Христианские мотивы в живописи русских художников XX века

1
ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЖИВОПИСИ РУССКИХ
ХУДОЖНИКОВ XX ВЕКА
Киров
2016
Автор:
Шагина Дарья Александровна
учащаяся 11 «А» класса
МКОУ «Кировский лицей»,
г. Киров Калужской области
Научный руководитель:
Блохина Елена Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ «Кировский лицей»
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Введение
3
2.
Христианские мотивы в живописи русских художников XX века
2.1. изображение русских икон на полотнах русских художников XX
века;
2.2. изображение храмов и монастырей;
2.3. Библейские сюжеты в живописи русских художников второй
половины XX века;
2.4. изображение святых;
2.5. философское осмысление христианства в живописи русских
художников второй половины XX века;
5
7
8
9
10
3.
Заключение
13
4.
Список использованных источников и литературы
14
5.
Приложения
15
3
ВВЕДЕНИЕ
Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную
аллегорическую форму ни облекал их художник. Порой по уцелевшим обломкам старины,
по долетевшим до нас в песнях и сказаниях мыслям и настроениям, в которых теплится
искра жизни, художник воскрешает минувшее в целом, выражая свои мысли и знания на
полотне, открывает перед нами историю человечества, историю нашего падения и
воскрешения. Развитие русской живописи неразрывно связано с русской историей. Из
всего разнообразия тематического направления живописи второй половины XX века и
начала XXI выделим, на наш взгляд, два основных: направления в искусстве, тематически
связанные с Великой Отечественно войной, и христианские мотивы. Обе эти темы
воплощают историческую память и духовное становление русского народа. Можно
отметить в последнее время интерес человека к познанию самого себя, своим духовным
запросам. Живопись даёт возможность обратиться к опыту людей, постигшим некие
неразгаданные тайны бытия. Этим определяется актуальность нашего исследования.
В своём исследовании мы обращаемся к русской живописи второй половины
XX века. Эта эпоха - период времени, когда уже пришло осознание времени
безбожья в нашей стране.
Объект нашего исследования - русская живопись второй половины XX века.
Предмет исследования полотна русских художников, отражающие
христианские мотивы.
Цель нашего исследования на основе русской живописи XX века показать
духовное становление русского народа.
Для исследования предполагается решение следующих задач:
анализ полотен русских художников XX века;
изучение фактов русской истории;
сопоставление полотен русских художников;
изучение биографических данных художников и истории создания
картин;
изучение исследовательской литературы по данной теме.
Для решения задач были использованы следующие методы:
художественный анализ;
описательный метод;
сопоставительный метод.
4
В данной работе мы выдвигаем гипотезу русская духовная живопись
неразрывно связана с русской историей и отражает духовное становление русского
народа.
Мы не исследуем технику и художественную манеру художника, а анализируем
сюжет и композицию полотна, то есть те моменты, которые понятны
неискушенному зрителю.
Во время исследования нашей темы мы не обнаружили ни одну работу,
посвящённую данной проблеме. В отдельных статьях были перечислены
определённые полотна, сообразно указанной эпохе; в ряде исторических работ
отдельные факты истории демонстрировались набором картин различных
художников. Но ни в одной из работ не был проведён сопоставительный анализ
на основании данного факта можно предположить, что наше исследование
является, на данный момент, единственным.
В ходе исследования нами были рассмотрены более 120 картин. На данный момент
мы можем выделить 5 направлений изображения христианских мотивов:
изображение русских икон на полотнах русских художников XX века;
изображение храмов и монастырей;
Библейские сюжеты в живописи русских художников второй половины XX
века;
изображение святых;
философское осмысление христианства в живописи русских художников
второй половины XX века.
5
Христианские мотивы в живописи русских художников XX века
2.1. Изображение русских икон на полотнах русских художников XX века
По православной традиции иконы - это предмет почитания и поклонения. Относительно
простая и прямолинейная манера изображений делает икону доступной для понимания
православных всех сословий и объясняет народную любовь к иконе в русском обществе
по сей день. Жизнь святых на иконе изображается для того, чтобы их подвиги во славу
Господа стали для верующих образцом для подражания. Образы Христа, Богоматери,
святых, праздников православные почитают, к ним прикладываются, во время церковной
службы. К ним обращена молитва.
