Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы

Комплексный анализ текста
на уроках русского языка и литературы
Современное информационное пространство требует от
человека высокой языковой подготовленности, развитой речи, умения
осмыслять услышанное и прочитанное. В этой связи особое место в
формировании речевой компетентности учащихся принадлежит различным
видам деятельности, направленным на текст.
Текст содержательно-смысловое, композиционное и языковое
единство, к изучению которого можно подходить как целостно, так и
разноаспектно. Направленность приемов на анализ-синтез какой-либо одной
стороны высказывания или всего текста в целом позволяет
систематизировать знания учащихся по всем разделам языкознания.
Необходимо научить учащихся понимать смысловую нагруженность текста,
оценивать форму исходного текста, уметь выражать свое отношение к
содержанию текста, к поднятым проблемам, формулировать свою позицию,
строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно
стройным и цельным. Важно научить рецензировать собственный текст,
чтобы учащиеся создавали творческие работы.
В широком понимании текст является произведением словесности.
Возникает он в результате употребления языка и характеризуется именно
этим обстоятельством. Л. В. Щерба определил текст как «совокупность всего
говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или
другую эпоху жизни данной общественной группы».
Основные признаки текста:
выраженность: невыраженного текста не может быть, он всегда
написан, произнесен или напечатан. Выраженность является одним из
главных признаков текста. Поэтому текст принадлежит области
языкового употребления. В соответствии с требованиями языкового
общения в тексте происходит реализация выбора и организации
языковых средств. По словам С.С. Аверинцева, «текст во всей
совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей выступает
как исходная реальность филологии»;
связность: все языковые средства, которые образуют текст,
связаны между собой;
ограниченность: у каждого текста есть четкие границы, он отграничен
от других текстов и от всего материала словесности, который остается
за его пределами;
упорядоченность: все части текста, смысловые и содержательные
стороны, языковые единицы – все, что образует текст, всегда
организовано и упорядочено;
цельность: текст представляет собой единое целое в отношении
содержания. Любой текст отвечает требованиям цельности: он должен
быть посвящен одной теме, а информация, которая находится в нем,
должна раскрывать эту тему (Г. О. Винокур: «предмет стилистики
состоит из соединения отдельных членов языковой структуры в одно и
качественно новое целое»).
Итак, цель работы с текстом — научить учащихся чувствовать слово,
думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным
словом, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного
языка. Важно научить школьников правилам, технологии построения текста
на примере классической литературы.
Главная задача языкового образования – формирование коммуникативной
компетенции. Поскольку текст высшая единица коммуникации, учить
анализировать структуру, содержание, форму текста, правильно его
интерпретировать и развивать умение создавать собственный текст – задача
учителя.
Комплексная работа с текстом используется для совершенствования
языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся:
-лингвистическая компетенция, то есть умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, то есть практическое владение родным языком,
его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, то есть умение воспринимать чужую
речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, то есть умение осуществлять анализ,
синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к
разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие
постепенно углубляется: работа с текстом становится событием,
пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых
учеников знакомство с текстом на уроке заставляет иначе воспринимать
самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.
Если текст на уроке русского языка и литературы создает
развивающую речевую среду, способную приобщать читающих к
национальной культуре, то значимым в тексте и в том, как организована
работа с ним, становится абсолютно все. Например, как общеизвестно,
нельзя давать обучающимся задание, связанное с выразительным чтением,
если предлагается текст с пропущенными буквами или без знаков
препинания. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию
смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае
усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры.
Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями
произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое
постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы
анализа произведений, основывающиеся на типологических свойствах
жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть
случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче
впечатления или пересказу. Вот один из вариантов схемы анализа
художественного текста:
Анализ художественного произведения
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения;
проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный
образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей,
система образов-персонажей/;
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить особенности функционирования в данном произведении
литературы изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной
книге, при этом в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев
произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов.
Анализ стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим.
Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да —
благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из
стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно
эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными,
выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно
эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или
фонетически (по ассоциациям или по звукам).
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении
развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль
первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить
стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и
будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или
адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия,
ода, басня, баллада).
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола,
антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания,
значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в
творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это
стихотворение с творчеством другого поэта.
Анализ стихотворения (речевые клише)
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение.
Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении
стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Звучание стихотворения определяет…ритм.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся
звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор
создает нам возможность увидеть (услышать)….
Используя…, поэт создает образ.
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Учитывая все аспекты внутреннего содержания текста как языковой
единицы и его неисчерпаемый ресурс как средства формирования речевой
компетентности, хочу поделиться некоторыми собственными наработками.
На уроках обучающиеся работают с текстами выдающихся мастеров слова.
Исследование художественных текстов предполагает работу с различной
справочной литературой, Интернетом. Так, например, на уроках русского
языка я предлагаю обучающимся работать с разными по характеру и
«исполнению» текстами: и прозаическими, и стихотворными. Вот один из
вариантов работы с прозаическим текстом.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (Глава IV)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась
для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я
принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузьмич,
вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и
простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что
согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы
смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и
своим домком. Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы
познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку.
Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану
Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал,
будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не
имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой
крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по
собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы
все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них,
дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение
креста. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во
мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в
переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у
коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда
являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою
вестовщицею во всем околотке. С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я
каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее
приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не
нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества
в крепости не было, но я другого и не желал.
Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие
царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван внезапным
междуусобием.
Анализ
Данный фрагмент повести А. С. Пушкина является
повествовательным. Представлен монолог от первого лица. Речь других
участников действия в отрывке отсутствует. Главный герой рассказывает о
событиях своей жизни в определенный промежуток времени, а также о
вызванных ими впечатлениях и чувствах. Связь между абзацами текста
параллельная.
В первом абзаце рассказчик говорит про впечатления от Белогорской
крепости, описывает своих хозяев и отношения с ними – Ивана Кузьмича, его
жену Василису Егоровну и их дочь Марью Ивановну, - кратко, но объемно,
позволяя читателю создать вполне живой образ даже на основе этих фактов.
Подводя краткий итог своим наблюдениям, он вскользь упоминает уже
знакомого читателю Швабрина, бросая на него легкую «тень», как он – на
Василису Егоровну, персонажа повести. Предложения связаны цепной
связью.
Во втором абзаце предложения связаны цепной связью. Автор открывает
нам больше о главном герое его же устами и глазами. Он говорит о своем
повседневном быте, становится понятна его любовь к чтению и
сочинительству, что как бы приближает рассказчика к своему создателю,
автору. Имеет место и небольшой иронический момент: безуспешные учения
солдат и описание их «дремучести» через излишнюю набожность, видимо,
осуждаемую как рассказчиком, так и автором текста. Предложение «Обедал
почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда
вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной,
первою вестовщицею во всем околотке» не указывает лицо, так как
предложения до и после этого в качестве подлежащего имеют местоимение
«я» и лицо очевидно. Здесь, упоминая Швабрина, автор использует
инициалы, что придает оттенок пренебрежения и одновременно отдаления
героев (а не дружеской фамильярности при обращении просто фамилией).
В третьем абзаце предложения связаны между собой цепной связью, что
является признаком повествования.
Использованы общеупотребительные слова и слова, объединенные
военной тематикой (комендант, крепость, смотры, учения, караулы,
гарнизон, офицер, поручик, крепость). Особенностью является сочетание
книжной и разговорной лексики. Лексическая составляющая текста
подчеркнута архаизмами (дичиться – пугаться (совр.), вестовщица –
сплетница, околоток – окрестность, охота - здесь «желание»), устаревшими
формами слов (окончание –ию, -ою и т.д.), жаргонизмами и
профессионализмами (особенно касающимися военной службы: комендант,
крепость, смотры, учения, караулы, гарнизон, офицер, поручик, крепость).
Автор также использовал сочетания «богоспасаемая крепость», «всегдашние
шутки», формы слов «домком» (т.е. небольшим домом), «кривой поручик»
(описание внешности), «незаметным образом» (т.е. незаметно), обращая
внимание на особенности речи и характера рассказчика. Тропы «принят как
родной» (сравнение – словно родственник), «доброе семейство»
(согласованный эпитет качества – добропорядочное, хорошее), «колкие
замечания» (согласованный эпитет – задевающие за живое по своему
содержанию) и т.д. обнажают богатую индивидуальную речь рассказчика.
Повтор слова «другого» в предложении «Другого общества в крепости не
было, но я другого и не желал» наводит на мысль о двусмысленности
высказывания: скорее всего, рассказчик не желал другого не только
касательно общества, но и жизни в целом, о чем нечаянно упоминает сразу
после имени Марьи Ивановны.
Инверсия в большинстве случаев является особенностью речи
времени рассказчика. Перед союзом «но» автор использует точку с запятой в
следующих предложениях:
1. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным
образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу,
кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он
был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени
правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
2. С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу
беседа его становилась для меня менее приятною.
Это сделано для того, чтобы сохранить обе мысли в одном предложении, не
разбивая его на два, что, очевидно, казалось для автора важным. При этом в
предложения «Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости» и « Но мир
был прерван внезапным междуусобием» намеренно разбиты. Подобный
прием придает особое значение второму предложению, которого не было бы,
будь оно просто частью первого, выделяя его.
Проведя стилистический анализ, мы пришли к выводу, что в данном отрывке
представлен текст художественного стиля.
Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое
произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно
внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это
удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот
доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие
особенности. Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем
и только потом уже анализировать и обобщать его содержание.
В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение «надо сперва
перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».
Таким образом, текстологический подход к преподаванию русского
языка позволяет осуществить многоаспектный анализ текста: проведя анализ
текста в комплексе, исследуя различные уровни словесного «воплощения»,
ученик постепенно начинает чувствовать слово, думать над словом, искать
его истинный смысл, выражать свою индивидуальность – себя – в слове.
Овладевая художественным языком, учащийся начинает не только
воспринимать образность художественного текста, но и совершенствовать
свою речь. Чем глубже и шире читательский опыт, тем больше сторон
открывается учащимся в художественном тексте. Так при анализе ученики
овладевают главным – искусством быть читателем. Опыт показывает: такая
комплексная работа с текстом позволяет расширить круг знаний учащихся,
углубить понимание текста. Целенаправленная работа с учащимися по
определению проблематики текста и формированию навыков
комментирования поможет избежать типичных ошибок и существенно
повысит как уровень владения языком, так и речевую компетентность.