Конспект урока "Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши" 6 класс

Урок литературы
по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша».
Тема урока: «Русский национальный характер, воплощённый в образе
Левши».
Класс: 6
Форма проведения урока: урок-беседа с элементами индивидуального и
дифференцированного обучения (сдвоенный урок – 90 минут).
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12
г.Ноябрьск ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна
Цели и задачи урока:
- развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать
текст, выстраивать художественный пересказ эпизодов;
- осмыслить идейно-художественное содержание сказа, своеобразие
изображения Лесковым особенностей русского характера, проникнуться
гордостью за талант простого русского человека;
- раскрыть талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого
русского человека, увидеть авторское отношение к персонажам
произведения;
- проанализировать составляющие понятия «русский национальный
характер»: доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие,
вера, «человечкина душа»:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма школьников через
чтение и анализ художественного текста; чувства гордости за русского
талантливого человека, чувства сострадания, любви к людям, окружающему
миру.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран со слайдами
презентации, кадры из мультипликационного фильма «Левша», наглядная
информация (Интернет-ресурсы), портрет Н. С. Лескова; выставка книг Н.С.
Лескова, иллюстрации Н Кузьмина и Кукрыниксов к «Левше», эпиграф.
Ход урока:
«…там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".
Н.С. Лесков
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с Вами обращаемся к произведению одного из
интереснейших русских писателей сказу «Левша» Николая Семёновича
Лескова. Обратимся к биографии Н. С. Лескова.
Заслушивается сообщение ученика о биографии и творчестве Н.С.Лескова
(индивидуальное задание с презентацией и историческими данными). За год
до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова.
Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в
Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило
сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил
поэтические строки: «Из черной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными
лицо Лескова, Как затаенная гроза,В изображенье умного Серова. )
Сообщение об исторической основе сказа, реальных лицах.
(Индивидуальное задание)
Тула древний город, город мастеров-оружейников, родина русского
самовара…..первое упоминание о котором в летописи относится к 1146 г.
Уже с конца XVI в. тульские воеводы регулярно раздают им заказы как на
починку доспехов и оружия, так и на выделку новых. Скоро тульская
оружейная работа стала славиться по всей стране.
Петр I организовал крупное оружейное производство и повелел оружейникам
«...жить на Туле за рекой Упой в казенной кузнецкой слободе». Царь
буквально заставил Тулу увеличить производство оружия во много раз.
Имена тульских оружейников С. И. Мосина, В. А. Дегтярева, Н. Ф.
Макарова, И. Я. Стечкина сегодня известны не только в России, но и во всем
мире.
В Отечественной войне 1812 г. Тула и туляки сыграли заметную роль.
Тульские оружейники изготовили 600 тысяч ружей для русской армии. В
губернии было сформировано Тульское народное ополчение, принявшее
участие в боевых действиях по защите Отечества, а затем и в заграничном
походе. Во время Крымской войны 1853-1855 гг. туляки также снабжали
русскую армию оружием.
Действие сказа происходит в России и в Англии вскоре после войны с
Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка
Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается
восстание декабристов 1825года, названное «смятением». Реальные
личности: Граф Нессельроде министр иностранных дел с 1822 1856 г.,
Князь Чернышёв Александр Иванович (1786-1857) военный министр,
Граф Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) министр путей
сообщения,
император Александр Павлович, император Николай Павлович, Матвей
Иванович Платов, граф (1751 -1818) атаман донских казаков, генерал от
кавалерии, участник войны 1812 года. После заключения мира сопровождал
АлександраI в Лондон.
Граф Нессельроде (Кисельвроде) - велел левшу обмыть и в кафтан
нарядить, словно чин есть. Князь Чернышёв -пригрозил Мартын-
Сольскому за то, что тот просил довести до государя секрет левши о чистке
ружей.
Граф Клейнмихель - за слова о «душе человечкиной» выгнал английского
полушкипера вон. Александр Павлович русский царь, ценивший
европейцев вместо русских.
Николай Павлович русский царь, доверявший русским, по мнению
рассказчика. Знал, что русские его не обманут. Матвей Иванович Платов –
донской казак.
- Перед нами сказ Н.С. Лескова «Левша». Замысел "Левши" возник из
поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", или
эта пословица в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали".
Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников,
которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле
видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз. На первых
уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему.
2. Работа с литературоведческими терминами.
- Каковы тема, идея и проблема произведения? (Тема: о тульском умельце,
талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за
Россию, её умельцев. Проблема: гибель талантов в России.)
Определение жанра произведения.
- Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в
пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов Медной горы Хозяйка).
- Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это
автор и рассказчик).
- А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово Сказ.
- Что это такое? Как вы определили жанр сказа?
(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него
характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со
сказочно-фантастическим миром фольклора).
- Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в
свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица
рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя).
- Кем мог быть рассказчик, повествователь?
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его
речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для
фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов
- показаны с точки зрения простолюдина.)
- Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор
склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по
отношению к Платову. Как?
(Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за
тугаментом и не вступился потом, когда Левшу не приняли без тугамента в
больнице).
Вспоминаются и даются записанные на доске литературные термины:
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением
или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
3. Разминка по содержанию текста (вопрос-ответ) на внимательность
чтения.
1. С какой буквы автор пишет слово “Левша”?
2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)
3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)
4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”.)
5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)
4. Работа по тексту.
- Сегодня мы с Вами раскроем раскрыть талант и мастерство героя,
патриотизм и талантливость простого русского человека, увидим авторское
отношение к персонажам произведения, проанализируем составляющие
понятия «русский национальный характер»: доброта, патриотизм,
сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа».
Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая
дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний,
интересам, способностям, темпу усвоения материала).
1 группа
1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши:
преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного
достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная
невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).
евша неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами,
одетый, как нищий не боится идти к государю, так как уверен в своей
правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять
военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в
Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы
продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя
воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно
повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися
склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя
вызывает уважение англичан.)
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: него хоть и
шуба овечкина, так душа человечкина"?
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
2 группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал,
ставню захлопнул и за своё дело принялся".
Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а
озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот
разорван; но ничего, не конфузится".
В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми
подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".
Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только
своему отечеству верно преданные".
Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род
помешательства достать".
Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера
1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить";
2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же
точно должны верить и питомцы";
3. "вера у нас полнее")
3 группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в
тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или
сказитель?
3. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"?
(доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера,
"человечкина душа").
4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а
затем Платова (цитаты можно записать) 1-10 главы.
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые
междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать
ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что
государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые
молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, —
и чем-нибудь отведет».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана
русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».
«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут все могут сделать, но
только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все
другие правила жизни, науки и продовольствия…»
4 группа
1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко
отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2.
Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации
(подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие
особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы,
диалоги, концовка; словотворчество.)
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды,
мелкоскоп микроскоп, преламут перламутр, пубель пудель, тугамент
документ и т.д.
3. . Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а
затем Платова (цитаты можно записать) – 11-14 главы.
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не
проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия
сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас
ко мне сюда этого оружейника».
« Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите,
пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не
могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не
предвозвышались».
«Сиди, — говорит, здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за
всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и
весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам
тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать
так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за
волосья отодрал».
5 группа
1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев:
царя Николая Павловича, Платова, левшу.
2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.
3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к
иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана
Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните
следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите
внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково
отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
(Кукрыниксы -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича
Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая
Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к
сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их
иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются
нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в
изображении героев.
6 группа
1. Какова проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать
начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел
самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь
удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской
казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему
хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что
государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые
молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть",
и чем-нибудь отведет".
2. Какова идея сказа?
Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И
кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ.
Левша тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак
Платов. Не случайно они оба не имеют семьи служение Отечеству и делу
своему для них превыше всего.
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным
ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем
иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и
культуре.
Проверка работы групп.
5. Выводы:
- Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы
не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?
(Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой"
душа народа, его совесть, олицетворение народного таланта, собирательный
образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный
мастер, на нем держится Россия. Левша - это символ русского
народа.(Обратить внимание обучающихся на эпиграф к уроку)
Так какие же черты русского национального характера воплощены в Левше?
(Поразительные способности русского народа, истинный патриотизм,
доброта, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера и в то же время
невежество, ограничившее его возможности).
6. Выставление отметок за урок (аргументированно).
