Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Тема урока: «Любовная лирика Ф.И. Тютчева»
Учебная задача: научиться анализу лирического произведения.
Тип урока: комбинированный
Цели
- образовательная: расширить представление учащихся о творчестве
Ф.И. Тютчева;
- развивающая: продолжить обучение анализу лирического
произведения, навыкам выразительного чтения художественного текста;
развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому
литературному языку через восприятие общепризнанных шедевров русской
классической литературы.
Оборудование: портреты Ф.И. Тютчева, Э. Петерсон., Е.А.
Денисьевой, запись романса «Я встретил Вас…»
Структура урока:
1. Оргмомент – 1 мин.
2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
3. Литературный монтаж - 15 мин.
4. Анализ стихотворения – 6 мин.
5. Сообщение учителя – 10 мин.
6. Подведение итогов урока, выводы, оценка работы – 5 мин.
7. Домашнее задание – 3 мин.
Сценарий урока
Содержание урока
Психолого-
педагогическое
обоснование
действий учителя
Ожидаемые
действия со
стороны ученика
1. Оргмомент
Взаимное
приветствие,
привлечение
внимания, настрой
детей на работу.
Ребята настроены
на работу (на столе
рабочие тетради,
сборники лирики
Ф.И. Тютчева)
2. Проверка домашнего задания:
- В чем особенности биографии Ф.И. Тютчева?
Повторение знаний
основных фактов
биографии поэта
целесообразно, так
как невозможен
анализ творчества
вне судьбы автора..
Ученики отмечают
в качестве
особенностей
биографии Тютчева
его необычайную
одаренность и
раннюю карьеру
чиновника, позднее
начало публикации
стихов и позднюю
славу, необычайно
длительное
нахождение вдали
от родины (22
года), знакомство и
общение с
выдающимися
представителями
русской и
европейской
культуры,
трагические судьбы
близких поэта.
3. Вступительное слово учителя.
Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших
созданий русского поэтического гения. Нам
близок Тютчев прежде всего как певец природы.
Но сегодня мы поговорим о душе самого поэта,
о его стихах, посвященных великому чувству
любви к женщине.
Активизация
учащихся,
определение целей
урока.
Записывают тему
урока
3. Литературный монтаж:
1-й ученик:
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева
стала тема любви. Любовная лирика отразила
его личную жизнь, полную страстей, трагедий,
разочарований. Из длинного списка имен,
желанных сердцу поэта, нам известны только 4
имени: Амалия, Элеонора, Эрнестина и Елена.
Три иностранных имени и только одно русское.
Но это единственное русское имя стало роковым
для Тютчева. Им определилось все самое
значительное в его любовной лирике.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского
дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго
до женитьбы был увлечен Амалией
Лерхенфельд, которой посвятил позднее
стихотворение, ставшее популярным романсом.
(Звучит романс «Я встретил Вас»).
2 ученик: Через 7 лет начался роман Тютчева с
Эрнестиной Дернберг. В 1838 году умирает
жена поэта Элеонора Федоровна Тютчева:
сказалось нервное и физическое потрясение
(пожар на пароходе «НиколайI», на котором
Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из
России в Италию). По семейному преданию,
Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены,
поседел с горя. Горю и отчаянию не было
предела. Поэт долго не мог забыть свою
Элеонору , «Нести», как он ласково ее называл.
Даже десять лет спустя, в одну из наиболее
грустных минут у него вырывается
выстраданное поэтическое признание.
Звучит стихотворение «Еще томлюсь тоской
желаний.»
3 ученик: Тютчев не был однолюбом, и натура
его была полна противоречий. Страстная любовь
к первой жене у него непостижимым образом
уживалась с увлечением другой женщиной, то
же самое, как в зеркале, повторилось у него и во
втором браке. Эту мучительную раздвоенность
Сообщение
дополнительных
фактов биографии
Тютчева, знакомство
с его любовной
лирикой.
Развитие
монологической речи
учащихся.
Музыкальная пауза
способствует
активизации
внимания учащихся
Обучение
выразительному
чтению лирического
произведения
Слушают
выступления
одноклассников
своей любви поэт прежде всего хорошо сознавал
сам, но ничего не мог с собой поделать.
В 1839г. Тютчев обвенчался с Эрнестиной
Дернберг, которая была на 7 лет моложе его,
чрезвычайно красива и обаятельна. Поэт, чтобы
обвенчаться с любимой женщиной, самовольно
выехал в Швейцарию. За это был вынужден
распроститься со службой и лишен был
придворного звания камергера. А в 1844 году
Тютчев вернулся на родину. В Петербурге он
сразу же завоевывает репутацию блестящего
собеседника, любимца салонов, тонкого
острослова. Когда Тютчеву было 47 лет,
началось любовное увлечение, обогатившее
русскую поэзию бессмертным лирическим
циклом. Денисьевский цикл – вершина
любовной лирики Тютчева, 24-летняяя Елена
Александровна Денисьева училась в Смольном
институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили
друг друга и 14 лет были связаны узами
гражданского брака и двумя детьми до смерти
Денисьевой. В глазах высшего света связь с
Денисьевой была скандальной, вся тяжесть
осуждения пала на плечи Денисьевой. Елене
Александровне было отказано в приемах в тех
домах, где она совсем недавно была желанной
гостьей, от Денисьевой отрекся даже родной
отец.
Звучит стихотворение «Чему молилась ты с
любовью»
4 ученик: В дальнейшем жизнь Денисьевой
складывалась несчастливо. Под влиянием ее
странного положения в обществе начал
портиться характер, появилась вспыльчивость,
раздражительность. Драматизм ситуации
состоял в том, что Тютчев сохранил
привязанность к «законной» семье, детям, по-
прежнему любил вторую жену Эрнестину,
которую называл «своим земным провидением».
Он по-прежнему писал стихи, создавая ставший
потом знаменитым денисьевский цикл
стихотворений, шедевр русской любовной
лирики.
Звучит стихотворение «О, как убийственно мы
любим».
Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте
взрыв глубочайшего отчаяния, которое
отразилось в стихах этого периода. Любовь для
поэта – «и блаженство», «и безнадежность», и
напряженное чувство, несущее человеку
страдание и счастье, «поединок роковой» двух
сердец. С особым драматизмом тема любви
раскрывается в стихах, посвященных
Е.А.Денисьевой.
5. Анализ стихотворения «Весь день она лежала
в забытьи…»:
Стихотворение посвящено воспоминаниям о
Обучение анализу
лирического
произведения
Один из учеников
анализирует
стихотворение,
последних часах жизни Е.А. Денисьевой.
Написано в Ницце в 1864 году.
Общая тональность стихотворения трагическая.
Звучит боль об утрате близкого человека.
Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний
день жизни была в бессознательном состоянии, а
за окном шел августовский дождь, весело журча
по листьям. Придя в себя, Елена Александровна
долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что
она умирает, но все еще тянется к жизни.
Во второй части дается описание обстановки и
состояния героя, убитого горем. Да, так любить,
как любила Денисьева, может не каждая
женщина:
Любила ты, и так, как ты любить –
Нет, никому еще не удавалось!
Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в
любящей женщине, но человек все может
пережить, а боль в сердце остается:
О, господи!... и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Стихотворение написано пятистопным ямбом,
перекрестрная женская и мужская рифма,
многосоюзие придает стихотворению плавность,
повтор звуков ш, л,с передает шелест летнего
дождя:
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
Для стихотворения характерны восклицательные
предложения. Междометия передают тяжелое
душевное состояние лирического героя.
Художественными тропами текст стихотворения
не изобилует (есть только эпитеты: «теплый
летний дождь», метафоры «убитый, но живой»,
«и сердце на клочки не разорвалось»),
характерна лексика поэтическая и бытовая.
Хотя стихотворение посвящено конкретному
человеку, конкретному случаю, оно выражает
боль не только непосредственно автора
стихотворения, а боль любого человека,
теряющего близкого, любимого. Этим оно
созвучно каждому.
ребята слушают
выступление
одноклассника,
дополняют его
ответ.
1. Заключение учителя.
Тютчев многогранен, и каждая грань его
творчества сверкает первозданной красотой
откровенного и чистого сердца. Он – поэт-
философ, поэт-космист, певец Любви и
Нежности, Страдания и счастья, Преданности и
воплощенной в любви Нежности. После смерти
его первой жены Элеоноры на жизненном
небосклоне поэта засверкали две звезды, равные
по силе и неизбывности своего чувства, высоте
самопожертвования и великого всепрощения.
Два милосердных существа, охраняющих его
творчество и жизнь. Эти звезды – две женщины
_ Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена
Александровна Денисьева – Нести и Леля. Это
Сообщение
дополнительных
фактов биографии
поэта, объясняющих
параллелизм его
любовной лирики
Ребята слушают
объяснения
учителя.
их слезы, чистые, как горное озеро, и горячие,
словно огненная лава вулкана, обжигали душу
поэта, заставляли ее страдать, в страдании
очищаться и возноситься в поэтическое
мироздание вселенского вдохновения.
Философский смысл творчества Тютчева -
параллели. Параллели в любви – две Верности.
В поэтических образах – сила и слабость,
духовная красота и искаженный муками лик
земной женщины, земля и небо, возрождение и
самоуничижение. Эти параллели жили в нем,
«рвали» его на части, лишали покоя,
будоражили поэта, заставляя его вновь и вновь
делить свою муку с сострадающим читателем.
Поэт – вне осуждения, он- выше. Только любовь
женщины способна поднять поэта на такие
недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две
женщины, одухотворенные его строкой,
возвеличенные его поэтическим гением и
сброшенные его человеческой слабостью в
бездну страданий.
В минуты великой радости и в пору глубокого
отчаяния у изголовья страждущего, больного
духом и телом поэта склонялась верная Нести.
Это она, в пору его великого горя утраты Лели,
сказала любопытствующим и злорадствующим:
«…его скорбь для меня священна, какова бы ни
была ее причина».
Любить и заставлять страдать – удел Тютчева.
Осознание этого тяготило его, ужасало и
отталкивало от собственного «я». В такие
минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-
человека. Как-то он застал ее сидящей на полу, с
глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны
письма, которые они писали друг другу. Почти
машинально она брала их из пачек одно за
другим , пробегала глазами дорогие ее памяти
строки любви и признаний и так же
машинально, словно заведенная механическая
кукла, бросала в огонь камина тонкие,
пожелтевшие от времени листки. Они корчились
от пламени, пока черными клочковатыми
обрывками их не затягивало внутрь вытяжной
трубы.
«Она сидела на полу
И груду писем разбирала…».
Величие и красоту души нести Тютчев оценил
очень давно: «Ах, насколько ты лучше меня,
насколько выше! Сколько достоинства и
серьезности в твоей любви, и каким мелким и
жалким я чувствую себя рядом с тобой! Увы,
это так, и я вынужден признать что хотя ты и
любишь меня в четыре раза меньше, чем
прежде, ты все же любишь меня в десять раз
больше, чем я того стою. Чем дальше, тем
больше я падаю в своем мнении… Это не
мешает мне …хвататься за остатки твоей
любви, как за спасительную доску…»
Нести в великой любви к Тютчеву возвысилась
до понимания его испепеляющих сердце
страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на
Тютчева, она ослабляла своим присутствием,
своей готовностью защитить, принять, простить.
Она примиряла его с самим собой, бичующий
кнут самоистязаний и горьких раскаяний Нести
приглушала своим прощением… Он себя
никогда не простил…
Две параллели, в жизни не слиянны,
Неразделимо устремились ввысь
И осиялись свеом первозданным –
В стихе одном два ангела слились.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою.
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали.
Завтра память рокового дня – Ангел мой, где б
души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
7. Подведение итогов урока, выводы, оценка
работы
Возвращение к
материалу урока,
закрепление
услышанного.
Участвуют в
обсуждении: что
нового узнали на
уроке, о чем стоит
поразмыслить, чье
выступление
особенно
понравилось.
8. Домашнее задание: написать эссе на тему:
«Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева»
(на примере 2-3 стихотворений)
Домашнее задание
творческого
характера направлено
на закрепление
полученных
сведений.
Ребята записывают
домашнее задание,
слушают
комментарии
учителя.