Конспект занятия "Н.С. Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилёва"

«Н.С. Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилёва».
Цели:
-изучение жизненного и творческого пути Н.С. Гумилёва; формирование интереса к творчеству
поэта;
- выявить отличительные черты лирического героя поэзии Н.С. Гумилёва; определить роль
маски в творчестве Н.С.Гумилёва; проследить влияние маски на личную жизнь поэта.
-расширение области личных и общечеловеческих знаний учащихся.
Ход занятия
Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве
не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму?
Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные
статуи?
Из письма Н.С. Гумилёва от 1июля 1908г
1. Оргмомент
2. Целеполагание
Обратимся к эпиграфу. Какие ассоциации возникли у вас?
- Каковы цели нашего занятия? (формулируют цели: узнать основные факты биографии поэта,
каков лирический герой его поэзии, рост лирического героя; научиться выразительно читать
стихи поэта и понимать смысл, заложенный в них, совершенствовать навыки анализа
лирического произведения).
3. Этап изучения нового материала
Учитель. В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего
случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как
складывают книгу. Давайте вместе прикоснёмся к страницам таинственной книги под
названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться
Богам, только влюблённый ступать по весенним лугам». Ребята представят вам некоторые
страницы этой книги, а вы слушайте и кое-что записываете.
Сообщение учащихся (биография поэта). НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ (1886—1921).
Гумилев прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Обвиненный в
антисоветском затворе, он был расстрелян. Погиб в творческом расцвете всеми признанный
Поэт. И только в 1987 г. стало возможным открыто сказать о его невиновности.
Детство и юность
Будущий поэт родился в семье кронштадтского корабельного врача. Учился в Царскосельской
гимназии. В 1900—1903 гг. жил в Грузии, куда был послан отец. Здесь в «Тифлисском листке»
(1902) опубликовал свое первое стихотворение. По возвращении семьи продолжал обучение,
закончив гимназию в 1906 г. А 1905 г. стал годом издания первого сборника стихов Гумилева
«Путь конквистадоров».
Для изучения французской литературы юноша поехал во Францию, но очень скоро покинул
Сорбонну, направившись, несмотря на запрет отца, в Африку. За первым посещением этой
страны (1907) последовало в период 1908—1913 гг. еще три, последнее — в составе
организованной Гумилевым этнографической экспедиции (привез много материалов для музея).
Цель всех поездок была, однако, чисто творческого характера — «в новой обстановке найти
новые слова» (письмо В. Брюсову).
В первую мировую войну Гумилев добровольцем ушел на фронт, участвовал в самых
ответственных операциях, за мужество был награжден двумя Георгиевскими крестами. В мае
1917 г. уехал по собственному желанию на Салоникскую (Греция) операцию Антанты. На
родину вернулся в холодный и голодный 1918 г. и сразу включился в напряженную работу:
преподавательскую, переводческую, редакторскую.
Испытания, нередко смертельно опасные, Гумилев всюду находил себе сам, что не мешало, а,
видимо, помогало расцвету его удивительного таланта. После его первой книги последовали
одна за другой новые: 1908 г. — «Романтические цветы»; 1910 г. — «Жемчуга»; 1912 г. —
«Чужое небо»; 1916 г. «Колчан»; 1918 г. — «Костер», «Фарфоровый павильон»; 1921 г. —
«Шатер», «Огненный столп». Писал он прозу, драмы, вел летопись поэзии, отзывался на
явления искусства других стран. Руководил «Цехом поэтов», акмеистической группой.
Ранняя лирика
(слово учителя): редко многообразная деятельность имела единый «нерв». В статье о «Второй
книге отражений» Анненского поэт сказал о человеке, который «верит в свое право найти
Землю, где можно было бы жить». Такую «Землю» духовного бытия нашел для себя Гумилев.
В своем художественном воображении он свободно «перемещался» в пространстве и времени:
Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир. рыцарская эпоха, век географических
открытий... Рядом с лирическим героем, «мореплавателем и стрелком», в поэзии Гумилева
появилась героиня — Муза Дальних Странствий. Страстный мечтатель, он совершал
«путешествия» и в небывалые «земли» грез, фантазии.
