Конспект урока "Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»" 7 класс

1
МБОУ ХМР «СОШ п. Горноправдинск»
( Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
Урок литературы
7 класс.
«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео
Фальконе».
Учитель русского языка и литературы
Куничник Марина Владимировна
2
Цели урока: знакомство с новым малым эпическим жанром, новеллой, закрепление навыков
анализа художественного текста, выявление мастерства автора при создании героического
характера в литературе; нравственная оценка героев рассказа и их поступков.
ТСО: выставка книг Проспера Мериме, мультимедийная презентация к уроку, мультипроектор
Учитель: Ребята, давайте внимательно прочитаем тему урока и определим его основные цели.
1. Определить приемы создания героического характера, углубить знания по этому понятию.
2. Обсудить серьезные жизненные вопросы, постараться найти ответы на них.
3. Разобраться в нравственном выборе героев, дать оценку их поступкам.
4. Продолжать учиться понимать свой мир, поступки окружающих людей на примере новеллы
«Маттео Фальконе».
5. Применить знания о художественных средствах к теме нашего урока.
Яркие и сильные литературные герои эпических произведений, изученных в этом году:
Сильвио (А.С. Пушкин «Выстрел»), купец-моряк (А.А. Бестужев-Марлинский «Мореход
Никитин»), купец Калашников (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника, удалого купца Калашникова»), и, конечно, Тарас Бульба из одноименной повести
(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба») все они надолго остаются в памяти читателя, а многие навсегда.
Разные исторические эпохи, обстоятельства, условия создали эти характеры, но у них много
общего, что позволяет их назвать героическими.
Сегодня урок посвящен еще одному удивительному и неоднозначному литературному герою.
Создал его французский писатель Проспер Мериме.
Сообщение учащегося о Мериме.
Проспер Мериме, будущий выдающийся французский писатель, родился в 1803 году в
семье образованного химика и живописца. Получил образование юриста, долгое время
служил, был чиновником, хотя политика и служебная карьера, которая складывалась очень
успешно, в жизни Мериме играли не первостепенную роль. Это было сложное время в
истории Франции, ознаменовавшееся разными драматическими, а то и трагическими
событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в
Россию в 1812 году, восстановление королевской династии Бурбонов, пожизненная ссылка
Наполеона на о. Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно
раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме, литературный
дебют которого состоялся уже в 20 лет. П. Мериме в конце 20-ых гг. обратился к жанру
новеллы, среди них самые известные «Кармен», «Таманго» и «Маттео Фальконе».
Умер писатель в 1870 году, не дожив нескольких дней до 67-летия.
Сообщение учащегося об о. Корсика.
3
Действие новеллы «Маттео Фальконе» не случайно происходит на острове Корсика.
Корсика гористый остров в Средиземном море. Склоны гор покрыты средиземноморскими
кустарниками, лесами. Корсика является департаментом Франции, но населяют его не французы, а
корсиканцы народ, который говорит на различных диалектах итальянского языка. Жизнь на
острове отличается тем, что за столетия создалась особая, довольно замкнутая культура и традиция
неприятия нового. Весь остров делился на несколько областей, выборная власть была
сосредоточена в небольших городках. Города располагались в основном на побережье, горные
районы были труднодоступны.
В годы жизни П. Мериме французы считали корсиканцев дикарями, но интерес к культуре этого
острова постоянно поддерживался тем, что человек, которым многие французы восхищались,
несмотря на его поражение, Наполеон Бонапарт был родом с о. Корсики. Некоторые
современники П. Мериме считали, что разумнее возвратиться к первобытным нравам, которые
казались проще и даже лучше, чем нравы буржуазного общества.
Описывая случай, который произошел на Корсике, П. Мериме обращает читателей своих
современников к мыслям о том, на каких основах нужно строить человеческие отношения,
заставляет думать о нравственных основах поступков и ценности человеческой жизни.
Учитель:
Сегодня мы говорим о новелле Мериме «Маттео Фальконе», но прежде остановимся на
особенностях жанра новеллы. Что такое новелла?
Новелла (итал. novella новость) повествовательный прозаический жанр, для которого
характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма,
неожиданная развязка.
