Презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Подписи к слайдам:
Составитель: Ванюта Л.А., учитель русского языка и литературы, Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.Е.Собянина.

Александр Сергеевич Пушкин

1799 г. – 1837 г.

Составитель: Ванюта Л.А., учитель русского языка и литературы, Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.Е.Собянина. «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

Задачи урока: -познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Пророк», ставшего квинтэссенцией пушкинских размышлений о сущности поэта;

-продолжить обучение анализу лирического произведения;

- средствами литературы продолжить воспитание духовной, нравственной личности .

Стихотворение «Пророк» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным 8 сентября 1826 года. Всего Пушкиным было написано четыре стихотворения, имеющих одинаковое заглавие – «Пророк». Три из них были поэтом уничтожены из-за резкого политического содержания, а одно сохранилось. По свидетельству М. П. Погодина, «Пророк» был написан в Михайловском, после того как Пушкин узнал о жесточайшей расправе царя над декабристами. Стихотворение было частично изменено: Пушкин должен был угодить цензуре. Серафим - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин. Серафим — это жрец Бога. Он полностью чист и праведен. Лукавый язык поэта от черта, демона. Серафим выдирает этот язык, очищает поэта от нечисти. Влачился; родственно слову тащить. То есть пророк «тащился», изнемогая, по пустыне. Силы его иссякали. Перст — «палец». Зеница - «зрачок, глазное яблоко» Отверзать «открыть» Вещий - «мудрый, опытный» Вещие зеницы - «мудрые, знающие». Отсюда следует, что «вещие зеницы» до сих пор были закрыты для мира. Они раскрылись, и поэт прозрел. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился,- И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, - Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый,

Внял— «брать», «берет, хватает, ловит». Горний - «верхний»;

Гад морских — праславянское «отвратительное животное». Ход - «путь», «странник» «странствую». Дольней лозы – дольний, дол

Этими словами поэт выражает момент, когда он внял, понял, осознал, увидел

ангелов, их полет, путь странствия рыб, вьющееся растение, пробивающее почву своими ростками.

Уста — праславянское «рот, губы».

Приник - никнуть, «опускаться».

Празднословный - родственно «пустой».

Лукавый — «извилистый; хитрый, коварный»; от лука — «хитрость».

И жало мудрыя змеи И жало мудрыя змеи В уста замёрзшие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И уголь, пылающий огнём, Во грудь отверстную водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Жало — «колоть», «жалить», родственно «бью, поражаю».

Мудрыя змеи - «учусь, замечая, понимаю».

Замершие - праславянское «умирать»

Десница — «правая рука», правый.

Трепетное - «дрожащее», «боящееся».

Угль — «уголь»; возможно, родствен с огонь.

Глас — «голос», «речь, язык», «заговорить»

Если перечитать Библию. Можно заметить, что сюжет «Пророка» был заимствован Пушкиным из Ветхого завета, Книги пророка Исайи. Вокруг престола Господа стояли серафимы с шестью крылами. Каждый «двумя закрывал лицо своё, двумя закрывал ноги, двумя летал». И взывали они друг к другу. И сказал я: «Горе мне, погиб я, ибо человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми, и глаза мои нечистые…» Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: «Вот это коснулось уст твоих – и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать? И кто пойдёт для нас?» И сказал он: «Пойди и скажи этому народу: «Слухом слышите и не разумеете и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышит, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их». И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей и домы – без Он сказал: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей и домы – без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей и великое запустение будет на этой земле. И если останется десятая часть на ней и возвратится – и она опять будет разорена. Но как от теризинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её». (Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Исайи.)

Херувим – упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах являются самыми близкими к Божеству. В христианстве следующий после серафимов, ангельский чин.

Для того чтобы понять, осмыслить это стихотворение, Для того чтобы понять, осмыслить это стихотворение, необходимо обратиться к биографии поэта. Вернувшись из южной ссылки, Пушкин перебрался в Михайловское. Он исподволь менял «прописку» своего лирического героя. Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы, «роскоши», «неги», вдохновляют поэта и оживают в его стихах, но спокойные, мирные просторы Средней России. А сам он расстается с «безумствами» юности и учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро, трезво. С предельной силой идея пророческого призвания поэта будет выражена в торжественном стихотворении «Пророк», где Пушкин, используя библейскую образность и «высокий» церковнославянский стиль, опишет самый миг преображения «обычного» человека в поэта; И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Эхо этих строк будет звучать в пушкинской поэзии постоянно. Рифмы в стихотворении резкие, чеканные. Большая часть предложений начинается с союза и. Это придаёт торжественность произведению. Использованы разные художественные средства: Использованы разные художественные средства: эпитеты: в пустыне мрачной; вещие зеницы; грешный мой язык, и празднословный, и лукавый; жало мудрыя змеи; сердце трепетное; сравнения: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; как труп впустыне я лежал; перстами легкими как сон. Стихотворение написано на церковнославянском языке. «Не отказываясь совсем от культурного наследия церковнославянского языка, от скрытых в нем возможностей поэтического выражения и экспрессивного воздействия, Пушкин постепенно освобождает литературный язык от груза излишних и потерявших выразительность церковнославянизмов». (Виноградов В. В. Очерки по истории русского языка XVII—XIX вв. — М.,1982.) Серафим очистил пророка от демонского, дьявольского, фактически Серафим очистил пророка от демонского, дьявольского, фактически убил его. Бог приказал пророку восстать, ожить. Серафим – жрец огня, он как бы передаёт своё право пророку жечь сердца огнём правды, истины. Почти в каждом предложении порядок слов нарушен. В стихотворении широко используется инверсия. Идея, призыв произведения обращен не к читателю. Этот призыв Пушкин вкладывает в уста Бога и обращает к себе: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Вывод: Все произведение сводится в единую точку, в идею этого стихотворения. При помощи стихотворения «Пророк» А. С. Пушкин передал читателю резкий переход, переломный момент в своей жизни, когда «шестикрылый серафим» открыл глаза поэту на смысл жизни, «зажег» его сердце, вложил в уста пророческий язык. Вывод: Все произведение сводится в единую точку, в идею этого стихотворения. При помощи стихотворения «Пророк» А. С. Пушкин передал читателю резкий переход, переломный момент в своей жизни, когда «шестикрылый серафим» открыл глаза поэту на смысл жизни, «зажег» его сердце, вложил в уста пророческий язык. Тема поэта поэзии – это самое главное, важное, наиболее существенное в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Оно является квинтэссенцией всей его жизни!