Конспект урока "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»"

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: «Экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
Тип урока: Урок анализа
Цели:
Образовательные:
Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала»;
показать, как работают конструкции с однородными членами в языке
художественного произведения для выражения авторской идеи;
попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого, погрузившись в
его язык;
систематизировать знания учащихся по изученному произведению.
Развивающие:
развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом:
(умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);
развитие речи и воображения учащихся.
Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие,
человеколюбие.
Оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, картинки с изображением
танцев польки, мазурки, вальса; альбом "Л.Н.Толстой", компьютер, медиапроектор, учебник:
Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-
сост. В.Я.Коровина и др. 5-е изд. М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих
терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность).
- Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
2.Вступительное слово учителя.
-Сегодня урок я начну с чтения стихотворения «Это утро, радость эта …» прекрасного поэта
А.Фета (выразительное чтение стихотворения учителем).
- Как вы думаете, почему?
-Что автор сумел выразить с помощью конструкций с однородными членами?
(Поэт рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение
человеческой души …).
3. Сообщение темы урока.
-На уроке мы посмотрим, как используются выразительные возможности конструкций с
однородными членами в языке Л.Н.Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с
однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся
понять некоторые особенности взглядов Л.Толстого, погрузившись в его язык.
4. Работа с текстом художественного текста «После бала».
1). Лингвистический эксперимент.
-На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала», вы хорошо
знаете его содержание. И я сразу предлагаю вам эксперимент.
-Допишите предложение, взятое мною из рассказа:
Она была прелестна:
(высокая, стройная, грациозная и величественная)
Предложения, написанные учащимися, сравниваются с текстом.
Делается вывод:
Для описания Варвары, дочери полковника, Толстой выбирает именно предложения с
однородными членами, что даёт ему лаконично (немногословно) и ясно описать героиню,
использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние черты, и качества
характера.
Словарная работа
-Что значит величественная?
Работа с толковыми словарями:
Величественная – исполненная достоинства
-Итак, с первых страниц рассказа мы можем видеть, как бережно и умело обращается
Л.Толстой с русским языком.
2). Исследовательская работа
-А теперь давайте проследим, как часто автор употребляет конструкции с однородными
членами в разных эпизодах рассказа (Учащиеся работают в группах, затем сообщают о
результатах исследования).
(Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных
описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина; в эпизодах, передающих
душевное состояние Ивана Васильевича).
-Почему автор при создании портретов героев использует конструкции с однородными
членами? (учащиеся зачитывают отрывки с описанием портретов Вареньки и её отца).
(Данные конструкции предложений дают нам точную картину, описывают героя подробно,
передают все детали, так что мы можем ясно представить его).
-Какой вам представляется Варенька? Её отец? С чем мы можем их сравнить?
(Варенька – нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, …
Отец – античная статуя, белое и чёрное, …).
Вывод:
Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя, благодаря выразительности
однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.
3). Восстановление авторского текста.
-А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам
восстановить текст как можно ближе к авторскому.
Запись на доске:
Она была в _____ платье с _____ поясом и в _____ _____ перчатках, немного не доходивших
до ____ _____локтей, и в _____ _____ башмачках.
-Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Какие определения преобладают в
предложении? (преобладают определения, передающие цвет).
-Какой? Почему именно белый? С какой целью использует его автор?
(Белый цвет олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью этого слова
передаёт ощущение праздника и душевного состояния рассказчика).
-Как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича?
(Через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка
создают радостное настроение).
-Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность?
(Я … танцевал и кадрили, и вальсы, и польки …). Это предложение с однородными
членами, соединёнными повторяющимся союзом И.
-Как вы думаете, зачем союз И повторяется?
-Перестройте это предложение по схеме:
[О, О, О] Что меняется?
-Исчезает эмоциональность, предложение становится более спокойным по настроению.
-А теперь обратимся к другому эпизоду писанию мазурки, танца, знакомого вам только по
книгам и кинофильмам.
-А откуда пришёл этот танец и само это слово? Небольшое сообщение на эту тему. Звучит
мазурка).
-А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова? (Выразительное
чтение отрывка).
-Какие предложения здесь встречаются?
(Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами).
-Случайно ли это?
(Мазурка – танец быстрый. С помощью таких предложений передаются движения танца и
их характеристика).
-А в каком ещё эпизоде должны преобладать предложения с однородными сказуемыми и
обстоятельствами?
(В сцене наказания татарина. В основе тоже лежит действие.)
-Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства.
1 группа – из описания танца.
2 группа – из эпизода наказания татарина.
тоже преобладают конструкции с однородными членами. Давайте выясним, какова их роль.
-Что чувствует Иван Васильевич на балу?
(Любовь, блаженство, счастье).
-Как Толстой об этом говорит? Найдите это предложение в тексте.
(Я любил и хозяйку в фероньерке и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже инженера
Анисимова).
-А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? (чтение
эпизода).
(Он чувствует стыд и тоску).
-Как здесь автору удаётся с помощью однородных членов выразить переживания Ивана
Васильевича?
(Он использует однородные определения в переносном значении: слово «тошнота» в
переносном значении - «отвращение, омерзение»; поэтому «доходящая до тошноты тоска» - это
чувство вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространённые однородные
сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают душевный
разлад, беспокойство).
-Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.
(Его любовь к Вареньке остыла, а потом умерла).
-Вся жизнь переменилась от одной ночи, а вернее утра … А что было причиной? Что
несовместимо с нравственностью? (Жестокость)
-Как вы понимаете это слово?
(Это проявление безжалостности, беспощадности).
-Жестокость может проявляться по – разному и порождать её могут разные причины.
Можно сказать так:
Жестокость людей
Жестокость времени
Жестокость судьбы
Жестокость мира
Жестокость друга
5. Подведение итогов урока.
-Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали, как «работают» предложения с
однородными членами, помогая писателю в создании яркого портрета, и в образной
характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.
Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову,
помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли и авторскую позицию.
Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых
тяжких человеческих пороков.