Исследовательская работа "Тема поэта и поэзии в творчестве С.А. Есенина в рамках литературы и литературоведения"

Автор разработки:
преподаватель русского языка
и литературы ГАПОУ ПО ПКАС
Сорокина Инна Юрьевна
Предмет:
Литература
Предназначена разработка для учащихся 11 классов
Название материала: Исследовательская работа на тему: «ТЕМА
ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА В РАМКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ»
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА В
РАМКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Научный подход в изучении традиций есенинских тем в
творчестве поэта
Творчество С.А. Есенина и специфика его тематики - уникальный
духовно-эстетический феномен отечественной и мировой поэзии -
привлекает сегодня всеобщий и вполне закономерный интерес. На рубеже
столетий духовный путь замечательного русского художника все более
осознается как поэтически яркое и драматическое отражение духовного
самопознания нации в а переломном этапе ее исторического развития.
За последние полвека усилиями нескольких поколений ученых создана
серьёзная научная база есениноведения, основу которой составили
монографии О.Е. Вороновой, С.И. Зинина, Ю.Л. Прокушева, П.Ф. Юшина,
Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г. Базанова, Л.Л. Бельской,
А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, Е.А. Самоделовой,
М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина, сборники статей В.А. Вдовина, Н.Г. Юсова
и др.
В литературоведении сформировалось понятие «есениноведение»,
которое на сегодняшний день превратилось в существенное направление
современного научного изучения русской литературы XX века. Будущее
есениноведения в более глубоком и всестороннем исследовании есенинского
творчества в широком историко-культурном контексте.
Суммируя опыт имеющихся исследований, можно утверждать, что
общие подходы к исследованию лирики Есенина намечены. Накоплен опыт
тематического анализа.
В литературоведении особое внимание уделяется рассмотрению
жанровой палитры поэзии С.А. Есенина. По мнению многих критиков и
литературоведов (П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко,
В.Г. Базанова, Л.Л. Бельской и др.) именно жанровое своеобразие лирики
Есенина поражает своей многогранностью. Достаточно обстоятельно изучен
вопрос о влиянии фольклорных жанров (песни, частушки, сказки, сказа,
духовного стиха, былины, исторической песни, загадки) на формирование
жанрового мышления С.А.Есенина. При этом главным объектом внимания
ученых являются «большие» поэмы («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный
человек» и др.), стихотворные циклы «Любовь хулигана» и «Персидские
мотивы», «маленькие» поэмы раннего, революционного и позднего
периодов. Жанровое своеобразие малых традиционных форм лирики
С.А.Есенина остается и по сей день недостаточно изученным, что не
позволяет в полной мере решать и другие научные задачи.
Отношение к Есенину как к русскому национальному гению,
утвердившееся в общественном сознании и в филологической науке и
литературоведении к концу XX века, ставит перед исследователями,
критиками, есениноведами задачу изучения природы данного явления,
включая сам механизм преломления духовного опыта нации в эстетическом
опыте высокоталантливой творческой индивидуальности. Речь в данном
случае должна идти не только о литературно-фольклорных традициях, но и о
более широко понимаемой национальной культурно-исторической
преемственности, которая лежит в основе каждой темы, представленной в
лирике поэта [Прокушев 1986:113].
Среди выдающихся русских поэтов XX века именно Есенин является
самым ярким выразителем русского национального сознания во всей его
самобытности и полноте. И свои мысли, чувства, всего себя он воплощает в
своей лирике. Это оправдывает его многоликость в тематике его лирике.
Г.В. Иванов создал монографию, посвященную Есенину и его
творчеству. В своей книге «Есенин» критик отметит: «Корни у Есенина
глубоко народные... Но в этой крепости крестьянской подоплёки причина
личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом
корень не принялся... Есенин интимен, нежен, лиричен, революция
публична, — эпична, — катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта
оборвалась катастрофой…» [ Иванов 1993: 114]. Слова Иванова отражают не
просто мнение и восхищение талантом поэта и скорбью о его скорой смерти.
В его словах важно главное – критик отмечает, что одна из важных тем
лирики Есенина- крестьянство, ведь сам поэт имеет корни народные. Это же
отметит и А.К. Воронений:. «...Дар Есенина мир конкретных, деревенских
образов. Его сила — в способности овеществления их до осязаемости. У него
есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость,
сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д…»[Воронений 1990:
67].
