Конспект урока "Художественный мир Николая Гумилева" 11 класс
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
г. САЛЕХАРД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Художественный мир Николая Гумилева
(урок литературы в 11 классе)
Жунусова Гулмаржан Борамбаевна,
учитель русского языка и литературы
2
Цели урока:
Обучающие: освоение учащимися особенностей литературного процесса эпохи
Серебряного века, закрепление знаний основных тенденций эпохи рубежа веков,
изучение творчества Н. Гумилева в контексте культуры эпохи Возрождения,
формирование навыков анализа художественного текста, сопоставительного
анализа.
Развивающие: развитие памяти, мышления, воображения, развитие речи.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, чувства милосердия,
человеколюбия.
Материалы к уроку:
- презентация «Николай Гумилев и эпоха Возрождения»
- новелла Н. Гумилева «Радости земной любви»;
- стихотворение Н. Гумилева «Беатриче»;
- стихотворения Микеланджело;
- стихотворение Микеланлжело «В ваянье мир постиг»;
- репродукция картины Тициана «Любовь небесная и Любовь земная»;
- репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», «Мадонна в зелени»;
- Микеланджело «Мадонна с младенцем»;
- античный миф о Пигмалионе и Галатее.
Рабочие понятия: эпоха Возрождения, новелла, сюжет, эпиграф, деталь, антитеза,
композиция.
Тип урока: беседа.
Ход урока
Слайд: Тема урока, портрет Николая Гумилева, эпиграф.
Презентация: слайды 1-10
I. Сообщение темы и цели урока.
В начале урока звучит музыка Шопена - Ноктюрн N2; стихотворение памяти
Гумилева Людмилы Энгельгард «Одинокий, как вечность» читает учитель.
Слово учителя.
Одинокий, как вечность
Памяти поэта Николая Гумилёва
Закрываю глаза, будто слепну...
Острота. Холодок серебристый.
Я внимаю таинственной лепке
В колдовской мастерской акмеиста.
Расписными колоннами строчек —
Арабесками, витражами —
Весь он разный и древний, как зодчий
Мавритано-персидских керамик.
Звонко выточен, тонко изваян,
3
Как арабская вязь, неразгадан,
Как гремящая медь, беспечален
И безмолвно-печален, как ладан.
Обаянье цветных декораций
И героика шумных там-тамов...
Может быть. Но созвучья ложатся
Светотенью к подножию храмов.
Овладевший и адом и раем,
Как безумец, недосягаем,
Лаской женскою или притворством,
Как копьем он сражен был острым...
Хлещет сизый камыш о пирогу.
Безысходность. Ужас. Расплата.
Рогом огненным Единорога
Побежден небесный экватор,
Где поэт, одинокий, как Вечность,
С беспощадным огненным дыхом,
С головой и лицом человечьим
Взмыл во мрак неприкаянным грифом.
Людмила Энгельгард
Где поэт, одинокий, как Вечность…
Поэт Николай Гумилев в своих творениях.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца…
Вечные образы Николая Гумилева волнуют наши сердца. И сегодня на уроке мы
попытаемся окунуться в мир образов Николая Гумилева и эпоху Возрождения. Тема
урока:
«Николай Гумилев и эпоха Возрождения»
(запись темы урока, эпиграфа в тетрадь)
Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что
касается его творчества, то кажется современниками его были не Блок и
Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие
от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь,
рыцарство. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим
4
собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи
сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.
Создавая произведения в начале 20 столетия, в эпоху Серебряного века, он
погружает читателя в далекие и загадочные времена - эпоху Возрождения. «Весь он
разный и древний, как зодчий» приглашает нас в мастерские великих живописцев,
скульпторов, поэтов эпохи Ренессанса.
Наша с вами цель: освоить особенности литературного процесса Серебряного
века, изучить творчество Николая Гумилева в контексте культуры эпохи
Возрождения. А для этого мы обратимся к интереснейшему произведению
Н.Гумилева – новелле «Радости земной любви», написанной в 1907 году.
Слайд 11: «Радости земной любви».
II. Анализ новеллы Н. Гумилева «Радости земной любви».
1.Тема новеллы «Радости земной любви».
- Вспомните, ребята, что такое новелла как жанр литературы?
Учащиеся: Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический
жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль
изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется
как синоним рассказа или называется его разновидностью.
- О чем повествует новелла «Радости земной любви»?
Учащиеся: Новелла "Радости земной любви" (1907) повествует о любви Гвидо
Кавальканти к прекрасной Примавере и посвящена излюбленной гумилевской теме:
«диалогу» земного и небесного.
- Что значит, по Гумилеву, «земное и небесное»? Какими синонимами можно
заменить «земное» и «небесное»?
Учащиеся: Обычно в произведениях Гумилева земное — синоним обыденному,
житейскому, суетному — противопоставлено небесному — воплощению духовного,
вечного, возвышенного.
-Как же Гумилев рассматривает земное и небесное в новелле? Противопоставляет
ли он эти понятия? Попробуем в этом разобраться.
(В этом произведении традиционная для Гумилева антитеза земного и небесного
снимается. Несмотря на то, что в самом названии предполагается
противопоставление земных и неземных радостей, оно исчезает в процессе
повествования. В данном случае земное Н. Гумилев рассматривает не как плотское,
греховное, а наоборот, возвышает земное до небесного. Земная радость состоит в
том, чтобы коснуться небесного, высшего.)
- Обратите внимание на эпиграф к новелле:
5
«Одновременно с благородной страстью, которая запылала в сердце Данте
Алигьери к дочери знаменитого Фолько Портинари, называемой ее подругами
Беатриче, Флоренция видела другую любовь, радости и печали которой проходили
не среди холодных небесных пространств, а здесь, на цветущей итальянской земле»
(II, 181) (1).
Комментарий учащегося (самостоятельная работа учащегося): комментарий
имен, упомянутых в эпиграфе, историческая справка.
Слайд 12
ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321), итальянский поэт, создатель
итальянского литературного языка. Происходил из старинного дворянского рода. В
наиболее известных юношеских стихах Д. воспевал молодую женщину по имени
Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Вершина творчества Данте - поэма
"Божественная комедия" в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") Оказал большое
влияние на развитие европейской культуры.
Слайд 13
Беатри
́
че Портина
́
ри (итал. Beatrice Portinari, настоящее имя Bice di Folco Portinari;
1266—1290) — флорентийка, «муза» и тайная возлюбленная итальянского поэта
Данте Алигьери. Беатриче была дочерью уважаемого гражданина Флоренции
Фолько ди Портинари, который был соседом самих Алигьери.
Была его первой и несчастливой любовью, вышла замуж за другого и рано
скончалась.
Учитель: В эпиграфе возникает антиномия небесного и земного и сразу
разрешается.
-Вы согласны с этим? Противопоставляет ли Гумилев любовь Данте и Беатриче и
любовь Кавальканти и Примаверы?
Гумилев не противопоставляет любовь Данте и Беатриче и любовь Кавальканти и
Примаверы, скорее истории о небесной и земной любви сливаются в одну и
излагаются в одном сюжете (который апеллирует к живописному полотну "Любовь
небесная и Любовь земная" кисти Тициана — художника итальянского
Возрождения).
Слайд 14: «Любовь небесная и Любовь земная» кисти Тициана.
Рассказ учащегося о художнике Тициане и его картине «Любовь небесная и
Любовь земная»:
«На картине изображена сцена с тремя фигурами: две женщины и ребенок около
саркофага. Вокруг пейзаж, хорошо освещенный солнцем. Одна из женщин
роскошно одета и держит в руке наполненный золотом и драгоценными камнями
сосуд, который символизирует эфемерное земное счастье. Вторая девушка нагая,
6
олицетворяет богиню Венеру и держит сосуд с огнем, символизирующим вечное
небесное счастье.
Учитель: Гумилев соединяет не только литературные сюжеты между собой, но и
для живописного сюжета, соответствующего миропониманию описываемой эпохи,
находит новое художественное воплощение. Данте и Кавальканти — известные
поэты эпохи итальянского Возрождения, воспевавшие в своем творчестве любовь к
дамам своего сердца.
(запись в тетрадях)
Вывод: Таким образом, в центре повествования — поэт, творческая личность,
смыслом жизни которой становится любовь, то есть известные сюжеты Ренессанса
становятся способом выражения эстетической концепции Гумилева.
Подтверждением тому может служить написанный за год до новеллы «Радости
земной любви» миницикл «Беатриче» (1906), сюжет и структура которого
повторяются в новелле.
2.Сопоставительный анализ композиции новеллы «Радости земной любви» и
стихотворений цикла «Беатриче».
Слайд 15: композиция
- Что такое композиция художественного произведения?
Учащиеся: Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь
частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению
замысла художника.
Самостоятельная работа учащихся (вопросники на столах)
-Сколько частей в новелле? Что их объединяет?
Учащиеся: Произведение "Радости земной любви" состоит из трех, казалось бы,
самостоятельных новелл. Но эти новеллы объединены не только темой любовных
отношений между Кавальканти и Примаверой, они представляют собой монолитное
произведение с единым "внутренним" сюжетом.
– Каково построение цикла «Беатриче»?
-Найдите соответствия и приведите примеры по тексту
Учашиеся: Миницикл "Беатриче" состоит из четырех стихотворений, имеющих
прямые сюжетные соответствия с мининовеллами «Радостей земной любви».
Первое стихотворение цикла «Беатриче» воссоздает знаменитый любовный
сюжет о Данте и Беатриче ( учащиеся вспоминают его содержание, приводят примеры
по тексту), то есть фактически соответствует эпиграфу новеллы:
Музы, рыдать перестаньте,
Грусть вашу в песнях излейте,
7
Спойте мне песню о Данте
Или сыграйте на флейте...
Жил беспокойный художник.
В мире лукавых обличий —
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.(I, 110)
В стихотворении действие происходит не «среди холодных небесных пространств»,
а в грубой реальной действительности, однако чувство любви преодолевает и эту
действительность, и смерть, оно существует как бы вне пространства:
Дальше, докучные фавны,
Музыки нет в вашем кличе!
Знаете ль вы, что недавно
Бросила рай Беатриче...
(I,110 )
Учащиеся: Первая новелла «Радостей земной любви» представляет собой
признание в любви главного героя своей возлюбленной, выраженное в форме
легенды о любви рыцаря к даме, а затем и к статуе, изображающей эту даму:
«Кавальканти начал рассказывать о синьоре, который любил даму, не только не
отвечавшую на его чувства, но даже выразившую желание не встречаться с ним
совсем <...> Знаменитый художник из золота и слоновой кости сделал ему дивную
статую дамы, любовь к которой стала властительницей его души <...> С раннего
утра до поздней ночи склонялся несчастный влюбленный перед бездушной статуей,
наполняя рыданиями и вздохами гулко звучащие залы» (II, 182).
По настроению и лирическому содержанию эта часть соответствует второму
стихотворению цикла "Беатриче".
Учащиеся читают пример из стихотворения:
Войди сюда, в сады моих томлений,
Чтоб не было порывистых движений,
Чтоб музыка была пластичных поз,
Чтоб пронеслось с уступа на уступ
Задумчивое имя Беатриче...(I, 111)
Учащиеся: Во второй новелле герой испытывает сначала ревность, отчаяние,
боль, желание умереть: :Задумчивый, чувствуя себя первым в доме печалей, шел он
однажды по площади, размышляя о том, чтобы уехать навсегда в далекие страны
или просто ударом стилета оборвать печальную нить своей жизни» (II, 184).
