Конспект урока "Послереволюционное творчество А.А. Блока"

Тема: «Послереволюционное творчество А. А. Блока»
Цель: Ориентируясь на статью «Интеллигенция и революция» и поэму
«Двенадцать» дать характеристику отношения Блока к революции, выяснить
его позицию относительно интеллигенции того времени.
Задачи:
Образовательные:
сравнить главные положения статьи и проблематику поэмы;
дать характеристику образным и символическим деталям поэмы;
проследить развитие революционной стихии в контексте поэмы;
проследить противопоставление в поэме «старого» и «нового» мира;
рассмотреть неоднозначность финала.
Воспитательные:
воспитывать читательский вкус учащихся, развить интерес учащихся к
литературе и её творческому осмыслению;
воспитывать у учащихся интерес к урокам литературы.
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать способность интерпретации литературного произведения;
развивать связную монологическую речь учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграф к уроку: «России суждено пережить муки, унижения,
разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому великой»
(выводится на сладе вместе с портретом А. А. Блока)
Учитель: Революция 1917 вынудила многих интеллигентов, в том числе,
поэтов, писателей, ученых, композиторов покинуть страну. Но Александр
Блок все равно остается в России. Как вы считаете, почему? (Обратить
внимание учащихся на эпиграф к уроку, взятый из статьи «Интеллигенция и
революция)
(Блок верил, что революция приведет Россию к новому, светлому
будущему)
2. Постановка цели
Учитель: Перед вами две даты: 9 января 1918 года и 29 января 1918 года
(на слайде). О чем они вам говорят?
Это даты написания статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы
«Двенадцать». Теперь, исходя из того, что вы уже узнали, попробуем
сформулировать цель урока.
(формулируют цель своими словами, учитель задает уточняющие вопросы)
3. Проверка домашнего задания
Работа с текстом «Интеллигенция и революция»
Учитель: Дома у вас было задание выписать из статьи цитаты,
являющиеся ответами на вопросы:
1. Как оценивает Блок современную ему эпоху?
Мы русские, переживаем эпоху, имеющую немного равных себе по
величию», «России суждено пережить муки унижения, разделения; но она
выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой»).
Вывод: Россия переживает трудные времена, но Блок верил, что после
всех испытаний страна станет поистине великой.
2. Какой видит Блок природу революции? Что Блок отвечает про
разрушения, которые несет за собой революция?
революция как грозовой вихрь, как снежный буран всегда несет новое
и неожиданное», «Что же вы думали? Что революция идиллия? Что
творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ паинька? …что
так бескровно и так безболезненно и разрешится вековая распря между
«белой» и «черной» костью, между образованными и необразованными,
между интеллигенцией и народом?»)
Вывод: Блок считал, что природа революции подобна стихии, но она
несет не только разрушение, она призвана создать новый лучший мир.
3. К чему призывал Блок интеллигенцию? Почему именно на них
поэт возлагал большие надежды?
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию»,
«Я обращаюсь ведь к «интеллигенции», а не к «буржуазии». Той никакая
музыка, кроме фортепьян, и не снилась», «У интеллигента, как он всегда
хвалился, такой почвы никогда не было. Его ценности невещественны».)
Вывод: Блок призывал интеллигенцию поддержать революцию.
Формулировка учащимися с поддержкой учителя общих выводов по
статье:
А. Блок считал, что Россия переживает великие времена, что разрушение
старого режима обязательно должно привести к новому светлому будущему.
Революция, по мнению поэта, стихийна, поэтому несет в себе разрушения,
которые необходимы для преображения страны. Интеллигентов он призывал
«слушать музыку революции», т.е. оказать ей поддержку.
Учитель: (Беседа) Как вы считаете, почему перед изучением поэмы
«Двенадцать» мы ознакомились с текстом «Интеллигенции и революции»?
Работа с поэмой «Двенадцать»
Учитель: Как вы считаете, почему Блок дал именно такое название
поэме? Давайте составим кластер, в центр которого поместим название
поэмы.
Объяснения принципа составления кластера, непосредственно само
составление, проговаривание основных значений:
1. цикл
2. патруль из 12 человек
3. время
4. 12 глав
5. 12 апостолов
Работа с терминами.
Учитель: Перед тем, как приступим к анализу поэму, вспомните, к
какому литературному течению принадлежал Блок?
Дайте определение термину символизм:
Символизм направление в искусстве конца XIX - начала XX вв.,
проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые
высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой
ассоциативности.
А что такое символ? Дайте определение этому термину
Дать определение символу.
Символ в искусстве (греч. sуmbolon знак, опознавательная примета),
способность художественного образа соединять предметное значение с
множеством переносных смыслов.
(Запись терминов в тетрадь)
Работа над текстом поэмы
Этап 1
Учитель: Какие символы вы видите в первой части поэмы?
Давайте их расшифруем:
Чёрный - зло, тьма, низкое.
Белый - добро, свет, высокое.
Вечер - прошлое
Снег - обновление (будущее), очищение.
Учитель: Какой ещё цвет есть в поэме? С каким временем его можно
ассоциировать?
(Красный - цвет крови, флаг революции)
Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу:
Чёрный
Красный
Белый
зло, тьма, низкое
прошлое
кровь
настоящее
добро, свет,
высокое
будущее
Этап 2
Учитель: Какие образы старого мира встречаются в поэме? Прочитайте
их описание.
(«старушка-курица», «писатель-вития», «барыня в каракуле», «буржуй
на перекрёстке», «товарищ поп», «пес»)
Давайте рассмотрим некоторые из них более подробно. К кому
обращается причитающая старушка? Кто это, Матушка-Заступница?