С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки
обыденного существования. В «Романтических цветах» была развита тема «битвы» за
небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:
Я с нею буду биться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» своеобразно проявилось в двух
стихотворениях (ранее лирической дилогии) «Жираф», «Озеро Чад».
«Озеро Чад» это рассказ жены «могучего вождя», «дочери властительного Чада»,
обольстительной жрицы, о своей цветущей жизни на родной, прекрасной земле и угасании на
Севере, и Марселе. Образ женщины — одухотворенный символ красоты, душевного здоровья,
веры в силу любви. Унижения несчастной во Франции исполнены многозначного смысла. Это
обличение и преступлений европейцев против африканских народов, и моральной деградации
жителей большого, равнодушного к человеку города, а главное — мучительная мысль о
трагической обреченности естественной гармонии (Чада) под напором греховных побуждений
чуждых ей завоевателей. Развенчан их мнимый культ поклонения красоте, страстному чувству.
Продуманно избрана форма исповеди обманутой дочери Чада. В своей искренности, не зная
ограничений, она обнаруживает предельные унижения женщины в безнравственной, жаждущей
наслаждений толпе.
В стихотворении «Жираф» иная психологическая ситуация. Грустную, тоскующую
возлюбленную лирический герой стремится успокоить «веселыми сказками таинственных
стран». Экзотика здесь воспринимается спасением от скуки городов. Вместе с тем в «Жирафе»
своеобразно выражена авторская мечта. Она тесно связана с «цветными парусами корабля»,
«радостным птичьим полетом». Возникает нечто экзотично-прекрасное, подвижное,
преодолевающее скудное земное существование, его отрыв от небесной высоты. Таков и есть
идеал Гумилева.
«Жемчуга»: поиск страны грез. Дальнейшим развитием романтической мечты отмечен сборник
стихов «Жемчуга» (1910). В нем акцент поставлен на трудном поиске ценностей, таящихся
вдали от человеческих глаз. Название сборника исходит от недостижимой страны грез: «Куда
не ступала людская нога,/ Где в солнечных рощах живут великаны / И светят в прозрачной воде
жемчуга». Вот почему усилен мотив тягостных испытаний.
В стихотворении «Старый конквистадор» оттенены именно трагические лишения героя. Для
того чтобы прославить несгибаемую волю, незапятнанную честь:
Как всегда, он дерзок и спокоен.
И не знал ни ужаса, ни злости.
Волнующее «чувство пути» (Блок) владеет Гумилевым. Цель преследуется высокая воспеть
неостановимое стремление к идеалу «неотцветшему саду»:
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера!
(«В пути»)
Не случайно «Жемчуга» начинаются «Волшебной скрипкой», где дар музыки раскрыт как чудо
творчества и как трагедия испытаний, приводящих к «славной» и «страшной» смерти скрипача.
Гумилев черпал элементы романтической образности в бесчисленных источниках: Библии,
литературе разных эпох, мифологии, впитывая древнюю мудрость во имя прославления
безоглядного движения своей души к Совершенству. Пожалуй, самое властное влияние на
поэта оказывали реальные герои прошлого — путешественники. Немудрено, что поэзия была
овеяна романтикой кораблей, парусов, морей.
В небольшом четырехчастном цикле «Капитаны» (сб. «Жемчуга») автор проникает в
душевные дерзания своих кумиров, его интересуют прежде всего их личности. Каждое из
стихотворений отмечено особым подходом к заветной теме.
Сначала щедро выражено поклонение «быстрокрылым» кораблям и, главное, тем, кто их ведет
«меж базальтовых скал и жемчужных». Здесь много образных находок, помогающих понять
поведение капитанов на судне. Но все подчинено освещению мужественных характеров:
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Отсюда — необходимость суровой власти над командой: «Или бунт на борту обнаружив, / Из-
за пояса рвет пистолет...» Бунт на корабле для Гумилева — одно из трагических испытаний в
плавании. Строгая, чеканная интонация стихов выражает торжественное настроение, вызванное
героями, вступившими на «дерзостный путь».
Почти каждое четверостишие второй части цикла закончено восклицанием, потому что
появляются реальные капитаны: Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама, Колумб, вплоть до
«могучего Улисса» и разнообразные переживания охватывают поэта:
Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена.
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
Великие имена пробуждают мысль о «всех, кто дерзает, кто хочет, кто ищет», т. е. прямую
связь с творческими влечениями автора. Он лелеет надежду, что есть еще «страны, куда не
ступала людская нога...». Но мучительна реакция на это предположение: «Как будто наш мир
не открыт до конца!» Динамика развития чувств стремительна: от восхищения до горького
разочарования.
Ответом на сомнения становится стихотворение совершенно иного колорита, по-своему
выражающее идеал движения вперед. Легкою рукой мастера написана чисто бытовая картина
легкомысленных развлечений матросов на берегу. Приказ командира корабля действует на них
магически, пресекая «зов дурмана». Ясно проступает своеобразная параллель с волей любого
человека. обретшего себя на самоиспепеляющий поиск. Даже тех областей, которые:
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Поэтические открытия сборника «Огненный столп». После «Жемчугов» с 1912 по 1921 г.
вышли в свет еще шесть сборников лирики. Каждый из них — яркое, глубокое открытие
утонченных сфер духовной жизни, творчества в том числе. Развитием этих мотивов насыщена
посмертная книга Н. Гумилева «Огненный столп», последняя, подготовленная им самим к
изданию незадолго до трагической гибели.
Почти каждое произведение «Огненного столпа» воспринимается «жемчужиной», своим
словом художник творил это долго искомое им сокровище.
Открывается «Огненный столп» стихотворением «Память». Первая строфа звучит грустным и
глубоким обобщением:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Начальные строки частично повторяются в конце (как бы опоясывая произведение), но уже с
новым, горьким оттенком — краткости человеческого существования.
Заключенные в это «обрамление» 13 четверостиший охватывают этапы жизни автора, смысл
творчества художника, сущность общечеловеческой памяти и мечты о счастье. Образная
мыслеемкость стихотворения удивительна. Для исповеди поэта найдены столь точные и
выразительные определения, которые сразу становятся афоризмами. Скажем, ироническая
оценка юности и молодости: «колдовской ребенок», словом «останавливающий дождь»,
«коврик под ногами его — мир». За четко обозначенным фактом всегда ощущается некая
внутренняя «емкость». Награждение воина крестами это одновременно и его свыше
вдохновленное душевное прозрение: «святой Георгий тронул дважды пулею нетронутую
грудь». Поэтому (будто неожиданно) раздумчивая интонация исповеди пресекается
торжественным признанием высшего назначения поэзии:
Я угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле;
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах и на земле.
Нигде ранее в стихах Гумилев не писал так ясно о своем служении человеку и человечеству.
«Огненный столп» пронизан идеей возрождения мира. «Посредине странствия земного» (так
сначала хотел назвать автор книгу) открывается эта нетленная, божественная Истина. С ее
высоты печально и критично расценивается даже внутренний человеческий опыт (триптих
«Душа и тело»), «мертвые слова», «скудные пределы естества» («Слово»). Поэт ищет в
сочетаниях реального и фантасмагорического выражение подлинного духовного подъема в
любви («Лес», «Канцона вторая», «Слоненок»).
«Шестое чувство» (воспринимаемое сейчас символом творческого поиска эпохи), может быть,
более других стихотворений восхищает высшим откровением, донесенным в сочно-предметных
образах. Исходные представления всем давно знакомы (отсюда — лирическое «мы»).
Привычные для каждого ценности «влюбленное вино» (вино любви), «добрый хлеб»
несовместимы с сокровенными (но тоже любому известными) переживаниями: «розовой зари
над холодеющими небесами», «бессмертных стихов». Грустно звучит мотив ограниченности
человеческих возможностей. В подтексте стихов возникает мечта о «шестом чувстве»,
способном «исправить» природу человека. Эта надежда укрепляется свойственным любому
живому существу интуитивным предощущением внутреннего перелома.
Поистине нет границ для поэтического зрения Гумилева. Оно и подсказывает веру в близкое
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
4. Анализ творчества. Современность воспринимала Гумилёва как человека, родившегося не
в своё время, но упорно соблюдающего правила и законы своего времени. Вопреки
действительности, Гумилёв постоянно отвоевывает у современности «древний Родос», где был
…рыцарский ордер; соборы,
Цитадель, бастионы, мосты,
И на людях простые уборы,
Но на них золотые кресты.
(«Родос»)
Н.Берберова, русская писательница, автор документально-биографических исследований,
отмечала, что Гумилёв был человеком далёкого прошлого, который не только не понимал своё
время, но и не пытался его понять. Рысс Петр Яковлевич, ( (1870-1948) журналист, литератор)
утверждал, что Гумилёв был бы на своём месте в средние века, он опоздал родиться лет на 400.
«Читал свои новые стихи Н. С. Гумилёв, такой странный, такой непохожий на человека
двадцатого века. Его нет уже в живых: такие большевикам не нужны.»
Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы
(«Сонет»)
Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами,
Дива дивные зрелись тогда,
Чуда чудные деялись сами...
(«Змей»)
Ему был тесен рациональный, просчитанный, механизированный мир современности. И
он создаёт свой мир, где нет места пошлости и трусости, где есть мужественный друг и
достойный враг, где есть прекрасная девушка с «газельими глазами».
Путешествуя по поэтической стране, поэт исчезает за нарисованными образами, примеряет
«маску», которая стала своеобразным художественным открытием.
Что такое маска? Для чего она придумана? Какие известные вам герои используют маски? Для
чего? (часто звучащие ответы: маска супергероя помогает простому человеку реализовать
внутренний мир, бороться со злом. к\ф «Женщина –кошка», «Зорро», «Человек-паук» и т.д.)
Сегодня мы с вами попробуем определить, за какими масками прячется поэт, влияет ли
поэтическая маска на реальную жизнь Гумилёва.
Работа в группах.
Ребята работают со стихотворениями «Я конквикстадор в панцире железном..», «Пять
могучих коней мне дарил Люцифер…», «Иногда я бываю печален…», «Озеро Чад»,
«Одержимый», «Завещанье», «Капитаны», «У камина», «Абиссинские песни», «Пятистопные
ямбы», «Наступление», «Вступление», «Попугай».
Учащиеся зачитывают отобранные строки, определяют маску лирического героя,
составляют интеллект-карту «Лирическая маска Гумилёва»
Предполагаемые ответы:
Н.С.Гумилёв примеряет маски капитана, конквистадора, завоеватель,
путешественника, влюбленного, философа, нищего, раба, поэта, воина.
Вопрос: Использовал ли Гумилёв придуманную им поэтическую маску в жизни?
Не только в стихах Гумилёв сильный и отважный герой, он и в жизни «делает себя», идёт
по линии наибольшего сопротивления.
Каков же лирический герой лирики Гумилёва? Давайте попытаемся это выяснить на
примере нескольких стихотворений.
Работа в группах: 2 гр. - «Капитаны», 3 гр. – «Слово», 1 гр.-«Жираф».
Задания: ответьте на вопросы.
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие мысли и чувства выразил поэт в своём стихотворении?
3. Каковы картины окружающего мира?
4. Какова интонация стихотворения?
5.Назовите черты, присущие лирическому герою.
Подготовились? Ваши ответы. Какие поступки Гумилёва созвучны мировоззренческой
позиции его лирического героя?
Как Гумилёв создаёт свои яркие, необычные образы? помощью каких изобразительно-
выразительных средств?).
Работа в группах: вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка.
Задание: какие из перечисленных ниже художественных средств необходимо
вставить на места пропусков?
1 группа. Лирический герой пытается утешить героиню, развеять её грусть рассказом о
красоте и чудесах далёкой Африки. Его описание подробно, многоцветно, зримо, чему
помогают красочные----------(изысканный, грациозная, волшебный). Плавный бег жирафа мы
представляем, благодаря---------бег его плавен, как радостный птичий полёт). Сам рассказ об
изысканном жирафе напоминает сказку, поэтому автор использует------(далёко, далёко).
