Презентация "Константин Великоросс" 4-11 класс
Подписи к слайдам:
- Конкурс презентаций «Великие имена России» Сообщество взаимопомощи учителей. Pedsovet.ru
- "Константин
- Великоросс"
- Автор презентации:
- учитель русского языка и литературы
- 1-ая категория
- МБОУ СОШ № 32 (филиал)
- г. Челябинска
- Семенова Марина Рудольфовна
- 2012 год
- 3 сентября 1942г.
- -
- 29 октября 1976г.
- Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно. Оно насчитывает
- более 400 произведений
- живописи и графики: портреты и пейзажи, сюрреалистические и абстракционные композиции; картины на сказочные , былинные и мифологические сюжеты; произведения на темы древней и современной русской истории.
- «Духовный вождь народа»
- Так назвал Константина Васильева историк, этнолог и религиовед Роман Багдасаров в книге «За порогом» (Москва, ЮС-Б, 2003 г.),
- Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
- Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».
- С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.
- В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
- В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
- Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.
- В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.
- Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней.
- Отец Кости, Алексей Алексеевич, появился на свет в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности.
- Мама, Клавдия Парменовна, была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И.Шишкина.
- Сестры – Валентина и Людмила.
- Мальчик скопировал ее цветными карандашами. Рисовал по вечерам в своей маленькой комнате, никому не показывая. И в день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. Сделал затем рисунок карандашом по скульптуре Антокольского «Иван Грозный».
- В 12 лет Костя поступил в московскую художественную школу-интернат при институте имени Сурикова академии художеств СССР, где он столкнулся с непониманием. Он замкнулся, но продолжил рисовать по-своему.
- Вернувшись домой, Костя поступил сразу на второй курс Казанского художественного училища, которое и закончил с отличием по специальности театральный художник. Его дипломной работой были эскизы к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского "Снегурочка".
- По окончании училища Константин стал работать учителем рисования и черчения в родном посёлке Васильево, затем художником-оформителем на лесокомбинате, где раньше работал его отец, и на васильевском стекольном заводе. Иногда, особенно к большим праздникам, ему давали заказы из Художественного фонда в Казани. Но свои главные творения Константин делал дома для себя и для друзей.
- В 20 лет Константин влюбился в одноклассницу своей сестры Людочку Чугунову. Благодаря этой любви появилась на свет целая серия удивительно красивых рисунков с вариациями на тему портрета любимой: «Девушка», «Музыка ресниц», «Грусть королевы», «Печаль» и др.
- Они расстались, но позже Константин сделал удивительно трогательный романтичный коллаж «Икона памяти» как образ своей потерянной любви.
- Душевный кризис приводит его к выбору абстракционизма, позднее художник попадает в сети сюрреализма. Он прошёл путь от создания мрачных серых композиций к чёрно-белым абстракциям, затем к розово-голубому сюрреализму.
- Но и в эти пять лет молодой человек серьезно относился к созданию каждого рисунка, каждой картины.
- Васильев понял, что зашёл в творческий тупик. Ни абстрактный экпрессионизм, ни сюрреализм не приносили художнику удовлетворения. И он перестал работать. Три года мог не прикасаться к карандашам, кистям и краскам.
- Не зная, куда девать свою энергию, он стал сочинять так называемую конкретную музыку, записывая звуки природы на магнитофон (например, жужжание пилы, скрип двери, крик петуха и т. п.) и монтируя из таких обрывков какую-то композицию.
- Другим занятием было создание скульптур.
- Но всё же главным занятием этого «потерянного» периода было слушание музыки и прогулки на природе.
- Именно созерцание природы, а произвело в душе молодого художника полный переворот и возвращение к живописи.
- Возникает осознание, что можно жить и творить дальше, если встать на сторону мира, на сторону жизни.
- Это вывело Константина Васильева из творческого оцепенения.
- Буря
- Облако
- Опушка леса
- Берег
- У тихой воды
- Заброшенная мельница
- Читая северные былины,
- скандинавские и исландские саги, эддическую поэзию, Константин восхищался мужественной красотой и сдержанностью северной культуры. Как и Максим Горький и композитор Сергей Прокофьев он делил культуру на северную и южную, и отдавал предпочтение «духу Севера».
- Менялись его художественные направления, но главные мысли, ведущие темы оставались постоянными на протяжении всей жизни художника, такие как вечный вопрос о смысле жизни, предназначении человека, о свободе творчества, о героизме и трагедии, смерти, рождении и возрождении.
- В это время заново прочитал русские былины, стихи Алексея Константиновича Толстого, рассказы и романы Лескова, Мельникова-Печерского и другие сочинения о том, как и чем жили наши предки. По-новому был прочитан и осмыслен Гоголь. Чтение этих книг всколыхнуло какие-то необъяснимые чувства сопричастности к народной жизни.
- Константин начал понимать, что опору для своего мировоззрения и творчества можно найти в многовековых традициях нашего народа, его культуре, в мифах, полных мудрости и героизма, в торжественной и могучей красоте, жизненной силе природы.
- Художнику Константину Васильеву удалось увидеть богатый полусказочный, полуисторический мир былины по-своему, дать новую трактовку этой вечной патриотической темы.
- Садко и Морской Царь
- Алеша Попович
- Поединок Пересвета с Челубеем
- Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром.
- Василий Буслаев
- Витязь
- Вольга и Никита Селянинович
- Князь Игорь
- Княгиня Евпраксинья
- дева Феврония – героиня оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
- «Авдотья Рязаночка»
- «Настасья Микулична»
- Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
- Органичный сплав образа и смысла, многослойность символики, которые позволяют дать несколько различных трактовок содержанию его картин, – вот главные особенности символического реализма Васильева.
- Одна из них – ритмика золотого сечения, принцип, по которому сознательно построены все его картины зрелого периода, который подчёркивает божественное устройство нашего мира.
- Другая Кроме того, символизм Константина Васильева заключается в том, что через форму
- Символы были постоянными, от картины к картине, из серого периода в сюрреализм, из сюрреализма в реализм, поэтому некоторые критики и зрители
- Другой важный символ в картинах Васильева – символ воли – это плётка, кнут (начиная с «Изгнании торгующих из храма» и до «Человека с кнутом» и «Человека с филином»).
- Некоторые искусствоведы находят деву с немецкой лакированной открытки или вальяжную красавицу со свечой у окна.
- Однако не обученные искусствоведению, но думающие зрители видят совсем иное.
- Кто-то - простую девушку - символ надежды на встречу сбольшой любовью.
- Другие - женщину, ожидающую, может быть, своего мужа с войны, или отца из дальней стороны, куда его забросила судьба – символ верности.
- Третьи - полагают, что картина символизирует дух нашего народа, преображения России.
- Порой полотно неправильно называют «Гадание», что не соответствует замыслу автора..
- Одной из загадок васильевского реализма является то, что в его сказочно красивых картинах нет выдумки, нет лакировки действительности.
- Так сказка становится былью, идеальное – реальным, сначала на картине, а через неё – в сознании человека.
- Яркие примеры - картина «Лебеди» (в казанской Картинной галерее Константина Васильева), «Лесная готика» и другие.
- Стряхнув все же творческое оцепенение, Константин, словно к спасительному роднику, потянулся к живой истории Отечества – к героическим событиям последней войны, с которыми в какой-то мере соприкоснулась и его собственная судьба.
- Константин реализовывал свои самые смелые замыслы. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах: до двух метров в длину каждый.
- Особое место занимает портрет маршала Г.К. Жукова. Художник счмтал, что у портретов людей, овеянных легендарной славой, зритель должен испытывать духовный подъем, взлет своих устремлений.
- Портрет маршала Жукова показал, какие неисчерпаемые возможности таит в себе могучая сила реализма, способная создать необыкновенно емкую художественную форму.
- Портрет Ф.М.Достоевского 1976г.