- А закончить наш сегодняшний урок мне хочется следующим образом. В
современном мире тоже встречаются левши – искусные мастера, которые
могут делать чудесные вещи. Давайте с ними познакомимся. Юрий Деулин:
из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав
рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку,
прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки. Художник и
архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с
детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Коненко имеет в своем
арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки 12
миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе
железную дорогу, по которой движется поезд. Книга сделана из лепестков
роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые
произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37-ти страницах-
лепестках... Московский умелец Николай Алдонин решил пойти дальше
героя Лескова, подковавшего блоху. Он смастерил для блохи удобное
транспортное средство. Двухмиллиметровый велосипед умещается на
кончике иглы. Танк Т-34 по праву можно назвать чудом микротехники. Для
его создания понадобилось около 250 деталей.
Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который
занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших
микроминиатюристов России. Он трижды подковывал настоящих блох. В
обычной жизни он занимается научной работой. Сегодня в его коллекции
можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе
макового зернышка. Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя
Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв. (м/ф «Левша»
кадр).
Русская земля славилась и будет славиться своими мастерами. Так
получилось, что у тульского мастера не было имени, а только прозвище
левша. Но он воплотил в себе все черты русского народа и стал его
символом, символом человека-труженика и патриота. А в Туле создали
памятник левше. В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил
трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости,
недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского
народа.
7. Домашнее задание.
1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.
2. Написать отзыв о сказе (1-2 группы)
3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами». (3-6 группы)
4. Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".
Использованная литература:
1. Лесков Н.С. Избранное. – Самара: «Самар. Дом печати», 1996 – 608 с.
2. Караулов Ю. Н., Гл. ред. Русский язык: Энциклопедия / М.: Большая
Российская Энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 283 284.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю.
Шведовой. М.: Рус. яз., 1990.
4. Фурсова А.А. "Иллюстрации к сказу Н.С.Лескова "Левша" // Литература в
школе. - 2005. - № 10. - С. 34.
Самоанализ урока:
Самоанализ урока литературы
по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша».
Тема урока: «Русский национальный характер, воплощённый в образе
Левши».
Класс: 6
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением
произведений художественной литературы, героями которых являются люди
творческие, трудолюбивые и неординарные. Данный урок проводился в
общеобразовательном классе среднего уровня обученности и являлся
заключительным уроком по изучению сказа Н.С. Лескова «Левша». На
предыдущих занятиях проводилось чтение, изучение и подробный анализ
текста сказа. Последний урок - это размышление над нравственными
проблемами произведения, над характерами и поступками героев.
Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном
опыте учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-беседа с элементами индивидуального и
дифференцированного обучения (сдвоенный урок – 90 минут).
Цели урока:
- развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать
текст, выстраивать художественный пересказ эпизодов;
- осмыслить идейно-художественное содержание сказа, своеобразие
изображения Лесковым особенностей русского характера, проникнуться
гордостью за талант простого русского человека;
- раскрыть талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого
русского человека, увидеть авторское отношение к персонажам
произведения;
- проанализировать составляющие понятия «русский национальный
характер»: доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие,
вера, «человечкина душа»:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма школьников через
чтение и анализ художественного текста; чувства гордости за русского
талантливого человека, чувства сострадания, любви к людям, окружающему
миру;
- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные
законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать
людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;
- создать условия для формирования умения анализировать текст с точки
зрения идейного содержания и нравственной проблематики;
- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек
зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.
Для достижения целей урока мною использовалась технология
дифференцированного обучения (уровневая дифференциация: обучающиеся
делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу
усвоения материала), технология развития критического мышления
(развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный
личный опыт и осмысление этой информации с целью
самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная
презентация). Для развития у школьников способности понять проблематику
произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию
другого человека и выразить собственное мнение считала эффективным
метод эмпатии (вживания), «вчувствования» человека в состояние другого
объекта. Методы синектики и «мозгового штурма», развивающие
креативность мышления, поиск нестандартных путей решения проблемы,
применяла для разностороннего анализа поступков героев, для обогащения
творческого и личностного опыта учеников. Методом дискуссии
воспользовалась с целью предоставления обучающимся возможностей для
поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и
в отношении к себе.
На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу
психологического комфорта системой поощрения работы учеников,
созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия
положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной
деятельности. На основе личных ассоциаций, вспомогательного материала
формировала умение детей ставить перед собой цель и выстраивать алгоритм
действий для ее достижения, осуществлять поиск и отбор нужной
информации, формулировать свою позицию, строить понятные для
собеседника высказывания. Для организации индивидуально-творческой
работы использовала групповую форму обсуждения вопросов,
самостоятельную работу составление цитатного плана, рассказ о герое,
элементы дискуссии.
Эмоциональным центром занятия было раскрытие таланта и мастерства
героя, патриотизм и талантливость простого русского человека, анализ
авторского отношения к персонажам произведения, раскрытие смысла
составляющих понятия «русский национальный характер»: доброта,
патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина
душа».
Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить
свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь призму
собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально
значимый опыт жизни.
Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения
(оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока),
взаимооценки (при работе в группах), самооценки.
Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.
Личностные УУД:
- иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
- формировать познавательную и социальную мотивацию;
- давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения
моральной нормы;
- стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и
неудач в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
- планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;
- прогнозировать и оценивать поступки героев художественного
произведения в соответствии с ситуацией;
- устанавливать последовательность событий в тексте;
Познавательные УУД:
- выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между
ними;
- формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации,
находить нужную информацию с помощью текста;
- формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать
способы их решения;
- классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять
главную информацию, аргументировать общие признаки;
- создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной
форме.
Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить
понятные для собеседника высказывания;
- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
1 группа
1. Назовите основные качества характера Левши.
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: него хоть и шуба
овечкина, так душа человечкина"?
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
2 группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню
захлопнул и за своё дело принялся".
Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик
старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не
конфузится".
В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки
забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".
Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству
верно преданные".
Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства
достать".
Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
3 группа
1. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта,
патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").
2. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова
(цитаты можно записать) – 1-10 главы.
4 группа
1. Назовите основные черты сказа.
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп
микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.
3. . Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова
(цитаты можно записать) – 11-14 главы.
5 группа
1. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к
иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с
туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как
каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к
изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
(Кукрыниксы -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова
(1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича
Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены
золотой медалью Академии художеств СССР).
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям
присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций
фигур, заострённостью деталей в изображении героев.
6 группа
1. Какова проблематика данного сказа?
2. Какова идея сказа?
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
1 группа
1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши:
преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного
достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная
невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).
(Левша неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами,
одетый, как нищий не боится идти к государю, так как уверен в своей
правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять
военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в
Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы
продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя
воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно
повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися
склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя
вызывает уважение англичан.)
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: него хоть и
шуба овечкина, так душа человечкина"?
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
2 группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал,
ставню захлопнул и за своё дело принялся".
Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а
озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот
разорван; но ничего, не конфузится".
В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми
подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".
Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только
своему отечеству верно преданные".
Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род
помешательства достать".
Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера
1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить";
2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же
точно должны верить и питомцы";
3. "вера у нас полнее")
3 группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в
тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или
сказитель?
3. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"?
(доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера,
"человечкина душа").
4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а
затем Платова (цитаты можно записать) – 1-10 главы.
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые
междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать
ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что
государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые
молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, —
и чем-нибудь отведет».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана
русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».
«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут все могут сделать, но
только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все
другие правила жизни, науки и продовольствия…»
4 группа
1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко
отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2.
Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации
(подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие
особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы,
диалоги, концовка; словотворчество.)
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды,
мелкоскоп микроскоп, преламут перламутр, пубель пудель, тугамент
документ и т.д.
3. . Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а
затем Платова (цитаты можно записать) – 11-14 главы.
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не
проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия
сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас
ко мне сюда этого оружейника».
« Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите,
пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не
могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не
предвозвышались».
«Сиди, — говорит, здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за
всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и
весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам
тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать
так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за
волосья отодрал».
5 группа
1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев:
царя Николая Павловича, Платова, левшу.
2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.
3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к
иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана
Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните
следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите
внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково
отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
(Кукрыниксы -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича
Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая
Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к
сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их
иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются
нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в
изображении героев.
6 группа
1. Какова проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать
начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел
самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь
удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской
казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему
хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что
государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые
молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть",
и чем-нибудь отведет".
2. Какова идея сказа?
Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И
кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ.
Левша тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак
Платов. Не случайно они оба не имеют семьи служение Отечеству и делу
своему для них превыше всего.
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным
ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем
иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и
культуре.