Рабочая программа по литературе 8 класс УМК под редакцией Коровиной В.Я.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов Муниципального автономного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Орска». Программа создана на основе закона «Об образовании»,
Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы для общеобразовательных учреждений,
допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией
В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную
записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-
методического обеспечения, календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-
эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как
можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет
техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше
внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от
неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров
фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль).
Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной
литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного
курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки
произведений для самостоятельно чтения.
При составлении рабочей программы были внесены изменения. Так как в авторской программе не указано количество часов на
изучение программного материала, распределение часов произведено, исходя из сложности и важности тем. Темы уроков внеклассного
чтения определены, исходя из перечня произведений для самостоятельного чтения, предлагаемых в приложении к авторской программе. В
календарно-тематическом планировании программный материал сформулирован в сокращённом варианте, исходя из основных вопросов
содержания авторской программы.
В связи с тем, что школьный учебный план для 5-9 классов рассчитан на 35 учебных недель и на литературу в 8 классе в нём
отводится 2 часа в неделю, рабочая программа составлена из расчёта 70 часов в год. Рабочая программа предусматривает 10 часов на
развитие речи, 9 часов на внеклассное чтение,4 часа на контрольные работы. Для привития патриотического чувства и развития навыков
анализа поэтического текста увеличено количество часов на тему «Поэты о Великой Отечественной войне»
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:
Программа: Программа по литературе. 5-11классы. Базовый уровень. / Авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.
Збарский, В.П.Полухина г. Москва. «Просвещение» 2008 г,
Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 7кл. ч.1,2., г. Москва, «Просвещение», 2013г..
В перечень учебно-методического обеспечения включены пособия, изданные в течение последних нескольких лет, а также издания
прошлых лет. Включение в перечень таких пособий объясняется тем, что они не переиздавались в последние годы, но представляют собой
методическую ценность.
Место предмета русский язык в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение предмета литература на этапе общего образования.
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во
часов
Развитие
речи
Внеклассное
чтение
Русская литература и история
1
-
-
Устное народное творчество
2
-
-
Из древнерусской литературы
2
-
1
Из литературы XVIII века
3
1
-
Из литературы XIX века
31
4
2
Поэзия родной природы
1
-
-
Из литературы XX века
23
3
4
Из зарубежной литературы
5
-
2
ИТОГО:
68
8
9
Содержание тем учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе»,
«Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности
содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и
его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий главное новшество литературы XVII века. Новые
литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической
повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные
представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора
Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,
безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема
расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»),
принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова
нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской
позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм
(начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и
символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве.
Лирика Лермонтова. Стихотворение «Кавказ».
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном
произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.
Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца
вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное
явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество,
косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-
гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания
образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство
раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль
антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.
Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях:
в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-
биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование
о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия
Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины
жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.
Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого
героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров.
«Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»;
А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний
каждого солдата.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы»
в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира
«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер
великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним
образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно-тематическое планирование по литературе
2016-2017 учебный год
8 «Б» класс
п/п
Тема урока
Тип урока
Основные элементы содержания
Формы контроля
Дата
1
Вводный урок.
Литература как
искусство слова.
Литература и другие
виды искусства.
Урок изучения нового
материала
Понимание о литературе как одном
из видов искусства. Значение
литературы и искусства в жизни
человека. Различия между
литературой и произведениями
УНТ,
Знакомство с учебником, запись
основных положений лекции
учителя. Беседа по статье
учебника. Фронтальный опрос.
2
Русская старина.
Народная песня.
Урок изучения нового
материала.
Народная песня. Обрядовые и
внеобрядовые песни
Работа по учебнику, сообщения
учащихся, анализ поэтики песни
Ответы на поставленные вопросы.
3
Исторические народные
песни.
Урок изучения нового
материала.
Историческая народная песня, как
средство приобщение к
общечеловеческим ценностям
Сообщение подготовленного
ученика, беседа, анализ песен.
бытия, а также к духовному опыту
русского народа, нашедшему
отражение в фольклоре и русской
классической литературе как
художественном явлении,
вписанном в историю мировой
культуры и обладающем
несомненной национальной
самобытностью.
4
Древнерусская
литература. «Повесть о
жизни и храбрости
Невского»
Урок изучения нового
материала
Закономерности развития
древнерусской литературы и её
роли в становлении отечественной
классической и современной
литературы. Закономерности
произведений словесного искусства
народа нашей страны.
Сообщение подготовленного
ученика, комментированное
чтение, беседа.
Фронтальный опрос.
Сочинение-миниатюра.
5
«Повесть о Шемякином
суде». Проблемы
современности в
повести.
Урок внеклассного чтения
Идейно-художественное
содержание повести;
приобщение к общечеловеческим
ценностям бытия, а также к
духовному опыту русского народа,
нашедшему отражение в фольклоре
и русской классической литературе
как художественном явлении.
Запись основных положений
лекции, комментированное
чтение, работа с иллюстрациями,
беседа. Ответы на вопросы
6
Русская литература
ХVIII века и ее
традиции. Классицизм.
Д.И.Фонвизин и его
время. «Недоросль».
Социальная и
нравственная
проблематика.
Урок изучения нового
материала
Краткие сведения о жизни и
творчестве писателя. Понятие о
классицизме Создание комедии.
Панорама действующих лиц.
«Говорящие» имена-
характеристики. Основной
конфликт комедии. Сатирическая
направленность произведения.
Комментированное чтение
повести, словарная работа. Ответы
на вопросы
7
Образ Митрофана.
Обучение
характеристике
литературного героя.
Урок совершенствования
ЗУН
Образ Митрофана. Характеристика
героев повести. Особенности
характеров, их обусловленность
средой.
Выразительное чтение эпизодов,
аналитическая беседа, словарная
работа.
8
РР. Написание
сочинения по
произведению Д.И.
Фонвизина.
Урок развития речи
Составление плана.
Систематизация цитатного
материала. Вступление и
заключение к выбранной теме
Сочинение
9
И.А.Крылов. Басни
Урок изучения нового
Краткая информация о жизни и
Викторина, сообщение учителя,
«Лягушки, просящие
царя», «Обоз» и их
историческая основа
материала
творчестве И.А. Крылова.
Расширение имеющихся знаний о
баснях. Знакомство с
произведениями словесного
искусства народа нашей страны.
работа с учебником, знакомство с
баснями и беседа по их
содержанию.
10
К.Ф.Рылеев.
Историческая основа
произведения.
Сопоставление с
преданием "О
покорении Сибири
Ермаком".
Урок изучения нового
материала
Краткая информация о жизни и
творчестве автора. Расширение
литературных знаний: понятие о
думе.
Рассказ подготовленного ученика
о писателе, словарная работа,
знакомство с балладой.
11
А.С.Пушкин.
Основные темы лирики
Пушкина.
Урок изучения нового
материала.
Слово о поэте (лицейские годы,
Михайловская ссылка). Мотивы
дружбы, прочного союза и
единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень
сообщества избранных. Тема
«дружества святого» в
стихотворении «19 октября».
Человек и природа в стихотворении
А.С.Пушкина «Туча». Любовная
лирика
А.С.Пушкина.
Сообщение учеников, запись
основных положений лекции,
Чтение стихотворений наизусть.
Беседа.
12
"История Пугачёва"
(отрывки). История
пугачевского восстания
в художественном
произведении и
историческом труде
писателя.
Урок внеклассного чтения
Образ Пугачева. Отношение народа
к бунтовщику в «Истории
Пугачева»
Выразительное чтение.
Аналитическая беседа.
13
Творческая история
повести «Капитанская
дочка».Формирование
характера Петра
Гринёва. Анализ 1-2
глав.
Комбинированный урок.
Формирование характера Петра
Гринева Нравственная оценка
личности героя. Гринев и Савельич.
Гринев и Швабрин.
Выступления учащихся, беседа по
содержанию, сжатый пересказ.
Ответы на вопросы учебника.
14
Проблема чести,
достоинства,
нравственного выбора в
повести. Анализ 3-5 глав
Комбинированный урок.
Проблемы чести, достоинства,
нравственного выбора в романе
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Выступления учащихся,
аналитическая беседа, сжатый
пересказ, творческая работа,
словарная работа.
15
Становление личности
Петра Гринёва под
влиянием «благих
потрясений»
Комбинированный урок.
Путь духовного становления
главного героя. Влияние на него
извне.
Составление плана, пересказ,
работа по тексту, аналитическая
беседа.
Составленных планов (выборочно)
16
Образ Маши
Мироновой. Смысл
названия повести.
Урок обобщения и
систематизации ЗУН
Нравственная красота героини.
Роль Маши Мироновой в судьбе
Гринева
Работа над образом героини,
аналитическая беседа, выводы.
17
Образ Пугачёва в
повести «Капитанская
дочка». Отношение
автора и рассказчика к
народной войне.
Урок обобщения и
систематизации ЗУН
Отношение народа к бунтовщику в
повести. Своеобразие личности
Пугачева. Пугачев как
историческое лицо и как
художественный образ. Главы
«Незваный гость» - Гринев на
военном совете Пугачева,
«Мятежная слобода» - Гринев у
Пугачева в его «дворце» в Бердской
слободе, «Сирота» - спасение
Марьи Ивановны. Народная война
глазами автора и рассказчика.
Беседа, выполнение заданий,
сообщение ученика – защита
проекта
18
Подготовка к
написанию сочинение
по повести
«Капитанская дочка»
Урок контроля усвоения
полученных знаний
Нравственный облик героев
повести.
Составление плана сочинения
19
РР. Написание
сочинения по повести
«Капитанская дочка»
Урок развития речи
Сочинение
20
Обобщающий урок-
игра. «Капитанская
дочка» А.С. Пушкина
Урок контроля усвоения
знаний
Обобщение знаний по
произведению А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
Участие в блиц-опросе, , игра в
команде.
21
«Три злодейства» в
повести «Пиковая
дама». Урок
внеклассного чтения
Урок изучения нового
материала
Повесть «Пиковая дама» как
вершина пушкинской прозы.
Проблема человека и судьбы.
Система образов персонажей в
повести. Германн как
художественное открытие
Пушкина. Композиция повести
Выступления учащихся, работа по
содержанию повести, творческая
работа.
22
Жизнь и судьба М.Ю.
Лермонтова
Кавказ в жизни и
Урок изучения нового
материала
Краткие сведения о жизни и
творчестве М.Ю. Лермонтова.
Лермонтов и Кавказ.
Выступления учащихся, запись
основных положений лекции
учителя, анализ стихотворения
творчестве поэта
«Кавказ», выразительное чтение
стихотворений.
23
«Мцыри» история
создания поэмы, тема
произведения, значение
эпиграфа. Композиция.
Урок изучения нового
материала
История создания поэмы «Мцыри».
Тема и идея произведения. Судьба
свободолюбивой личности в поэме.
Трагическое противостояние
человека и обстоятельств.
Комментированное чтение поэмы,
беседа по прочитанному
материалу, словарная работа.
24
Образ Мцыри в поэме
Комбинированный урок
Романтический герой.
Нравственный облик. Эпизод «Бой
с барсом». Единство содержания и
стиля, анализ изобразительно-
выразительных средств.
Аналитическая работа над
образом Мцыри, работа с текстом,
творческая работа в группах.
25
Своеобразие поэмы
«Мцыри»
Комбинированный урок
Своеобразие сюжета и композиции
поэмы «Мцыри». Роль вступления,
лирического монолога, пейзажа в
поэме.
Аналитическая беседа, творческая
работа с критической литературой.
26
Р.Р.Обучающее
сочинение по поэме
«Мцыри».
Урок развития речи
Тема, идея, план, отбор цитат-
аргументов.
Сбор материала к сочинению, его
систематизация; составление
плана, написание сочинения.
27
Н.В.Гоголь писатель-
сатирик. Идейный
замысел и особенности
композиции комедии
«Ревизор»
Урок изучения нового
материала
Краткие сведения о жизни и
творчестве автора. Место
произведения в творчестве Н.В.
Гоголя. Особенности
драматического произведения,
литературного жанра, определение
«комедия». Завязка комедии.
Запись основных положений
лекционного материала. Чтение по
ролям. Словарная работа.
28
Разоблачение
нравственных и
социальных пороков
чиновничества в
комедии «Ревизор»
Комбинированный урок
Разоблачение пороков
чиновничества в пьесе. Позиция
автора по отношению к каждому из
героев, способ её передачи.
Работа над содержанием действия,
комментированное чтение,
выполнение предложенных
заданий.
29
Хлестаков и
хлестаковщина.
Мастерство Гоголя в
создании образа
Хлестакова
Комбинированный урок
Образ Хлестакова. Хлестаков и
Осип. Хлестаков и Городничий.
Хлестаков, Анна Андреевна и
Марья Антоновна. Понятие о
хлестаковщине.
Чтение по ролям. Аналитическая
беседа. Составление таблицы
30
Чиновники на приёме у
ревизора. Анализ 4-го
действия пьесы.
Комбинированный урок
Комическое в пьесе. Комедия
характеров и комедия положений.
Образ города и тема чиновничества
Чтение по ролям. Аналитическая
беседа
в комедии.
31
Практическая работа по
комедии «Ревизор»
Урок контроля
полученных знаний
Обобщение и систематизация
материала. Особенности авторской
идеи.
Ответы на предложенные вопросы
и задания.
32
Н.В.Гоголь. "Шинель".
Образ "маленького
человека" в литературе.
Образ города.
Урок внеклассного чтения
Гуманистический смысл повести
«Шинель». Изображение
чиновничества и «маленького
человека». Авторское отношение к
герою и событиям
Выразительное чтение.
Аналитическая беседа
33
М.Е.Салтыков-
Щедрин.
"История одного
города" (отрывок).
Урок изучения нового
материала
Характер и судьба Салтыкова-
Щедрина. «Сказки для детей
изрядного возраста». Коллективный
портрет глуповских «людишек».
Народ и власть в романе.
Исторические события и реальные
персонажи истории, на которых
намекает Щедрин. «Историческая
сатира» и «сатира на
современность».
Выступление учащихся, запись
основных положений лекции
учителя. Выразительное чтение
текста .
34
Н.С.Лесков.
"Старый гений".
Нравственные проблемы
рассказа.
Урок изучения нового
материала
Тематика произведений и герои Н.
С. Лескова: странники, праведники,
талантливые люди. Добро и зло в
рассказе «Старый гений».
Восстановление справедливости.
Выразительное чтение текста.
Беседа по содержанию
произведения.
35
Художественная деталь
как средство создания
художественного образа
в рассказе Н.С.Лескова
"Старый гений".
Комбинированный урок
Понятие художественной детали в
произведении
Аналитическая беседа. Работа со
статьёй учебника.
36
Л.Н.Толстой. Личность
и судьба писателя.
Рассказ «После бала».
Контраст как приём,
раскрывающий идею
рассказа
Урок изучения нового
материала
Слово о писателе. Л.Н.Толстой как
поборник суровой правды жизни.
«После бала» как воспоминание о
впечатлениях юности. Герои и их
судьбы.
Чтение и составление плана статьи
учебника, выборочный пересказ,
слушание рассказа.
37
Автор и рассказчик в
произведении.
Моральная
ответственность
человека за всё
происходящее.
Комбинированный урок
Особенности композиции рассказа.
Контрастное построение рассказа
как способ выражения его идеи.
Автор и рассказчик в произведении
Беседа с элементами диспута,
сопоставительная работа.
38
Образ рассказчика.
Комбинированный урок
Мастерство Л.Н.Толстого в
Аналитическая беседа. Тест
Главные герои.
рассказе «После бала». Иван
Васильевич как герой-рассказчик.
Психологизм рассказа.
39
Р.Р. Сочинение по
рассказу Л.Н.Толстого
"После бала".
Урок развития речи
Сочинение в жанре монолога от
лица одного из героев пьесы.
Разные точки зрения на одни
события. Идейный замысел и его
воплощение
Сочинение.
40
А.П.Чехов. рассказ «О
любви» как история об
упущенном счастье.
Урок изучения нового
материала
Слово о писателе. Поэтика рассказа
«О любви». Характеры и судьбы
главных героев, причины
невозможности их счастья.
Слушание рассказа, выступления
по материалу домашнего задания.
41
И.А.Бунин. Слово о
писателе
Урок изучения нового
материала
Информация о жизни и творческом
пути поэта. Особенности лирики
Бунина.
Запись основных положений
лекции, работа с учебником.
42
И.А.Бунин, рассказ
«Кавказ». Тема любви в
рассказе.
Комбинированный урок
И. А. Бунин. «Кавказ»: проблема
счастья и его недолговечности.
Любовь и смерть. Психологизм
прозы писателя.
Выразительное чтение.
Аналитическая беседа,
лексическая работа.
43
А.И.Куприн
Слово о писателе.
Нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени»
Урок изучения нового
материала
Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа «Куст сирени».
Образы главных героев, их
взаимоотношения.
Чтение текста произведения.
Работа в группах, дискуссия.
44
Р.Р. Сочинение по
рассказам И.А.Бунина,
А.И.Куприна.
Урок развития речи
Составление плана сочинения,
отбор материала для аргументации
суждений
Сочинение.
45
А.А.Блок. Слово о
писателе. Историческая
тема в его творчестве.
Урок изучения нового
материала
Основные факты биографии и
творческого пути поэта. Образ
России в творчестве Блока.
Сообщения учащихся,
аналитическое чтение цикла «На
поле Куликовом».
46
Художественные
особенности
стихотворения А.Блока
"Россия".
Комбинированный урок
Анализ стихотворения «Россия»
Чтение стихотворений наизусть.
Аналитическая беседа.
47
А.Блок «На поле
Куликовом»
Урок внеклассного чтения
Жанр литературного произведения.
Особенности произведения.
Словарная работа, работа над
циклом, анализ стихотворений.
48
С.А.Есенин. Слово о
Урок внеклассного чтения
Слово о поэте. Характер Пугачева в
Запись основных положений
поэте. «Пугачёв» -
поэма на историческую
тему
поэме. Современность и
историческое прошлое в
драматической поэме Есенина.
Драматическая поэма (начальное
представление)
лекции учителя. Выразительное
чтение.
49
РР. Сочинение на тему
«Образ Пугачёва в
фольклоре,
произведениях
А.С.Пушкина и
С.А.Есенина».
Урок развития речи
Восприятие Пугачева как батюшки-
защитника в произведениях
фольклора. Неоднозначный образ
бунтовщика в романе Пушкина.
Есенинский образ Пугачева.
Сочинение
50
И.С.Шмелёв.
"Как я стал писателем".
Рассказ о пути к
творчеству.
Урок изучения нового
материала
Личная и творческая биография
писателя. Воспоминания о пути к
творчеству. Сопоставление
художественного произведения с
документально-биографическими
текстами (мемуары, воспоминания,
дневники).
Работа со статьёй учебника.
Ответы на вопросы.
51
Журнал "Сатирикон".
Сатирическое
изображение
исторических событий.
Ирония.
Урок изучения нового
материала
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая
история, обработанная
«Сатириконом» (отрывки).
Сатирическое изображение
исторических событий.
Ироническое повествование о
прошлом и современности
Запись основных положений
лекции учителя. Коллективная
работа по статье учебника.
52
М.Зощенко.
"История болезни".
Тэффи. "Жизнь и
воротник".
Урок внеклассного чтения
Слово о писателях. Сатира и юмор
в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и
воротник» и М. Зощенко «История
болезни». Художественное
своеобразие рассказов.
Выразительное чтение.
Аналитическая беседа.
53
А.Т.Твардовский
поэт и гражданин.
История создания
поэмы «Василий
Тёркин»
Урок изучения нового
материала
Слово о поэте. А.Т. Твардовский -
поэт-гражданин. Творческий
замысел «Василия Теркина»,
история создания образа главного
героя.
Запись основных положений
лекции учителя. Коллективная
работа по статье учебника.
54
«Василий Тёркин».
Идейно-художественное
своеобразие поэмы.
Анализ главы
«Переправа»
Комбинированный урок
Идейно-художественное
своеобразие поэмы. Композиция
«Книги про бойца». Героика и
юмор. Фольклорные мотивы.
Авторские отступления.
Мастерство А. Т. Твардовского-
художника в поэме
Словарная работа, анализ главы,
сопоставительная работа, чтение
наизусть отрывка, беседа
55
Героика и юмор в поэме
«Василий Тёркин».
Характеристика
Тёркина.
Комбинированный урок
Особенности языка поэмы. Образ
главного героя.
Аналитическая беседа,
комментированное чтение,
лексическая работа, работа с
текстом.
56
Новаторский характер
образа Василия Теркина
- сочетание черт
крестьянина и
убеждений гражданина,
защитника родной
страны.
Комбинированный урок
Поэма «Василий Теркин» - книга
про бойца и для бойцов. Человек на
войне. Василий Теркин - защитник
родной страны. Обобщающий
смысл образа главного героя.
Аналитическая беседа,
комментированное чтение,
лексическая работа, работа с
текстом.
57
Автор и его герой в
поэме «Василий
Тёркин»
Комбинированный урок
Авторское отношение к главному
герою поэмы. Анализ авторских
отступлений и их роль в тексте.
Анализ главы, работа с
учебником, творческая работа.
58
Конкурс на лучший
проект памятника
Василию Тёркину.
Урок контроля усвоения
полученных знаний
Как мог бы выглядеть памятник
Василию Тёркину?
Выразительное чтение отрывков,
защита проектов.
59
Р.Р. Написание
контрольного сочинения
по поэме «Василий
Тёркин»
Урок развития речи
Составление плана сочинения,
отбор материала для аргументации
суждений
Составление плана сочинения-
описания литературного героя.
Написание сочинения.
60
А.П.Платонов.
"Возвращение".
Нравственая
проблематика рассказа.
Урок изучения нового
материала
Слово о писателе. Утверждение
доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с
войны.
Запись основных положений
лекции учителя. Коллективная
работа по статье учебника.
61
Изображение
негромкого героизма
тружеников тыла в
рассказе.
Урок внеклассного чтения
Изображение негромкого героизма
тружеников тыла. Нравственная
проблематика и гуманизм рассказа.
Выступления учащихся, работа с
текстом, аналитическая беседа,
лексическая работа.
62
Стихи и песни о
Великой
Отечественной войне.
Лирическое и
героическое. Выражение
сокровенных чувств
каждого солдата.
Урок изучения нового
материала
Боевые подвиги и военные будни в
творчестве
М.Исаковского («Катюша», «Враги
сожгли родную хату»), Б.Окуджава
(«Песенка о пехоте», «Белорусский
вокзал»), А. Фатьянова
(«Соловьи...»), Л. Ошанина
(«Дороги»). Выражение в
лирической песне сокровенных
чувств и переживаний каждого
Чтение стихотворений наизусть.
Аналитическая беседа.
солдата
63
У.Шекспир. Сонеты.
Трагедия «Ромео и
Джульетта». Конфликт
трагедии.
Урок изучения нового
материала
Сонеты Шекспира - «богатейшая
сокровищница лирической поэзии»
Слово о драматурге. Тема семейной
чести. Семейная вражда и любовь
героев. Ромео и Джульетта -
образы-символы любви и
жертвенности. Конфликт как
основа сюжета драматического
произведения. Трагедия: основные
признаки жанра.
Выступления учащихся, работа с
текстом, аналитическая беседа.
64
Творчество У.
Шекспира.
Урок контроля усвоения
знаний
Сонеты Шекспира - «богатейшая
сокровищница лирической поэзии»
(В. Г. Белинский). Воспевание
поэтом любви и дружбы. «Кто
хвалится родством своим со
знатью...», «Увы, мой стих не
блещет новизной...». Сонет как
форма лирической поэзии.
Тестирование.
65
Ж.-Б. Мольер.
"Мещанин во
дворянстве". Черты
классицизма в комедии.
Общечеловеческий
смысл.
Урок изучения нового
материала.
Ж.Б.Мольер. Время, личность,
судьба. История создания комедии
«Мещанин во дворянстве».
Признаки классицизма в драме.
Интрига в пьесе. Идейно-
эстетические проблемы. Герои
пьесы и особенности их
изображения. Идейно-
художественный анализ 3-5
действия. Герой-резонер, носитель
разумного начала в пьесе.
Сатирический образ господина
Журдена. Комедия Мольера в
сопоставлении с драматургией
Д.И.Фонвизина
Выразительное чтение, беседа по
вопросам, пересказ, лексическая
работа.
66
Дж.Свифт.
"Путешествия
Гулливера" (главы).
Сатира в романе.
Гротеск.
Урок внеклассного чтения
Слово о писателе. «Путешествия
Гулливера» как сатира на
государственное устройство
общества. Гротесковый характер
изображения
Выразительное чтение.
Аналитическая беседа.
67
В.Скотт. "Айвенго".
Жанр исторического
романа.
Урок внеклассного чтения
Вальтер Скотт как родоначальник
исторического романа. Черты
жанра. Средневековая Англия в
Запись основных положений
лекции учителя. Выразительное
чтение.
романе. Главные герои и события
68
Обобщение изученного
в 8 классе. Беседа о
летнем чтении.
Урок обобщения и
систематизации знаний
Литература и история в
произведениях, изученных в 8
классе. Итоги года и задание на
лето
Беседа
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план
прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание теста произведения,
умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение
литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать
материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть
программные произведения.
2. Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение
анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В
ответе может быть недостаточно полно развёрнута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов,
иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении
наизусть и речевом оформлении высказываний.
3. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или
недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет
полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении
наизусть.
4. Оценка «НЕУДОВЛЕТВАРИТЕЛЬНО» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать,
если анализ подменяется пересказом; в овеете отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала,
нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушение литературной
нормы.
Нормы оценки сочинений
Оценки за грамотность сочинения выставляются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а так же делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение материала;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Отметка «3» ставится за сочинение:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное
умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании пяти речевых недочётов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведении, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений опирающихся на
текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием
грубых речевых ошибок.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы:.
1)Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И.
Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2008
Учебно-теоретические материалы:
1) Литература: 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский,
В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2008
2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004 Н.В.Егорова
«Поурочные разработки по литературе» М.: «ВАКО», 2013.
3 В.Я.Коровина,Т.А.Збарский «Литература9кл.».
4Т.М.Курдюмова «Практикум»2009г.
Учебно-практические материалы:
1) Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл.-М.: Просвещение, 2003
2) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
Учебно-справочные материалы:
1) Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов,
Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
3) Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003
Мультимедийные пособия.
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин
/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.;Просвещение»,2009
Наглядно- демонстрационный материал по литературе
1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIXвв»;
2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;
3.Комплект портретов «Русские писатели XXв»;
4.Комплект «А.М.Горький»;
5. Комплект «А.С.Пушкин»;
6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);
7.Раздаточный материал к художественным произведениям ,изучаемым в 8классе.