- Сестра
- Людмила
- Наполеон
- Провинциальный учитель
- К. Васильев. Автопортрет, 1968
- Автопортрет. 1970 год
- Одной из главных и постоянных составляющих романтичных настроений его работ была музыка. Она сопровождала Константина всю его жизнь. Недаром он создал 18 портретов композиторов (некоторых даже по 2 и 3 варианта) и несколько изображений великих исполнителей музыки.
- Наконец, Вагнер - важнейший композитор для понимания позднего Константина Васильева.
- Новый всплеск романтичности в творчестве позднего Васильева был вызван, прежде всего, его серьёзным увлечением завораживающей музыкой Рихарда Вагнера, которая является, пожалуй, высшим образцом музыкального романтизма.
- По мотивам опер Вагнера он создал довольно много картин и графических работ. В его планах было даже проиллюстрировать всю тетралогию «Кольцо Нибелунга», но успел он сделать из этой серии только семь графических листов.
- .
- Кроме разработки русского эпического наследия, русской мифологии, Константин много делал и в области мифологических сюжетов других народов: искал общность глубоких корней в их творчестве, осмысливая и вычленяя главное.
- Он прекрасно знал скандинавский и немецкий эпос, мифологию Древней Греции, Рима, индийскую эпическую поэзию
- Но самыми великолепными и величественными произведениями художника являются большие масляные картины: «Вотан» («Один») и «Гибель викинга» (или «Валькирия над сражённым воином», как её иногда называют).
- Осенью 1976 года, поздним вечером 29 октября, недалеко от Казани завершил свой земной путь художник Константин Васильев. Когда на его могиле в посёлке Васильево устанавливали памятник, то друзья и родственники Константина, с удивлением и, в то же время, с гордостью прочитали на мраморной табличке:
- «Народный художник Константин Васильев».
- Мастер, который изготовил памятник, не сомневался, что Васильев был народным художником.
- Хотя даже в Союз художников Васильева так и не приняли.
- Проходят годы и десятилетия, но поток людей на выставки, а теперь уже и в постоянно действующие музеи Константина Васильева, не иссякает. И всегда и везде наблюдается похожая картина: одних посетителей творчество Васильева приводит в восторг, вызывает душевные волнения, оживление ума, духовный подъём, у других, которых всё-таки значительно меньше, наоборот, вызывает тревогу, неприятие и даже враждебность
- Вот результаты второго выпуска рейтинга 2000 года в номинации «Живописцы и графики» по категории «Художник профессионал высокого класса, пользующийся безусловным спросом и популярностью»: из 3000 художников на первом месте стоит Константин Васильев.
- Голосовали только профессиональные художники России и постсоветского пространства.
- В высшую категорию вместе с Васильевым попали ещё шесть художников И. Глазунов, Д. Налбандян, Э. Неизвестный, З. Церетели, М. Шемякин и А. Шилов. Таким образом, вот она – наша «великолепная семёрка», с Константином Васильевым во главе.
- Доронин Анатолий "Руси волшебная палитра» (электронная книга)
- http://www.bibliotekar.ru/
- http://k-vasiliev.narod.ru/avtoportret_1968g.htm
- http://smith.gorod.tomsk.ru/index-1274416729.php
- http://artcyclopedia.ru/nibelung_alberih-vasilev_konstantin_alekseevich.htm
- http://topdollar.ru/ataka-rejjderov-na-muzejj-konstantina-vasileva.html
- http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/531-2011-02-22-18-53-08.html
- http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post140050671/
- http://www.peoples.ru/
- veliko-ross.ru›news13.htm
- http://books-center.ru/
- В оформлении презентации использован шаблон презентации «Желтая рамка» из фонов презентации с сайта
- http://pedsovet.su/load/320 (автор - Горяйнова Екатерина, главный редактор сайта)
Литература - еще материалы к урокам:
- Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс
- Презентация "Владелица луча"
- Презентация "Образ лирической героини в поэзии Марины цветаевой"
- Презентация "Организация исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла"
- Презентация "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
- Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс