Цветопись в лирике Сергея Есенина

Подписи к слайдам:
МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа» Презентация «Цветопись в лирике Сергея Есенина» Автор: Михалева М.И. Поэтический мир С.Есенина сложен и многообразен. Через пейзаж поэт раскрывает нравственные и философские вопросы. Лирика С.Есенина поможет нам сегодня, в век информационных технологий, вернуться к своим истокам, почувствовать землю, увидеть ее простую красоту. провести исследование стихотворений С.А.Есенина; сделать выводы об особенностях использования в них цвета. Задачи : Цвет в поэзии Цвет в поэзии С.Есенина – это не только средство создания зрительных образов, но и отражение мировоззрения поэта, его философских взглядов. У каждого поэта есть свой общий   тон красок, свой ларец слов и образов.    С.Есенин

Цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Певцом «голубой Руси», «золотой деревенской избы», «алых зорь» называют

С. Есенина. Мир

его поэзии

удивительно

многоцветен.

Некоторые из стихотворений С.Есенина содержат целую палитру красок, отражая жизнь во всех ее проявлениях. О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает на повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров.

цитата

Элементы анализа цветописи

…Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза…

«Синь» - чувство глубокой сыновней любви к родному краю, нежности и необъяснимой грусти.

Белая берёзы под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром...

Белый – цвет чистоты, нежности, гармонии человека с миром.

И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом.

Красный – цвет жизни, радости, предчувствие счастья.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Золотая осень сравнивается с рыжей кобылой, которая разгулялась по родным просторам.

 Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных…

Зеленый цвет – это бескрайность русских просторов, родная деревня, жизнь простого народа.

В лирике С.Есенина   синий и голубой цвета получают обобщенное, символическое значение: в них олицетворяется дорогая сердцу поэта Россия. Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза… Литературный критик Р. Гуль писал: «Сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на цвете построено все. Часто цветом, а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов» В "Персидских мотивах" синий и голубой цвета создают атмосферу таинственности, сказочности и привлекательности теперь уже чужой земли, «шафранного края», «голубой и ласковой страны».  Красный цвет  не только ярок, красив, притягателен, но и противоречив. В ранней лирике С. Есенина он мягок и спокоен. Это цвет любви, счастья, радости. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. В поздней лирике золотой и красный - это цвета осени. А осень не только время года, но и период жизни , когда человек размышляет о прожитом, время подведения итогов. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. … Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. («Письмо матери») Белый у С.Есенина – цвет чистоты, гармонии. Зеленый цвет – это бескрайность русских просторов, родная деревня, жизнь простого народа. Я – пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зеленым – скаты С гарком гулких дупелей. Обычные слова, обозначающие тот или иной цвет, Сергей Есенин наполнил смыслом, чувствами, эмоциями. Он отразил в лирике с помощью цветописи сложный духовный мир своего лирического героя. Обычные слова, обозначающие тот или иной цвет, Сергей Есенин наполнил смыслом, чувствами, эмоциями. Он отразил в лирике с помощью цветописи сложный духовный мир своего лирического героя. Источники информации
  • С. Есенин. Избранное. – Лениздат, 1975 г.
  • Ю.Прокушев. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1985г.
  • А.Захаров. Поэтика Есенина. - М., 1995г.
  • В.П.Журавлев. Русская литература XX века. 11 класс. - Москва, «Просвещение», 2005 г.
  • Блок А.А. