Литературный праздник "Петровская ассамблея"

Литературный праздник «Петровская ассамблея»
Цели :
дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие
способности;
развивать интерес к изучению исторического прошлого своей страны; расширять
кругозор учащихся за счёт введения литературного материала в исторический
контекст; развивать творческих способностей через участие в танцах, театральных
постановках;
формировать потребность в сотрудничестве.
воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, создавший великую
культуру;
эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных
видов искусства: живописи, музыки, танца, театральных сцен.
Оформление и оборудование: За неделю до начала бала объявление
( см.приложение). Декорации актового зала в стиле «Зал на фрегате». Старинная музыка.
Костюмы участников, соответствующие эпохе Петра 1. Презентация.
Ход мероприятия
Играет музыка. Гости собираются в зале, рассаживаются по местам (5 минут)
Слайд с бальной сценой.
По сцене-палубе стоят матросы, создавая иллюзию службы. Несколько гостей гуляют по палубе,
любуются морем. Девушка читает стих.
Евдокия Ростопчина
Слайд №___
Бал на фрегате
Залива Финского лениво дремлют волны,
Уж вечер догорел, уж чайки улеглись;
Лес, скалы, берега молчаньем томным
полны,
И звезды ранние на небесах зажглись.
Здесь северная ночь среди погоды ясной,
Как ночи южные, отрадна и прекрасна
И чудной негою пленительно блестит;
А море синее и плещет и шумит.
Слайд №___
Фрегат воинственный, на якоре качаясь,
Средь зеркальных зыбей красуется царем,
И флаги пестрые, роскошно развеваясь,
Над палубой его сошлись, сплелись
шатром.
Он убран, он горит радушными огнями;
Вот тесных келий ряд вкруг офицерской
залы, —
Где много жизни лет у каждого пропало,
Где в вечных странствиях далекий свет
забыт…
А море синее и плещет и шумит!
Вот в дальней комнате две пушки, и
меж ними
Диван, часы и стол: здесь капитан
живет,
Один, с заботами и думами своими,
И блага общего ответственность несет.
Здесь суд, закон и власть!
Здесь участь подчиненных,
Их жизнь, их смерть, их честь
В руках отягощенных, —
Владыка на море, он держит и хранит,
И, с ним беседуя, волна под ним шумит.
Дека унизаны веселыми гостями,
Живая музыка призывно так гремит;
А море синее и плещет и шумит.
Слайд №___
На «Мельпомене» бал! Наряды дам
блистают
Меж эполетами, пред строем моряков;
Их ножки легкие свободно попирают
Жилище бранных смут, опасностей,
трудов.
Лафеты креслами им служат; завоеван
Без боя весь фрегат — и вмиг
преобразован:
Не вихрь морской по нем, а быстрый вальс
летит;
Слайды №___- ___
А море синее и плещет и шумит.
Но женский ум пытлив: по переходам
длинным,
По узким лестницам, по декам, по жильям
Попарно бал идет, и «польский» тактом
чинным
Вдали сопутствует гуляющим четам.
О! кто, кто здесь из нас, танцующих
беспечно,
Постигнет подвиги и долю моряка?..
Как в одиночестве, без радости
сердечной,
Томить его должна по родине тоска!
Как скучны дни его, как однозвучны годы!
Как он всегда лишен простора и свободы!
Как вечно гибелью в глаза ему грозит
То море синее, что плещет и шумит!
Слайд №___
И здесь, на палубе, где мы танцуем ныне,
Здесь был иль может быть
кровопролитный бой,
Когда, метая гром по трепетной пучине
И сыпля молньями, фрегат летит грозой
На вражеский корабль, и вдруг они
сойдутся,
И двух противных сил напоры
размахнутся,
И битва жаркая меж ними закипит,
А море синее все плещет и шумит!
Слайд №___
Команда корабля суетится, выстраивается в ожидании гостей.
1. Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!
2. Девушка. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть
Вас на нашей ассамблее.
3. Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
4. Юноша. От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
5. Девушка. Мы открываем ассамблею!
Слайд №___
Юноша. Сегодня на нашей ассамблее много гостей из Талицы и всех
окрестных имений. Мы искренне рады видеть вас!
Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую
ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром 1 в 1718 году. В своем указе он
пояснял, что ассамблея – это « вольное собрание или съезд, делается не только
для забавы, но и для дела, ибо можно друг друга видеть и о всякой нужде
переговорить, также слышать, что где делается…»
Аудио № 1.
Под музыку входят пары и садятся вокруг центра ( трон Петра 1)
Слайд №___
Ведущий 1: Милостивые государыни и милостивые государи! Государь
император наш Петр Алексеевич всемилостивейше разрешил ввести в нашу
жизнь обычай, доселе у нас невиданный собирать всех дворян, чиновных
особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских
служителей с женами и детьми для разговоров, танцев, галантных
упражнений и музыки.
Ведущий 2: Одной из причин введения Петром I светских праздников была
его уверенность в том, что «ничто более обращения с женщинами не может
благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского
народа». Другая же причина заключалась в стремлении Петра Алексеевича
сблизить все сословия общества, для чего и устраивались праздники.
Многочисленные успехи русской армии в этот период давали к тому повод,
впоследствии особенно торжественно отмечались четыре победы русского
оружия: 27 июня в память о Полтавской битве; 9 августа взятие Нарвы;
28 сентября — сражение под Лесной; 18 октября победа под Калишем.
Ведущий 1:Указ от 26 ноября 1718 года устанавливал правила поведения на
неслыханных дотоле собраниях мужчин и женщин, названных ассамблеями
Ведущий 1. Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал
свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки
Невы.
В Летнем саду торжественно праздновался день именин царя и
предшествовший им день «преславной виктории» (Полтавской победы).
Слайд №___
Ведущий 2.Ныне же ассамблея проводится на фрегате в предверии Юбилея
Первого Императора всея Руси - Петра Великого, одного из лучших её
сынов, посвятившего свою жизнь просвещению своего народа,
процветанию Родины, создавшего Балтийский флот, сделавшего Россию
одной из сильных морских держав мира!
Ведущий 1: Слава Богу, мы других народов не глупее, девы наши статны и
красивы и способны к обучению и политесу. Возможно, и сам Государь к нам
сегодня пожалует, а уж мы с вами должны не осрамиться и показать, что
многим наукам уже обучились и знаем толк в политесе и танцах.
Слайд №___
Ведущий 2: Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем
встать.
Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются,
создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических
гостей.
Ведущий 1. «Божиею милостию Петр 1, император и самодержец
Всероссийский с императрицей Екатериной».
Матросы раскрывают двери, все склоняются.
Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений
Онегин"(5 минут)
Слайд №___
В зал входит император под руку с императрицей проходят в центр зала.
Петр 1:
Рад! Рад! Среди дел государственных не часто случается побыть на
ассамблее. Я вижу столько юных лиц, отмеченных печатью знаний. Хочу
сегодня испытать вас, посмотреть чему научились, каковы ваши успехи в
науках и умениях разных, не зря ли государев хлеб ели? Небось и танцам, и
политесу научены? Вот с этого и начнем. Ведущий 1. Господа,
ассамблею открывает полонез.
Слайд с иллюстрацией о полонезе.№__
Ведущий 1. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости
и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную
музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Ведущий 2.
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
И громко грянул Полонез!
Аудио №3
Исполняется полонез
Ведущий 1. Браво! Прошу аплодисменты!
Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Ведущий 2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Ведущий 2: Стиль придворной хореографии, дошедшей до нашего времени,
складывался постепенно. Это был длительный процесс. Для 18 века
характерны танцы линейно- шеренговой системой в парах, построенных на
мелких шагах и бесконечных поклонах, исполнению которых придавалось
большое значение. Во время проведения ассамблей гости должны были уметь
танцевать различные танцы, многие из которых пришли из Европы. Ассамблеи
всегда начинались полонезом.
Ведущий 2: Танец, родившийся в Польше, получил название «полонез», то
есть «польский» по мнению аристократии, был единственным танцем,
пристойным для монархов и сановных особ. В качестве торжественного
шествия воинов «польский» был известен еще в XVI веке. Поляки бережно
хранили самобытные традиции этого танца, лишенного быстрых движений,
построенного на множестве трудных и единообразных поз.
Ведущий 1:Цель полонеза привлечь внимание к кавалеру, «выставить
напоказ его красоту, его щегольский вид, его воинственную и вместе с тем
учтивую осанку». Длился танец 30 минут. Все присутствующие должны были
принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во
время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец
“ходячий разговор”.
Ведущий 2: Полонез — танец истинно рыцарский, в нем каждый жест
кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было
своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное,
исполненное внутреннего достоинства и такта.
Ведущий 1.Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости
и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную
музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Петр 1: Хорошо! Много интересного вы рассказали. Молодежь, я думаю,
примет к сведению науку вашу.
Ведущий 1: Государь , извольте послушать , что о вас говорит Свет. Какие
вирши о деяниях Ваших слагают поэты.
Ученик 7 кл : Чертовиков Евгений.
1М.В.Ломоносов. «Петру Великому»
Слайд №___
Пою премудрого Российского Героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,
Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивных,
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.
К тебе я вопию, Премудрость бесконечна:
Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
Петра Великого гласить вселенной в слух
И показать, как Он превыше человека
Понес труды для нас, неслыханны от века,
С каким усердием, Отечество любя,
Ужасным подвергал опасностям себя,
Да на Его пример и на дела велики
Смотря весь смертных род,
смотря земны Владыки
Познают, что Монарх и что отец прямой,
Строитель, плаватель, в полях, в морях Герой…
6 класс–
2 чтец- Семенченко Павел,
Стреблянский Илья
Омутов Артем.
Отрывок «Полтавский бой» из поэмы
А.С.Пушкина «Полтава».
"..Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдаётся пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!
Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова -
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин.
5.Изюрова Даша 5 кл
Стихотворение « Петр I». Е.Ивлева
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Ему на страшны были войны:
Играя строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его
Петр 1: Спасибо! Лестно слышать о себе такое!
Юноша: Но на балах не только танцевали.
Девушка: Знаю, знаю. На балах были специальные карточные столики, за
которыми играли в покер, вист, играли в шашки и шахматы…
Юноша: Заморский гость! Илхом-паша с подарками императору Петру
Алексеевичу!
Илхом- паша: Салам –алейкум,Петр Алексеевич! Живи и здравствуй долгие
лета! В знак уважения позволь преподнести подарки.
Петр 1: Здравствуй Илхом-паша! Спасибо за визит и подарки. Одарил так
одарил. Знатный подарок! А ну-ка мы с тобой сыграем в шахматы.
Илхом-паша: Рад встрече с тобой.Спасибо за приглашение на праздник.Это
не все подарки. Вот еще посмотри , Петр Алексеевич, какой танец подарят
тебе восточные красавицы!
(Восточный танец)
Ведущий 1: Государь наш! Послушайте о вас и городе , который вы построили
Слайд : Видео без звука включить ! «Медный всадник»
Стихи о Петербурге
6 чтец. Кимаева Екатерина 8 кл.
А.С.Пушкин «Медный всадник»
На берегу пустынных волн
Стоял Он дум, великих полн,
И вдаль глядел.
Пред ним широко
Река неслась; и бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал Он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
(А.С.Пушкин)
7 чтец. Пустозёров Антон
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса
2
.
8. Козак А. (В.Романовский)
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал....
И силой творческой, в мгновенье,
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град и в удивленье,
Свет чудо новое узрел.
Слайд №___
9.чтец-Груничев И.
Петр I (Николай Яковлевич Агнивцев)
Москва и Киев задрожали,
Когда Петр, в треске финских скал,
Ногой из золота и стали
Болото невское попрал!..
И взвыли плети!.. И в два счета -
Движеньем Царской длани - вдруг -
Из грязи Невского болота -
Взлетел Ампирный Петербург:
И до сих пор, напружив спины,
На спинах держат град старинный
Сто тысяч мертвых костяков
Безвестных русских мужиков!..
И вот теперь, через столетья,
Из-под земли, припомнив плети,
Ты слышишь, Петр, как в эти дни
Тебе аукают они?!..
Петр 1: Как я доволен, что потомки мои так любят Санкт-Петербург.
Ведущий2.
Продолжим наш рассказ из истории танца.
Слайд №___
Менуэ
́
т старинный народный французский грациозный танец. Произошёл
от медленного народного хороводного танца. Первоначально галантный
придворный менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были
построены в основном на поклонах и реверансах. Менуэт постепенно
развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний
бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал
исполняться уже не одной, а несколькими парами.
Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в
другие страны. В России появился в царствование Петра Великого и
исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.
Ведущий 1:
Менуэт продолжит бал.
Приглашайте, кавалеры,
Своих милых, нежных дам.
Менуэт господа! Кавалеры ангажируют дам! (Все танцуют менуэт)
Ведущий 1. Браво!Браво! Как изящны и красивы вы господа в танце!
Ведущий 2: В светском обществе было принято связывать внешний облик
человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение
имели уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для
благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к
привлекательному общежитию».
Ведущий 1: К началу XVIII века история европейских бальных танцев
насчитывала столетия. Русские дворяне учились танцевать, согласно
государеву приказу, который не подлежал обсуждению.
Ведущий2: Страсть к танцам охватывает широкие круги общества в России.
Стихийно открываются танцклассы.
Ведущий:
На нашем блистательном бале юные участники воспитанники 5 класса Это
их дебют.Встречайте!
Слайд №___
10 чтец: Даня Мочалов .Стих «Приглашение к танцам» Василий Курочкин
Весь Петербург затанцевал,
Как девочка, как мальчик,
Здесь что ни улица, то бал,
Здесь что ни бал — скандальчик.
Все веселятся от души,
Все ладно в нашем быте.
Пляши, о град Петра, пляши!
Друзья мои, пляшите!
Пляшите все, хотя б в тоске
Скребли на сердце кошки,
Вся мудрость наших дней — в носке
Поднятой кверху ножки.
Вина и пляски резвый бог
Да будет вечно с нами —
И наш прогресс, как сбитый с ног,
Запляшет вверх ногами.
Ведущий 1. Дворяне рано начинали обучать своих детей танцам.
Слайд №___
Уроки танцев для детей
(Строгая гувернантка-француженка в пенсне обучает приемам танца девочку, которая
одета в пышное платьице и панталончики. Учитель ходит из угла в угол и монотонно
командует, а девочка, не обращая на нее внимания играет)
Учитель: Каждий мамзель дольжен уметь танцевать! Батман пли е! Батман пли е!
Шарман! Шарман! (По-французски: обворожительно) (Внезапно поворачивается и
видит, что ученица не выполняет задание, а стоит, наклонившись и играет по полу
собачкой, учитель быстро, семеня, подбегает к ученице и заглядывает ей в лицо между
ног. Ученица, внезапно увидев строгую учительницу, пугается, встает и начинает
исполнять задание)
Учитель: О! Мон Шер! (Мой друг) Каждий девушка дольжен бить прекрасно и душа, и
одежда, и… (показывает веером на сердце, бьет по оттопыренной попе, затем показывает
на лицо, как бы не находит слова)
Ученица подсказывает: Рожа!
Учитель согласно кивает: Батман пли е! Батман пли е! Шарман! Шарман! (Опять
внезапно поворачивается и видит, что ученица корчит рожи, кривляется и показывает
язык)
Учитель возмущенно: О! Мон ами! (Мой бог) Судариня, ви есть плехой ушеник! Я буду
говорить ваш папа и ваш мама!(Гордо удаляется, ученица бежит следом, капризно топая,
хныча и дергая учителя за накидку)
Ведущий 1.Гусарский танец ! Исполняют учащиеся 5 класса.
(учащиеся 5 класса )
Слайд №___
Ведущий2 :
Благодарим! Вы были великолепны.
Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, был повод
для волнений там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много
света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая,
грациозная…
Слайд №___
Чтецы -11, 12
Девушка- Ксения
Евгений Баратынский
Блистает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Гудят смычки; толпа гостей;
Юноша-Анатолий
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
С приличной важностию взоров,
В четках узорных, распашных,
Ряд пестрый барынь пожилых
Сидит. Причудницы от скуки
То поправляют свой наряд,
То на толпу, сложивши руки,
С тупым вниманием глядят.
Кружатся дамы молодые,
Пылают негой взоры их;
Огнем каменьев дорогих
Блестят уборы головные.
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
.Их легкий стан обозначают.
Вокруг пленительных Харит
И суетится и кипит
Толпа поклонников ревнивых;
С волненьем ловят каждый взгляд:
Шутя несчастных и счастливых
Из них волшебницы творят.
В движенье все. Горя добиться
Вниманья лестного красы,
Кавалерист крутит усы,
Франт штатский чопорно острится.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Танцуют вальс
13 чтец: Анашкина Л.
Иван Бунин. Вальс
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных —
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный —
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Ведущий 2. На балу танцевали польки, венгерку, мазурку и краковяк,
полонез, кадриль, падекатр и падеспань. Однако высшим достижением
бальных танцев, уносивших на крыльях, опьянявших своей воздушностью и
быстротой, был вальс. И музыка его, веселая, разнообразная, легкая, певучая,
всегда особенно ярко отзывалась в душе.
Ведущий 1.В жизни молодежи танец занимает всегда большое место, и, быть
может, это объясняется тем, что ничто так быстро, приятно и легко не
сближает, как он. Не надо думать о теме разговора, не надо угадывать мысли
партнера, уметь заинтересовать его, достаточно отдаться музыке и знать, что
всем танцующим так же весело и легко, как тебе.
Ведущий 2. А ведь Государь хотел узнать, насколько образована
молодёжь и обучена политесу.
Слайд №___
Ведущий 1: Когда-то царь Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
Ведущий 2: Бороды заставил брить,
Сарафаны не носить.
Рот платочком вытирать.
Ручку даме целовать.
Ведущий1: Петр1 придавал ассамблеям значение школы светскою
воспитания. По его замыслу, на них должна была царить
непринужденная обстановка.
Приглашаю поиграть желающих. Сейчас этот веер я передам тому, кто
поведет светскую беседу. Я буду задавать тему, а вы ее должны будете
поддержать.
Слайд №___
Проводит игру Императрица Екатерина «Светская беседа»
1 тема «Бал!»
1 Диалог 3-х дам
1. Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер!
2. Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.
3. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.
****
Слайд №___
«Флот!» 2 диалог
1. Наш государь умен и просвещен, весь Петербург идеей восхищен!
Приказ царя: «Державу укреплять и матушку- Россию прославлять!»
«Пример с меня берите, господа!»- сказал царь Петр.
И руки показал в мозолях от труда.
2. А Петербург в волненье небывалом,
Здесь велено по пушечным сигналам
Всем в море выходить, учась морской науке,
Не предаваясь лености и скуке.
3.Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,
Работать от рассвета до заката.
***************
Слайд №___
«Театр!» 3 диалог .
1.Сударыня, скучать нам не придется боле
Не знали многих развлечений мы дотоле.
2. Из самоваров - чай, народные обеды.
3. В салонах модных - светские беседы
4. Зимой морозной на санях катанье.
5. И на кофейной гуще по ночам гаданье.
6.Хотела бы я новость рассказать.
У Полицейского моста на Мойке
Теперь пойдут спектакли бойко!
Просила я одну княжну прислать мне бархат из Парижа.
7.Да, вы сударыня, не в курсе вижу
А, впрочем, это не секрет.
Ведь государь-то наложил запрет –
В Россию бархат не велел ввозить
Чтоб ткани русские носить.
**************
Слайд №___
«Наука!» 4 диалог
1.Государь указ издал. Кто из вас, его читал?
2. Отменно строить корабли,
Чтоб в плаванье ходить на край земли.
3. Морскому делу за границей обучен будет князь Роман
4. Ему придется потрудиться,
Вот смелый будет капитан.
5. России нужен сильный флот. Пусть грамоте обучится
народ.
Слайд №___
Ведущий 2:
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет,
особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью
бала , кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально
приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа
гостей, живые картины даже любительский спектакль.
Сценка о Петре 1 и князе Буйносове.
Ведущий 1: А теперь мы с вами вспомним, какими манерами и правилами
поведения должны были обладать молодые юноши и милые барышни. Сам
император стремился к тому, чтобы русские молодые люди усваивали хорошие
манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, красиво
говорить и писать, доброжелательно общаться друг с другом. И таким
кодексом поведения молодого поколения дворян стала опубликованная
переводная книга. Давайте вспомним полное название книги для отроков в
виде небольшой игры. Сам Петр 1 часто был инициатором разных игр во время
ассамблей.
Слайд №___
Учитель проводит . Игра «Домино»
Ведущий 2: Условия игры. В конверте находится разрезанное на части
название книги о правилах хорошего тона. Участникам игры необходимо
собрать название, выложить его на столе и прочитать.
( «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению»)
Ведущий 1 : Заключительные страницы книги «Юности честное зерцало»
излагают добродетели молодых людей. Из предложенных текстов вычеркните
лишнее.
«Отрок должен обладать тремя добродетелями: смирен, заносчив, добр,
приветлив, учтив»
«Какой надлежало быть девице: трудолюбивой, стыдливой, скупой,
разговорчивой, верной»
Объясните, почему вы вычеркнули эти варианты?
Слайд №____
Ведущий 2: Друзья! И в ваши дни, вы помнить этикет должны. Чтоб в вашей
жизни, как наказ, звучал Петра святой указ.
Петр 1: Вижу я, учатся наши дети не только наукам, но и музыке, танцам и
галантному обхождению. Знать не зря я ассамблею ввел. Извините,
господа. Важные государственные дела и заботы не позволяют мне
далее наслаждаться вашим обществом. Я вынужден вас покинуть.
Под торжественную музыку провожают Петра 1. Все встают в поклоне
Ведущий 1: А вы знаете,что в Европе в 1590 году было 39 университетов, в
России вплоть до XVIII века ни одного; в Европе было 1400 типографий, в
России — 3(!) и ни одной газеты!)
Ведущий 2:
Слайд №____
Ах, как много сделал Петр! Это он заложил основы будущего Века
Просвещения: основал не только Академию Наук, но и Кунсткамеру,
Эрмитаж, основал Академию художеств… Но сколько еще не успел! После
его смерти на долгие десятилетия воцарилась “эпоха дворцовых переворотов”
не до науки и искусства было правителям, не до просвещения… Тем не
менее искры, брошенные Петром, не могли не дать огня.
Ведущий 1:
Слайд №____
Настоящим же началом нашей российской литературы было появление гения
XVIII века — ученого, поэта, художника Михаила Васильевича Ломоносова.
Помните, о чем он говорил в своей “Оде на день восшествия на престол ея
величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”?
тец исполняет отрывок из оды М. В. Ломоносова “Науки юношей
питают…”)
14.Галишева С.
Отрывок из оды М. В. Ломоносова “Науки юношей питают…”
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Слайд №____
Ведущий 2
Да, вот так, может быть, впервые в русской истории в эпоху Петра простой
человек мог добиться почета и уважения исключительно благодаря своим
способностям, трудолюбию, стремлению принести пользу Отечеству.
Но в чем дело? Разве вы не слышали указ Государя на ассамблеях всем
танцевать?
Слайд №____
Ведущий1: Завершались ассамблеи последним танцем - контраданс.
«Контрданс» — одна из форм первоначально английского и, впоследствии,
французского народного танца и музыки к нему. Считается, что контрданс
возникает в Англии в конце XVII начале XVIII веков. В дальнейшем,
контрданс получил широкое распространение во Франции и далее по всей
Европе.
Ведущий 2.Пары выстраивались в две линии, делали реверансы и брались за
руки. Танцующие образовывали две цепи — так называемый переход двух
пар визави и обратно. В процессе этого перехода кавалеры правой стороны
танцевали с двумя дамами одновременно. При всех встречах с дамой поклоны
были обязательны.
Ведущий 1:
Господа, прошу всех встать.
И всем вместе танцевать.
В пару даму выбирайте,
И движенья повторяйте.
Аудио №______
Танцуют Контраданс.
Слайд №____
Ведущий 2 :
Век XVIII — великий век в истории нашей страны. Из отсталой страны, с
которой в Европе привыкли не считаться, Россия стала огромной сильной
державой, раскинувшейся от Белого моря до Черного, от Балтийских берегов
до далекого Тихого океана. Выросло множество новых городов. Новая
столица — Санкт-Петербург, “полночных стран краса и диво” менее чем за
сто лет становится одним из красивейших городов Европы. Русскими
землепроходцами были освоены и описаны земли камчатские и сибирские, а в
Московском университете уже обучались “собственные Платоны и Невтоны”.
Ведущий 2
Наконец, появилась “вдруг” новая литература. И пусть это было только
начало, может быть, только робкие шаги, но, как сказал поэт ( поэт XVIII
века, хотя нам он больше известен как писатель-прозаик и историк) Н. М.
Карамзин:
Во всех, во всех страна'х Поэзия святая
Наставницей людей, их счастием была,
Везде она сердца любовью согревала…
Ведущий 1
И уже родились те люди, которые составят славу не только нашей литературе,
но и всему Отечеству: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф.
Рылеев…братья Муравьевы…
Ведущий 2
А в самом конце XVIII века — 26 мая 1799 года в обычном московском доме
появился мальчик, имя которого через несколько лет и доныне станут с
благоговением произносить все русские люди — Александр Сергеевич
Пушкин, который прославил имя Великого царя –реформатора.
Учитель: Надеюсь, сегодня “Неизвестный XVIII век” стал вам немного
ближе, вы узнали о жизни людей того далекого времени, чуть больше.
В 2017 году 9 июня Россия будет праздновать 335 лет со дня рождения -
Петра Великого .
15. Ученица 7 кл. Деревнина Е.
Памятник Петру Великому (Андрей
Иванович Подолинский)
Столицы Невской посетитель,
Кто б ни был ты, - Петру поклон!
Сей Медный всадник - это он,
Ее державный прародитель!
Как мощны конь и человек!
То Петр творящей мыслью правит,
Летит, отважный, в новый век
И змея древних козней давит...
И здесь, руки простерший кисть,
Еще в металле жизнью дышит,
Из медных уст - Россия слышит -
Гремит: "Да будет свет!" - И бысть!1839
Ведущий2: Царь Петр 1 устраивал праздники, о начале которых извещали
выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого
праздника производился фейерверк. В честь Петра Великого- фейерверк!
Слайд №____
Звучит спокойная музыка.
Ведущий: Время быстротечно. На востоке бледнеет небо. У пирса ждут
кареты. У наших барышень стоптались туфельки.
Ведущая: Кавалеры устали от блеска красоты.
Ведущий 1: Вот кончен бал, погасли свечи
И пушки радостно палят
( свет выключается, зажигаются бенгальские огни, на экране – салют)
Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Ведущий 1: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро
Звучит музыка.
Ведущий2:
Вот и окончен наш блистательный праздник! Пришло время расставания.
Благодарим всех за участие в ассамблее.
Ведущий 1. До свидания! До новых встреч!
