Презентация "Комплексный анализ художественного текста"

Подписи к слайдам:
Комплексный анализ художественного текста.
  • Панфилова Л.В.
  • МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА»
К.Д. Ушинский
  • « Одна из важнейших задач школы – приучить дитя к разумной беседе с книгой.»
Главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. "такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного". Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:
  • 1) введение детей через литературу в мир нравственных ценностей; 2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.
Уровни восприятия произведения с точки зрения способности или не способности учащихся выполнять виды читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту).
  • Фрагментарный уровень.
  • У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании может быть достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить.
  • При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.
Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. Мотивы поведения персонажей, объясняют своим житейским представлением . Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону. Уровень ''героя'' Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией. Дети обладают развитым воображением. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей. Уровень ''идеи''. Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали. Осмысление учащимися литературного текста. Этапы и приемы работы.
  • 1. Подготовка к чтению. Введение в тему
  • 2. Первичное целостное восприятие произведения. (Беседа, слово учителя)
  • 3.Проверка первичного восприятия. (Чтение вслух1-2 класс. Чтение про себя 3-4 класс)
  • 4. I ступень анализа –понимание фактического содержания (Ответы на вопросы, чтение с комментариями учителя.)
  • 5 .II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. ( Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению).
  • 6 .Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе, т.е целостное осмысление идейно-образной стороны произведения. (Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.)
План рассказа о герое.
  • 1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
  • 2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
  • 3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  • 4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
  • 5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
  • 6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
  • 7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
  • 8. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
План работы над стихотворением.
  • 1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
  • 2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
  • 3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?
  • 4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
  • 5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
  • 6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
  • 7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
  • 8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
  • 9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
План анализа рассказа.
  • Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
  • Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
  • · повествование (рассказывает);
  • · описание (показывает);
  • · рассуждение (доказывает).
  • 3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
  • 4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
  • 5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
  • 6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
  • 7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор? 9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу). 10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем? 11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил? План анализа сказки.
  • 1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
  • 2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
  • 3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  • 4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  • 5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  • 6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  • 7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
  • 8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
План анализа басни.
  • Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
  • Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
  • Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
  • Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
  • Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
  • Перечисли основные черты характера главных героев басни.
  • Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
  • Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
  • Прочитай басню по ролям.
  • Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
Отзыв о прочитанной книге.
  • Автор книги.
  • Название книги.
  • Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
  • Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
  • Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
  • Чему научила тебя эта книга? О чем заставила задуматься?
Контрольная работа по теме: «Стихи Н.А. Некрасова».
  • 1. В чем особенность каждого из трех произведений Н.А. Некрасова:
  • "Генерал Топтыгин"; "Мороз, Красный нос"; "Дедушка Мазай и зайцы"?
  • 2. Опиши черты характера деда Мазая и Мороза, доказывая эти качества примерами из текста.
  • 3. Закончи следующие строки из стихотворений:
  • а) "Нагоняет ямщичок..."; б) "Ладит вывернуть кольцо, Вот и встала тройка..."; в) "И яркое солнце играет..."; г) "Задумаю – реки большие Надолго упрячу под..."; д) "Где шумные быстрые воды  Недавно свободно текли, Сегодня прошли пешеходы..."; е) "Уж под ними осталось...".
  • 4. Вспомни, в каких еще сказках тебе встречался Мороз?
Используемая литература.
  • 1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991.
  • 2. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: Магистр, 1993.
  • 3. Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Введение в поэтику. – СПб.: Специальная литература, 1996.
  • 11. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  • Первова Г.М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. – Начальная школа, 1996, № 5.
  • 4. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. – Начальная школа, 1991, № 7.
  • 5. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Контрольные работы в начальной школе. 1–3-е классы. – М.: Дрофа, 1996.
  • 6. Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение нач. школа. Тесты. – М.: Дрофа, 2000.
  • 7. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Родное слово. – М.: Космополис, 1994.
  • 8. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. М., 1993.
  • 9. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. – М.: ИЦ "Гарант", 1992.
  • 10. Авлова