Конспект урока "Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А. Фета"

Урок литературы в10 классе.
Тема: Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А.Фета.
Цели.
1. Определить идейно-художественное своеобразие любовной лирики А.А.Фета;
2. Углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и
прототипа;
3. Ознакомить с понятием импрессионизма как художественного направления;
4. Выявить импрессионистские приёмы, связанные с созданием поэтических образов
А.А.Фетом;
5. Рассмотреть общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки и
литературы;
6. Совершенствовать навыки анализ стихотворного текста, выразительного чтения;
7. Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: тексты стихотворений А.А.Фета, иллюстративный материал, аудиозапись
романса «Сияла ночь…», «Лунной сонаты» Л.ван Бетховена
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают об идейно-художественном
своеобразии лирики А.А.Фета, об импрессионизме как художественном направлении;
выявляют импрессионисткие приёмы, связанные с созданием А.А.Фетом поэтических
образов; составляют тезисы лекции учителя, участвуют в аналитической беседе,
выразительно читают стихотворение.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели
урока.
Слово учителя.
Афанасий Фет – таинственная фигура среди российских поэтов. Его появление на
свет и уход из жизни окутаны покровом неизвестности. Дата рождения, имя отца не
установлены, и споры по этому поводу ведутся и поныне.
Совершенно прозаичный в жизни, с несколько суровой внешностью и повадками, А.Фет
имел удивительно тонкую организацию. С портрета на вас смотрит суровый бородатый
человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий
ответил бы, судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что
это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек.
Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой
скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце
восторженного и доверчивого поэта. Но Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-
художник. Удивительно редкий сплав дарований. Вся его поэзия есть отражение
удивительнейшего слияния звука - слова - красок.
По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не
случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму
чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица в
форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
Итак, тема нашего урока: «Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А.Фета».
IV. Работа по теме урока.
1. Объяснение учителя. Фет и Мария Лазич.
Весной 1845 года А.Фет служил унтер-офицером кирасирского полка, который
располагался на юге России, в Херсонской губернии. Здесь Фет познакомился и
подружился с двумя сестрами Лазич – Еленой и Марией.
Маря Лазич не была ослепительной красавицей. Однако Фет безошибочно признал
в ней родственную душу. «Я ждал женщины, которая поймет меня, - и дождался её» -
писал он своему другу Ивану Петровичу Борисову. Девушка была великолепно
образованной, литературно и музыкально одаренной. Оказалось, что она еще с ранней
юности полюбила фетовские стихи, знала их наизусть. Поэт, вспоминая моменты общения
с Лазич, писал: «Ничто не сближает так, как искусство, вообще – поэзия в широком
смысле этого слова».
Их встречи в гостеприимном имении отставного генерала продолжались, сюда
приезжала в основном молодежь. По вечерам обычно играла музыка – за роялем часто
сидела Мария Лазич, звучали стихи, всё это активно обсуждалось в кругу собравшихся.
Когда, немного устав от совместного общения, молодые люди расходились по комнатам,
собирались группами по интересам, Фет и Лазич не примыкали ни к кому, а при тусклом
свете долго сидели на диване.
- Я не устаю благодарить небо за то, что послало мне встречу с Вами, - призналась
однажды Мария. – И все же не понимаю, отчего Вы – университетски образованный
человек, утонченный поэт – решили поступить на военную службу, которая, как я
чувствую, стол обременительная для Вас?
Греясь у камина в тот зимний ненастный вечер, Фет поёжился, точно от холода.
Вопрос задел его за живое, затронул самое важное в его судьбе и требовал сокровенных
признаний. Помолчав, он поведал девушке тайную и то же время мучительную историю
своей семьи.
Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные
вынуждены были расстаться. Сам Фет, как и Лазич, был беден, что и послужило
препятствием из-за обручения.
А через некоторое время Лазич погибла. Смерть молодой женщины трудно
вообразить. Она заживо сгорела в пламени огня. Трагедия произошла в доме отца. Он
запрещал своим дочерям курить, и они делали это украдкой. Так и в последний раз Мария
прилегла с книгой в белом кисейном платье, закурив, бросила на пол спичку, полностью
сосредоточившись на чтении. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу
подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём.
Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить
огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски
ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила
ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы…
В тот момент в доме было безлюдно, и никто не мог помочь объятой пламенем
Марии справиться с огнём. Но все, кто находился во дворе, слышали, как горящим
факелом пробегая по комнатам свои последние метры, она кричала: «Берегите письма!».
От сильных ожогов Марию невозможно было спасти, и на четвёртые сутки она
скончалась. Её последней фразой было: «Он не виноват, а я…».
Это несчастье наложило наложило на жизнь и творчество Фета неизгладимый
отпечаток. Стихи, в которых присутствует «она», овеяны трагичностью и тоской.
2. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися
стихотворений:
«Ты отстрадала, я еще страдаю…
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»
«Нет, я не изменил. До старости глубокой……»
3. Аналитическая работа со стихотворением «Шёпот, робкое дыханье…»
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» было создано поэтом в 1850 году
во время бурной любви к Марии Лазич. Это стихотворение называют гимном
любви и природы, который помнят потомки и знают наизусть.
Просмотр видеоролика «Шёпот, робкое дыханье…»
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Стихотворение
оставляет радостное светлое чувство, придающее бодрости и свежести,
словно роса, появляющаяся на травинках во время раннего утра)
Какова композиция стихотворения? (Стихотворение разделено на три
четверостишия. Каждая строфа представляет определенную сторону
переживаний лирического героя: в первой читатель и главный герой слышит
лишь звуки (шёпот, дыханье, трели, колыханье), во второй части
примешиваются визуальные образы (тени, изменения милого лица); в третьей
происходит приближение окончания свидания, с которым нарастают
чувственные настроения героя и его возлюбленной (лобзания и слезы)
Объясните смысл последней строчки стихотворения. (Заключительные
восклицания «И заря, заря!» знаменуют торжество великого чувства,
соединяющего с вечностью. Заря будет приходить на землю каждое утро, и
каждое утро влюблённые будут встречать её со слезами на глазах, то ли от
счастья совместного времяпрепровождения, , то ли из-за горечи
расставания. Ясно одно: пока будет существовать природа и благоухающая
им ночь, чувство не утихнет, и никто не сможет их разлучить)
В чем особенность стихотворения? (Отсутствие глаголов).
Найдите средства художественной выразительности. Что они передают? Свои
ответы запишите в схему:
Эпитеты
милого лица, волшебных
изменений, свет ночной, дымные
тучки.
передают нежность
и страсть
Метафоры
серебро ручья, в дымных тучках
пурпур розы, отблеск янтаря.
подчеркивают
красоту природы
Олицетворение
робкого ручья
(Эпитеты передают нежность и страсть: милого лица, волшебных
изменений, свет ночной, дымные тучки. Метафоры подчеркивают красоту
природы: серебро ручья, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря.
Олицетворение - робкого ручья).
Что знаменует заключительное восклицание «И заря, заря!..» в последней
строчке стихотворения? (Восклицание знаменует собой торжество великого
чувства, соединяющегося с вечностью. Заря будет приходить на землю
каждое утро, и каждое утро влюблённые будут встречать её со слезами на
глазах, то ли от счастья совместного времяпрепровождения, то ли из-за
горечи скорого расставания. Очевидно одно – пока будет существовать
природа и благоволящая им ночь, чувство не утихнет, и никто не сможет
разлучить влюблённых).
4. Т.А.Кузьминская – прообраз стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон
сад». Слово учителя.
В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым, был знаком с
сестрой Софьи Андреевны Толстой, жены Л.Н.Толстого, Татьяной Андреевной
Кузьминской. Ей он посвятил стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад». Это
одно из лучших лирических произведений поэта, получившее высокую оценку
Л.Н.Толстого. В своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская рассказывает об одном вечере,
на котором присутствовал Фет:
Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную
гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я
испытала
это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела
Глинку, Даргомыжского. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил
повторить…
Подали чай, и мы пошли в залу. Это чудная большая зала, с большими окнами в
сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял рояль. За чаем зашел
разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая
природа, и слова выигрывают в пении.
Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.
Было два часа ночи, когда мы разошлись.
На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет.
Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой
листок бумаги с написанными стихами.., и сказал: « В память вчерашнего Эдемского
вечера!»
Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич
исполнил. Этот листок до сих пор у меня.
Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не
является зеркальным отражением происшедшего.
В конечном счете, это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о
высокой человеческой любви вообще.
5. Выразительное чтение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад»
наизусть заранее подготовленным учащимся.
6. Аналитическая работа со стихотворением «Сияла ночь. Луной был полон сад»
Что является темой стихотворения? (Любовь и искусство)
Какие картины вы представляете, читая стихотворение? (Живо
представляется затемненная гостиная, а за её окнами – сад, полный ночной
свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке ничего не
говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль вест раскрыт, и струны в нем
дрожали…» Поэт рисует предмет и подталкивает наше воображение,
заставляя нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы, читатели,
благодарны поэту, что он заставляет нас услышать без прямых словесных
обозначений)
Обобщение учителя.
Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр
«Я помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели: между двумя
встречами с лирическими героями — «много лет прошло, томительных и скучных»; новая
встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по силе своего влияния
на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы стихотворений А. А. Фета и А. С.
Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота, одухотворенностъ искусства и чувства
любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти томительные и скучные годы, «обиды
судьбы», «жгучие муки сердца».
Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь — самое
возвышенное в жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения. Поэт
считал, что красота выражается именно в том, что «тонко звучит». Стихотворение
мелодично, и не случайно оно послужило прекрасным материалом для романсов многих
русских композиторов: П.Я.Чайковского, С.Рахманинова. Один из лучших романсов
написал Н.Ширяев.
7. «Под сенью дружных муз…»
Просмотр видеоролика. Романс Н.Ширяева «Сияла ночь. Луной был полон
сад».
Близка ли, по вашему мнению, музыка к этому поэтическому тексту?
Сопоставительная работа текста стихотворения и репродукций картин.
Рассмотрите картины художников (русские - И.Левитан «Лунная ночь»,
И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем», француза Ж.Сёра «Поляна»)
Какая из этих картин может служить иллюстрацией к стихотворению?
(Картина Левитана)
Обобщение учителя.
Согласна с вами. Левитан – русский художник Серебряного века, его стиль
близок к импрессинизму. Родиной импрессионизма является Франция. Русские
художники считали Фета своим учителем и первым русским импрессионистом.
Посмотрите на картины импрессионистов, где можно проследить технику письма,
основанную на штрихах, отдельных мазках, пятнах. Вблизи кажется, что это мазки, пятна.
Но если вы отдалитесь, то увидите, что они создают монолитное полотно, на котором
чётко выделяются предметы, детали. На этом же приёме основана техника
импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение
предметов не в целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти. Вспомните еще
раз стихотворение «Шепот, робкое дыханье» или «Это утро, радость эта…». Поэт
называет предметы окружающего мира, не давая характеристик, а только фиксируя свой
взгляд на этих деталях.
V. Подведение итогов урока:
- Какова область художественных открытий А.Фета?
- Почему его лирика не поддается рациональному анализу?
- Что сближает лирику Фета с прозой Л.Н.Толстого?
- В чем проявляется метафоричность лирики Фета? Какую особенность
мировоззрения поэта она отражает?
VI. Домашнее задание.
«Шёпот, робкое дыханье…»
Эпитеты
передают
________________
________________
Метафоры
подчеркивают
___________________
___________________
Олицетворение
«Шёпот, робкое дыханье…»
Эпитеты
передают
________________
________________
Метафоры
подчеркивают
___________________
___________________
Олицетворение
«Шёпот, робкое дыханье…»
Эпитеты
передают
________________
________________
Метафоры
подчеркивают
___________________
___________________
Олицетворение
«Шёпот, робкое дыханье…»
Эпитеты
передают
________________
________________
Метафоры
подчеркивают
___________________
___________________
Олицетворение