Приложение
«Отрок должен обладать тремя добродетелями: смирен,
заносчив, добр, приветлив, учтив»
«Какой надлежало быть девице: трудолюбивой, стыдливой,
скупой, разговорчивой, верной»
Юности
честное
зерцало,
или
показание
к
житейскому
обхождению
«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инсценировка отрывков из пьесы Алексея Толстого «Пётр I»
Сцена 1
Верфи со строящимися кораблями и кузницы на берегу реки. Появляются князь Буйносов в
старорусском облачении, Авдотья, Ольга, Антонида, Мишка и калмычонок с ворохом одежды.
Обращаются к проходящему мимо офицеру.
Буйносов. Послушай, кавалер, как бы нам государя Петра Алексеевича повидать? Ведь мы немалые
родом.
Мишка:Князья Буйносовы.
Буйносов. Где царь?
Офицер. А вон там!
Буйносов. Куда ты перстом указываешь? Это же кузница!
Офицер. Ну, вот тебе царь и на кузнице.
Из кузницы выходит Пётр.
Пётр. Из-за чего шум?
Буйносов (становится на колени). Государь милостивый, царь Пётр Алексеевич, смилуйся…
Ольга (быстро сестре). Тонька, на колени не становись, делай французский политес.(Кланяются).
Пётр. А, князь Буйносов!.. Что ты послушался и с чадами приехал к нашему двору, князь Роман
Борисович, хвалю…(Обращается к Ольге) Танцевать умеете?
Ольга. Тайно от тятеньки учимся контердансу, минувету и немецкой польке.
Антонида. Еще не научились.
Пётр. Здесь живо научим. Живём весело. И кофе пьёте?
Ольга. И кофей пьём .
Пётр. Отлично. Нам такие красавицы нужны.
(Слышен голос из кузницы) Молотобоец!
Пётр. Здесь! (Ольге и Антониде) Подождите меня (уходит в кузницу).
Ольга. Какой кавалер, Тонька!
Антонида. Только что руки чумазые.
Ольга. Какой обходительный!
Буйносов. Царь… От византийских императоров… Взглянуть бывало страшно, как на бога…Этот –
в саже вымазан…Мама, сон мне, что ли снится? Встань, ворона, боярскими коленями грязь
вытираешь…(Дочерям) А вы уж перед ним растопырились, так и защёлкали языками…
Ольга. Досыта намолчались в ваших теремах, государь нам нынче говорить приказал.
Антонида. И танцевать велел.
Ольга. И кофе пить велено.
Пётр возвращается, читая бумагу.
Пётр (отрываясь от чтения бумаги). Князь Роман Борисович, это сынок твой?
Буйносов. Недоросль, государь.
Пётр. Эка, недоросль, — коломенская верста…Чему его учишь?
Буйносов. К учению неразумен еще, мал.
Авдотья. Дитя еще нежное.
Петр. Вот… Отправляем в Амстердам учиться детей дворянских. (Указывает на бумагу) Один у
нас заболел оспой, так мы пошлём твоего взамен.
Буйносов. Мишку моего в Амстердам?!
Антонида (быстро – сестре) Мишку нашего в Амстердам посылают.
Ольга. Вот дураку счастье подвалило…
Буйносов (завыл). Не берите от меня сына мово родного…Лучше в могилу нас обоих заройте…
Мишка (завыл, но притворно). Родной батюшка, родная матушка, зачем меня на свет родили…
Пропала моя головушка…
Пётр. Подойди!
Мишка подходит, за ним Абдурахман.
Петр:В Амстердаме учиться будешь или по кабакам шляться?
Мишка. По кабакам…(Повалился в ноги.)
Абдурахман. Учиться будем.
Пётр. Это кто такой?
Абдурахман. Абдурахман, холоп.
Пётр. Поедешь с княжонком в Амстердам, присматривай за ним, чтобы там не пьянствовал.
Абдурахман. Присмотрю, Мишка будет учиться.
Пётр. Ладно. А ты что же, Роман Борисович, устав знаешь? (Берет его за бороду.) Быть на
ассамблеях всем, равно мужска и женска пола, без места… Пить, танцевать, и табак курить… (Режет ему
бороду.)
Буйносов. Государь! Батюшка!.. Боже мой! Боже мой!
Пётр. Борода гнусна и бесполезна, ибо есть обычай невежества и старой обыкновенности…
Женской породе борода зело не любезна, ибо в ней грязь и вонь… Жемов!
Жемов. (Из кузницы). Здесь, Пётр Алексеевич.
Петр. Обедать к Меншикову. (Антониде и Ольге.) Обрадовали меня, что приехали… Нам красивые
девицы досмерти нужны… А уж плясать научим так, чтобы каблуки отлетали…
Все уходят.
Сцена 2.
Палаты князя Буйносова.
Авдотья. Какой ты , сынок,стал щепетный, будто длиннее стал, поджарый стал.
Мишка (зевает). Зёр шмуциг хир, ин Москау…
Авдотья. Чего, сынок?