В изображении русских икон отметим три направления:
икона – часть интерьера;
икона на воинских хорунгвиях;
икона как композиционный фон.
Одна из интереснейших картин, на наш взгляд, работа Е. Моисенко «Сын» (1969 г.)
(Приложение №1) Мать, провожая на войну сына, благословляет его на фоне образов. Мы
видим изображения Спасителя, Божьей матери и Георгия Победоносца. Как видим,
обращение к Святым, надежда на их заступничество глубоко в сознании русского
человека. Изображение икон как части интерьера использовалось и художниками XIX
века, в этом направлении художники XX века не внесли особых новшеств. Но хотелось бы
отметить некую закономерность в данном направлении: и в XIX и XX веке икона - часть
интерьера крестьянской избы. Изображая дворянский дом, художники XIX века начала
XX века больше акцентировали внимание на портреты или картины живописцев,
украшавшие стены (С. Виноградов «В доме», С. Жуковский «В комнате»); художники XX
столетия изображали в основном на стенах жилищ советских граждан фотографии в
рамках или цветные советские плакаты.
Еще одна традиция изображение Святых и Спасителя на русских боевых
воинских хоругвиях. В центре живописи второй половины XX века два основных военных
события: Куликовская битва и Бородинское сражение. Отметим две картины,
посвященные 500-летию Куликовской битвы; Е. Данилевского «К полю Куликову» (1980)
(Приложение №2) и Ю. Кугача «За отчизну» (За землю Русскую) 1980 г. (Приложение
№3). На первой мы видим немного размытое изображение, предположительно,
Новгородского Спаса Нерукотворного на воинском стяге в руках одного из дружинников.
Изображение Спаса закономерно: именно этот образ за побуждение к победоносному
действию русские дружины и помещали на воинских хоругвиях. В руках защитников
6
земли Русской, большую часть которых составляют ополченцы, на картине Ю. Кугача -
икона Владимирской Божьей Матери – заступницы и покровительницы Руси.
Основной лейтмотив картин, изображающих Бородинское сражение (Д.
Слепушкин «Молебен перед боем» 1994 г. (Приложение №4) и Е. Зайцев «Молебен на
Бородинском поле» 2002 г. (Приложение №5) единение всего русского народа
накануне величайшего сражения. Русские солдаты, офицеры, ополченцы и даже сам
Кутузов пали ниц перед русскими Святыми, образом Богоматери и Спасителя все они
едины в этот миг спасения России, и живые люди из плоти и крови, и Святое воинство.
Необычное композиционное решение с изображением русских икон мы видим на
картинах П. Оссовского: «Отец Николай» 2002 г. (Приложение № 5) и «Молитва» 2002 г.
(Приложение 6) Отец Николай запечатлен на фоне иконы Богоматери. В своем
исследовании мы пытались установить икону, изображенную П. Оссовским,
предполагаем, что данное изображение отдаленное сходство с иконой А. Рублева
«Богоматерь» из деисусного чина 1408 г. (Приложение 7) Следуя сравнению, можем
предположить сюжет картины. Левая рука Богоматери с открытой ладонью как бы
соприкасается с Божественной энергией, которой наполнено пространство, правая же рука
в жесте беседы обращена к отцу Николаю. Можно только предположить, за какие деяния
священнослужитель удостоен такой открытой беседы с Богоматерью. А на картине
«Молитва».
Говоря о второй картине художника, мы видим изображение, предположительно,
Апостола Павла, перед которым низко опустила голову женщина в черном одеянии. Мы
не можем сказать, где происходит действие, в храме или светском жилище. (Кстати, мы не
нашли ни одной картины, художников второй половины XX века, изображавших службу в
храме). Перед нами женщина в покаянной молитве низко склонила голову. Цвет её
одежды, скорее всего, говорит о страшном горе, пережитом ею. Наверно, это символично
человек в трудные моменты жизни всегда обращается к Богу.
Итак, икона неотъемлемая часть русской живописи второй половины XX века.