Мнений критиков о Есенине множество, но большинство сходятся в
единой мысли о том, что Сергей Есенин писал о том, что волновало его
самого и современников. Он был «дитем своей эпохи, познавшей много
катаклизмов». Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба
русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь
к женщине и религия. Есенин писал о том, что волновало его самого и
современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов.
Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни,
настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и
религия. Многогранность тематики творчества Есенина оправдывает
уникальность его поэтического таланта.
Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит
животрепещущая любовь к Родине. Это чувство отправная точка всех его
дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин
вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не
обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта
это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от
родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали.
Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и
природы своей вотчины деревни Константиново, откуда и начиналась для
Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной
земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.
Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и
любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить
одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся
с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.
Любовная лирика отдельный пласт творчества поэта-самородка.
Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым
соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения
всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та
же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее
избранника с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская
пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую
допьяна, изомну, как цвет»). С годами, познав горькие разочарования на
личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным
женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша
жизнь простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной
лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в
Батуми. Следует отметить множество философских мотивов в стихах
Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным
осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит
его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты
межызыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни все пройдет,
как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.
Особый интерес у критиков и исследователей творчества Есенина вызывает
тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».
Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его
бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое
же благоговейное отношение к Творцу. Поэт ищет и находит аналогии
искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер... целует на
рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва
искупила весь грех»).
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где
капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит
прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в
поэзии Есенина всегда взаимодействуют.
Среди всего многообразия тем лирики Есенина особое место занимает
тема поэта и поэзии. Именно она и волновала С. Есенина на протяжении
всей жизни. Есенин осознает себя поэтом уходящей России. Это очень четко
прослеживается в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920).
Множество стихотворений поэт посвящает этой теме. В одном из них -
«Быть поэтом — это значит то же...» - Есенин писал:
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души…[ Есенин 2008: 94].
Поэтическое творчество требует от автора полной самоотдачи,
величайшего напряжения душевных струн.
Никакие другие соображения никогда не заслоняли в поэзии С.
Есенина главного: стремления достойно воспеть любимую Россию, родной
дом, увековечить в лирике близких, дорогих сердцу людей, обыденную
жизнь простого русского села.
Одним из стихотворений, в которых наиболее ярко проявились
представления Есенина о предназначении поэта и поэзии, является
стихотворение «О Русь, взмахни крылами...». «Я последний поэт деревни», -
говорит, он в одноименном стихотворении 1920 года. И до конца жизни
Есенин будет осознавать себя «поэтом золотой бревенчатой избы», да и сама
его поэзия, «половодье чувств», будет проникнута грустью, тоской,
ностальгией о прежней родине. И все же, невзирая на такое трагическое
ощущение, он будет «воспевать всем существом в поэте шестую часть с
названьем; кратким — «Русь».
Глубоко понимая, что и сам он уходит в прошлое, предчувствуя свой
конец, Есенин не принимал поэзию нового времени - поэзию, которая придет
на смену его творчеству и будет устремлена в будущее:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет кровью
На мои поляны и луга… [ Есенин 2008: 73]
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...», 1925)
Так, стихотворения Есенина «Поэт», «Быть поэтом это значит то
же...», маленькая поэма «Русь бесприютная», стихотворения «О Русь,
взмахни крылами...» - все они отражают тему поэта и назначение его поэзии.
А.А. Волкова, А.М. Марченко отмечали необычайную близость поэзии
Есенина к фольклору, которая дает ощущение, что некоторые его стихи
народные. Это оправдывает то, что многие из них положены на музыку и
существуют в виде романсов.
Высоко оценивает личность и творчество Есенина Г. Иванов:
«Обрести право опять назвать Пушкина «нашим всем», подняться до него
дело долгое и трудное, которое еще очень нескоро удастся России.
Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания
русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал
синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская»
незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь, и
несовершенные стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине, не
преувеличивая, можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней..».
Анализу тематики поэзии Есенина посвящали свои труды и А.
Потебня, Л. Булаховский, А. Афанасьева, П. Сакулина, В. Брюсов, К.
Зелинский, Н. Кравцова, В. Перцова, Е. Наумова, П. Выходцева, Н.
Хомчук, А. Марченко, И. Правдина, В. Земскова, а также и многие
зарубежные исследователи. Так, Х. Аурас стремится выяснить
особенности тематики творчества русского поэта, лексики, стиля, образов
а лирике Есенина, соотнося его творчество с современной ему жизнью и
литературой. Особенно интересной получилась та часть книги, в которой
рассмотрены характерные грамматические средства языка образов,
различные виды метафоризации, образы «сельско-крестьянские», образы
из мира животных, растений, церковно-религиозные, фольклорные.
Видоизменение этих образов прослежено во времени и в зависимости от
умонастроения поэта. Поэтический мир лирики Есенина представлен в
книге полно, источники образности указаны верно. Точнее и объективнее,
чем это делается в некоторых других зарубежных работах о поэте, решает
X. Аурас проблему взаимоотношений Есенина с Н. Клюевым. В книге,
однако, отсутствует последний период творчества поэта, а это не
позволило Х. Аурас завершить главу «Развитие лирики Есенина». Книга
оказалась недописанной, творческая эволюция поэта оборвалась где-то на
подступах к историко-революционным темам последних лет. А ведь их
разработка изменила и тона, и краски его поэзии, ее образный мир.
Заканчивая краткий обзор исследований и литературы о жизни и
поэзии Есенина и подчеркивая плодотворность коллективных усилий в
создании его творческой биографии, необходимо заметить, что она еще не
создана. Лучшие работы последних лет обогатили литературу о Есенине
многими важными и не известными ранее материалами и документами.
Они, однако, не всегда соотносятся с творчеством поэта. По-прежнему
ждут своего решения проблемы взаимосвязи лирики Есенина с
литературным движением пред- и послереволюционных лет, не в полной
мере раскрыто значение художественного опыта Есенина для развития
советской поэзии.
Таким образом, и в русской, и в зарубежной критики личность
Есенина представлена как движущая сила XX века XX века, а его творчество
изучается с рассмотрением проблематики тем и идей, представленных самим
поэтом.
На сегодняшний день историография есениноведения представляет
собой целую научно-вспомогательную отрасль. К 90-летию со дня рождения
Есенина сведения о его публикациях и литературоведческих откликах были
собраны в объемный справочный 8-й том «С.А.Есенин» серии «Русские
советские писатели. Поэты. Библиографический указатель».
В научном сборнике ИМЛИ РАН «Издания Есенина и о Есенине:
Итоги. Открытия. Перспективы» помещена основная есенинская
библиография 1990-х годов. К 100-летию со дня рождения С.А.Есенина
задумано и подготовлено Полное собрание сочинений поэта в 7 томах.
Есенин первым среди русских поэтов ХХ века удостоился чести создания
академического полного собрания произведений.
С 2003 г. выходит в свет пятитомная «Летопись жизни и творчества
С.А.Есенина»,т. 1-3. М.: ИМЛИ РАН. В ИМЛИ РАН осуществляется
подготовка «Есенинской энциклопедии», для которой диссертантом
разработана концепция раздела «Есенин и фольклор» и составлен словник.
Таким образом, научный подход в изучении традиций есенинских тем в
творчестве поэта глубок и заключается он в том, что в есениноведении и
литературоведении существует множество работ и исследований,
монографий и статей о роли темы поэта и поэзии в лирике С. Есенина. Ю.Л.
Прокушева, П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г.
Базанова, Л.Л. Бельской, А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К.
Савченко, О.Е. Вороновой, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.Н.
Пяткина, сборники статей В.А. Вдовина, Н.Г. Юсова, Г.В. Иванов все они
рассматривали личность Есенина в контексте времени в которое он жил и
отмечали, что тема поэта и поэзии воплощает в себе то, что раскрыло
уникальность поэтического стиля С. Есенина.
Личность и творчество Есенина важны при понимании истории
развития литературы XX века, для понимания ее традиций и новаторства.
Так, в рамках школьного изучения курса литературы творчество Есенина и
тема поэта и поэзии, представленная в нем является объектом изучения
школьников. Рассмотрим подробнее.
Изучение темы поэта и поэзии С. Есенина в школе
Изучение творчества С. Есенина, специфики его тем лирики
занимает особое место в методике преподавания литературы в школе.
Личность поэта и его тематическое творчество изучается в соответствии с
принципом ступенчатости, то есть - в каждом классе, учителем выбираются
те произведения поэта, которые являются доступными для понимания
школьников в определенном возрасте: произведения Есенина изучаются в
среднем звене 5 – 9 классах и в старших классах - это 10-11 классы. Наиболее
активно жизнь и творчество поэта изучаются в классах среднего звена, к
которым могут быть отнесены 6-9 классы.
Основной задачей учителя при изучении лирики Есенина является
раскрытие наиболее сильных сторон Есенина, показать то, что делает его
поэтом большого масштаба, обогатившим русскую и мировую поэзию.
Изучая сложный, противоречивый жизненный и творческий путь Есенина,
школьники поймут, насколько трудным был порой переход от старого к
новому. Стихи чуткого, нежного лирика свидетельствуют об эволюции его
взглядов, о том, как поэт, порою сложно, шел к пониманию социальных
перемен. Есенин горячо любил Россию. Патриотизм поэта проявляется в его
пейзажной лирике, в отношении к поэзии, к родному селу, отчему дому,
матери. Отсюда и определяются направления в изучении основных тем
лирики Есенина.
Рассмотрим подробнее УМК по литературе на предмет представления в
них изучения творчества С. Есенина, а именно темы поэта и поэзии.
Организация процесса обучения литературе в основной школе
осуществляется с опорой на следующие программы и соответствующие им
учебные пособия:
1. Программа «Литература. 5–11 классы»/ Авт.-сост. В. Я. Коровина.
М.: Просвещение, 2000.
2. Программа «Литература. 5–11 классы» / Авт.-сост. А. Г. Кутузов.
М.: Дрофа, 1998.
3. Программа «Литература. 5–9 классы» / Авт.-сост М.Б.Ладыгина.
М.: Русское слово, 2003.
Следует отметить, что использование их в условиях реализации
федерального компонента государственного стандарта по литературе требует
внесения дополнений и изменений в соответствии с требованиями
обязательного минимума содержания основных образовательных программ
по литературе. Это объясняется тем, что содержание литературного
образования значительно обновлено.
Идея завершенности литературного образования реализуется по-
новому: в 9 классе предполагается подробное изучение творчества С.
Есенина при сохранении требования развития представлений об историко-
литературном процессе от древности до современности. Соответственно,
целый ряд произведений поэта, изученных в основной школе, подлежит
итоговому контролю в 11 классе.
Рассмотрим подробнее специфику изучения есенинских тем лирики в
школе по ведущим программам.
В. Я. Коровина предлагает изучение творчества С.Есенина с 5 класса и
предусматривает изучение краткой биографии поэта и его стихотворения
«Синий май. Зоревая теплынь…» как поэтического изображения родной
природы, делая акцент на своеобразие языка есенинской лирики. В 6 и 7
классах акцента на творчество Есенина не делается, а в 8 классе изучается
поэма С.Есенина «Пугачев». Подробное изучение тематики творчества
Есенина рассматривается в 9 классе. Автор программы по литературе
предусматривает изучение следующих стихотворений: «Вот уж вечер...»,
«Письмо к женщине», « Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой
заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». На их основе подробно изучается школьниками тема любви в
лирике поэта и тема поэта и поэзии как главные в есенинской поэзии.
По программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова уже с 5 -6
класса много времени уделяется жанровому многообразию художественных
произведений всех писателей и поэтов. Акцент на изучении темы поэта и
поэзии втворчестве Есенина делается в 9 классе, как и по
программе М.Б.Ладыгиной. Это говорит о том, что авторы данных программ
считают тему поэта и поэзии непростой, проблемной и требующий
осмысления школьниками, поэтому они предусматривают ее изучения в 9
классе, а далее и более глубокое ее рассмотрение в старших классах.
Программа В.Г. Маранцмана на сегодняшний день менее актуальна
в работе современной школы, но и она рассматривает изучение темы поэта и
поэзии в лирике С.Есенина. Так, В.Г. Маранцман рассматривает творчество
поэта С.Есенина на основе принципа ступенчатости, когда в каждом классе
изучаются отдельные произведения и фрагменты биографии поэта,
помогающие их понять. И только 9 класс, который также относят к среднему
звену (поскольку часть учащихся завершают в это время свое обучение в
школе и уходят в систему начального и среднего профессионального
образования) изучает тему «С.Есенин» монографически. Поэтому именно в 9
классе, являясь завершающем среднее звено, особенно важно единство
классных и внеклассных форм организации учебного процесса.
Таким образом, изучая тему поэта и поэзии в лирике С. А. Есенина в
курсе русской литературы в школе учитель ставит перед собой следующие
цели: 1) дать ученикам наиболее полные общие знания о жизненном и
творческом пути писателя; 2) рассмотреть наиболее важные в лирике
Есенина темы, одной из которых является тема поэта и поэзии, развивать
навыки анализа стихотворного произведения и навыки устной речи; 3)
подготовить учеников к написанию сочинения по творчеству Есенина,
развивать их письменную речь; 4) обозначить цельность и многогранность
темы поэта и поэзии в лирике Есенина.
Изучение темы поэта и поэзии С.Есенина в школе происходит по
принципу ступенчатости и подробно изучается лишь в 9 классе, когда
школьник имеет психологическую, литературоведческую базу для
правильного восприятия столь сложной темы в ряду остальных в рамках
творчества С. Есенина.
Выводы
Тема поэта и поэзии в творчестве С.А. Есенина в рамках литературы и
литературоведения является объектом изучения целого направления
есениноведения. О.Е. Вороновой, С.И. Зинина, Ю.Л. Прокушева, П.Ф.
Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г. Базанова, Л.Л.
Бельской, А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, Е.А.
Самоделовой, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина, сборники статей В.А.
Вдовина, Н.Г. Юсова и др. исследовали специфику тематики творчества
поэта и выявили, что тема поэта и поэзии является одной из важных при
понимании специфики творчества Есенина в целом.
В рамках школьного изучения курса литературы творчество Есенина и
тема поэта и поэзии, представленная в нем, является объектом изучения
школьников. В ведущих программах по литературе, авторами
составителями которых являются В. Я. Коровина, А. Г. Кутузов и
М.Б.Ладыгина изучение данной темы происходит в 9 классе, хотя жизненный
и творческий путь поэта изучается с 5 класса. При изучении творчества
Есенина и специфики его поэтических тем в основе преподавания
литературы лежит принцип ступенчатости, то есть в каждом классе
предусмотрено изучение жизненного и творческого пути С.А. Есенина, но
стихотворная база выбирается с учетом возрастных особенностей
школьников.
Таким образом, тема поэта и поэзии в творчестве С.А. Есенина
является одной из основных при понимании специфики его жизненного и
творческого пути. Она является объектом изучения в школьной программе по
литературе. Именно тема поэта и поэзии в лирике Есенина олицетворяет
собой нить в полотне творчества поэта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература XIX - XX
веков. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11
классы.-М., 2004.
2. Бондаренко М. «А душу можно ль рассказать?»: Поэзия Сергея
Есенина в школе //Литература в школе. - 2004.-№9.-С.25-31.
3. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В.
Виноградов. М., 2009.
4. В мире Есенина: Сб. статей / Сост. А.А.Михайлов. - М., 1986.
5. В мире литературы: Программы для общеобразовательных
учреждений. 5-11 классы/Под ред. А.Г.Кутузова.-М., 2004.
6. Волков А.А.Художественные искания Есенина. - М.,1976.
7. Воронский А.К. Об отошедшем (О С. Есенине). - М., 1990.
8. Говсиевич В. Шершеневич О Есенине. М., 1986.
9. Городецкий С. О Сергее Есенине. М., 1998.
10. Есенин С. Собр. Соч. в 3 т./Сост. И примеч. А.А.Козловского,
Ю.Л.Прокушева.- М., 2008.
1. Занковская Л.В. С.Есенин и Б.Пастернак в контексте русской
литературы ХХ века // Литература в школе.-2005.-№12.-С.13-20.
2. Занковская Л.В. Характерные черты стиля С.Есенина //Литература в
школе.-2004.-№1.-С.18-22.
3. Зуев Н. Народные истоки поэзии С.Есенина //Литература в школе.-
1995.-№5-С.15-24.
4. Иванов В. О Сергее Есенине. - М., 1993.
5. Историко-этимологический словарь современного русского языка под
ред. П.Я. Черных. М., 1994.
6. Кашечкин С.П. Раздумья о поэте. - М.,2014.
7. Крючков В.П. Русская поэзия ХX века: Очерки поэтики. Анализ
текстов. Ч.1 : [учеб. пособие для старшекл. и абитуриентов] : в 2 ч. / В.
П. Крючков.- Саратов, 2005 .
8. Козловский А.А. Сергей Есенин в воспоминаниях современников. Том
2. М., 2016.
9. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных
учреждений. 5-11 классы/ Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова,
Е.Н.Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-М., 2003.
10. Максимчук О.Н. Образы космического пространства в лирике
С.Есенина: лингво-стилистический аспект 9 класс //Русский язык в
школе.-2011. №7. - С 15-19.
11. Марченко А. К. Поэтический мир Есенина.- М., 2012.