Те же мотивы звучат в 3 стихотворении:
Пощади, довольно ли жалящей боли,
Темной пытки отчаянья, пытки стыда!
Я оставил соблазн роковых своеволий,
8
Усмиренный, покорный, я твой навсегда.
(I, 111)
В конце второй части новеллы герой неожиданно обретает счастье (нищий Лоренцо
приносит ему письмо от Примаверы), это же происходит и с лирическим героем
стихотворения:
Но теперь, словно белые кони от битвы,
Улетают клочки грозовых облаков.
Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы
На хрустящий песок золотых облаков.
(I, 111)
В третьей мининовелле герой умирает, он разлучен с любимой, но мечтает
соединиться с ней, вернувшись на землю, и об этом просит Ангела:
«Если хочешь исполнить самое сокровенное желание мое, о светоносный, пойдем
туда и ускорим шаги наши; и по той золотой лестнице, о которой ты говоришь, я
спущусь на землю, где живет моя Примавера» (II, 186).
Лирический герой стихотворения тоже говорит о соединении с любимой, но
не на земле, а на небе. Он готов умереть, чтобы вновь быть рядом с Беатриче:
Я не буду тебя проклинать,
Я печален печалью разлуки,
Но хочу и теперь целовать
Я твои уводящие руки...
Ты подаришь мне смертную дрожь,
А не бледную дрожь сладострастья
И меня навсегда уведешь
К островам совершенного счастья(I, 111)
Слайд 16: композиция произведений (запись в тетрадях)
Вывод: Два сюжета, выраженных один в поэтической форме, а другой в
прозаической, сливаются в один и представляют собой единое целое. Гумилев не
противопоставляет сюжет о Данте и Беатриче сюжету о Кавальканти и Примавере,
наоборот, соединяет их с целью показать, что искусство и любовь — неразделимые
понятия, объединяющие земное и небесное. Искусство и любовь не только в прозе и
поэзии, но и в музыкальном произведении. И у нас есть возможность послушать его.
Слайд 17: Данте и Беатриче
3.Музыкальное сопровождение урока.
Звучит песня «Музы рыдать перестаньте» в исполнении группы «Вербный мед» на
стихи Николая Гумилева из цикла «Беатриче».
4. Семантика имен новеллы «Радости земной любви».
9
Самостоятельная работа учащихся: толкование имен героев. В ходе беседы
приходят к следующему: семантика имен героев новеллы "Радости земной любви"
содержит в себе сюжет в свернутом виде.
Любовный сюжет новеллы в сжатом виде содержится в именах героев.
Слайд 18: семантика имен (запись в тетрадях)
"Примавера" в переводе с итальянского обозначает "весна", то есть возрождение к
жизни (имеет смысл связать толкование имени с эпохой Возрождения). Возможно,
что значение имени складывается из сочетания двух корней: латинского "прима"
(prima) — первая, лучшая, прекрасная и русского "вера", получается неологизм,
раскрывающий символическое значение образа. Вспомним, что имя "Вера"
неразрывно связано с именами "Надежда", "Любовь" и объединяющим их именем
"Софья" (мудрость), Примавера — предмет любви Кавальканти (ср: имя "Беатриче"
переводится как "благодатная").
Слайд 19: семантика имен
"Гвидо Кавальканти": "гвидо" — очевидно, от французского guide — проводник.
Имя "Кавальканти" состоит из двух корней: латинского canto — петь, сочинять,
воспевать,, прославлять в песне (или canrus — пение, песня, звуки, музыка; (поэт.)
волшебная песня; или cantor — певец) (2).
Значение другого корня может быть истолковано двояко: от латинского cavea —
театр, зрители или от французского cavalier (кавалер) — "мужчина, танцующий в
паре с дамой, а также занимающий ее в обществе, на прогулке, ухаживающий за
ней"
При сочетании всех значений получается: влюбленный поэт создает волшебную
песнь в честь самого прекрасного — любви, которая вселяет в человека веру и в
которой состоит великая мудрость жизни.
Так семантика имен героев не только создает сюжетный узор, но и раскрывает
основную идею произведения. Это тем более важно, что новелла имеет
автобиографический характер, поскольку была посвящена А. А. Горенко
(Ахматовой).
Слайд 20: Анна Ахматова и Николай Гумилев
Гумилев писал В.Брюсову из Парижа:
«…я написал три новеллы и посвящение к ним, все неразрывно связаны между
собой…если это возможно, ответьте поскорее, берете ли Вы эти новеллы или нет.
Тогда я предложу их в другое место, а по романтическим причинам мне хочется
видеть их напечатанными возможно скорее» (II, 425).
5. Система образов новеллы «Радости земной любви».
А) В ходе беседы выявляется роль второстепенных персонажей произведения.
10
Помимо главных героев, Кавальканти и Примаверы, каждая мининовелла
наделена второстепенным персонажем, которому отводится важная роль в развитии
сюжета.
-Какой образ появляется в первой части новеллы?
Учащиеся: В первой части это образ ожившей статуи, узнав историю которой,
Примавера открывает свои чувства Кавальканти.
- Какой персонаж предстает во второй части?
Учащиеся: Во второй части нищий Лоренцо, который становится причиной
ревности главного героя и в то же время оказывается посланником Примаверы.
-Назовите второстепенный образ 3 части.
Учащиеся: В третьей — Ангел, который уносит душу Кавальканти от его
возлюбленной и в то же время может соединить влюбленных.
Учитель: Эти второстепенные (на первый взгляд) образы являются своеобразным
связующим звеном между главными героями, с одной стороны, и композиционно —
семантическим центром всего произведения, — с другой, поскольку соотносятся с
основными библейскими образами: Девой Марией, Иисусом Христом, Богом
Отцом.
Обратимся к третьей новелле, которая является ключом к пониманию всего
произведения.
Здесь речь идет о том, что Ангел предлагает душе умершего Кавальканти отвести
его поочередно к Деве Марии, к Иисусу Христу и к Богу Отцу. Если сопоставить
содержание этой части новеллы с общей структурой и содержанием всего
произведения, то получается, что каждая из мининовелл связана соответственно с
одним из этих образов, каждый из которых несет свой философский смысл. Кроме
того, невольно напрашивается соотнесение структуры рассказа с образом Святой
Троицы.
С первой частью новеллы (в центре которой оказывается легенда об ожившей
статуе) непосредственно связан образ Девы Марии, символизирующий женское
начало, столь важное для искусства эпохи Возрождения. В данной новелле в
осмыслении женского начала поэт следует за символистами, поскольку именно
женское начало провозглашает высочайшей истиной.
Человек, для которого жизнь закончена, коснувшись истины, обретает новый
смысл жизни и саму жизнь.
Нечто подобное происходит и в древнегреческом мифе о Пигмалионе и Галатее.
Слайд 21: Пигмалион и Галатея
Б) Самостоятельная работа учащегося:
Учащийся рассказывает содержание древнегреческого мифа о Пигмалионе и
Галатее и сравнивает его с новеллой. В результате сравнения делается вывод.
Вывод:
Если в мифе Пигмалион создает статую и влюбляется в свое произведение, то в
легенде, рассказанной Кавальканти, наоборот: статуя, тронутая любовью рыцаря,
11
возрождает его к жизни, приоткрыв ему истину. Получается, что любовь, подобно
искусству, способна и погубить, и возродить к жизни.
Миф о Пигмалионе и легенда о рыцаре соединяются и возникает новый сюжет о
влюбленном поэте, которому неожиданно открывается истина и новая жизнь в
любви.
В) Беседа.
Если считать, что эта мининовелла сопоставима с образом Девы Марии,
которая подарила миру Иисуса Христа, то вполне логичным продолжением
является вторая часть произведения, которая ассоциируется с образом самого
Христа.
