қамқорлық здоровье
білім family
ата-ана parents побои жетімдік punishmen сиротство
orphanhood[ˈɔ:fənhud] дружба health наказания
жаза Ұрып-соғу friendship забота care
Слова, которые возьмем в Дом счастья
казахский
русский
английский
Например: отбасы
семья
family
Слова, которые брать не будем
казахский
русский
английский
Приложение № 2
Карта № 1
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь
я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то
случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном
городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже
менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-
то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке,
от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему
очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как
блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать
его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого
города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы
разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал
мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от
ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в
няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он
уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но
корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко
стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав
лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как
стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв
свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и
вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он
еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая
выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он
приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие
домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по
домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь.
Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И
какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый
пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят
об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек
какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и
отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Задание к тексту
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Оценочная позиция автора сочинения.
Для чего автор использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же
слова? Найдите их в тексте. Выпишите.
Карта № 2
Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все
кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за
стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней,
сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по
комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.
Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и
музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят
уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно
пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал
и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там
деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там
четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь
поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг
дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и
сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А
копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные
пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не
знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И
тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да
что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы,
маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-
то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и
играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и
губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И
подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, --
вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И
плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что
сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул
его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь,
тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда,
в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".
Задание к тексту
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Оценочная позиция автора сочинения.
Для чего автор использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же
слова? Найдите их в тексте. Выпишите.
Карта № 3
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг,
стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так
тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут
заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и
усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над
ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"
-- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не
видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и
вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев!
Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё
мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они
целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и
смеется на него радостно.
-- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! -- кричит ей мальчик, и опять целуется с
детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. -- Кто вы,
мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.
Задание к тексту
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Оценочная позиция автора сочинения.
Для чего автор использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же
слова? Найдите их в тексте. Выпишите.
Карта № 4
-- Это "Христова елка", -- отвечают они ему. -- У Христа всегда в этот день елка для
маленьких деточек, у которых там нет своей елки... -- И узнал он, что мальчики эти и
девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в
которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие
задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у
иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в
вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы,
все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их
грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая
узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им
слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за
дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у
господа бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный
дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях
действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло
случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об
елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и
романист, чтоб выдумывать.
Задание к тексту
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Оценочная позиция автора сочинения.
Для чего автор использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же
слова? Найдите их в тексте. Выпишите.
Литература - еще материалы к урокам:
- Тест "Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина" 10 класс
- Тест по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" 10 класс
- Тест "Жизненный и творческий путь А.П. Чехова" 10 класс
- Тест "Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына" 11 класс
- Контрольная работа по биографии А.Н. Островского и его пьесе "Бедность не порок" 9 класс
- Интегрированный урок "«Два чувства дивно близки нам…» (Проблема этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира" 11 класс