Презентация "Н.В. Гоголь «Мёртвые души»" 9 класс

Подписи к слайдам:
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
  • Н.В.Гоголь
  • «Мёртвые души»
  • 9 класс
  • Автор: Морозова Алла Станиславовна,
  • учитель русского языка и литературы
История создания, сюжет, композиция, система образов О ПОЭМЕ
  • "Мертвые души" прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем. В числе многих причин есть и та, что "Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»… Сверх того, как всякое глубокое создание, "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.
  • В.Г.Белинский
Какую цель ставил перед собой Н.В. Гоголь?
  • Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
  • Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
  • И это дело - работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды.
Замысел произведения
  • Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому». Это был сюжет «Мёртвых душ».
  • Гоголь быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
Замысел произведения
  • Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
  • В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
  •  Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» — представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.
История создания поэмы
  • Над "Мертвыми душами" Гоголь начал работать осенью 1835 года.
  • Первые три главы были написаны в России.
  • В 1837 году Гоголь уезжает за границу, где непрерывно работает над "Мертвыми душами".
  • Осенью 1839 года Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых.
  • Восемь месяцев спустя Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью.
  • Через год она была завершена, и в октябре 1841 года он снова приезжает в Россию с намерением добиться цензурного разрешения и напечатать свое творение.
  • 21 мая 1842 года "Мертвые души" появились в печати.
Композиция поэмы
  • КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ
  • 1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором.
  • 2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.
  • 7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.
  • 11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова .
  • Первое
  • Второе
  • Третье
  • 2–6-я главы
  • 7–10-я главы
  • 11-я глава
Гоголь даёт главы в определённом порядке
  • Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)
  • сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),
  • безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава) -
  • прижимистый Собакевич (V глава).
  • Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.
Гоголь о поэме
  • «Мёртвые души – это книга о России, а не о Чичикове»
  • «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
Жанровое своеобразие поэмы
  • Жанр не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей.
  • В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман».
  • И все же впоследствии замысел своего нового произведения Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы.
  • В "Мертвых душах" присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения.
  • Лев Толстой, ознакомившись с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».
Жители города N и окрестностей.
  • Губернатор
  • Губернаторша
  • Дочь губернатора
  • Вице-губернатор
  • Председатель палаты
  • Полицеймейстер
  • Почтмейстер
  • Прокурор
  • Манилов, помещик
  • Манилова, помещица
  • Коробочка Настасья Петровна, помещица
  • Ноздрев, помещик
  • Собакевич Михаил Семенович
  • Собакевич Феодулия Ивановна, жена Собакевича
  • Плюшкин, помещик
Въезд Чичикова в город NN
  • «Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным…»
  • Н.В.Гоголь
  • (Иллюстрация А.М.Лаптева)
Павел Иванович Чичиков
  • В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям. Каждый раз он появляется перед нами в новом облике и всегда добивается поставленной цели. В мире таких людей не ценится дружба и любовь. Им свойственна необычайная настойчивость, воля, энергия, упорство, практический расчет и неутомимая активность, в них скрывается подлая и страшная сила.
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Манилов
  • «На взгляд он был человек видный; черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»
  • Н.В.Гоголь
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Коробочка
  • «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат головы несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов».
  • Н.В.Гоголь
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Ноздрёв
  • Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…
  • Н.В.Гоголь
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Собакевич
  • «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя».
  • Н.В.Гоголь
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Плюшкин
  • «У одного из строений Чичиков скоро заметил  какую-то  фигуру… Долго  он  не  мог распознать, какого пола была фигура: баба или  мужик. Платье  на  ней  было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые  бабы,  только  один голос показался  ему несколько сиплым для женщины».
  • Н.В.Гоголь
  • Иллюстрация Петра Боклевского
Образ тройки
  • На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова, не раз указывая даже клички впряженных в нее лошадей. Тройка Чичикова является одним из главных и выразительных действующих лиц произведения. В конце движение тройки постепенно ускоряется, и её образ меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении.
  • Иллюстрация А.М.Лаптева
Экранизация поэмы
  • Поэма была неоднократно экранизирована.
  • В 1909 году в ателье Ханжонкова снят фильм «Мёртвые души» (режиссёр Пётр Чардынин).
  • В 1960 году снят фильм-спектакль «Мёртвые души» (режиссёр Леонид Трауберг).
  • В 1969 году снят фильм-спектакль «Мёртвые души» (режиссёр Александр Белинский, в роли Чичикова - Игорь Горбачев).
  • В 1974 году на студии «Союзмультфильм» по сюжету «Мёртвых душ» сняты два анимационных фильма: «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрёв». Режиссёр - постановщик Борис Степанцев.
  • В 1984 году снят фильм «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер, в роли Чичикова - Александр Калягин).
  • По мотивам произведения в 2005 году снят сериал «Дело о „Мёртвых душах» (роль Чичикова исполнил Константин Хабенский).
Кадры из фильма «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер) 1984 год, Александр Трофимов в роли Гоголя Александр Калягин в роли Чичикова Тамара Носова в роли Коробочки Юрий Богатырев в роли Манилова Вячеслав Невинный в роли Собакевича Источники
  • 1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс, - Москва «ВАКО», 2009
  • 2. http://www.uznaem-kak.ru/zamysel-i-istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-mertvye-dushi/
  • 3. http://www.cio.arcticsu.ru/projects/pr1840/history.htm
  • 4. Набор открыток «Иллюстрации А.М.Лаптева к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - М.: Изобразительное искусство, 1978 г.
  • 5. Иллюстрации Петра Боклевского: http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml
  • 6. Кадры из фильма «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер):
  • http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3837/foto/i5/
  • 7. Портрет Гоголя, обложки книги, иллюстрации к слайдам 5,8,12: http://images.yandex.ru/