Рабочая программа по литературе 9 класс на 2020-2021 уч. год (УМК Меркин, Зинин , Чалмаев)

Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский краевой лицей-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класс
Составитель: Плотникова Анна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Чита, 2020 - 2021 учебный год
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол № _1___от
29.08.2020
Согласовано
заместитель директора по
УВР Бекетова О.А.
Дата :28.08.2020
Утверждено
И.о. директора ГОУ
«Забайкальский краевой
лицей-интернат» Н.Н.
Абрамова
Приказ № 12/од
от 29.08.2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса ГОУ «Забайкальский краевой
лицей-интернат» составлена на основании следующих документов:
- Закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования 2010
года;
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (протокол от 8 апреля 2015 г., № 1/15);
- Основная образовательная программа ГОУ «Забайкальский краевой лицей-
интернат»;
- Примерной программы курса. Литература. 5-9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин,
С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
УМК: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. Программа. 511
классы ;
Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х
частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. М.: ООО «Русское слово учебник»,
2015.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Предмет «Литература» в 9 классе согласно учебному плану изучается в объеме 3
часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часов.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является
формирование универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность
к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
(отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей
смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание курса «Литература» в 9 классе
(102 часа)
Введение 1ч.
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной
литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие
литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы
русской классики обобщением изученного в основной школе). Основные литературные
направления XVIII—XIX и XX веков.
Из древнерусской литературы 6 ч.
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и
художественная ценность «Слова о полку Игореве» . Патриотическое звучание основной идеи
поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее
стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и
христианские мотивы и символы в поэме.
Из русской литературы XVIII века 4ч.
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер
русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д.
Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.
Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.Расцвет
отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и
общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие
художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с
реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и
предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского
литературного языка.
Русская литература первой половины XIX века 49ч.
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. 10
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие
черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского,
К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском
романтизме.
А.С. ГРИБОЕДОВ 6
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от
ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого.
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ
Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и
специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон
терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.
Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.
А.С. ПУШКИН 16
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы
и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема
природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень»,
«Стансы», «К***» ( «Я помню чудное мгновенье...» ), «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма
«Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей
Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание
пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие
этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства
добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных
явлений.«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в
образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».
Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского
дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.
Белинский о романе.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 12
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики
(назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая
тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта»,
«Поэт» ( «Отделкой золотой блистает мой кинжал...» ), «И скучно и грустно», «Молитва» ( «В
минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина» .
«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие
композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его
личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты
романтизма и реализма в поэтике
романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как
главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст:
сопоставительный анализ двух образов.
Н.В. ГОГОЛЬ 11 ч.
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение
художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-
композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о
капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой»
души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство
Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Русская литература второй половины XIX века 13
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 18401890-х годов. Расцвет
социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).
Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 5080-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета,
А.К. Толстого) Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального
театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и
мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.
Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из русской литературы XX века 27ч.
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических
голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И.
Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма
«Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX
столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века ворчество А.Н.Толстого, М.А.
Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»:
предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба
человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М.Шукшина,
А.Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В.С. Высоцкого).
Рассказ Солженицына «Матренин двор» : праведнический характер русской крестьянки.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина,
Л.С. Петрушевской, В.О. Пелевина и др., лирика И.А. Бродского, О.А.Седаковой и др.).
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Зарубежная литература 4 ч.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).
Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).
К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).
В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок).
А.С. Пушкин. Четыре — пять стихотворений (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. Четыре — пять стихотворений (по выбору).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения
работать с ними.
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации
программы используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с
учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)
Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения
по проблемам)
Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы
анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры,
тестирование и др.);
• Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков
с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию
сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных
ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и
проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение
стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей,
справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов
и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.
п\п
урока по теме
Название темы урока
Теория
литературы
Дата
проведения
урока
1
1
Введение. (1 час)
Своеобразие изучения литературы в 9
классе; историко-литературный процесс
Литературная
ситуация,
историко-
литературный
процесс,
литературное
направление.
Из древнерусской литературы ( 6 часов)
2
1
«Слово о полку Игореве»: история
написания, основная проблематика, система
образов.
Жанр слова в
древнерусской
литературе, плач
как приём и
жанровое
своеобразие
3-5
2-4
«Слово о полку Игореве»: центральная идея,
значение «Слова» в истории русской
литературы и культуры.
6
5
Проблема ответственности за судьбу Руси в
«Слове..»
7
6
Р\Р
Сочинение «Нравственные проблемы в
«Слове..»»
Из литературы XVIII века (4 часа)
8-9
1-2
Из русской литературы VIII века. Обзор.
Классицизм,
понятие «трёх
штилей», принцип
«трёх единств»,
ода,
сентиментализм
10-11
3-4
Идеи Просвещения и антикрепостническая
направленность «Путешествия..» А.Н.
Радищева.
Жанр
путешествия
Литература первой половины XIX века ( 49 часа)
12-13
1-2
Литература русского романтизма первой
четверти 19 в. 2 ч.
А.С.Грибоедов
10 часов
14
1
Основные вехи биографии А.С.Грибоедова:
писатель, государственный деятель,
дипломат.
Комедия в стихах,
элементы
классицизма в
комедии
(«говорящие»
фамилии,
единство места,
времени и
действия.
15
2
Комедия «Горе от ума». Личное и социальное
в конфликте.
16
3
Группировка образов в комедии «Горе от
ума». Нравственная проблематика.
17
4
Человек и государство, проблема идеала в
комедии А.С.Грибоедова
18
5
Художественное богатство комедии. Чтение
отрывка наизуть.
19
6
Урок-дискуссия «Актуальна ли сегодня
грибоедовская комедия?»
А.С.Пушкин
16 часов
20
1
Творческая биография А.С.Пушкина, темы и
мотивы лирики, жанровое многообразие
лирики.
Жанровое
многообразие
творческого
наследия роэта
21
2
Любовная лирика А.С. Пушкина
22-23
3-4
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
24-25
5-6
Романтическая поэма «Цыганы»: её
художественная особенность, проблематика.
Романтизм,
романтический
герой
26-27
7-8
Урок-семинар. Богатство образов и
характеров «Повестей Белкина»
Реализм
28
9
Роман в стихах «Евгений Онегин»:
творческая история, проблематика и система
образов.
29
10
Образ автора в романе
30
11
Онегин и Ленский
31
12
Татьяна и Ольга
32
13
Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия
русской жизни»
33
14
Художественные открытия в «Евгении
Онегине»
34
15
В.Г.Белинский о романе. Современные
дискуссии о романе
35
16
р\р
Сочинение по роману «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов
12 часов
36
1
Творческая биография М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин в
стихотворении «Смерть поэта»
37
2
Образ поэта в представлении
М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Поэт»
38
3
Мотив вольности и одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова
Романтическое
движение в
литературе,
лирический
персонаж и
лирический герой.
39
4
Человек и природа в лирике
М.Ю.Лермонтова
40
5
Размышление поэта над судьбами
современников в стихотворении «Дума»
41
6
Лирика М.Ю. Лермонтова
42
7
Роман «Герой нашего времени»: сюжет,
фабула, композиция. Глава «Максим
Максимыч»
Фабула
43
8
Глава «Бэла»
44
9
Глава «Княжна Мери»
45
10
Идейно-композиционное значение главы
«Фаталист»
46-47
11-12
р\р
Сочинение
Н.В.Гоголь
11 часов
48
1
Творческая биография Н.В.Гоголя
49
2
Поэма «Мёртвые души», художественное
своеобразие произведения
Развитие реализма
50
3
Чичиков – новый тип героя
51-56
4-9
Образы помещиков
57-58
10-
11
р\р
Сочинение
Литература второй половины XIX века ( 13 часов)
Ф.И.Тютчев
2часа
59
1
Основные вехи биографии, темы и мотивы
лирики Ф.И.Тютчева
Философская
лирика
60
2
Художественное своеобразие стихотворений
Ф.И. Тютчева.
А.А.Фет
2 часа
61
1
Основные вехи биографии, темы и мотивы
лирики А.А.Фета
Медитативная
лирика
62
2
р/р
Художественное своеобразие стихотворений
А.А.Фета. Творческая лаборатория. Анализ
стихотворения
Н.А.Некрасов
2 часа
63
1
Творческая биография Н.А.Некрасова
Гражданская
лирика
64
2
Отражение в лирике гражданской позиции и
взглядов революционной демократии.
«Памяти Добролюбова»
Ф.М.Достоевский
4 часа
65
1
Основные вехи биографии Ф.М.Достоевского
66
2
Роман «Бедные люди»: материальное и
духовное в повести. Характеристика образов
повести
67
3
Развитие темы «маленького человека» в
повести. Критики о произведении.
68
4
р\р
Сочинение с элементами сопоставления
«Маленький человек» в изображении
Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя
Л.Н.Толстой
3 часа
69
1
Основные вехи биографии Л.Н.Толстого
70
2
Автобиографическая проза: повесть
«Юность»
71
3
Нравственные идеалы, мечты и реальность,
становление личности в повести «Юность»
Из литературы ХХ века ( 27 часов)
72
1
Своеобразие литературного процесса первой
четверти ХХ века
Реализм,
авангардизм,
модернизм
М.Горький
3 часа
73
1
Основные вехи биографии М.Горького.
Своеобразие ранней прозы.
Романтическое и
реалистическое
движение
74
2
Рассказ «Челкаш: основной конфликт, идея
произведения
Новый тип героя
(люди «дна»)
75
3
«Песня о буревестнике»: художественная
идея призведения
Из поэзии Серебряного века
7 часов
76
1
Основные темы и мотивы лирики А.Блока
Реализм, авангар-
дизм, модернизм,
фольклор и
литература
77
2
Основные темы и мотивы лирики С.Есенина
78
3
Основные темы и мотивы лирики
В.Маяковского
79
4
Основные темы и мотивы лирики
М.Цветаевой
80
5
Основные темы и мотивы лирики Н.
Гумилёва
81
6
Основные темы и мотивы лирики
А.А.Ахматовой
82
7
Основные темы и мотивы лирики
Б.Пастернака
М.Булгаков
4 часа
83
1
Основные вехи биографии М.Булгакова
84
2
Повесть «Собачье сердце»: основная
проблематика и образы.
85
3
Литература и история; нарицательный
персонаж (Шариков, Швондер)
Сатира,сарказм
86
4
р\р
Сочинение-рассуждение «Кто страшнее
Шариков или Швондер?»
М.А.Шолохов
4 часа
87
1
Основные вехи биографии М.А.Шолохова.
Рассказ «Судьба человека»: образы, роль
сюжета и композиции в создании
художественной идеи.
88-89
2-3
Проблема человека на войне; долг, любовь,
сострадание, добро на страницах рассказа
«Судьба человека»
90
4
Связь рассказа «Судьба человека» с военным
очерком «Наука ненависти»
В.В.Быков
2 часа
91
1
Тема войны в творчестве В.В.Быкова.
Проблема повести «Альпийская баллада»
92
2
Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
А.Т.Твардовский
1час + Р/Р 1 час
93
1
Мотивы исторической и человеческой памяти
в стихотворениях «Я убит подо Ржевом»,
«Лежат они глухие и немые..»
94
2
р\р
Сочинение на тему «Война. Жесточе нету
слова..»
А.И.Солженицын
3часа
95
1
Основные вехи биографии
А.И.Солженицына. Реалии и обобщение в
рассказе «Матрёнин двор»
Реальное и
символическое
96
2
Образ Матрёны и рассказчика
97
3
Анализ рассказа «Как жаль»
Авторская песня
1час
98
1
Авторская песня – новое явление в русской
поэзии ХХ века
Из зарубежной литературы ( 4 часов)
99
1
Данте . «Божественная комедия».
100
2
Тематика и проблематика комедии
Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»
101
3
И.В.Гёте выдающийся деятель немецкого
Просвещения. «Фауст» - вершина
философской литературы
Литература эпохи
просвещения
102
4
Творчество Дж. Г. Байрона (обзор :
стихотворения, поэма «Паломничество
Чайльд Гаролбда»).