-Почему? Как вы думаете? Приведите примеры по тексту.
Учащиеся: Во второй части Кавальканти, доведенный до отчаяния ревностью и
видимым безразличием Примаверы, готовый покончить с собой, неожиданно
встречает нищего Лоренцо, который охраняет влюбленных и который возвращает
Кавальканти к жизни.
Вывод: Образ Лоренцо ассоциируется с образом Христа, Спасителя; не случайно
Лоренцо спасает Кавальканти от самоубийства, в котором он погубил бы свою
душу: "Задумчивый, чувствуя себя первым в доме печалей, шел он однажды по
площади, размышляя о том, чтобы уехать навсегда в далекие страны или просто
ударом стилета оборвать печальную нить своей жизни" (II,184)
184); "Из этих размышлений его вывел старый Лоренцо, давно бродивший вокруг
его дома, как большая летучая мышь" (II,185)
-Что использует Гумилев в своей новелле? Какие образы?
Учитель: Гумилев широко использует образы и приемы различных видов
искусства: живописи, скульптуры, графики, музыки, — в результате чего возникают
ассоциативные смысловые наложения, которые расширяют содержательные рамки
произведения.
«Радости земной любви» непосредственно связаны с культурой эпохи
итальянского Возрождения. Автор не только помещает действие новеллы в
соответствующие временные и пространственные рамки, но и подчиняет сюжет
логике той эпохи.
Г) Самостоятельная работа учащихся: рассказ учащегося о роли женщины в
эпоху Возрождения.
Слайд 22: Рафаэль «Малая Мадонна
Каупера»
Слайд 23: Рафаэль «Мадонна Лорета»
Прежде всего необходимо вспомнить о важной роли, которую играл образ
женщины тогда в культуре, в искусстве. Возрождение в этом было обязано
позднему средневековью, но пошло дальше рыцарского служения женщине, поэзии
миннезингеров, сближая выспреннюю идеальность с земным бытием человека. Во
12
всяком случае, лирическая поэзия, начиная с сладостного стиля Петрарки и вплоть
до позднейших эпигонов певца Лауры, и едва ли не все изобразительное искусство
служило воспеванию красоты женщины, ее обаяния, ее женственности. Поэты
восхищаются тем, что любовь к женщине открывает им глаза на мир, делает их
отзывчивыми к добру.
Если же обратиться к религиозным сюжетам, то нельзя не вспомнить, что именно
итальянские художники эпохи Возрождения создают особый культ Мадонны: «Все
душевные силы, все свое воображение, всю симпатию и любовь итальянские
мастера вложили в образ Богоматери. Недаром ее почитание в то время дало повод
ироническому замечанию Леонардо: «Многие исповедующие веру в сына строят
храмы только во имя матери»... Невольно и безотчетно искусство приходило к
уверенности, что Мадонна не только мать маленького Иисуса, но и мать, праматерь
всего человечества, и за это она заслужила всеобщую любовь, стала предметом
поклонения» (М. В. Алпатов).
В связи с этим становится понятным развитие библейского сюжета новеллы
Гумилева и первостепенная роль первой части новеллы, символизирующей Деву
Марию, Мадонну, «праматерь всего человечества».
Прежде всего необходимо вспомнить знаменитых мадонн Рафаэля, которые
поражают очарованием, ощущением душевной чистоты, возвышенности, но при
этом образ богоматери утрачивает былую хрупкость и молитвенную
созерцательность. Он становится более земным и человечным, более сложным в
передаче нюансов живого чувства.
III. Сопоставительный анализ репродукции и анализируемого текста.
Слайд 24: Рафаэль «Обручение Марии»
Перед вами еще одно произведение кисти Рафаэля «Обручение Марии». Что общего
между ним и новеллой Николая Гумилева? (сообщение учащегося)
Вторая часть новеллы имеет много общего с живописным полотном «Обручение
Марии», где священник совершает обряд обручения Марии и Иосифа.
Гумилев словно воссоздает эту картину Рафаэля: «И сейчас старый Лоренцо с
лукавой усмешкой запрятывал что-то в бездонные складки своего шерстяного
плаща, а радом с ним, тщетно стараясь скрыть смущение, стояла стройная
Примавера в платье, сверкающем ослепительной белизною» (II, 184). В данном
случае белый цвет символ божественной святости, чистоты. Наряд Примаверы
можно рассматривать и как венчальный. На картине Рафаэля Мария-невеста
изображена в красном платье в соответствии с требованиями к свадебному наряду в
эпоху Возрождения.
IV. Сопоставительный анализ новеллы и творчества Микеланджело.
Слайд 25: Микеланджело
Мы видим, как расширяется содержание новеллы «Радости земной любви»
При более внимательном прочтении новеллы намечаются параллели с
произведениями Микеланлжело.
13
Вспомним, что в рассказе Кавальканти рыцарь заказывает статую знаменитому
художнику, а сам Кавальканти — известный поэт. Микеланджело — поэт и
скульптор — ив его творчестве воплотились не только черты эпохи Возрождения,
но и воззрения, близкие Гумилеву. Для Микеланджело-скульптора важно было
довести статую до такого состояния, чтобы фигура ожила, главное, это
освобождение тела от каменного покрова:
О том, как постигает мир художник-творец, нам поведает…
Учащийся читает стихотворение Микеланджело «В ваянье мир постиг»:
В ваянье мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает
Вот почему могу бессмертье дать
Я нам обоим в краске или в камне,
Запечатлев свой облик и себя;
Спустя столетья люди будут знать,
Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне,
И как я мудр, что полюбил тебя.
Когда замыслит дивный ум создать
Невиданные облики, — сначала
Он лепит из простого материала,
Чтоб камню жизнь двойную дать.
Таким образом, Микеланджело в своем творчестве пытается воплотить античный
миф о Галатее и Пигмалионе. Кроме того, в своих стихах он пишет о "страстном
горении в его душе, о его порывах любви, о поисках красоты, о таинственном
превращении мертвой материи в духовную плоть искусства:
Ты истинную видишь красоту,
Но блеск ее горит все больше разрастаясь,
Когда сквозь взор к душе восходит он;
Там обретает божью чистоту,
Бессмертному творцу уподобляясь,-
Вот почему твой взгляд заворожен!
Он говорит в них (стихах) о попытках постичь духовную сущность предметов, о
том, что рука его действует непроизвольно, а освобождает от камня то, что в нем
таится, о творчестве, как неустанном порыве от низшего к высшему, о преодолении
искусства как подражания видимости, ради творчества, которое ведет к постижению
сущности.
На основании собственного опыта, своих успехов и неудач, радостей творчества и
неудовлетворенности Микеланджело создает своеобразный миф о художнике. Он
образно сравнивает свои душевные порывы с работой скульптора. Эти сравнения
14
объясняются еще и тем, что он знал работу скульптора «изнутри», но еще и тем, что
он видел в ней отражение мирового процесса воплощения. Он признается, что глаза
любят все, что красиво, а душа ищет спасения, поднимаясь к небу через созерцание
красивых предметов.
Подобно Микеланджело, Гумилев создает свой собственный миф о художнике,
поэтому, конечно, обращение к эпохе Ренессанса не случайно. Именно Возрождение
делает искусство предметом сопереживания, пристанищем одинокой души худож-
ника.
Слайд 26: Микеланджело и Рафаэль
Учитель: В своих стихах Микеланджело пишет о страстном горении в его душе,
о его порывах любви, о поисках красоты, о таинственном превращении мертвой
материи в духовную плоть искусства.
Интересно, что Микеланджело и Рафаэль — два великих мастера — были
необоримыми соперниками за пальму первенства, причем, если Микеланджело в
своих работах стремился «в вечном исступлении и порыве» к небесному, то
Рафаэлю, наоборот, по словам искусствоведов, «было дано низвести небо на землю»
(М. В. Алпатов).
В связи с этим становится понятной структура гумилевского произведения:
первая часть новеллы сопоставима с доминантой творчества Микеланджело, а
вторая, — с доминантой творчества Рафаэля.
Слайд 27: Микеланджело «Мадонна с младенцем»
Слайд 28: Рафаэль «Мадонна в зелени»
Слайд 29:
(Сопоставление работ Микеланджело «Мадонна с младенцем» и Рафаэля
«Мадонна в зелени»)
Если в первой мининовелле Примавера — нечто недостижимое, воплощение
античного мифа, «статуя из золота и слоновой кости", то во второй она — земная
женщина, которую герой встречает на улице и которая устраивает любовное
свидание.
Целесообразно предложить учащимся найти соответствия содержании и
построении новелл и сопоставить с предложенными репродукциями.
Возникшая в эпиграфе антиномия небесного и земного окончательно разрешается
в третьей части новеллы. Эта часть, согласно общей структуре, связана с образом
Бога Отца, который символизирует вечность. Если считать, что части рассказа
связаны с образами Девы Марии, Иисуса Христа и Бога Отца, которые являются
соответственно воплощением истины, спасения и вечности, то получается, что
Кавальканти готов отказаться от истины, от спасения, от вечности ради любви к
Примавере, которая является и истиной, и спасением, и вечностью.
- Но каким же образом снимается антиномия?
С одной стороны, речь идет о вознесшейся душе поэта, сопровождаемой;
Ангелом; Кавальканти готов следовать за ним и к Деве Марии, и к Христу, и к Богу
Отцу. Казалось бы, чаша весов склоняется в сторону «небесного», но, с другой
15
стороны, Примавера рыдает над телом возлюбленного, тогда как душа его просит у
Ангела исполнить сокровенное желание: «спуститься на землю, где живет моя
Примавера».
- Будет ли удовлетворена просьба Кавальканти?
Гумилев оставляет открытым этот вопрос. Таким образом получается, что
антиномии нет, она снимается. Эта новелла о любви, а любовь, по Гумилеву, —
чувство земное, возведенное до небес (подобно скульптурам Микеланджело), но это
и чувство божественное, доступное смертным («мадонны» Рафаэля). Антиномия
снимается, потому что вопрос о любви так же неразрешим, как и вопрос о
первенстве Микеланджело и Рафаэля.
Слайд 30
Выводы:
1. В своем творчестве Гумилев часто обращается к эпохе Возрождения, «по-
гружает» читателя в мир описываемой эпохи.
2. Проблема творца, творческой личности, жаждущей познания истины,
одухотворенной чувством любви, становится одной из центральных в прозаических
и поэтических произведениях Гумилева.
3. Противопоставление небесного и земного — центральная антитеза творчества
Гумилева, определяющая его художественный мир.
Слайд 31
V. Домашнее задание: напишите сочинение –миниатюру на тему: «Какие мысли и
чувства возникают у меня при чтении стихотворения Николая Гумилева…»
Слайд 32
Наследие Гумилева
VI. Итог урока: оценки
Рефлексия
16
Литература
1. Гумилев Н. С. Соч. В 4 т. / Вступ. ст., сост. и примеч. Богомолова Н. А. М., 1991.
2. Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. М., 1994.
3. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
4. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
5. Интернет-ресурсы.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Японская поэзия. Хокку. Обретение смысла" 8 класс
- План-конспект открытого занятия "Японская поэзия. Хокку. Обретение смысла" 8 класс
- Конспект урока "Малахитовая шкатулка сказов Бажова" 5 класс
- Конспект урока ""Размышляя над историей человеческого рода..."(по роману Салтыкова - Щедрина "Господа Головлевы")"
- Конспект урока "«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси"
- Конспект урока "Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий М.Ю. Лермонтова" 9 класс