Новелла сопоставима по объему с рассказом, но отличается от него острым, быстро развивающимся
сюжетом, отсутствием описательности. В центре внимания автора, как правило, случай, влияющий
на жизнь героя, предельно раскрывающий характер героя.
Какое из объяснений кажется вам понятнее? Ответьте мне на несколько вопросов:
1. К какому роду литературы относится жанр новеллы? к эпическому
2. С каким другим эпическим жанром можно сопоставить новеллу? с рассказом
3. Что их отличает? – острый, динамично развивающийся сюжет, обязательно судьбоносное
событие, меняющее всю жизнь героя, отсутствие психологизма.
Прежде чем мы приступим к обсуждению новеллы, проведем словарную работу.
Сообщение ученика.
Корсика
Порто Веккьо, Корто, Бастия
Маки
Муфлон
Caporale
Вольтижёры
Carchera
экю
Вопросы по произведению:
4
1. Где происходят события? Что такое маки?
На острове Корсика, в местности маки. (Маки - родина корсиканских пастухов и всех, кто не в
ладах с правосудием.)
2. Новелла называется «Маттео Фальконе». Кто это такой?
Главный герой.
3. Расскажите о главном герое по плану:
Социальное положение;
Портрет;
Его прошлое;
Отношение к нему людей.
Социальное положение;
Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть
ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в
горах, перегоняя с места на место.
Портрет;
На вид не более 50 лет. Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как
смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета
невыделанной кожи.
Его прошлое;
В Корте, откуда он взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за
человека опасного, как на войне, так и в любви. Когда эту историю замяли, Маттео женился. Жена
Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и наконец сына, которому
он дал имя Фортунато, - надежду семьи и продолжателя рода.
Отношение к нему людей.
Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем, услужливый для друзей и
щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порто-Веккьо.
Вывод: это сильный, героический характер, не способный на компромиссы, не отступающий
от жизненных правил, по которым живет в обществе. И даже среди прочих людей, храбрых и
сильных, Маттео Фальконе исключительный.
В этом году мы не в первый раз говорим о сильном, героическом характере. Какими средствами
создается характер литературного героя?
1. Поступки героя (убийство соперника, убийство сына)
2. Речь героя (немногословен).
5
3. Внутренняя речь (мысли, речь про себя нет из-за отсутствия психологизма и
описательности в новелле)
4. Прямая авторская характеристика (Мериме упрекали в безразличии к своим героям,
однако есть такие места).
5. Характеристика главного через оценку другими героями (используется: страх
вольтижёров связываться с Фальконе, хвастовство Фортунато, покорностьДжузеппы)
6. Художественные детали (Джузеппа несет тяжелый мешок, Маттео несет ружье).
7. Сопоставление с другими героями сравнении с другими он не имеет себе равных по
храбрости, жестокости…)
8. Интерьер жилища героя
Какими средствами создается характер Маттео Фальконе?
Всеми названными, кроме:
Внутренняя речь (мысли, речь про себя нет из-за отсутствия психологизма и описательности в
новелле); интерьер жилища героя.
Что вы можете сказать о мальчике Фортунато? Что означает слово «фортуна»?
Форту
на древнеримская богиня удачи. Это долгожданный единственный сын в семье,
продолжатель рода, надежда родителей.
Как он себя ведет при общении с взрослыми? С преступником?
На равных, без почтения и уважения к взрослому. Гордится и бахвалится, что его отец Маттео
Фальконе. Интонация произнесенного особенная.
С дядей вольтижером?
Тоже на равных, даже позволяет себе посмеиваться, пока не одолела жадность, хитрит.
Зачитать фрагмент, где интонация мальчика меняется. Каким приемом пользуется Мериме? Прием
умолчания (многоточие).
Какова расплата за проступок?
Фортунато выдал преступника, значит, с позиций закона, он поступил правильно. Но законы в маки
другие, так как многие сами когда-то бежали, совершив преступления, в том числе, и тяжкие.
Джузеппа жалеет украденную козу, но Маттео оправдывает преступника, говоря, что тот, бедный,
был голоден.
Фальконе убивает сына, дав ему возможность прочитать молитвы. Он неумолим. Но негласные
законы корсиканцев, живущих в маки, нарушать, по мнению Маттео, нельзя.
Дайте нравственную оценку Фальконе.
Дикие нравы на Корсике диктуют Маттео жестокую расправу с ребенком. «Дом предателя» - фраза
обожгла необузданного корсиканца, кровью родного сына он смывает «позор» с себя и своего дома.
В таких закрытых обществах, каким являлось корсиканское общество в то время, очень сильны
семейные связи,чем больше семья, тем больше ружей, на которые можно рассчитывать в случае чего,
кровная месть считалась делом чести, огромное значение имеет позиция силы. Разве Маттео для
кого-то является другом? Он хороший друг в той же мере, что и опасный враг.
6
Сравним подобную сцену в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Работу делал ученик.
1. Причины, побудившие отцов к убийству:
Андрий – предатель. Предал родину, веру, товарищей, отца и мать.
Фортунато предал законы жизни в маки.
2. Причины, заставившие пойти на предательство:
Андрий шел на это из-за любви, сознательно и умирал с именем любимой на устах.
Фортунато предал из-за жадности, желания обладать дорогой вещью, а ведь отец помог
бы беглецу бескорыстно, не рассердился за украденную козу.
3. Отношение к своим поступкам:
Андрий – взрослый человек, который должен думать о последствиях содеянного.
Фортунато – ребенок, которому не дается шанса исправиться.
Отцы ответственны за своих детей перед богом, перед людьми, перед своей родиной.
Убийство сына - ситуация драматичная, трагичная, переломная в жизни героев.
4. Авторы относятся к героям по-разному:
Гоголь сопереживает, в повествовании видно: ему жалко Андрия. Мериме
максимально беспристрастно, словно равнодушно повествует о смерти ребенка.
Мог ли Маттео поступить иначе? Простилось бы ему? Нет. Это особенный, сильный характер, не
идущий на компромисс, не отступающий от правил. А по-человечески хочется его осудить.
Героический характер всегда основан на борьбе, которую ведет персонаж. Он постоянно
сталкивается с препятствиями, которые могут быть и внешними обстоятельствами, и
внутренними сомнениями и страхами.
Важно отметить, что борьба осуществляется во имя какой-то цели или против чего-то. В
основном, это борьба за справедливость и свободу, и борьба против мирового зла.
В этом и заключается высшее проявление героического характера в литературе. Зачастую
герой такого характера разрушает стереотипы и старое мировоззрение, и преподносит новую
систему ценностей миру.
Вернемся к жанру новеллы. Готовы ли вы теперь на примере новеллы Мериме говорить об
особенностях жанра?
Событие, лежащее в центре, переворачивает жизни героев: Фортунато, мать, сам Фальконе, бандит.
Развязка новеллы неожиданная.
Напряженно развивающийся сюжет: порядки в маки, жизнь Фальконе, погоня за бандитом, смерть
мальчика – все очень быстро.
7
Мало описательности: события огромные по значимости, а сказан о них очень кратко и лаконично,
драматизм ощущается читателями довольно сильно, нет психологизма.
Все в новелле подчинено замыслу автора. Это помогает создать героический характер
Наш урок подошел к концу. Ребята, продолжите фразу:
Сегодня я узнал …
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашняя работа:
1. Индивидуальное задание: как Мериме был связан с русской литературой?
2. Подготовиться к тесту по новелле «М.Фальконе» по материалам урока и
содержанию.
В отличие от романтиков, Мериме не любил вдаваться в пространные описания эмоций.
Неохотно прибегал он для этой цели и к помощи внутреннего монолога. Он предпочитал
раскрывать переживания персонажей через их жесты и поступки. Его внимание в
новеллах сосредоточено на развитии действия: он стремится максимально лаконично и
выразительно мотивировать это развитие, передать ему внутреннее напряжение.
Скрытая ирония, сатирическая завуалированная усмешка
«В мире литературы. 7 класс» под ред. А.Г. Кутузова и др.
www.livelib.ru
www.labirint.ru
www.bookinistic.narod.ru
www.epwr.ru