Научно-исследовательская работа «Козьма Прутков – литературная маска А.К.Толстого»

Управление образования администрации Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Е.П. Новикова
_________________________________________________________________
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица 7а класса
Корнеева Елизавета
Руководитель Якимкина И.И.,
учитель русского языка и
литературы
Жуковка- 2019
Введение.
Научно-исследовательская работа «Козьма Прутков – литературная
маска А.К.Толстого» посвящена изучению понятия «литературная маска»
как особого типа литературного псевдонима, определению целей, которые
преследовал автор, создавая «литературную маску» - Козьму Пруткова.
Поскольку Козьма Прутков – одна из ярких страниц творчества
А.К.Толстого, научно-исследовательская работа в этом направлении,
безусловно, позволит ближе познакомиться с Толстым-создателем известной
«литературной маски».
Кроме того, работа предполагает и практический выход. Создан буклет-
закладка «Поэт-земляк», одна из страниц которого посвящена Козьме
Пруткову и содержит наиболее известные афоризмы. Буклеты будут
распространяться среди учеников нашей школы.
Цель исследования: изучить «легенду» Козьмы Пруткова, выявить сходства
и различия «выдуманного жизнеописания» литературной маски и реальных
фактов биографии ее создателей, определить цели, которые преследовал
автор, создавая образ-маску.
Предмет исследования: «выдуманное жизнеописание» Козьмы Пруткова,
биографии создателей этой литературной маски (А.К.Толстого).
Объект исследования: факты жизнеописания Козьмы Пруткова и
биографии Алексея Константиновича Толстого.
Гипотеза: А.К.Толстой использовал литературную маску, чтобы с ее
помощью убедить публику, что выдуманный автор существует в
действительности, скрыть свое авторство.
Можем предположить, что автор либо полностью олицетворяет себя с
маской, либо, наоборот, создает маску-противоположность, маску-антипод,
давая себе таким образом возможность работать сразу в двух направлениях.
Первый этап исследования. Знакомство с понятием «литературная
маска».
Мы изучили, пользуясь различными источниками, что означает понятие
«литературная маска». Кроме того, выяснили, какие литературные маски
наиболее известны и популярны в русской литературе.
Второй этап исследования. Знакомство с «вымышленным портретом»
Козьмы Пруткова. Сопоставление с фактами биографии А.К.Толстого.
Выявление целей создания автором «литературной маски».
Подобрав информацию, мы выяснили основные факты биографии Козьмы
Пруткова. Далее сопоставили их с фактами реальной биографии Алексея
Константиновича Толстого.
Мы предположили, что автор либо полностью олицетворяет себя с
маской, либо, наоборот, создает маску-противоположность, маску-
антипод, давая себе возможность работать сразу в двух направлениях.
Глава 1. Литературная маска как особый тип псевдонима.
Литературная маска -
особый тип литературного псевдонима, превращающий использование
псевдонима в литературный приём. Создание литературной маски
предполагает, что тексты приписываютсявымышленному автору, наделённо
му собственной более или менее развёрнутой биографией, собственными
личными качествами и литературными ориентирами.
Литературная маска чаще используется в литературе сатирической и
юмористической, и в этом случае однаиз целей её создания
отделение приписанных вымышленному автору текстов от другого
творчества подлинного автора, которое зачастую имеет довольно
мало общего с отданными маске сочинениями. Именно так обстоит дело
с самой известной русской литературной маской -
Козьмой Прутковым, работа над которым не мешала его основным
создателям, Алексею Толстому и Алексею Жемчужникову, писать по
отдельности стихи совсем другого рода. В то же время творческая задача,
требующая от писателяиспользования литературной маски, не всегда связана
с юмором: так, для Валерия Брюсова книга лирики отженского лица,
опубликованная от имени поэтессы, пишущей под псевдонимом Нелли,
была не пародией наженскую лирику, а экспериментом по моделированию
иного типа лирического субъекта.
Реже встречается такое использование литературной маски, при котором
автор не выступает в литературе также и от собственного лица, а полностью
отдаёт свои сочинения вымышленному автору. К этому вариантутяготел
случай Черубины де Габриак, но вынужденное раскрытие тайны авторства
стихов, опубликованныхпод этим именем, заставили их автора отказаться
от дальнейшего использования данной маски, а вместе сэтим, по сути, и от
дальнейших публикаций своих стихов.
Глава 2. Козьма Прутков - самая известная литературная маска.
Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем
Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и Львом
Феликсовичем Лагорио
Козьма
́
Петро
́
вич Прутко
́
в литературная маска, под которой в журналах
«Современник», «Искра» и других выступали в 5060-е годы XIX
века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении
вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы
(фактически коллективный псевдоним всех четверых). Согласно
нескольким свидетельствам современников, также немалое участие в
создании наследия Козьмы Пруткова принял штабс-капитан Александр
Аммосов, рано умерший вследствие тяжёлых ранений. В частности, его перу
принадлежит известнейшая басня «Пастух, молоко и читатель».
