Презентация "Художественный мир, характер ранней лирики В. Маяковского"
Подписи к слайдам:
Художественный мир, характер ранней лирики В. Маяковского.
1. Каковы основные особенности духовного мира поэта, как отражаются они в его творчестве?
2. Почему столь разноречивы и даже полярно противоположны оценки личности и творчества поэта?
3. Чем объяснить, что страстно влюбленный в жизнь, славивший революцию поэт сам поставил «точку пули в своем конце»?
«Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
«Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
А. В. Луначарский. Очерки русской литературы
революционного времени, 1923
«Еще чуть ли не юношей он заявил, что может быть „от мяса бешеный“ и может быть „безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах“.
Таким и остался. На всю жизнь. Быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, могущим в моменты особого драматического напряжения совершить неожиданный, даже роковой поступок. И в то же время — деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. И — уверенным в себе жизнестроителем. „Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу“. Эта фраза, сказанная Л. Ю. Брик, может служить поводом для размышления. Но это — не болезнь, это свойство натуры».
«Еще чуть ли не юношей он заявил, что может быть „от мяса бешеный“ и может быть „безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах“.
Таким и остался. На всю жизнь. Быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, могущим в моменты особого драматического напряжения совершить неожиданный, даже роковой поступок. И в то же время — деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. И — уверенным в себе жизнестроителем. „Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу“. Эта фраза, сказанная Л. Ю. Брик, может служить поводом для размышления. Но это — не болезнь, это свойство натуры».
Ал. Михайлов. Маяковский, 1988
«Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу — и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство — а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног...»
«Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу — и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство — а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног...»
Ю. Карабчиевский. Воскресение Маяковского, 1983
«Редкий поэт так жгуче, так нервно — до крика, до истерики — реагировал на время, как Маяковский. Он представляется какой-то гигантской наковальней, на которую бросают раскаленные глыбы дней. Как и другие люди его времени, он берет на себя все: от заурядных мелочей быта до глобальных проблем мироустройства. Ничего ведь не было готового, новое только грезилось и намечалось. Надо было дать этому новому победить в собственной душе, а потом уже вести за собою массу. Маяковский открывает несколько фронтов, на которых дает бой старому: публицистика, эстрада, критика, живопись, театр, поэзия, кино, общественно-бытовое поведение и т. д. И на всех фронтах он сражается со всей страстью и яростью, будто на реальном фронте...»
«Редкий поэт так жгуче, так нервно — до крика, до истерики — реагировал на время, как Маяковский. Он представляется какой-то гигантской наковальней, на которую бросают раскаленные глыбы дней. Как и другие люди его времени, он берет на себя все: от заурядных мелочей быта до глобальных проблем мироустройства. Ничего ведь не было готового, новое только грезилось и намечалось. Надо было дать этому новому победить в собственной душе, а потом уже вести за собою массу. Маяковский открывает несколько фронтов, на которых дает бой старому: публицистика, эстрада, критика, живопись, театр, поэзия, кино, общественно-бытовое поведение и т. д. И на всех фронтах он сражается со всей страстью и яростью, будто на реальном фронте...»
В. М. Акаткин. Романтика разрушения, 1998
«Особенности лирики В.В.Маяковского».
- Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
- В центре его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной.
- С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
- Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
- Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».
- Словотворчество, авторские неологизмы (окказионализмы), необычные метафоры.
- Маяковский – необычный реформатор в области рифмы.
- В поэме „Облако в штанах“ средством переключения повествования из одного аспекта в другой служат подчеркнуто острые контрасты образов и чувств. От символического образа возмущенного, „ограбленного“ бога, идущего в окружении архангелов-меченосцев, — к подчеркнуто грубому: „А улица присела и заорала: „Идемте жрать!“, от горького признания („видели, как собака бьющую руку лижет“) — к пророческим строфам о близости революции, от минутного ощущения счастья, бенгальской яркости — к страшному отчаянию, от яростного взрыва („я тебя, пропахшего ладаном, раскрою, отсюда до Аляски“) — к гордому: „Снимите шляпу! Я иду!“ — таков путь поэтической мысли, ее метания... И каждый такой контраст, каждый такой поворот мысли и чувства обнажает еще одну грань души поэта, одинокой в чуждом, враждебном ей мире, но сумевшей вобрать в себя боль и муку, надежды и отчаяние всех, кто так же одинок, как она, и так же страстно хочет верить в грядущее освобождение и возмездие...»
- Н. Калитин. Крик тысячедневных мук, 1967
- Анализ стихотворений 1 группа: «Нате» 2 группа: «Послушайте» 3 группа: «Скрипка и немножко нервно»
- Основной конфликт ранних произведений
- Ранимость и чуткость поэтической души
- Лирический герой раннего Маяковского
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ |
|
- Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?
- Послереволюционное творчество В. Маяковского в «Окопах сатиры РОСТА»
- Пьеса «Клоп». Замысел и основная тема. Сюжет и герои.
- Пьеса «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности.
- Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Левый марш» (3 уч-ся)
- История создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся)
- Последняя любовь и последние часы жизни В. Маяковского 7) Выразительное чтение стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся)
- Выучить наизусть стихотворения С.Есенина:
- Одно из цикла «Любовь хулигана»
- «Низкий дом с голубыми ставнями»
- «Письмо к женщине» или «Собаке Качалова»
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
- «Письмо к матери»
- «Отговорила роща золотая…», или «Не жалею, не зову, не плачу», или «Мы теперь уходим понемногу…»
Литература - еще материалы к урокам:
- План сочинения Любовь в романе "Обломов"
- Презентация "Живая Классика 2016"
- Презентация "Лирика любви в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
- Презентация "А.П. Чехов в Таганроге" 7 класс
- Презентация "ПОЭЗИЯ ДОБРОТЫ" К 110-летию со дня рождения Агнии Львовны БАРТО
- Презентация "Имена писателей и поэтов на карте района"