Анализ стихотворения на уроках литературы. А. Блок «Незнакомка»

Анализ стихотворения на уроках литературы.
А. Блок «Незнакомка».
Стихотворение А. Блока «Незнакомка» было написано в 1906 году, в
тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, его жизнь была
разрушена, он утратил все надежды и цели. Именно поэтому в
стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и
реальность. Его стихи пронизаны ощущением наступившего перелома.
В «Незнакомке» звучит целый ряд мотивов, характерных для поэзии
раннего А. Блока, но звучат они как-то необычно. Например, подчеркивается
время действия – вечер. Вечер в ранней лирике А. Блока - время
таинственное, время, когда душа трепещет в ожидании Прекрасной Дамы.
Слово «вечер» в строке стоит рядом со словом «рестораны», и трудно в этом
пространстве представить себе Прекрасную Даму.
Дамы в стихотворении тоже есть («Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки»), но они не прекрасные.
Место действия у Блока не просто ресторан, а ресторан как вся грязь и
пошлость большого города, которая сконцентрирована в одном месте.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
«Тлетворный дух» - это не только о воздухе. Здесь говорится об
атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и
тупой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни.
Последующие три строфы подчеркивают дисгармонию мира.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
Луна не названа, вместо нее плоский диск, не плывущий в
благоуханной синеве, а грубо нарисованный на картонном небе, похожий на
вывеску кабака.
Вечер, Прекрасная Дама, Луна - все это существует в ином, идеальном
мире. Раньше поэт и жил в нем, полностью отвлекаясь от реальности, от
«страшного мира». И мир идеальный, опрокинутый в эту повседневную,
обыденную реальность, не может не исказиться. Боль этого искажения и
переживается в стихотворении.
Но надо что-то делать с этой болью. Здесь появляется Незнакомка. На
первый взгляд, сфера ее существования - «страшный мир», обыденность.
Каждый вечер, когда уже невозможно ни вынести реальность, ни
забыться, повторяется странное видение. Туманное окно заставляет
восприятие двоиться: то ли правда, то ли сон.
Тонкий аромат духов контрастирует с тяжелым духом кабака,
незнакомка «дышит туманами», которые напоминают и о туманном,
неземном счастье, и о туманах свежего поля
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но чем более вглядывается в нее поэт, тем неосязаемее, бесплотнее
этот мир становится. В конце концов возникает сомнение: а действительно
ли поэт видит Незнакомку? Может быть, он видит что-то другое?
Перья не черные, они траурные, опять двойственное восприятие. В
реальности может быть обычный траур по кому-то, в поэтическом видении -
это траур по всей неудавшейся, нереализованной жизни.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Прекрасная Дама полностью перешла во внутреннюю реальность
поэта. В этой внутренней реальности она преобразилась до неузнаваемости,
также, как и весь «страшный мир». И такая способность преобразования,
творческой перестройки реальности - действительно «сокровище», дар,
жизненно необходимый для поэта.
За вуалью опять не конкретное лицо с определенными и, может быть,
вполне заурядными чертами, а другой мир, тот, в котором нужны поэты, в
котором есть любовь и свет. Этот мир по-новому опьяняет Блока, тем
«новым вином» знания, о котором говорится в Новом Завете.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В финальном четверостишии рифмуются, то есть приравниваются друг
к другу, слова «сокровище» и «чудовище». Творческое преобразующее
видение действительно может превратить чудовище в сокровище. Чувство
счастливого избранничества приводит поэта к мысли, что единственное
сокровище спрятано в душе, и только обладатель может воспользоваться им
или навсегда скрыть от посторонних глаз.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Поиски мистических тайн в высшем мире сменяются острым чувством
реальности, пониманием того, что, как говорил Достоевский, «нет ничего
более фантастического и странного, чем действительность».
Блок - неоромантик и символист - проводит резкую черту,
раскалывающую мир, но и объединяющую две его стороны, пошлую и
горькую рутину и высокий, запредельный смысл, скрытую от беглого взгляда
цель существования людей. Вершиной романтического двоемирия и
открытия мистической стороны повседневности стало написанное
стихотворение «Незнакомка».
Е.Л.Сергутина