Традиционно изображение иконы как части интерьера и на воинских хорунгвиях. В
отличие от живописи XIX века мы не отметили ни одно изображения икон во внутреннем
убранстве храма, как и нет полотна, запечатлевшего само служение. К новшествам
изображения икон отнесём композиционное решение изображение человека на фоне
Святого образа.
7
2.2. Изображение храмов и монастырей
Есть на Руси места, где человек чувствует особую связь с Богом, - это наши
православные Храмы. Храм это не просто красивое здание, а это дом Божий. Это то
место, куда люди приходят молиться Богу. Если мы посмотрим на Храм со стороны, то
мы увидим, что макушки его крестов, как будто касаются небес. Это говорит о том, что
Храм находится в постоянном неразлучении с небесами. Он прямо стремится в небо, где
живет Бог с Его Ангелами.
Изображение храмов традиционно для русской живописи: многие известные
художники показали своё видение «дома Божьего». Известные картины И. Левитана
«Вечерний звон» 1892г., «Тихая обитель» 1890г.; стиль Б. Кустодиева – изображение
храмов во время народных гуляний: «Крещенское водосвятие» 1921г., «Масленица»
1919г.; изображение известных храмов в работах К. Юона: «Троицкая лавра зимой»
1010г., «Весна в Троицкой лавре» 1911г.
Большинство работ художников второй половины XX века изображение русских
городов с давней христианской историей. Большая часть картин сюжетно и позиционно
однообразны. На наш взгляд, стоит обратить внимание на стиль изображения М.
Абакумова. По воспоминаниям самого художника, в его семье сохранились традиции
староверов, отсюда трепетное отношение к русской природе и старине. Художник
изображает свои храмы на фоне переходного состояния природы Святое место» 1992 г.
(Приложение 8) , «Идут золотые дожди» 2003г. (Приложение 9) . В период
изменений в природе храм как символ несокрушимости и вечности, храм как единство,
связующее уже уходящего зарождающегося нового.
К новшествам художников второй половины XX века можно отнести манеру
изображения простого русского человека на фоне храма. (М. Кугач «Жизнь
продолжается» 1990 г. (Приложение № 10) , И. Глазунов «Русская старина» 1975 г
(Приложение 11) . Возможно, появление такого композиционного приёма в XX веке
связанно с осмыслением человека своего места рядом с Богом.
Конечно же, одна из тем русской живописи XX века - осквернение и уничтожения
святынь. Обратим внимание на картину И. Глазунова «Разгром храма в пасхальную
ночь». 1999г. (Приложение 12) Видим, как во время Пасхальной службы в храм
врывается разношерстная банда. Ясно, что церковь будет разорена, верующие убиты.
Такие сцены происходили по всей России в послереволюционные годы, поэтому образ
храма собирателен: напоминает Успенский собор Московского кремля, церкви Русского
Севера, Поволжья. В композицию включены более 120 персонажей, которых четко можно
разделить на две части: как свет и тьма, созидание и разрушение в нашей истории. Но в
8
картине все же ярко горят свечи, им вторят цветовые сочетания фресок древнего храма, то
есть Илья Глазунов выражает свои заключения не только о трагедии России начала ХХ
века, но о великом духе, православной вере народа. Мирная жизнь в стране и в наше
неспокойное время возможна «только на духовной основе, на фундаменте православной
веры... Человек, укрепленный верой, является той благодатной почвой, основой, дающей
жизнь, тем ростком, который в будущем принесет плод во сто и более крат»
Нельзя, на наш взгляд, не отметить картину Г. Сотскова «Уездный город Калязин
до затопления в 1939 году». (Приложение 13) . Перед нами тихий городок с
многочисленными уникальными Храмами, которые скоро уйдут под воду навсегда. А
пока это Калязин - город с многовековой историей, по улицам которого некогда проходил
сам Иван Грозный, Борис Годунов. В результате затопления канет в небытие часть нашей
культуры.
Ещё раз отметим изображение храмов и монастырей традиционно для русской
живописи. Исторические особенности развития страны: возвращение истинных
христианских ценностей - обусловили новое композиционное решение изображения
церквей. Храм на фоне переходного состояния природы, как и сама Россия того времени;
возвращение русского человека к Богу - его изображение на фоне храма.
2.3. Библейские сюжеты в живописи русских художников второй половины
XX века
Среди многообразия библейских сюжетов в русской живописи второй половины
XX века (Д. Жилинский «Тайная вечеря» 2000г., В. Чёрный «Тайная вечеря» и др.).
Отметим картину И. Глазунова «Возвращение блудного сына» 1977 г. (Приложение
14). Нам не удалось найти аннотацию самого художника на данное полотно, да и нет
критического детального исследования картины, поэтому мы представляем своё видение
работы. На наш взгляд, художник переосмыслил библейскую притчу и написал картину о
России. Она была написана в 1977 году, когда вера в Бога ещё не приветствовалась
партийными чинами. Блудный сын - обобщающий образ русского человека, пытающегося
вернуться к Богу. В центре картины юноша, приклонённый перед Спасителем. Вокруг
него, с двух сторон символы коммунизма: красное полотнище и огромного размера
свиньи. Что принёс с собой своеобразный красный парус? Разорённые деревни с
заколоченными домами, пустоту на многие километры, нищету и разврат. Между красным
полотнищем и свиньями - стол, залитый вином и усыпанный человеческими останками. В
центре стола - Ленин, с которого всё и началось, а перед ним главное блюдо дня голова (
9
мы предполагаем) Иоанна Предтечи. От стола сходит вниз кровавая колючая проволока -
символ ГУЛАГа; внизу над кровавой рекой склонился человек. Кто он и почему его
окружают свиньи? Может, он будущий боров, который начнёт сейчас свою страшную
трапезу, а рядом выжидающе смотрят огромного размера свиньи, одна из которых уже
обзавелась угрожающего размера клыками. Над всей этой мерзостью возвышается
молодой человек, который не смог больше всего этого терпеть. Спаситель с радостью
принимает блудного сына своего. За Иисусом сама Россия и великие её сыны со скорбью,
но и с надеждой взирают на происходящее вокруг. Картина И. Глазунова - один из первых
шагов русского народа к Отцу - Спасителю.
Хотелось бы отметить одну особенность в выборе Библейских сюжетов русскими
художниками как XIX века, так XX русские живописцы более тяготели к Новому
Завету. Среди русских полотен широко представлены эпизоды жизни самого Иисуса
Христа, его учеников, Библейские притчи.
2.4. Изображение Святых
Преподобные и старцы, равноапостольные и страстотерпцы, канонизированные
Русской Православной Церковью, сплачивали русский народ. Пример их подвига
смирения, выдержки и мужества вселял в русского человека веру в то, что свобода будет
обретена, а на земле Русской наступит процветание. Многие из них запечатлены и на
полотнах русских художников.
Любимый герой художников второй половины XX века Андрей Рублёв.
Сравним работы трёх мастеров. Картина И. Глазунова «Сергий Радонежский и Андрей
Рублев» (Приложение 15) написана в 1992 году, когда уже свершился распад СССР и
над Россией вновь нависла угроза тотального разорения и духовного порабощения. На
фоне освобождающейся от весеннего льда реки и охваченной пожарищем русской земли
мы видим опирающегося на посох великого подвижника земли русской. Известно, что
отче Сергий в канун страшного нашествия мамаевых полчищ на Русь объезжал и мирил
друг с другом князей с целью их объединения в могучую силу, необходимую накануне
битвы, когда решалась не только судьба русского народа, но и народов Европы. Рядом с
Ним совсем ещё юный отрок Андрей. Печаль и скорбь застыла в его глазах. Вместе с
Сергием они в дороге, но если наставник определил свой путь, то Андрей ещё только
делает свой выбор. Таков он и на другом полотне «Юность Андрея Рублёва»(1985г.)
(Приложение № 16). Перед нами юноша со свечой в руке, выходящий из темноты и
созерцающий образа. Теперь в его глазах твёрдость и решительность он нашёл свой
путь.
10
Другой Андрей Рублёв на полотне дипломной работы Владимира Чёрного «Андрей
Рублёв»(1996г.) (Приложение № 17). Рублёв, инок, показан в храме, у строительных лесов
перед началом работы. И ясно, что вскоре на серых стенах появятся росписи,
непревзойдённые по силе и глубине решения, исполненные тем, кого современники
заслуженно называли «светочем во тьме и мраке нашей истории».
Умудрённый опытом, осознавший своё предназначение - таков Андрей Рублёв на
картине Н. Чернышова «Андрей Рублёв и Даниил Чёрный». 1960г. (Приложение 18).
Эта мастер, который представляет своё творение на суд другого именитого иконописца.
Зритель не видит образ, созданный Андреем Рублёвым, но по выражению глаз Даниила
Чёрного, можно представить, что создано нечто выдающееся и неповторимое.
Почему именно этот святой вызвал такой интерес художников второй половины
XX века? Возможно, во первых, Андрей Рублёв - художник, во- вторых, это мастер, в
своих творениях воплотивший идеалы русского народа, мечты об идеальной человеческой
красоте. Это своеобразный ответ современных живописцев на вопрос об истинном
предназначении художника и о роли живописи как таковой. Да, наконец, знаменательна и
эпоха Андрея Рублёва, эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре
времени независимости Руси. Всё это перекликается со временем, когда творили
указанные художники.
2.5. Философское осмысление христианства в живописи русских
художников второй половины XX века
Хочется отметить художественную особенность, свойственную, на наш взгляд,
только живописи художников второй половины XX века философское осмысление
христианских мотивов. Только живописцы этого времени пережили эпоху безбожья,
видели духовное оскудение русского народа и, многое передумав и осознав, донесли для
своего зрителя истинное назначение веры.
Один из таких художников - Б. Неменский. сюжеты ранних работ Бориса
Неменского связаны с впечатлениями юности, с Великой Отечественной войной, в
последних работах мастер обращается к вечным общечеловеческим проблемам. Такова
«Притча об инакомыслии», состоящая из пяти картин. Обратим внимание на картину
«Зеркало» 1991г. (Приложение № 19).Один из центральных образов полотна Дон Кихот,
человек, искренне верящий в добро и справедливость, полный решимости бороться со
злом и неправдой. За свои идеалы он готов идти на смерть, но ради них же он готов и
11
убивать. Трагедия Дон Кихота в том, что в борьбе за светлые идеалы его используют
темные силы, которые, одержав победу, его же первого и уничтожают. Так было во все
времена. «Об опасности неистовства я и писал этот пятириптих, - говорит художник, -
Ведь в конце концов каждый из нас - и я в том числе - в какой-то степени Дон Кихот. Я
осознаю эту опасность. Вот почему мой Дон Кихот так не похож на традиционный образ».
Лицо Дон Кихота открыто и выражает глубокое переживание и боль. Но рука
его поднята в указующем жесте. Если приглядеться, то видим, что он не сам поднимает
руку. Ею манипулирует человек в тройной маске. Героя используют как обвинителя
карнавальные фигуры, святоши в плащах, скрывающие свои лица. А казнь идет полным
ходом. Вот уже палач поднимает одну из голов. Но следующая жертва это сам Дон
Кихот. Человек в высоком колпаке в центре картины как две капли воды похож на своего
обвинителя. В разгорающийся костер толпа веселых и задорных мальчишек бросает книги
они сжигают свои корни, свою историю. Ведь человеком, не имеющим памяти, так легко
манипулировать. Темные пляшущие фигуры, свет огня, дерганый ритм рук, бросающих
книги в костер, и лишь одно лицо обернулось к нам в нем блеск глаз, опьяненных
азартом, - не ведают, что творят.
Среди всех художников второй половины XX века хотелось бы особо отметить И.
Глазунова. Его картины наполнены великой скорбью и тонким лиризмом одновременно,
его осмысление веры показано через призму нашей истории. Часто приходится слышать
критику относительно его манеры исполнения, даже звучат высказывания, что «он собрал
воедино всех мертвецов». Но глубина мысли мастера поражает, к нему хочется
прислушаться как к человеку, который постиг тайну нашего бытия и пытается достучаться
до нас.
Его «Мистерия XX века» (2000 г.) (Приложение 20) выдержана в лучших
традициях этого жанра. Он смешал все краски, убрал временные ограничения, соединил
воедино несколько поколений. Но особенность картины в том, что это показ его
собственного жизненного пути, его размышления о русской истории, его впечатление о
людях, событиях. На полотне двойной автопортрет художника: слева молодой,
начинающий художник, справа человек накануне своего семидесятилетия. Всё, что
находится между ними история, в самом центре над историей Христос. Он как бы
над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения. Рядом с ещё молодым
Глазуновым падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Есть даже
знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. Где-то в
середине полотна Ленин и лежащий в кровавой пелене Сталин, а совсем рядом стоят
Гитлер и Муссолини.
12
Перемещаемся дальше и попадаем уже ближе к нашему времени. Начинается всё с
Мао кормчего Китая, а потом и Че Гевара, Кастро, Кеннеди, Мик Джаггер, заметны и
«Битлз». Здесь же Ванга, Солженицын. Два символа супер - держав: «Рабочий и
колхозница» и статуя Свободы. Ближе к старшему Глазунову генсеки СССР: Брежнев,
Андропов и Горбачёв. Видны Маргарет Тэтчер, Раиса Горбачёва и даже Мэрилин Монро.
Конечно же на полотне есть место Ельцину и Клинтону. Обратим внимание на символы.
Они то и дело возникают между персонажами. Например, в самом начале, рядом с
молодым Глазуновым лежит поверженный герб Романовых это символ краха
Российской империи. И тут же возникает рука с пистолетом, которая как бы целиться в
нас. Потом та же рука, но уже возле взрослого Глазунова показывает фигу. Символично и
то, что Сталин изображён в кровавом месиве, которое заполняет Бранденбургские ворота
в Берлине. Рядом с автопортретами расположены зеркала. Может это приглашение
посмотреть на себя и определить своё место на полотне истории или хотя бы для начала
просто заглянуть в себя?
На наш взгляд, такое переосмысление в изображении Библейских сюжетов могло
появиться только в России и только во второй половине XX века. Как в стране,
добровольно отказавшейся от Бога, и стране, которая прошла свой путь от нравственного
падения до духовного возрождения.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вера всегда была важной составляющей русской жизни, даже в лихие время
безбожья в тяжёлую минуту русский человек всё равно обращался к Богу за советом и
помощью. Русские художники второй половины XX века - дети своего времени. Их
становление прошло в Советском Союзе, они живые свидетели неуважительного
отношения к Православной церкви. Но, переосмыслив русскую историю, увидев
нравственное падение, они помогли русскому человеку вернуть веру в Спасителя,
вернуться к своим корням.
Опираясь на лучшие традиции русской живописи, они создавали новые живописные
жанры. Предлагая своё видение мира, вносили новые композиционные и сюжетные
решения. В это время появилась новая плеяда русских художников, одним из самых
ярких, на наш взгляд, стал И. Глазунов с его неповторимой манерой изображения
понимания русской духовности.
Если обобщить все христианские мотивы, отражённые в нашем исследовании, то
хочется обратить внимание на ещё одну картину И. Глазунова «Вечная Россия»1988г.
(Приложение 21), написанную в честь 1000-летия Крещения Руси. События,
изображённые на картине уходят в глубь веков, к нашим корням. Нескончаемое народное
шествие крестного хода берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской,
храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля.
На полотне видим изображение русских икон, возвышающихся неразрушенных
храмов; русских воинов - защитников, русских писателей и политиков, представителей
русской культуры, учёных и созидателей, наших Святых - заступников Руси всё это
философское осмысление русской веры в свете русской истории. Символично название
Вечная. Да, Россия будет вечна, пока с нами вера и стремление жить по христианским
законам.
14
Список использованных источников и литературы
1. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской живописи. Иконопись М: «Белый
город», 2007
2. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской живописи. Вторая половина XX века
М: «Белый город», 2007
3. Роньшин В. Шедевры русской живописи. Первая половина XX века М:
«Белый город», 2007
4. Гусева Э. К. А. Рублёв – М «Изобразительное искусство», 1990