Конспект урока "Александр Сергеевич Пушкин Вступление к поэме «Медный всадник»" 7 класс

Урок литературы в 7 классе по теме:
Александр Сергеевич Пушкин
Вступление к поэме «Медный всадник».
Цели: 1) образовательная знакомство с историей создания поэмы, с её
содержанием, художественно-изобразительными и композиционными
особенностями; 2) развивающая – развитие речи, образного мышления,
выразительного чтения; 3) воспитательная – воспитание любви к творчеству
А.С.Пушкина, любви к родине.
Задачи: 1) развивать умение определять изобразительно – выразительные
средства речи, с помощью которых А.С.Пушкин создаёт поэтические образы;
2) развивать умение видеть композиционные особенности произведения;
3) развивать умение выразительного чтения (предурочная подготовка).
Предварительная подготовка: индивидуальные задания: 1) подготовить
сообщение об истории создания поэмы «Медный всадник», главной проблеме,
поднятой в ней, обращаясь к иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный
всадник» 2) выучить наизусть вступление к поэме. 3) подготовить рассказ, каким
изображён Петр во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины Лансере «На
берегу пустынных волн…». 4) подготовить рассказ, каким изображён Петербург
во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины художника Алексеева «Вид на
Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
Оформление доски: 1) портрет А.С.Пушкина; 2) иллюстрация скульптуры
Фальконе «Медный всадник»; 3) иллюстрация картины Лансере « На берегу
пустынных волн»; 4) иллюстрация картины Алексеева «Вид на биржу и
Адмиралтейство»; 5) иллюстрация «Дворцовая площадь в Петербурге».
Содержание урока.
I. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой
Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», которая
представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в
художественном отношении произведений Пушкина. Послушаем, как
создавалась поэма, о чём она. Какую проблему поднимал в ней Пушкин.
II. Сообщение учащегося об истории создания поэмы, главной
проблеме, поднятой в ней. (Ученица рассказывает, обращаясь к
иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный всадник»)
III. Слово учителя.
Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой
подчёркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести,
основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних
журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным
В.И.Берхом».Повестью произведение названо неслучайно, так как это
печальный рассказ о горестных событиях, потрясших «столицу полумира» и
принёсших столько горя её обитателям, не тем, кто «живёт в громадах
стройных», а тем, чьи убежища – жалкие коморки, кому нет места в думах
Петра.
Композиция повести, небольшой по размеру, отличается большой
продуманностью и стройностью. Обрамляющий элемент её назван Пушкиным
вступлением. Обратимся к вступлению и прочитаем его.
IV. Ученица читает наизусть вступление к поэме.
V. Слово учителя.
- Из скольки частей, по-вашему, состоит вступление? Найдите эти части.
-Какое время изображает Пушкин в каждой из них?
Итак, вступление состоит из своеобразной экспозиции ко всей повести,
которая переносит нас в эпоху Петра I, и лирического гимна Петербургу, где
показана пушкинская современность.
VI. Записи в тетради темы и композиции вступления.
Вступление.
1.Экспозиция ко всей повести эпоха Петра I.
2. Лирический гимн Петербургу – пушкинская современность.
- Так строится вступление. В самой же повести изображён Петербург времён
Александра I, когда было наводнение.
Такая композиция передаёт масштабность изображаемых событий и придаёт
поэме актуальность на все времена.
Обратимся к началу и посмотрим, каким изображён Пётр в первой строфе
поэмы.
VII. Ученица рассказывает, обращаясь к иллюстрации картины Лансере
«На берегу пустынных волн…»
Во вступлении к поэме Пётр появляется как живой человек:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Перед ним невесёлый пустынный пейзаж: широкая, стремительно несущая
свои воды река, тёмные убогие избы, утлый челн. Тем величественнее мечта
необыкновенного человека.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Пётр во вступлении к поэме так же, как и на иллюстрации картины Лансере,
устремлён в будущее, он властелин судьбы, покоритель природы, мудрый
созидатель.
VIII. Анализ вступления к поэме.
-Почему Пётр всё время говорит не «я», а «мы»?
(Герой наедине с дикой природой думает не о себе, а о государстве, поэтому в
его внутреннем монологе возникают местоимения «мы, нам, к нам».)
-Зачем Петру нужен город на берегу Финского залива?
( Пётр полон важных дум о том, что построит новую столицу- Петербург.
Город на берегу Финского залива ему необходим для того, чтобы, во-первых,
обеспечить политическую независимость:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Во-вторых, для культурного общения с Западом:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества
России:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.)
- Что значит «все флаги»?
(«Все флаги»- значит корабли со всех стран мира.)
- Почему имя Петра Пушкин заменил местоимением «он»?
(Пётр велик настолько, что не нуждается в имени. Он стоит и глядит вдаль и
видит будущее, а это может увидеть только гений.)
- В первой строфе есть элементы фольклора в изображении величия и мощи
исторической личности. Что в Петре от былинного героя?
(Пушкин показывает нам Петра как былинного богатыря. У него «широкий
взгляд на мир – « … он дум великих полн…». Изображён Пётр на фоне
огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.)
- В дальнейшем Пётр как реально действующее лицо больше не выступает.
Пушкин переносит нас на сто лет вперёд, когда мечта Петра воплотилась в
жизнь. Вырос громадный великолепный город Петербург, который является
самостоятельным героем поэмы, и эта тема звучит во второй части вступления.
Каким нарисован в ней Петербург?
IX. Выступление ученицы с опорой на иллюстрацию картины художника
Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
Пушкин начинает рассказ о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только его
архитектура, Нева, поэтична сама природа:
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Адмиралтейская игла – это золочёный шпиль на здании Адмиралтейства в
Петербурге.
Эта поэтичная картина, созданная Пушкиным, перекликается с картиной
известного русского пейзажиста Алексеева, современника Пушкина,
создавшего большое панорамное полотно «Вид на Биржу и Адмиралтейство от
Петропавловской крепости». В нём воссоздан образ «северной Венеции» -
Петербурга, воспета величавая торжественность архитектурного ансамбля
новой русской столицы. Особое очарование пейзажу придаёт тонкая обрисовка
архитектуры, выдержанной в серебристых тонах колорит.
X. Анализ вступления к поэме.
Обратимся к тексту.
- Какие детали, рисующие город, помогают увидеть нам пушкинский
Петербург? Найдите их в тексте.
(Пушкин так образно рисует город, что мы видим, как «Громады стройные
теснятся дворцов и башен…»,
«В гранит оделася Нева…», «Мосты повисли над водами…»
Выросла новая северная столица, перед которой померкла Москва,
«как перед новою царицей Порфироносная вдова».
Порфироносная вдова, т.е. носящая порфиру, царскую мантию.
- Каковы основные черты Петербурга у Пушкина?
(Основные черты Петербурга здесь «громадность» и «стройность»:
«Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…»,
«И ясны спящие громады
Пустынных улиц…»,
«Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной…»)
- Описывая Петербург, Пушкин использует различные средства
художественной выразительности. Найдите их.
(Пушкин использует эпитеты, называя Петербург словами «юный град,
полнощных стран краса и диво». «Полнощных» значит северных. Он говорит о
городе: «Вознёсся пышно, горделиво». У города «строгий, стройный вид»)
- Поэма говорит красками, ритмом и звуком. Для вступления характерны
«рокочущие» сочетания:
Громады стройные теснятся…
В гранит оделася Нева…
Твоих оград узор чугунный…
И ясны спящие громады
- Как называется этот приём?
(Аллитерация. Она поддерживает звуковой эффект. По словам поэта Брюсова,»
Пушкин вполне раскрывает своё искусство живописать звуками».)
- Каково же отношение Пушкина к Петербургу и в каких строчках оно
показано?
(Пушкин открыто выражает своё восхищение великим городом России:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Пушкин несколько раз повторяет слово «люблю». Он славит город как
торжество деяний Петра.)
- В каком стиле выдержан рассказ о Петре и «граде Петра»?
(Вступление написано высоким слогом в традициях ломоносовской оды. В
тексте есть славянизмы: «град», «полнощных», «блат» - болот, «лампада»,
«пламень», «сих», - которые придают торжественность речи.
В жанре оды обычно писали о событиях и делах государственного значения.)
XI. Вывод.
- Мы увидели, как мастерски рисует Пушкин образ Петра и его детище
Петербург во вступлении к поэме.
Поэтическая речь, выбранный автором жанр вступления к повести «Медный
всадник», его композиционное построение подчёркивают в образе Петра
государственную мудрость и патриотизм и подводят читателя к пониманию
основного конфликта повести – государства, олицетворённого в образе Петра,
а затем ожившего памятника «Медного всадника» и простого человека.
XII. Выразительное чтение вступления к поэме «Медный всадник»
учениками. (если есть время)
XIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок – одну из частей вступления.