Конспект урока "В.В. Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике"

Тема: В.В.Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике.
Цели урока:
дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском
характере;
развивать навыки самостоятельной работы с текстом художественного
произведения, развивать образное и ассоциативное мышление,
воображение;
формировать и совершенствовать приемы анализа стихотворения;
развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе
анализа различных точек зрения, составлять КЛАСТЕР.
Воспитывать интерес и чувство уважения к творчеству Маяковского.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование урока: компьютер, тексты стихотворений поэта; раздаточные
материалы; видеофильм о Владимире Маяковском.
Х о д у р о к о в
Я поэт. Этим и интересен.
В. Маяковский
Ход урока
I. Психологический наст рой на урок:
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок
принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много
интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,
находчивость, смекалка.
II.Определение темы. УГАДАЙ ПОЭТА.
Учитель читает о Владимире Маяковском, не называя ни его фамилии, ни имени.
Нужно определить, о каком поэте идет речь?
(Ученики угадают автора )
Тема сегодняшнего урока : ????
III. Целеполагание. Какие же будут цели нашего урока?
Знать…
Уметь…
Научиться….
IV.СТАДИЯ ВЫЗОВА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - 2 минуты. - Выяснение того, что
знают дети по теме; активизация имеющихся знаний.
КТО ЧТО ЗНАЕТ О МАЯКОВСКОМ???
Я задаю вопросы:
А) Правда ли, что Маяковский писал лесенкой?(да)
Б) Правда ли, что Маяковский погиб на дуэли?(нет)
В) Маяковский был кинорежиссером или киносценаристом?(да)
Г) Правда ли, что в 2013 году был снят фильм о Маяковском «Третий лишний»?(да)
Д) Правда ли, что Маяковскому исполнилось 19 июля 126 лет? (да)
Я задаю вопросы:
А) Правда ли, что Маяковский принадлежал к футуристам?(да)
Б) Правда ли, что Маяковский покончил жизнь самоубийством?(да)
В) Маяковский был сатириком?(да)
Г) Правда ли, что свою биографию Маяковский назвал « Я сам»?(да)
Д) Правда ли, что Маяковский щеголял по Москве в ботфОртах и ярко-желтой
тУнике?(нет)
V.Этап усвоения нового материала.
1 Вступительное слово учителя.
Вы уже много знаете о жизни и творчестве поэтов XX века. К сожалению, в суровое время
Первой мировой войны и русских революций многим из них выпала тяжелая доля.
Гумилева расстреляли, стихи его запретили, Мандельштам погиб в лагере, стихи его не
печатали, Пастернака после Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» затравили. Покончили
с собой Есенин и Цветаева, горькая доля досталась Ахматовой.
Маяковский же был искусственно выдвинут вперед. В течение нескольких десятилетий его
печатали миллионными тиражами, цитировали к месту и не к месту.
Теперь, когда наконец воссоздается подлинная история русской литературы XX века, может
быть, Маяковскому нет в ней вообще места, раз по указанию Сталина он был объявлен «лучшим и
талантливейшим»?
Нет, это не так. Маяковский, остался поэтом истинным, не дутой фигурой, и по праву занимает
место в первом ряду русской поэзии.
О Владимире Владимировиче Маяковском нам расскажет Александр ГамИ
певец,поэт,музыкант,прозаик,телеведущий.
VI.Творческое задание.
Придумайте синквейн на тему «Владимир Маяковский».Структура синквейна вам знакома.
1-я строка- существительное
2-я стр.-2 прилагательных
3-я стр.3 глагола
4-я стр.Предложение
5-я стр.слово-резюме (существительное)
Например:
Владимир Маяковский
1)Поэт.
2)Пролетарский,эпатажный.
3)Писал,клеймил,страдал.
4)Рупор революции, совесть эпохи.
5)Патриот.
Взаимопроверка. Оценивание.
VII.Литературоведческая работа.
Что же такое футуризм? Откуда оно произошло?
Слово «футуризм» произошло от латинского futurum - ? будущее.
Возникновение подобного течения в искусстве было связано с бурным развитием
науки и техники на рубеже XIX XX вв. (автомобили, трамваи, самолеты,
расширение сети ж/д, повсеместное использование электричества, строительство
многоэтажных зданий и т.д.) Все понимали, что наступает новая эпоха, а значит
и искусство тоже должно быть новым.
-Вспомните,пожалуйста,когда и где появился это литературное течение.(
Футуризм как течение в искусстве возник в Италии. Его основоположником
является итальянский поэт Филиппо Маринетти. Основные принципы нового
течения он изложил в «Манифесте футуристов» в 1909 году.
-Какие основные идеи были у футуристов:
- полное отрицание всех достижений традиционной культуры (литературы,
живописи, музыки, моральных норм и традиций). Русские футуристы призывали
«сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
- необходимо новое искусство искусство будущего. Экспериментировали,
ломали всеобщее представление об искусстве (писали непонятные картины,
наполненные непонятными образами, ломали общепринятую систему
стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова, обороты, возводили
непонятные скульптуры и здания).
-Как проявляют себя русские футуристы?
Большую популярность футуризм получил в России. В разных городах
образовывались футуристические общества. Виднейшими представителями
русского футуризма являлись… Первый представитель русского футуризма Игорь
Северянин, который выпустил в 1911 году сборник «Пролог. Эгофутуризм». Однако наиболее
влиятельным футуристским кружком считается объединение «Гилея». В его состав входили Алексей
Крученых, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Елена Гуро, Владимир Маяковский и
другие. Представители петербургских эгофутуристов Иван Игнатьев, Игорь Северянин;
представители кубофутуризма Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк;
московский футуризм в литературе представители Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич; группа
«Центрифуга» поэты представители футуризма Николай Асеев, Сергей Бобров и Борис Пастернак.
Русские футуристы, называя себя единственными поэтами будущего, заявляли
об окончательном разрыве со всеми традициями русской литературы. Они
возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов,
шокировали публику своим поведением, своими стихами и картинами. На своих
вечерах они высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни.
Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому
Маяковскому.
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление
Маяковского В.В. в артистическом подвале «Бродячая собачка». Слушатели
сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. В 1913 году на
открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику
стихотворением «Нате!»
Включить аудио
VIII. Стихи «Нате» читает молодой поэт Константин Оводов.
IX. Чтение и анализ стихотворений Маяковского.
Стихотворение «Нате!».
Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального
протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью
толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость,
тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую
массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к
этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово.
- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?
Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих
нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели
готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то,
эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют
грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им
бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Представляете, какой скандал разгорелся на
открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо
благопристойной буржуазной публике.
-Вопросы:???
Кто в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!» назван «бесценных
слов мотом и транжиром»?
2.Послушаем Анализ стихотворения "А вы могли бы?"
Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его
людей. Лирический герой Маяковского бунтарь. Он не мирится с пошлостью, бездуховностью ,
бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня»
здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода
жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк».
Лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он
«показал на блюде студня косые скулы океана».
«блюдо студня»? это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое,
прозаическое, противопоставленное океану.
Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое
слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет
семантику стиха.
И вот уже в конце герой не ощущает себя одиноким. Стихотворение написано именно как
обращение к другим с мечтой, о понимании.
Вопрос??? Можно ли назвать это стихотворение новаторским?
X.Словарная работа:
НоктЮрн небольшое лирическое музыкальное произведение.
СтУдень желе, холодец.
XI.Физминутка для глаз.
3. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению
«Послушайте!» (1914) Читает российский актёр театра и кино-
Вениамин Борисович Смехов
Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит –
это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает
необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.
У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной
ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то,
что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого
от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически
направлен против традиционных христианских представлений.
- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?
Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочитор аздражающее резкостью,
непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией
затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ
ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит
одинокий поэт.
- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)
- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?
В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений,
состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный
накал высказываний лирического героя.
Это стихотворение доказывает, что М. не был грубияном и горланом. Он был поэтом с большим
сердцем, глубоким и тонким лириком.
Вопросы???
-Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как
называется вид вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым
утверждением? (риторический вопрос)
Рабо та со словами: надрываться-, стараться изо всех сил, чрезмерно себя утомляя.
, жилистый- с большим количеством сухожилий.
4.Последнее стихотворение ранней лирики Маяковского «Скрипка и немножко
нервно»
К экспериментальным произведениям раннего периода творчества поэта также
относится стихотворение «Скрипка и немножко нервно», созданное в 1914
году. Уже само название, противоречивое и нелепое, очерчивает
фабулу произведения, лишенного логики и смысла с точки зрения
обывателей. Более того, Маяковский прибегает к своему излюбленному приему
гротеска, преувеличивая свои чувства и наделяя человеческими чертами
неодушевленные предметы. Отождествляя обычный музыкальный инструмент с
хрупкой и беззащитной девушкой, поэт попытался описать свои последующие
впечатления, отметив при этом, что барабан явно порадовался том, что сумел
довести несчастную скрипку-девушку до истерики, однако не дослушал ее
жалобного плача, потому как «шмыгнул на Кузнецкий и ушел». В свою очередь,
у всего остального оркестра неожиданная истерика скрипки вызвала
недоумение, и лишь одна «глупая тарелка» продолжала вопрошать о
том, что же происходит.
Ирония, смешанная с грустью и отчаяньем, звучат в последних фразах
этого удивительно образного, чувственного и очень лиричного
стихотворения. Маяковский, будучи еще очень молодым человеком, тем не
менее, уже в полной мере ощущает свое одиночество. Он понимает, что
отличается от обычных людей, которые не умеют чувствовать окружающий мир
так остро и обнажать перед ним душу. Поэтому неудивительно, что обычная
скрипка вызывает у поэта такую бурю эмоций, в ней он видит родственную душу,
одинокую, униженную и никем не пОнятую.
Вопрос??? Что представляется в начале стихотворения?
XII «Рефлексия»
А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского.
- Назовите основные темы ранних произведений поэта. (Основной темой ранних произведений
является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта).
- Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского? (Важнейшие эмоциональные
ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с
окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического
героя Маяковского в отчаяние).
- Каким настроением проникнуты стихотворения? (Ранней лирике Маяковского свойственен дух
бунтарства и эпатажа).
- В чём проявилось новаторство Маяковского? (Новаторство проявляется и в построении
произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и
авторских неологизмов .
Сегодня на уроке мы обратились к стихотворениям раннего творчества Маяковского. Но я
надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтёте и другие стихотворения.
XIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений раннего творчества Маяковского.
XIV.. Итог урока. Оценивание.