Преображению и без того прекрасной реальности способствует использование --------(много
чудесного видит земля). Но почему-то «весёлые сказки таинственных стран» лишь усугубляют
ощущение отчуждённости и одиночества, лирический герой недоумевает, поэтому в последней
строфе мы встречаем------и дважды--------.
Список терминов:
1. Олицетворение
2. Вопросительные предложения
3. Лексические повторы
4. Эпитеты
5. Многоточие
6. Сравнение
Группа №3. Автор говорит о могуществе Слова, наделяет его священной силой. Эта
мысль подчёркивается использованием-------(«солнце останавливали словом, словом разрушали
города» и -----звёзды жались в ужасе к луне»). Слово имеет для лирического героя вечное,
непреходящее значение, о чём говорят -----(словом, слово, слово, слова). --------(точно розовое
пламя) заставляет нас вспомнить пушкинские строки: «Глаголом жги сердца людей». С высоты
этой истины печально и критично оцениваются автором реалии «низкой жизни», в этом
помогают ему --------(умное, скудные, мёртвые).
1. Эпитеты
2. Метафоры
3. Сравнения
4. Лексические повторы
5. Олицетворения
Группа №2. «Капитаны» построены как поэтическое описание живописного полотна: автор
употребляет------(жемчужных, быстрокрылых), ----------(безумствует море, трепещущий
мостик), ----------(гребни волн). В звуковом составе стиха ощутимы попеременно
накатывающиеся волны, это поэт передаёт с помощью---------(«на разорванной карте,
дерзостный», «бунт на борту обнаружив»).
1. Аллитерация
2. Эпитет
3. Олицетворение
4. Метафора
(Ответы учащихся).
Учитель. Мы с вами убедились, что используемые Гумилёвым художественные средства
помогают автору создать образы и высказать определённую философскую мысль.
Что в живописи Поля Гогена созвучно поэзии Гумилёва?
Итак, каков же лирический герой лирики Гумилёва?
Для лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Гоген
утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грёз, вольной фантазии.
А теперь обратите внимание на время написания анализируемых вами стихотворений и
подумайте, изменялся ли лирический герой поэзии Гумилёва. (Учащиеся говорят об
изменениях лирического героя.)
Учитель. Обратимся к стихотворению, которое открывает последний сборник
«Огненный столп». Название заключает в себе множество смыслов: странствие, следование
Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима» (т.е. стремление к
святости, преображению) (сообщение о значении выражения «Огненный столп»).
Какова композиция?
Сколько душ сменилось в теле лирического героя? Найдите и зачитайте краткие
характеристики душ, отношение к ним лирического героя. Какая из метаморфоз души
последняя? Почему?
Многие исследователи творчества Гумилёва писали о заметном качественном росте его
творчества. Разделяете ли вы точку зрения Вячеслава Иванова, утверждавшего, что поэтическая
судьба Гумилёва напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко
вспыхнувшей? (Лирический герой поздних стихотворений всё тот же и совсем другой. Он уже
не стремится к экзотике, он задаётся вопросом о смысле жизни, о предназначении творчества.)
Погиб поэт, «невинно убиенный». А сады его души цветут, потому что о поэте помнят.
Чтение «Сады моей души»
Как вы понимаете выражение «сады души»?
Что хотели бы вы из «сада души» Н.С. Гумилёва перенести в «сад своей души»?
Запишите.
Рефлексия
Мы закрываем страницу волшебной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва»,
очередную, но не последнюю. Ведь если душа не ленива, если она способна чувствовать
красоту и боль, любить и радоваться, то появится обязательно желание прочитать эту книгу до
конца.
Что интересного и полезного узнали о жизни и творчестве Н.С. Гумилева?
Чему мы можем научиться у Николая Степановича Гумилёва?
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н.Гумилёва (обязательно)
2. Написать «Слово о Н.С. Гумилёве» (по выбору)
Продолжите фразу:
Больше всего мне понравилось стихотворение…
Самым интересным эпизодом биографии Гумилёва ….
3. Прочитайте стихи «Искусство» и «Шестое чувство». Как изменился взгляд Гумилёва на
роль поэзии в жизни человека и общества? Как изменилось отношение к самой поэзии?
Спасибо за работу. До свидания.