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ
высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность»,
пародировали литературное эпигонство.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»
Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и
раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному
ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в
деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблиз ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на
этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся
ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с
товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой
голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку
и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным
коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать
перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их
ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему
телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного
события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй
он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся
весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович
Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он
всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким
возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал
в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу
по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь
навсегда!» Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он
оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года.
Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился
получить все гражданские чины, до действительного статского
советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной
Палатки; а потом и Орден Святого Станислава 1-й степени., который
всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою.
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам
старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал,
когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он
объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние,
даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он
написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю
атмосферу, а под собою прежнюю почву. Он снова стал писать проекты,
но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это
дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать
значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший
его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении
службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.
Глава 3. Алексей Константинович Толстой – один из создателей Козьмы
Пруткова.
Алексей Константинович Толстой родился в С.-Петербурге 24 августа
(5 сентября) 1817 г. от непродолжительного брака представителей двух
знатных фамилий – Толстых и Разумовских.
Отец, граф Константин Петрович Толстой, брат известного художника
Федора Толстого, передал ему графский титул (Лев Толстой по этой линии
доводился поэту троюродным братом), а мать, Анна Алексеевна Перовская, и
ее родственники –значительное состояние (она была побочной дочерью
графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского
гетмана, а фамилию получила от его подмосковной деревни Перово).
Практически сразу после рождения сына родители разошлись. Мать увезла
шестинедельного младенца в Малороссию к своему брату Алексею
Алексеевичу Перовскому (1787–1836), знаменитому впоследствии
литератору (он прославился как автор фантастических повестей под
псевдонимом Антоний Погорельский). В его имении Погорельцы
Черниговской губернии прошли первые детские годы будущего поэта. Дядя,
заменивший ребенку отца, много и усердно занимался его воспитанием,
всячески поощряя его художественные наклонности, и, между прочим,
специально для него сочинил известную сказку "Черная курица, или
Подземные жители" (1829). Сказка была с моралью и говорила о скромности,
приличествующей одаренному мальчику.
В 1826 г. Толстой был представлен ко двору и выбран товарищем для игр
наследника престола, будущего императора Александра II. Летом 1827 г.
десятилетний Толстой с дядей и матерью побывал в Германии, посетив, в
частности, Веймар, и играл на коленях у самого Гёте. В С.-Петербурге, где
они обосновались по возвращении из-за границы, он также оказался в
окружении литераторов, друзей Перовского (в его доме юному Толстому
часто приходилось видеть А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.А.Жуковского,
П.А.Вяземского, И.А.Крылова и др.).
1831 г. – опять же с дядей и матерью – Толстой путешествовал по Италии,
посетив Венецию, Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь. "
В 1834 г. Толстой был зачислен "студентом" в Московский архив
министерства иностранных дел, а в 1835 г. в Московском университете
выдержал экзамен на чин (сдал экзамены "из предметов, составляющих курс
словесного факультета, для получения ученого аттестата на право
чиновников первого разряда"). Попытка сразу выйти в отставку, чтобы
заняться исключительно искусством, встретила противодействие Перовского,
и, чтобы не огорчать любимого дядюшку, Толстой смирился и продолжал
числиться в архиве. В июле 1836 г. бездетный Перовский скончался на руках
племянника, оставив ему огромное состояние – более трех тысяч душ в
Черниговской губернии (управление имениями взяла на себя мать, так что
забот у наследника не прибавилось).
В начале 1837 г. Толстой был сверх штата приписан к русской
дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но почти сразу
выхлопотал себе отпуск и два года провел в путешествиях по Германии,
Италии и Франции (и, между прочим, неоднократно встречался с Гоголем,
занятым тогда сочинением "Мертвых душ").
В 1840 г., по возвращении в С.-Петербург, Толстой был произведен в
коллежские секретари и перемещен "младшим чиновником" во II отделение
императорской канцелярии, занимавшееся составлением различных законов
и указов, а в 1843 г. стал еще камер-юнкером, т.е. у него появились и
придворные обязанности. Служба его мало занимала, однако, благодаря
влиятельным родственникам, он быстро рос в чинах (титулярный советник,
1842; коллежский асессор, 1845; надворный советник, 1846; коллежский
советник, 1852) и придворных званиях (церемониймейстер, 1851).
В столичном обществе Толстой имел репутацию шутника и проказника,
разделяя ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми –
Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем
Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль "Фантазия", со
скандалом провалившийся на сцене Александринского театра в январе 1851
г. Император Николай I расценил водевиль как глупую шутку, да и в
журналах его единодушно бранили. Один Аполлон Григорьев со
свойственной ему чуткостью понял намерение авторов, скрывшихся за
инициалами Y и Z: "Здесь только доведено до нелепости и представлено в
общей картине то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех
водевилей. Пародия гг. Y и Z не могла иметь успеха потому, что не пришел
еще час падения пародируемых ими произведений".
Позднее "Фантазия" вошла в число сочинений Козьмы Пруткова.
Пародийная "маска" этого глубокомысленного литератора и чиновника
Пробирной палатки сложилась как раз в 1851 г. совместными усилиями
Толстого и Алексея и Владимира Жемчужниковых. "Досуги" Козьмы
Пруткова впервые появились в журнале "Современник" в 1854 г., а его
"Полное собрание сочинений" было составлено Владимиром
Жемчужниковым уже в 1884 г. В сочинениях Козьмы Пруткова Толстому
принадлежат около десятка стихотворений и множество афоризмов, впрочем,
будущей славы коллективного детища он не предвидел и всерьез к этой
шуточной продукции не относился. Из позднейших юмористических
сочинений Толстого, появившихся под собственным его именем, наиболее
значительны "История государства Российского от Гостомысла до
Тимашева" (1868; опубл. 1883) и "Сон Попова" (1873; опубл. 1878).
Зимой 1850/1851 гг. у Толстого завязался роман с Софьей Андреевной
Миллер, женой конногвардейского полковника. Вскоре она ушла от мужа, и
с этого момента с нею связана вся последующая жизнь поэта. Благодаря его
положению при дворе и дружбе с наследником престола, сомнительная связь
с замужней женщиной не имела для него неприятных последствий, однако
муж Софьи Андреевны долго не давал ей развода, и брак ее с Толстым был
заключен только в 1863 г. Вся его любовная лирика, начиная с 1851 г.,
адресована исключительно ей (в т.ч. посвященный их первой встрече романс
"Средь шумного бала, случайно…", 1851, опубл. 1856).
Во время Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию. Летом
1854 г. он сформировал отряд для отражения предполагаемой высадки
английского десанта на балтийском побережье. В марте 1855 г. был зачислен
в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. После военной
подготовки в декабре 1855 г. присоединился к полку под Одессой, но
принять участие в боевых действиях не успел, поскольку вскоре заболел
тифом. Оправился от болезни он только летом 1856 г., когда война
закончилась. Тем же летом с Софьей Андреевной совершил путешествие по
Крыму, в результате которого явился поэтический цикл "Крымские очерки"
(опубл. 1856–1859).
Последним его произведением стала историческая драма "Посадник",
действие которой происходит в Великом Новгороде в XIII в. Работа над ней
началась сразу по окончании драматической трилогии в 1870 г., но завершить
ее поэт не успел (были закончены три действия из четырех; последнее
известно в пересказе Д.Н.Цертелева).
28 сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался на 48-м году жизни в
Красном Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения
страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными
болями. Похоронен он там же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей
Андреевной, в склепе у Успенской церкви.
Заключение.
Итак, научно-исследовательская работа позволила нам выяснить:
1)что представляет собой понятие «литературная маска» (особый вид
псевдонима);
2)литературная маска, точнее ее вымышленная биография, ничего общего с
биографией А.К.Толстого не имеет;
3) автор не олицетворяет себя с маской, наоборот, создает маску-
противоположность, маску-антипод, предоставляя себе возможность
работать сразу в двух направлениях: сатирическом и лирическом;
4)основные факты вымышленной биографии Козьмы Пруткова,
литературной маски, основным создателем которой стал Алексей
Константинович Толстой.
Кроме того, данная работа сделала возможным создание буклета,
посвященного юбилейной дате (200-летию со дня рождения писателя) и
распространение его среди учащихся нашей школы. Планируется также
размещение буклета на школьном сайте.
Список использованной литературы:
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова / Серия: "Библиотека поэта.
Большая серия" / Вступ. статья, ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. - М.: Сов.
писатель, 1949. - 408 с., 7 л. ил.
Козьма Прутков. Сочинения. / Подготовка текста и примеч. А. К. Бабореко;
Вступ. статья Д. И. Заславского. - М.: Гослитиздат, 1955. - 420 с.
Козьма Прутков. Полное собрание сочинений / Серия: "Библиотека
"Иллюстрированная Россия" - Париж, 1937. - 140 с. том 1, 207 с. том 2.
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и
биографическими сведениями. - 12-е изд. - Петроград: Типография М. М.
Стасюлевича, 1916. - 253 с.
Козьма Прутков. Сочинения /. - М.: Эксмо, 2005. - 350 с. - Самое лучшее,
самое любимое. - 5000 экз. - ISBN 5-699-14265-7.
Сочинения Козьмы Пруткова. / Сост. и послесл. Д. А. Жукова; Примеч. А. К.
Бабореко. - М.: Сов. Россия, 1981. - 304 с.
Козьма Прутков. Сочинения Козьмы Пруткова / Вступ. статья В.
Сквозникова; Примеч. А. К. Бабореко. - М.: Худож. лит., 1976. - 381 с.
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и
биографическими сведениями. - 1-е изд. - С-Петербург: Типография М. М.
Стасюлевича, 1884. - 253 с.