Мишка. Скука, грязища у вас в Москве. Тараканы в щелях, хоть бы вы на стену зеркало, что ли,
повесили.
Авдотья. Да ты отдохнул ли с дороги, сокол ясный? Сколько же ты ехал от Амстердама-то? Чай,
месяц, а то и более?
Мишка. Зехс вохен.
Авдотья. Чего?
Мишка. Фу ты, ну, зехс вохен… Шесть недель. Ну, разучился я по-вашему русиш шпрехен…
(Абдурахману). Не скаль зубы, дурак.
Авдотья. Вот и сестры твои, Антонида с Ольгой, тоже по-заграничному всё стараются, да чего-то
плохо выходит, язык у них, что ли, не повинуется.
Мишка. Где им, кобылам московским! В Ганновере с неделю отдыхал в трактире, да в Берлине
отдыхал.
Авдотья. В трактире?
Мишка. Ну а где ж ещё? Там любой трактир почище ваших палат.
Авдотья. А у нас такая жизнь стала тяжелая, Миша. Ни тишины, ни покою. Люди стали, как
бешеные. Где это видано, чтобы русский человек торопился? Да столько бы работал… К антихристу
торопимся, — все это говорят.
Мишка. Пустое… Просто оттого, что варвары…
Буйносов (входит). В праздничек нет покоя…И всё из-за вас… Растопырили юбки, нет, чтобы
поберечь дорогие платья…В обыкновенных санях они уже не могут ездить, — карету им подавай… Вина
им подавай, кофей… А деньги, как птицы, летят из кармана. Да разве княжеское дело – считать кабацкие
деньги… Отцы, деды жили… Эх! Едешь тихонько в Кремль, посидишь в государевой думе и покойно
едешь домой… Вот и вся забота…Всё было своё, всё досыта…Шубу али турский кафтан от прадеда
правнуки донашивали… О деньгах и не думали…
Авдотья. Все говорят – на новой копейке антихрист в мир въехал.
Буйносов. Цыц… Забудь про антихриста! Указ знаешь?
Авдотья. Какой?
Буйносов. Настрого велено ныне всем дворянкам зубы чистить.
Авдотья. Ба-а-тюшки, да ведь белые зубы только у арапов да у обезьян, у боярынь зубы всегда
желтые.
Буйносов. Поди, штукатурки возьми кусочек да тряпочку, почисти зубы… Подожди. Надень
шелковую бострогу с хвостом.
Авдотья. Ой, куда же я так разряжусь! Дома-то стыдно.
Буйносов. Царя жду. Мне сказали – Петр Алексеевич к нам хочет быть…
Входит Петр.
Пётр. Принимай гостей, князь Роман Борисович.
Буйносов. Обрадовали, дорогие гости. Садитесь, не побрезгуйте нашим хлебом-солью.
Петр (Мишке). Давно прибыл из Амстердама?
Мишка. Вчерась ночью, великий государь.
Петр. Чему там научился?
Мишка. Математике, фортификации, кораблестроению, как было приказано.
Петр. Будешь держать экзамен на офицерский чин.
Мишка. Слушаюсь, великий государь.
Петр (берет со стола сверток – чертеж). Посмотрим. Кто чертил? Не врать, — проверю… Это что?
Мишка. Парус.
Петр. Дурак. Как сей парус называется?
Абдурахман (шепотом). Грот…
Мишка. Грот-парус.
Петр. А это что?
Абдурахман (подсказывая) Бом-брамсель…
Мишка. Бом…парус.
Петр. Ты, я вижу, в Амстердаме из кабаков не вылезал.
Мишка. Вылезал.
Петр идет к свечке, чтобы закурить трубку.
Мишка.Громче, Абдурахман.
Абдурахман. Говорят тебе, — бом-брамсель.
Петр. (Поймал Абдурахмана за ухо). Держи экзамен. (Указывает на чертеж). Это что?
Абдурахман (бойко). Бом-брам-стеньга.
Петр. Это?
Абдурахман. Эзель-копф-брамстеньга.
Петр. Это?
Абдурахман. Брам-рей…Стеньга… Топ-стеньга… Все сие есть полное парусное вооружение
стопушечного фрегата «Ингерманландия», спущенного в августе месяце с петербурхской верфи…
Петр. Черт! Все знает! Чертил кто?
Абдурахман. Я.
Петр. А! Помню – Абдурахман?
Абдурахман. Абдурахман, точно так.
Петр. Ну, если ты мне так же ответишь по математике и фортификации, навешу тебе офицерский
кортик. А княжонка твоего – к тебе же матросом.
Абдурахман. Отвечу, Петр Алексеевич.
Все уходят.