(Богоматерь, или Богородица)
Если все представленные фигуры символизируют старый мир, то
символом чего является старушка?
(Символом старой веры)
А писатель-вития? Как вы считаете, кто такой вития? (оратор) Что он
говорит? Вспомните, как начинается статья, о которой мы говорили ранее.
(Образ писателя символизирует интеллигенцию, не принявшую
революцию)
Каково отношение автора к старому миру? Как он его показывает?
(Сатирически) Найдите подтверждение своим словам из текста.
Этап 3
Учитель: Как в первых строчках раскрывается тема поэмы? Как бы вы
ее охарактеризовали? (Противостояние стихии и человека. Под стихией в
данном случае понимается не только природные катаклизмы, но и
революция, что прочитывается в подтексте)
Этап 4
Учитель: Дайте характеристику Красногвардейцам с опорой на текст.
…идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
(Эти люди – преступники и разбойники. Бубновый туз пришивался на
робу заключенным)
Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!
(Явно прочитывается безбожественное, антихристианское начало)
Двенадцать Красногвардейцев невольно сравниваются с двенадцатью
апостолами. Какая еще связь между ними существует помимо числа?
(Изначально апостолы, как и красногвардейцы, были грешниками, пока не
примкнули к Христу. Также к апостолам отсылают имена героев: Андрей и
Петр)
Этап 5
Учитель: За что была убита Катька?
(Катька невинная жертва, павшая от случайной пули, направленной в
Ваньку).
В символическом ключе образ Катьки соотносят с Россией. Как вы
считаете, почему? (предположения учеников, если верный ответ не
прозвучал, то он проговаривается учителем)
Блок считал, что Россия, чтобы очиститься от грехов и стать великой
державой, должна быть принесена в жертву и пройти путь искупления. В
поэме жертва Катки также необходима, чтобы в финале мог появиться
Христос.
Этап 6
Учитель: Вспомните финал статьи «Интеллигенция и революция». К
чему Блок призывал интеллигентов в конце? (Слушать музыку революции).
В поэме также множество музыкальных моментов. Какие звуки
присутствуют в поэме? (крики, возгласы, выстрелы и т.д.) Как называется
художественный прием, который передает звучание звуков на письме?
(Звукопись)
Для блоковской философии было характерно соотношение
музыкального и немузыкального. Музыка гармоническое начало, а
немузыкальность хаотическое. При прочтении поэмы вы заметили, что в
ней использованы разные музыкальные жанры.
Задание (работа в парах): Соотнесите музыкально-ритмические
отрывки и их жанровую принадлежность (раздаточный материал)
песня
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг...
марш
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем
"Вся власть Учредительному
Собранию!"
молитва
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг
уличный язык голытьбы
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью. Катя,
Та царапина свежа!
Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!
частушка
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
лозунг
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить
В красной гвардии служить
Буйну голову сложить
мещанский романс
Упокой, господи, душу рабы твоея
призыв
Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Вывод: вся эта музыка, как бы подслушанная на улицах, и составляет
музыку революции. Она также и характеризует те слои общества, которые
являются исполнителями революции, музыка смутного времени, и поэтому в
ней нет места цивилизованным звукам дворянской культуры прошлого века.
Этап 7
Мы уже выяснили, что Блок символист. Какие, на ваш взгляд,
основные образы-символы есть в поэме?
(Ветер, вьюга стихия, символ революции, символика цвета: черный
ветер, белый снег, кровавый флаг; пес безродный символ старого мира,
число – двенадцать).
И еще образ-символ – Христос.
Этап 9
Какое значение имеет образ Христа в поэме? Как можно трактовать эту
фигуру в конце? Обратите на записи из дневников Блока на слайде:
«Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели
на этом пути, то увидишь «Исуса Христа». Но я иногда сам глубоко
ненавижу этот женственный призрак».
«Что Христос идет перед ними несомненно. Дело не в том,
«достойны ли они его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока
нет, а надо Другого –
Что имел в виду Блок?
1. Христос появляется в конце, потому что Блок принял революцию.
2. Красногвардейцев ведет не Христос, а антихрист.
3. Может быть, в образе Иисуса Христа он увидел ту третью силу,
которая способна преодолеть стихию и хаос.
4. Может быть, это признание жертвенности того пути, который
совершают двенадцать красноармейцев.
5. Может, Иисус Христос это вечная истина, к которой мы идем всю
жизнь, преодолевая препятствия.
6. Может, не Христос ведёт красногвардейцев, а, наоборот, его самого
ведут на расстрел.
7. Или же, опираясь на статью «Интеллигенция и революция», резонно
предположить, что А.Блок верил в святую цель революции –
зарождение нового, светлого мира.
Мы можем высказывать только предположения. Критики «бьются» над
этим вопросом по сей день
Рефлексия
В качестве рефлексии школьникам предлагается метод инсерта:
раздаточный материал в виде текста с интересными фактами, как
прозвучавшими на уроке, так и не упомянутыми. Рядом с каждым абзацам
нужно расставить символы:
V «Эта информация мне уже известна»;
+ «Новые факты для меня»;
«У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны
объяснения, уточнения».
Подведение итогов
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее
героям, их миру. Можно согласиться или не согласиться с автором, но нельзя
не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из
наиболее страшных эпох в истории России, потому что революция – это
поистине беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Поэма
«Двенадцать» - честная попытка Александра Блока понять свою страну и
свой народ. Не осудить или оправдать, а понять.