Формирование читательской грамотности на уроках литературы в 5 – 6 классах

«Формирование читательской грамотности
на уроках литературы в 5 – 6 классах»
Автор: Буланова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Волжский
Утёс Шигонского района Самарской области
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
Э. Тоффлер
Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному
взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий
успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, в том числе
читательской компетентности. Разные авторы по-разному определяют понятие читательской
компетентности. Я считаю наиболее точным и емким определение С. В. Самыкиной: «Читательская
компетентность интегративная характеристика личности, которая складывается из знаниевой
компоненты ключающей овладение техникой чтения, формирование полноценного восприятия
художественного произведения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие),
деятельностной составляющей (наличие опыта деятельности, способности оперировать освоенными
знаниями, умениями в условиях исследовательской, творческой, интерпретационной и других видов
деятельности), а также личностного отношения к чтению литературы».
Структура понятия читательской компетентности представлена в таблице.
Читательская компетентность
Когнитивная компонента
Деятельностная компонента
Мотивационная
1.Техника чтения.
2.Уровень восприятия
художественного произведения.
3.Умение ориентироваться в
мире книг.
4.Речевое развитие.
Опыт участия в разных видах
деятельности:
-проектной,
- интерпретационной,
- творческой,
- издательской,
- исследовательской,
-деятельности по созданию
учебных материалов.
1.Интерес к чтению и занятиям,
связанным с литературой.
2. Понимание учеником целей
обращения к художественной
литературе.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Мы живем в условиях
изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся
важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему
технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее
значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
На уроках литературы я стараюсь в системе использовать технологию продуктивного чтения, которая
обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время
чтения и после чтения.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста.
2. Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических
ценностей; формирование эстетического вкуса.
4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие
творческих способностей детей.
5. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-
литературными понятиями.
Этапы работы с текстом. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель понимание текста и создание его читательской
интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого обеспечить полноценное восприятие
текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель корректировка читательской интерпретации в
соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого обеспечить углублённое восприятие и
понимание текста.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных
действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать
собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных
универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Ниже приведена подробная структура технологии продуктивного чтения.
Этап урока
Содержание
Деятельность детей
Организаци
онный
момент
1. Общая готовность
детей к уроку
2. Концентрация
внимания детей
3. Общий план
действий
1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя,
внимание.
3. Самоопределение:
знаю, что буду делать;
понимаю, хочу делать или
нет;
думаю, что могу сделать.
Этап I.
Работа
с текстом
до чтения
1. Проверка
домашнего задания
2. Актуализация
знаний, появление
темы, проблемы
урока
3. Антиципация
чтения
4. Появление целей
урока
1. Свободное владение
знакомым материалом. Умение
работать самостоятельно, по
цепочке, в парах и группах с
использованием ранее
изученного и освоенного
инструментария.
2. Умение зафиксировать
затруднение или удивление,
выразить их в речи,
самостоятельно
сформулировать тему урока.
3. Определение смысловой,
тематической, эмоциональной
направленности текста,
выделение его героев
(самостоятельное) по названию,
имени
автора, ключевым словам,
предшествующей тексту
иллюстрации, с опорой на
читательский опыт.
4. Принятие целей урока,
готовность к чтению и
обсуждению текста.
Этап II.
Работа
с текстом
вовремя
чтения
1. Первичное чтение
текста
1. Самостоятельное чтение
(или чтение слежение, чтение
слушание) в соответствии с
программными требованиями
к качеству чтения
2. Перечитывание
текста (в случае
необходимости)
3. Беседа по
содержанию в целом
(осмысленность чтения).
Наличие первичной
эмоциональной реакции на
текст, её адекватность тексту.
Умение
выразить свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений
о содержании и героях текста,
рефлексия: «Почему
прогноз оказался неточным?
Какой информации оказалось
недостаточно?» и т.д.
2. Умение включаться в диалог
с автором и с учителем,
отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст,
аргументировать
свою точку зрения.
Проявление внимания к
суждениям товарищей,
стремление найти и «разгадать»
авторские подсказки в тексте.
3. Умение отвечать развёрнуто,
используя элементы пересказа,
выразительного чтения. Умение
определять тему
текста.
Этап III.
Работа с
текстом
после
чтения
1. Концептуальная
беседа по тексту
2. Знакомство с
писателем.
3. Работа с
заглавием,
иллюстрациями.
4. Творческие
задания.
1. Участие в коллективной
дискуссии. Выдвижение
гипотез, формулирование
аргументов, контраргументов.
Умение корректировать,
изменять свою точку зрения.
Выделение основной идеи
текста, его концептуального
уровня (самостоятельное).
2. Умение дать характеристику
личности писателя на
основании прочитанного
(«Какой он?
Что его привлекает в мире,
в людях, а что отталкивает?
В чём особенность его взгляда
на мир?» и т.д.).
Корректировка своих
первоначальных представлений
о писателе.
Умение разводить понятия
«писатель (создатель)», «автор
(герой произведения)»,
«рассказчик/повествователь)».
Работа с дополнительными
источниками информации
(аппарат учебника, учебная
тетрадь, словарь и пр.).
3. Определение «характера»
заглавия: что оно отражает –
тему или идею.
Соотнесение текста с
иллюстрациями, сопоставление
своего взгляда на прочитанное
со
взглядом художника.
4. Выполнение (творческого)
задания (в том числе и в
учебной тетради)
самостоятельно, под
руководством учителя, в паре, в
группах.
Подведение
итогов урока
Оценка и рефлексия
собственной и коллективной
деятельности («Сегодня я
научился …», «Я ещё не очень
хорошо читаю выразительно,
мне надо …»).
Перечисление своих действий:
читали рассказ (ФИО автора)
«…» (название произведения)
и т.д. Демонстрация главного
итога: выразительное чтение,
интерпретация текста, ответ на
проблемный вопрос и пр.
Домашнее
задание
Творческое задание
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику
готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами
«додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых
условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником,
помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё
более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески
раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала,
частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе
анализа заранее подготовленных мною опорных фраз, школьники определяют цель урока, в результате
чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся
близкими и понятными им.
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам
предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на
жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного,
эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за
текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты,
эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей
структуре и организации. Рассмотрим, как данная технология может быть использована на уроке
литературы.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос
стихотворения.
1 этап. Определение темы урока. (Галерея портретов).
- Что можно сказать об этих людях? О чём будет произведение?
- Словарная работа (редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер и т. д.)
2 этап. Чтение «с карандашом».
- Кто рассказывает о сражении?
- Каким вы видите этого человека?
- Картины, поразившие вас.
Конверт «Качества главного героя»
3 этап.
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Почувствовали ли вы пафос стихотворения? С каким чувством он связан?
Обращение к ключевым словам и иллюстрациям
Работа в «Бортовом журнале»
1. - Известно, что Пушкин не завершил свой роман. При жизни роман не был издан. Название
«Дубровский» ему дали издатели по имени главного героя. А как бы ты озаглавил роман? Как его
закончил?
- Иногда сюжет эпического произведения дает возможность писателю запечатлевать картину
современного ему мира. Проведи заочную экскурсию по Покровскому, усадьбе Тороекурова.
Опирайся при подготовке на следующие вопросы.
- Где и когда происходит действие?
- Что и как описывает автор?
- Каковы особенности быта того времени?
- Кого из героев и как изображает писатель?
- Какие факты, детали говорят о нравах хозяина усадьбы?
- Пофантазируй. Как бы мог развиваться сюжет романа, если бы в сцене на псарне не было Парамошки
и на дерзкие слова Дубровского Троекурову пришлось бы отвечать самостоятельно (глава 1). Запиши
основу «возможного» сюжета.
2. - В литературоведении существует понятие «обратный эффект» назидательных, поучительных
жанров. Познакомься с воспоминаниями В. Шверубовича, сына известного актера В. И. Качалова, и
попробуй сформулировать, что такое «обратный эффект» басни.
Мать читает мне басню «Стрекоза и Муравей» и толкование морали этой басни у нее было
своеобразное: весёлая и милая актриса Стрекоза жила, как и полагается жить всякому порядочному
существу, то есть веселилась, гуляла, пела, радовалась жизни и, будучи сама доброй, надеялась на
доброту других. А негодяй Муравей, жадный лавочник, скупой мещанин, злой, как все богатые, с
издевательством оттолкнул её. Она бы погибла от голода и от холода, но добрый, сам бедный Навозный
жук поделился с ней последним, и они дружно и весело перезимовали. Этот конец был придуман нами
вместе, чтобы не дать умереть бедной актрисе.
3. - Познакомься с историей создания повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». По ходу
чтения делай пометки.
Ещё учась в гимназии, Гоголь активно интересовался народным творчеством, завёл коричневую
тетрадь ("Книгу всякой всячины"), в которую в том числе записывал и разные поверья. В 1829-1831 гг.
Гоголь живет в Петербурге, далеко от родины, неоднократно в письмах матери и сестрам он просил
прислать ему сведения о народных обычаях, обрядах. Эти годы отличает общий интерес к украинскому и
русскому фольклору, все читают книги А. Погорельского, О. Сомова, в которых авторы для
занимательности вставляли народные легенды.
Гоголь к фольклору относился иначе, он писал: " В тиши уединения готовлю я запас, которого,
порядочно не обработавши, не пущу в свет". В таких условиях в 1829 г. он начал писать " Ночь перед
Рождеством".
Запиши, как ты понимаешь выражение "порядочно обработать"
4. - Раскрась. В туман какого цвета закутано, по-твоему,
- стихотворение А. Блока
- «Жираф» Н. Гумилева
- «А вы могли бы?» В. Маяковского
- стихотворение М. Светлова
- стихотворение В. Берестова
-«Сказка» Д. Самойлова
- твои будни
- Какую краску ты бы плеснул, чтобы твой «мир стал заманчивей и шире»?
- Сделай выводы.
-Могут ли люди одно и то же видеть одинаково?
-Могут ли стихи сделать мир «заманчивей и шире»?
-Можно ли с помощью поэзии «увидеть» то, чего никогда не видел?
-При каких условиях можно «увидеть» поэтический мир?
- Нарисуй иллюстрацию к любому стихотворению( это может быть и «цветной туман», в
который оно закутано). ( 3 этап)
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание
текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Использование учителями технологии продуктивного чтения имеет значение для развития у
обучающихся личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных
действий;
При грамотно организованной работе с текстом формируется познавательный интерес, развивается
речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, а
при умении сопоставлять факты и делать умозаключения развивается функциональная грамотность.
Технология продуктивного чтения, максимально приближенная к естественному процессу чтения,
позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать
думающим читателем, а правильно сформированные навыки чтения мощный инструмент дальнейшего
саморазвития личности.
Список литературы:
1. Образовательные технологии: сб. мат. М. : Баласс, 2012
2. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная
школа. – 2003. № 1.
3. Чиндилова, О. В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного
образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010
4. Абдуллина Л. И. Нетрадиционные уроки литературы. /5-11 классы.- Москва. «Вако».2011
5. Михалкова С. В. Воспитание творческого читателя. М.: Просвещение,2000
6. Саркисова И. И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий.
Справочник заместителя директора школы. №9, 2012 г.