Конспект урока "Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова" 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. о. Ивантеевка
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Кондратьева Я.Ю.
Предмет, класс
Литература, 9
Учитель
Кондратьева Яна Юрьевна
Тема урока,
Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
Тип урока
Закрепление изученного
Цель урока
Раскрыть тему поэта и поэзии в творчестве поэта
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
закрепить умение
анализировать лирическое
произведение
развивать умения
исследования текста,
творческое
воображение
воспитывать
самостоятельно
мыслящую и глубоко
чувствующую
личность
Используемые
технологии
Проблемная технология, РКМЧП
Методы и приемы
эвристическая беседа, исследовательская работа, ассоциации, корзина идей,
проблемные вопросы, зигзаг, синквейн.
Оборудование
Доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, бланки ответов,
тексты стихотворений.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Приветствие. Готовность к уроку.
2. Тема урока
и постановка
цели урока.
Вызов.
1. Я хотела бы начать наш урок со стихотворения
Николая Михайловича Скребова (писатель-
журналист 20 века). Слайд 1
Я никогда не позабуду,
Как он вошёл в мою печаль...
Я вижу тракт почтовый,
Будку,
Шлагбаум,
Блики на плечах...
Ах, эполеты, эполеты -
Как были тягостны они
Неусмирённому поэту
В те усмирительные дни!
«Прощай, немытая Россия ... ~
Жестокий век,
Проклятый век,
Твою свинцовость не осилил
Ранимый, смертный человек
Но строки - стоило прочесть их -
Ложились в память на века! -
«Погиб поэт, невольник чести», -
Давно ли вывела рука?
Давно ли братом Росламбеком
Повержен был Измаил-бей?
И вот над гордым человеком
Нависла заповедь:
«Убей!»
Убей, не ведающий горец,
Убей, заведомый злодей,
Убей, безжалостная горечь,
И жалкий дуэлянт - убей!
Ужели, странною любовью
Тебя, Отечество, любя,
Своею праведною кровью
Слушают стихотворение Н.М.Скребова.
Ассоциации.
Корзина идей.
Омыть он должен был тебя?!
Нет, никогда не позабуду,
Как он вошёл в мою печаль ...
Но, как же ты возникло, чудо,
Как ты свершилось невзначай?
Ты принесло нежданный праздник
Мне в детство, стёртое войной:
Голодных нас,
Иззябших, грязных,
Качало чистою волной! -
И розовело на востоке,
И над страдальческой судьбой
Светился парус одинокий
В нетленной дали голубой!
- Скажите, о каком поэте говорит Николай Михайлович
Скребов? Слайд 2
- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите
фамилию Лермонтов?
(Мои ассоциации Слайд 3)
- Итак, мы с вами продолжаем знакомство с
творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Как вы
думаете, о каком разделе поэзии Михаила Юрьевича мы
поговорим сегодня?
- Давайте послушаем стихотворение российского поэта
Евгения Александровича Евтушенко, чтобы точно
представлять, о чем мы сегодня будем говорить.
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
М.Ю.Лермонтове.
Парус, барс, бушующее море, горы Кавказа, Тифлис…
Философская лирика… Любовная лирика…Гражданская лирика…
Слушают стихотворения Е.Евтушенко. (Егорова Д.)
Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Проблемный
вопрос.
Постановка
цели урока.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам...
- О чем же говорит Евтушенко в своем стихотворении?
- Все верно.
Сегодня на уроке мы должны раскрыть тему
предназначения поэзии, анализируя произведения
М.Ю,Лермонтова.
Евтушенко говорит о предназначении поэта в этом мире. А точнее о
предназначении поэта в России.
3.Работа по
теме урока.
Но давайте опять обратимся к строчкам Е.Евтушенко и
посмотрим, у кого поэт просит помощи, у кого ищет
поддержки?
- Да. К кому в начале стихотворения обратился
Евтушенко? Почему именно к ним?
- Михаил Юрьевич Лермонтов и Александр Сергеевич
У своих товарищей –поэтов 19 и 20вв. (А.С.Пушкин,
М.Ю,Лермонтов, Н.А,Некрасов, А.А.Блок, С.А.Есенин, Б.Пастернак)
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. А.С.Пушкин одним из первых
заговорил о предназначении поэта в обществе.
Прием зигзаг.
Пушкин стали новаторами в осмыслении темы поэта и
поэзии, именно она поднимается в стихотворениях
«Пророк» обоих поэтов.
- Давайте сравним, в чем, по мнению поэтов, состоит
миссия поэзии.
Прежде, чем приступить к составлению сравнительной
таблицы, давайте капитаны наших команд прочитают нам
стихотворения А,С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Слайд 4
Слайд 5 (Иллюстрации к «Пророкам»).
Чтение наизусть стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина (Штелик В.)
Чтение с листа «Пророк Лермонтова» (просмотр фрагмента из
кинофильма «Лермонтов»).
Две группы учащихся. Заполняют сравнительную таблицу.
(Ключевые понятия таблицы разрезаны на части. Учащиеся, прочитав
стихотворения, должны соотнести их в соответствии с выбранными
стихотворениями). Приложение 1
«Пророк» Пушкина
«Пророк» Лермонтова
1. тема
Предназначение поэта и поэзии
2. образ
Образ поэта, наделённого сверхъестественным даром, Божий
избранник
3. сюжет
Рождение пророка
Жизнь поэта, уже ставшего
пророком
4. поэт-
пророк
Портрета нет, духовное
перерождение
Есть портрет, и он вызывает
сочувствие
5. цель,
миссия
«Глаголом жги сердца людей!»
«Провозглашать я стал
любви и правда чистые
ученья...»
6. рез-тат
миссии
____________________
«В очах людей читаю я/
Страницы злобы и
порока...», «В меня все
ближние мои/ Бросали
бешено каменья...»
7. образ
пустыни
Мир бездуховного, мир
суетного
Спокойствие, мир гармонии,
НО! символ одиночества
8.основная
мысль
Поэт должен быть готов к
самопожертвованию во имя
правды
Трагический удел поэта-
пророка
Проблемный
вопрос.
Слайд 6
- Ребята, можно ли сказать, что стихотворение
М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину?
Согласны ли вы с высказыванием В.Г.Белинского
(известного русского критика) о М.Ю.Лермонтове
Почему?
Слайд 7
«В произведениях Лермонтова виден избыток
несокрушимой силы духа и богатырской силы в
выражении; но в них нет надежды, они поражают
душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и
чувства человеческие, при жажде жизни и избытке
чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни;
но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят
сердце...»
- Мы находим подтверждение словам Белинского в
стихотворении Лермонтова «Пророк», где поэт пишет об
изменениях, которые происходят с человеком, когда он
превращается в провидца, несущего Божье слово людям.
Пушкин завершает стихотворение бодрым призывом:
«Глаголом жги сердца людей». Лермонтов же рисует нам
трагическое продолжение этой истории. Пушкинский
пророк отправляется к людям для того, чтобы нести
Божественное слово. Но, к сожалению, они его не
понимают. Однако отторженность героя от людей
компенсируется возможностью контактировать с
Вселенной.
- Ребята, теме поэтической миссии Лермонтов посвятил
много стихотворений, в которых она повернута к
читателю разными гранями. Одним из таких
стихотворений является «Поэт». Послушаем его.
Слайд 6
Нет, нельзя. Стихотворение Лермонтова «Пророк» продолжает
одноименное пушкинское. У Пушкина Бог посылает пророка к
людям. Лермонтов рассказывает о том, что стало с пророком,
который исполнил волю Бога.
В.Г.Белинский прав в том, что Лермонтов совсем другой поэт. Он не
такой, как Пушкин. В его поэзии, действительно, больше вопросов. И
ответы на эти вопросы будут нерадостные, мрачные.
Слушают стихотворение «Поэт». (аудиозапись)
Каждая группа получает листок с текстом произведения и список
вопросов (Приложение 2). Словарик с толкованием трудных слов
(Приложение 3).
Эвристическая
беседа.
- На сколько частей делится стихотворение?
- О чем говорится в каждой части?
- Какой прием использует Лермонтов в первой части
стихотворения, чтобы показать, как изменилась жизнь
кинжала и его предназначение? Слайд 7
- Расскажите, как изменилась жизнь кинжала.
- Какое предназначенье было для кинжала естественным?
Почему «золотая отделка», «богатая резьба» - это чуждый
и постыдный «наряд» для кинжала?
- В чем драматизм истории кинжала?
- Какие эпитеты показывают резкие изменения в судьбе и
кинжала?
Стихотворение «Поэт» состоит из 2 частей.
В первой рассказана судьба кинжала.
Вторая часть повествует о судьбе поэта.
1 группа. Прием антитезы. Антитеза - резкое противопоставление
слов, мыслей. (1-3 строфы противопоставлены 4-5)
Сначала кинжал – орудие смерти. Он разил врага, мстил за обиду и
делил кровавые забавы своего господина:
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
Однако уже в 4 строфе роль кинжала изменилась: был убит его
хозяин, и теперь кинжал употреблён в постыдной и оскорбительной
для себя роли красивой и дорогой игрушки:
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Быть оружием – это прямое предназначение кинжала.
Кинжал в таком облачении не может выполнять свое предназначение,
может только являться украшением интерьера, а это претит его
характеру.
Смерть хозяина стала и смертью кинжала, т.к. он утратил свое
главное и естественное предназначение.
В начале стихотворения кинжал предстает перед нами как «клинок
надежный», который может оставить «страшный след» на теле врага,
но уже в 4 строфе Лермонтов пренебрежительно говорит о нем: