Презентация "Тема Великой Отечественной войны в военные и послевоенные годы"
Подписи к слайдам:
Тема Великой Отечественной войны
в военные и послевоенные годы
План лекции
- Поэзия Великой Отечественной. Поэма А.Твардовского «Василий Тёркин».
- Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны: «Русский характер» А.Н. Толстого (1944), пьеса Л. Леонова «Нашествие» (1943).
- Литература периода «оттепели» (1955-1964). Военная («лейтенантская») повесть. Дальнейшее развитие военной темы.
- В годы Великой Отечественной войны литература стала «душой и голосом воюющего народа» (А.Н. Толстой). Она была свободна от идеологии и казенной пропаганды благодаря теме любви (до этого она была под запретом). В лирике К.Симонова, М.Исаковского, А.Суркова, О.Берггольц и др. она органично слилась с темой преодоления смерти, победы над смертью: «Жди меня, и я вернусь / Всем смертям назло».
- На фоне войны личная тема, индивидуальное отношение к своей и чужой смерти («Две строчки» А.Твардовского) выходит из ряда запретных тем. Человек ощущает себя свободной личностью, а не винтиком, побеждает идею безличности.
- Жди меня, и я вернусь.
- Только очень жди,
- Жди, когда наводят грусть
- Желтые дожди,
- Жди, когда снега метут,
- Жди, когда жара,
- Жди, когда других не ждут,
- Позабыв вчера.
- Жди, когда из дальних мест
- Писем не придет,
- Жди, когда уж надоест
- Всем, кто вместе ждет.
- Жди меня, и я вернусь,
- Не желай добра
- Всем, кто знает наизусть,
- Что забыть пора.
- Пусть поверят сын и мать
- В то, что нет меня,
- Пусть друзья устанут ждать,
- Сядут у огня,
- Выпьют горькое вино
- На помин души...
- Жди. И с ними заодно
- Выпить не спеши.
- Жди меня, и я вернусь,
- Всем смертям назло.
- Кто не ждал меня, тот пусть
- Скажет: — Повезло.
- Не понять, не ждавшим им,
- Как среди огня
- Ожиданием своим
- Ты спасла меня.
- Как я выжил, будем знать
- Только мы с тобой, —
- Просто ты умела ждать,
- Как никто другой.
- Из записной потертой книжки
- Две строчки о бойце-парнишке,
- Что был в сороковом году
- Убит в Финляндии на льду.
- Лежало как-то неумело
- По-детски маленькое тело.
- Шинель ко льду мороз прижал,
- Далеко шапка отлетела.
- Казалось, мальчик не лежал,
- А все еще бегом бежал
- Да лед за полу придержал...
- Среди большой войны жестокой,
- С чего - ума не приложу,
- Мне жалко той судьбы далекой,
- Как будто мертвый, одинокий,
- Как будто это я лежу,
- Примерзший, маленький, убитый
- На той войне незнаменитой,
- Забытый, маленький, лежу.
- Поэмы «Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского и др. также носили глубоко интимный, исповедальный характер.
- Поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского (1942-1945) пользовалась огромной популярностью в народе потому, что жизнь обыкновенного человека в ней изображалась как высшая ценность. Ведь у каждого человека, по Твардовскому, «жизнь одна и смерть одна».
- Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ
- 1910 - 1971
- Твардовский – автор удивительной чудо-книги «Василий Теркин». «На фронте солдаты отличали чудо чистозвонного Теркина от прочих военных книг».
- «Ах, Александр Трифонович! Помните, обсуждали «Матренин двор? – если бы Октябрьской революции не произошло, страшно подумать, кем бы вы были? Так вот и были бы: народным поэтом, покрупней Кольцова и Никитина. Писали бы свободно, как дышится, не отсиживали бы 400 гнусных совещаний, не нуждались бы спасаться водкой, не заболели бы раком от неправедного гонения…»
- Герой поэмы является носителем народного взгляда на войну, часто совпадая с голосом автора, выражает поэтическую философию войны выраженную в лейтмотиве поэмы.
- Афиша к мультфильму (реж. Роберт Лабидас, 2003)
- Литературовед Ю. Щеглов о Твардовском.
- «Великий человек.
- “Новый мир” под его редакцией – великий журнал.
- Больше эпоха Твардовского никогда не повторится. Никто его нам не заменит.
- Он ошибался, лавировал, отступал. Однако все мы в прямом и переносном смысле вышли из «шинели» Твардовского. Даже непреклонный и несгибаемый Солженицын».
- Уникальность образа Тёркина - в единстве индивидуального и общего. Это «человек-народ», как выразился автор книги «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» А.Абрамов.
- Индивидуальность – в слитности с автором, («Тёркин, мой герой, за меня гласит порой»), которая выражена, например, так:
- Грянул год, пришел черед –
- Нынче мы в ответе
- За Россию, за народ,
- И за все на свете.
- И не раз в пути привычном
- У дорог в пыли колонн
- Был рассеян я частично
- И частично истреблен.
- По уставу каждой роте
- Будет придан Тёркин свой.
- Не подвержен Тёркин смерти,
- Коль войне не вышел срок.
- Бьется Теркин – держит фронт.
- Мне конец – войне конец.
- Я как более идейный
- Был там вроде политрук.
- Рвутся мины – это значит
- Тёркин снова на войне.
- "Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!».
- В пьесе проявились лучшие качества писателя: обостренная гражданственность, публицистическая страстность, патриотизм, философская емкость, психологизм, сила и яркость слова.
- «Федор. Иззяб весь.
- Таланов. Странно, Федор. Русские деревни горят кольцом, а тебе холодно. Зашел бы да и погрелся у головешек…»
- «Федор. Продрог шибко…
- Демидьевна. То-то продрог. Тебе бы, горький ты мой, самую какую ни есть шинелишку солдатскую. Она шибче тысячных бобров греет…»
- «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота».
- А.Н. Толстой
- Резкой критике за недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» были подвергнуты «Дом у дороги» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова. За роман о войне «В окопах Сталинграда» В. Некрасова в 1947 г. удостоили Сталинской премии, а через год автор стал чуть ли не «врагом народа» и вынужден был эмигрировать.
- Статья о рассказе А. Платонова «Возвращение (Семья Ивановых)» (1946) называлась: «Клеветнический рассказ».
- Рассказ Эм. Казакевича «Двое в степи» (1948) причислен к «идейно-порочным и неполноценным в художественном отношении произведениям».
- Поощрялись помпезный романтизм, ложная эпичность, идиллически-сказочный пафос в изображении действительности.
- М.Исаковский: «Редакторы – литературные и музыкальные – были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение».
- Стихотворение и песню «Враги сожгли родную хату...» (муз. М.Блантера) многие писатели (Твардовский, Евтушенко) относят к вершинам отечественной военной лирики, отмечая предельный трагизм ситуации.
- В песне описывается ситуация возвращения солдата с войны домой. Но дом сожжён, и жена погибла. Текст построен как пронзительный монолог солдата над могилой жены, как его обращение к ней.
- Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою?
- Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок.
- Стоит солдат – и словно комья Застыли в горле у него. Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, Героя – мужа своего.
- Готовь для гостя угощенье, Накрой в избе широкий стол, – Свой день, свой праздник возвращенья К тебе я праздновать пришел…»
- Никто солдату не ответил, Никто его не повстречал, И только теплый летний ветер Траву могильную качал.
- Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой:
- «Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой.
- Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам…» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам.
- Он пил – солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил: «Я шел к тебе четыре года. Я три державы покорил…»
- Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, А на груди его светилась Медаль за город Будапешт.
- После смерти Сталина началась культурная эпоха, названная «оттепелью» с легкой руки И.Эренбурга , автора одноименной повести (1954) – пора либерализации и демократизации общественной жизни, которая вызвала небывалый подъем в среде творческой интеллигенции – их стали называть «шестидесятниками».
- Важная особенность этой культурной эпохи – реабилитация отдельной человеческой личности, быта, частной жизни, приватной, интимной сферы.
- Активизировалась жизнь литературных (толстых) журналов: с приходом редактора А.Твардовского «Новый мир» обновился (1950-1954, 1958-1970); в 1955 г. вышел первый номер «Юности» (гл. редактор – Б.Полевой).
- Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Появляется целая плеяда молодых поэтов: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмаду-лина, Р. Рождественский, Б.Окуджава.
- Ее авторы – участники войны. Основной жанр – повесть. Первые «лейтенантские» повести: «Батальоны просят огня (1957), «Последние залпы» (1959) Ю.Бондарева, «Пядь земли» Г.Бакланова (1958), «Журавлиный крик» В. Быкова (1961).
- Лучшие военные повести «оттепельной» поры - «Убиты под Москвой» К.Воробьева (1963) и «На войне как на войне» В.Курочкина (1965).
- Константин Дмитриевич Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей. Опыт войны отразился в повести «Крик» (1962) и в одной из лучших военных повестей «Убиты под Москвой» , которая была опубликована А.Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1963 г.
- Главный творческий импульс военной повести 60-х – неприятие лжи, казеной правды о войне. Сюжет – история становления личности молодого человека, переживающего перелом в представлениях о войне. Поэтому «лейтенантской» прозе свойствен автобиографизм. За жестокую «окопную» правду критика приклеила повестям ярлык ремаркизма.
- Отвечая на вопрос об истоках нашей победы, писатели как бы говорили: только личный выбор отдельного человека может решить исход общей судьбы.
- Роман В. Гроссмана (1905-1964) был арестован в 1961 г. КГБ, чудом сохранён и впервые опубликован только в 1980 г. за рубежом.
- Феномен произведения, посвященного Сталинградской битве, состоит в том, что впервые писателем открыта правда о тюрьмах и лагерях, но главное – война изображена вслед за Л.Н.Толстым как победа человеческого духа и чувства свободы.
- «Лейтенантскую прозу» можно поставить в один ряд с романом В. Гроссмана благодаря постановке общей проблемы – «человек и война»: герой оказывается один на один перед мощью войны и тоталитарной системы и, лишенный всяческой опоры, открывает в душе неведомые, таинственные силы, ту духовную устойчивость, которая позволяет найти силы для сопротивления. В. Гроссман называет эту внутреннюю опору чудом свободы.
- Человек попадает в ситуацию, когда он не может в полной мере распоряжаться собственной жизнью, но, благодаря его способности противопоставить этой ситуации собственную волю, «происходит переход – загадочный и прекрасный – от плотского, обыкновенного человека к человеку духовному, побеждающему страх, смерть и потому бессмертному».
- Традиции «лейтенантской» повести продолжили в послеоттепельные 1970-е годы такие произведения, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1969), «Пастух и пастушка» В. Астафьева (1976), «Сашка» В. Кондратьева (опубл. в 1979 г.) и др.
- В 1970-1980-е гг. – на первый план вышли т.н. «панорамные романы» или «генеральская правда» о войне: «Живые и мертвые» К.Симонова, «Горячий снег» Ю.Бондарева, «Блокада» А.Чаковского и др.
- Лучшие романы 1990-х – «Прокляты и убиты» В. Астафьева (1995) и «Генерал и его армия» Г. Владимова (1994).
Литература - еще материалы к урокам:
- Литературный праздник "Петровская ассамблея"
- Презентация по книге Джека Лондона "Сердца трех" 8 класс
- Презентация "Итоговые темы сочинений по литературе 2016-2017 учебного года"
- Тест по главе № 11 «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя
- Презентация "Есенин Сергей Александрович" 11 класс
- Викторина "По страницам русской литературы" 6 класс