Тема Великой Отечественной войны в лирике оренбургских поэтов

Тема Великой Отечественной войны в лирике оренбургских поэтов
Война… Под плач, под маршей переливы
Мы все спешили будто под набат.
Но мимо всех спокойный, молчаливый,
Не торопясь, куда-то шел солдат.
Н.С.Клементьев
Надо ли вспоминать о войне. Это против законов памяти, которой положено когда то
улечься, успокоиться. И не лучше ли забыть человека с ружьем, доверять миру, покою,
чем погружаться в кратер вулкана, в «ситуацию помрачения духа?» (А.М.Адамович).
Поэты - оренбуржцы знали войну как совсем не потухший вулкан, с первого дня, с
первой минуты, когда
Ни песен не было, ни разговора,
А люди шли и толпами и врозь.
Двенадцать дня… У рупоров весь город.
Вот с этого, пожалуй, началось.
Началась для Николая Сергеевича Клементьева, который родился в 1908 году в селе
Суралей Мордовской АССР. Работал в газетах «Красная Мордовия», «Средневолжский
комсомолец», « Большевистская смена». Лучшее из его творчества относится к кануну и
годам Великой Отечественной войны. Музыку к его песням писали композиторы
Соловьев-Седой, Френкель. Ведь так хотелось молодому автору, чтобы его стихи,
воспевавшие степи Урала, «плодородные и суровые», «полдень» и «ковыль,
разливающийся с половодьем»… зазвучали как песня «огневая, насквозь прожигающая
сердца».
В поэме «Гвардии генерал», посвященной защитнику Сталинграда, дважды Герою
Советского Союза генерал- лейтенанту Родимцеву, песня превращается в народный
плач, словно слышим мы голос Ярославны с крепостной стены:
Найди, меня песня, степного орла,
Где Волга бушует, как огненный вал,
Там бьется с врагом орел – генерал.
Того генерала в лицо повидай,
Тому генералу поклон передай.
Десятилетия минули, а «горбатая гора» все еще ориентир, камень, потеющий от «жгучей
жары» - укрытие от чужой пули, «зеленый дол» - убежище.
Как бы мы не отодвигали подальше эти события, они в сознании нашем, семейных
альбомах, из которых смотрят на нас совсем молодые люди в пилотках, гимнастерках,
готовые в любую минуту собрать «на ратное дело Великий разгневанный русский народ».
Бог в помощь, братцы,
России верные сыны!
Поддерживает другой оренбургский поэт Илья Михайлович Елин, член союза писателей
СССР.
Как заклинание, как материнская молитва звучат его строки:
Пусть не покинет их
Удача,
Не оскудеет
Юный пыл!
Все впереди,
Путь только
Начат.
Путь начат, но в сердце каждого солдата живет надежда на скорейшее возвращение:
Как к солнцу тянется трава,
Так я к тебе тянусь.
Любовь, пока я жив, жива.
И я к тебе вернусь.
Эти строки из стихотворения Александра Александровича Возняка (автора книг «Рассвет»,
«Когда мы в бой идем», «Возвращение», «Верность», «Сердце друга») перекликаются с
популярным фронтовым стихотворением «Жди меня» К.Симонова. Поэт сказал в нем то,
что нашло отклик в сердце каждого, что было необходимо сидящему в окопах,
мчащемуся в танке, в истребителе, шагающему по дорогам войны. Герой убежден, что
любовь, выраженная скупыми мужскими словами в письмах, убережет его от гибели. И
когда наступит день встречи:
Нам будет радостно вдвойне,
Когда окончим путь.
На письма, как в глаза жене,
С улыбкою взглянуть.
А пока в «промокшей до пят шинели»
На коротком привале – дома,
Побываем опять во сне.
Ненавязчиво звучит в стихотворениях А.А.Возняка мотив душевной стойкости солдата,
сохраняющего в кровавых буднях войны способность тонко чувствовать, любить,
оставаться человеком.
И костер, как большая птица,
Вдруг о землю забьет крылом,
Он увидит на наших лицах –
Много выстрадали. Но живем!
Живет солдат! Вслушивается в тишину перед боем и перестает ощущать себя:
Только люди не те, только мысли не те,
Да и сам я какой – то нездешний.
Невольно ищешь продолжения у В.С.Высоцкого:
Почему все не так? Вроде – все как всегда?
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только – он не вернулся из боя.
И вновь вернемся мы к стихотворению А.А.Возняка:
Кто эту смерть увидит, кто поймет,
Кто тяжела в бою земля сырая?
С первого боя, с первой увиденной смерти «начиналась зрелость».
Нам в первый год бы умереть пришлось,
Когда бы жить до боли не хотелось.
Жить! Преодолеть страх, боль, потери… Жить! В ожидании короткого письма… Как
вспоминает участник Великой Отечественной войны, автор сборника стихов «Лирическое
наступление» Михаил Соломонович Клипиницер:
Враг рядом, и уже не страшен,
Теперь не жди, а упреди!
Отчаянно и молча дрались,
Недоставало сил кричать,
А письма в блиндаже остались.
Их было некому вручать.
Поэты фронтовики остаются верны своим выстраданным лирическим мотивам. Это и
мотив несбывшихся надежд, несостоявшихся судеб, жестоко оборванных войной.
К.Г.Жуков сказал, что автор нашей победы советский народ и русский солдат. Именно
эти слова стали эпиграфом стихотворения Клипиницера М.С. « Фамилии на обелисках».
Да мы славим русского солдата, мы славим солдата – земляка!
И к 55 -летию со дня Великой Победы заиграли два комплекса: «Памяти погибших в годы
войны» (скульптор
Н.А.Ишмухамедов, архитектор А.И.Агафонов и В.Е.Литвиненко) и «Оренбург – фронту»
(авторский коллектив: А.Б. Емаев, А.М. Прытков, Н.П.Орешкевич, А.Г. Шлеюк) мемориала
Великой Отечественной войны на проспекте Победы.
Россия – мать склонилась низко –
Ее сыны не зря клялись.
И здесь под этим обелиском,
Они навечно обнялись.
Павлухина Л.И., учитель МОАУ «Гимназия 4»
г. Оренбурга
Мир таинственного в повести
А.С.Пушкина «Пиковая дама»
« Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю
жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу
быть человеком»
Ф.М.Достоевский