Конспект урока "«Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н.Толстого «После бала»" 8 класс

Тема урока: «Контраст как приём, раскрывающий идею
рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Цели:
образовательная: раскрыть гуманистический пафос рассказа через анализ
художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
развивающая: формировать умения анализировать, оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении;
воспитательная: через позицию автора воспитывать нравственные качества
личности: долг, честь, совесть, гуманность.
Технологии: ИКТ (видеофрагмент, мультимедийная презентация), технология
критического мышления (работа в группах, этап рефлексии: самооценка и
взаимооценка, «плюс – минус интересно»,
УУД: личностные - умение понимать нравственные идеи текста,
осознание своих возможностей при выполнении заданий;
познавательные поиск и выделение информации, умение сравнивать и
анализировать содержание разных эпизодов;
регулятивные: понимание задания и конечного результата, алгоритма
работы; контроль правильности выполнения задания;
коммуникативные: понимание информации, умение выделять главное;
логично, связно передавать информацию.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие гостей,
восьмиклассников. Контроль наличия текстов произведения в
группах.
II. Этап мотивации обучающихся. Через просмотр видеофрагмента
выходим на тему урока: и видеофрагмент, и рассказ Л.Н.Толстого
«После бала» построены одинаково. Они поделены на 2 части,
которые противопоставлены. О художественном приёме, с помощью
которого Л.Н.Толстой достигает выражения нравственных проблем мы и
поговорим сегодня.
(Показ 1 слайда. Тема урока: Контраст как приём, раскрывающий
идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала»)
III. Этап целеполагания. (Показ 2 слайда. Определение термина:
Контраст–резко выраженное противопоставление. Контраст может быть между
словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст
является выразительным приёмом, усиливает эмоциональную окраску речи,
подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Иногда, как это наблюдается
в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приёмом.
Цель урока: разобраться, почему рассказ, большая часть которого посвящена
описанию бала, называется “После бала” нам поможет сравнительная
характеристика поведения героев на балу и после бала.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он
работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского
наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки
протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие
нравственные проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
IV.Работая в группах, вы сможете увидеть, как приём контраста помогает раскрыть
идею рассказа.
(Показ 3 слайда. ЗАДАНИЯ по группам)
Задание 1 группе: сравнить описание залы предводителя дворянства (бал) и утро -
описание улицы (после бала).
Сделайте вывод: для чего Л.Н.Толстой использует приём контраста (резкого
противопоставления)? Используйте цвет (краски), свет, настроение героев. Какими
красками обрисован праздник? Какой цвет преобладает в описании утра на плацу?
ВЫВОД: Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное. На белом
фоне чёрное всегда заметнее, чем на любом другом. Вечер и утро, то есть символы
противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все
кажется прекрасным). Утро невольно срывает пелену ночного очарования, пелену с
глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.
1группа: сравнить описание залы предводителя дворянства (бал) и утро - описание
улицы (после бала).
2группа: описание полковника на балу и после бала.
3группа: описание полковника и наказываемого.
4группа: душевное состояние (чувства) Ивана Васильевича на балу и после бала.
(С целью здоровьесбережения обучающихся ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР)
В группе, нужно уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в
общий результат.
После того, как ответите, поставьте в листах оценивания объективные оценки за работу
в группе себе каждый и товарищам.
Бал чудесный
Утро – описание улицы
Зала – прекрасная
Буфет - великолепный
Музыканты - знаменитые
Музыка - мазурка звучит
беспрерывно
Варенька – в белом платье, в
белых перчатках, в белых башмачках. У нее
“сияющее, разрумянившееся лицо с
ямочками и ласковые, милые глаза”.
в весеннем мокром тумане, ломовые с
дровами на санях, лошади под глянцевыми
дугами с мокрыми головами, кузнец в
засаленном полушубке, солдаты в черных
мундирах, неприятная визгливая мелодия,
страшная картина наказания.
Задание 2 группе: сравните поведение, внешность, отношение полковника на балу и
после бала
ВЫВОД: Полковник всё тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, та
же замшевая перчатка на руке. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как
высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу
малорослого, слабосильного солдата. Иван Васильевич испытывает почти физическую,
доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса.
Помощь учителя в выводах: Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас
совершающегося Л.Н.Толстой передает повторением одних и тех же слов: "всё так же
падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так
же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась
высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым" (что-то механическое
звучит в ритме слов - почти и не человек полковник)
- Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по
отношению к солдатам?
Полковник по отношению к людям определённого круга мил и добр, и там он на самом
деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб
одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. ("с гордостью и
радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся их танцем зрителей")
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? почему?
Пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться
вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он искренне убежден: всё должно быть по
закону: совершил побег солдат - должен пройти через строй. Система наказаний
придумана не им. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как
он его понимает, и возникает какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно
стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).
Примерно на 20 минуте урока – ФИЗМИНУТКА
Включить проектор для показа 4 слайда: иллюстрация яркой картины бала и наказания
солдата
Полковник на балу (поведение,
внешность, отношение ко всем)
Полковник после бала (поведение,
внешность, отношение к солдатам)
Очень красивый, статный, высокий и
свежий старик с белыми усами, белыми
бакенбардами с блестящими глазами, с
ласковой радостной улыбкой, широкой
грудью, сильными плечами и длинными
стройными ногами. Заботливый отец
Высокий военный в шинели и фуражке, шёл
твёрдой, подрагивающей походкой.
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. И
всё так же твёрдым шагом двигалась
статная фигура полковника рядом с
наказываемым. Сильной рукой в замшевой
перчатке бьёт по лицу испуганного солдата.
Грозно и злобно нахмурившись,
отворачивается
Задание 3группе: сравните описание полковника (поведение, внешность) и
наказываемого (внешность, походка)
. ВЫВОД: Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный
полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного
солдата. Полковник всё тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой
экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно.
Задание 4группе: сравните душевное состояние (чувства) и отношение к происходящему
Ивана Васильевича на балу и после бала
Иван Васильевич на балу: душевное
состояние (чувства), отношение к
происходящему
Иван Васильевич после бала: душевное
состояние (чувства), отношение к
происходящему
На балу весел и доволен, счастлив, блажен,
добр. Я был не я, не знающий зла, способный
на одно добро. Любуется, смотрит с
восторженным умилением на танцующих
Вареньку и отца. Я обнимал весь мир своей
любовью. К её отцу испытывал восторженно-
нежное чувство. Бесконечно счастлив, счастье
моё всё росло и росло.
Не мог уснуть.
Мне было так стыдно, будто я был уличён в
самом постыдном поступке. На сердце была
почти физическая, доходившая до тошноты
тоска. Казалось, что меня вырвет тем
ужасом, который вошёл в меня от этого
зрелища. Не мог уснуть.
ВЫВОД: На балу Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу «какое-то
восторженное, нежное чувство». Но впечатление Ивана Васильевича оказывается
обманчивым. Вторая часть рассказа словно выворачивает наизнанку первую.
Противоположен теперь не только облик полковника, но и слова, которые подбирает Иван
Васильевич, чтобы выразить свои чувства и впечатления от облика полковника.
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает "с
восторженным умилением" (он влюблен) он был бесконечно "счастлив", и счастье его "все
росло и росло".
Полковник после бала (поведение,
внешность, отношение)
Высокий военный в шинели и фуражке,
шёл твёрдой, подрагивающей походкой.
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. И
всё так же твёрдым шагом двигалась
статная фигура полковника рядом с
наказываемым. Сильной рукой в замшевой
перчатке бьёт по лицу испуганного солдата.
Грозно и злобно нахмурившись,
отворачивается
Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением
собственной молодости и красоты.
V. Обсуждение и выяснение идеи рассказа. Какие выводы можно сделать из
наблюдений работы в группах?
ВЫВОД: Контрастное изображение героев, их психологического состояния,
обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их
характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России.
Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров
(Показ 5 слайда. Иван Васильевич и Варенька на балу). Почему потерпела крушение
любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
. Человек не должен быть равнодушен. Он должен чувствовать личную ответственность за
всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить
по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).
Полковник искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность
полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в
тупик. "Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он
знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня", - размышлял Иван
Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом повинно общество. Герой лишь
догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в
жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный
путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя
без вины постоянно виноватым.
VI.Заключительный этап. Возвращаемся к 1 слайду – теме урока: Контраст как
приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала».
Первоначальные названия рассказа - «Дочь и отец», «А вы говорите…», «Рассказ о
бале и сквозь строй». Автор выбрал известное нам название. Почему? Что нам помогло
разобраться в этом?
КОНТРАСТ
VII. На маленьких листочках оцените сегодняшний урок: плюс, минус, интересно
VIII. Домашнее задание: Вспомните и запишите в тетради, какие произведения
литературы построены на приёме контраста.
Приложение
1группа: сравнить описание залы предводителя дворянства (бал) и утро -
описание улицы (после бала).
Распределите роли: кто что будет искать, кто записывать и отвечать.
Советуйтесь друг с другом – вы одна команда!
Бал (Цвет, свет, настроение) Зала,
буфет, музыка, музыканты, Варенька)
Утро – описание улицы ( после
бала). Цвет, музыка, настроение
Сделайте вывод: для чего Л.Н.Толстой использует приём контраста
(резкого противопоставления)? Используйте цвет (краски), свет,
настроение героев.
Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки
2группа: сравните поведение, внешность, отношение полковника на балу
и после бала
Распределите роли: кто что будет искать, кто записывать и отвечать.
Советуйтесь друг с другом – вы одна команда!
Полковник на балу (поведение,
внешность, отношение ко всем)
Полковник после бала (поведение,
внешность, отношение к солдатам)
Сделайте вывод: для чего Л.Н.Толстой использует приём контраста
(резкого противопоставления)? Используйте цвет (краски), свет,
настроение героя.
Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки.
3группа: сравните описание полковника (поведение, внешность) и
наказываемого (внешность, походка)
Распределите роли: кто что будет искать, кто записывать и отвечать.
Советуйтесь друг с другом – вы одна команда!
Полковник после бала (поведение,
внешность, походка, отношение к солдатам)
Наказываемый (поведение,
внешность, походка)
Сделайте вывод: для чего Л.Н.Толстой использует приём контраста
(резкого противопоставления)? Используйте цвет (краски), свет,
настроение героя
.Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки
4группа: сравните душевное состояние (чувства) и отношение к
происходящему Ивана Васильевича на балу и после бала
Распределите роли: кто что будет искать, кто записывать и отвечать.
Советуйтесь друг с другом – вы одна команда!
Иван Васильевич на балу: душевное
состояние (чувства), отношение к
происходящему
Иван Васильевич после бала:
душевное состояние (чувства),
отношение к происходящему
Сделайте вывод: для чего Л.Н.Толстой использует приём контраста
(резкого противопоставления)? Используйте цвет (краски), свет,
настроение героя.
Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки
ЛИСТ оценивания работы в группе №1. Бал и улица после бала
Ф. И. учащегося в
группе
Самооценка
(каждый
оценивает
себя)
Оценивает
1-ый в
списке
всех
Оценивает
2-ой в
списке
всех
Оценивает
3-ий в
списке
всех
Оценивает
4-ый в
списке
всех
Оценивает
5-ый в
списке
всех
Оценивает
6-ой в
списке
всех
-
-
-
-
-
-
ЛИСТ оценивания работы в группе №3. Полковник и наказываемый
Ф. И. учащегося в
группе
Самооценка
(каждый
оценивает
себя)
Оценивает
1-ый в
списке
всех
Оценивает
2-ой в
списке
всех
Оценивает
3-ий в
списке
всех
Оценивает
4-ый в
списке
всех
Оценивает
5-ый в
списке
всех
Оценивает
6-ой в
списке
всех
-
-
-
-
-
-
ЛИСТ оценивания работы в группе №2. Полковник на балу и после бала
Ф. И. учащегося в
группе
Самооценка
(каждый
оценивает
себя)
Оценивает
1-ый в
списке
всех
Оценивает
2-ой в
списке
всех
Оценивает
3-ий в
списке
всех
Оценивает
4-ый в
списке
всех
Оценивает
5-ый в
списке
всех
Оценивает
6-ой в
списке
всех
-
-
-
-
-
ЛИСТ оценивания работы в группе №4. Иван Васильевич на балу и после
бала
Ф. И. учащегося в
группе
Самооценка
(каждый
оценивает
себя)
Оценивает
1-ый в
списке
всех
Оценивает
2-ой в
списке
всех
Оценивает
3-ий в
списке
всех
Оценивает
4-ый в
списке
всех
Оценивает
5-ый в
списке
всех
Оценивает
6-ой в
списке
всех
-
-
-
-
-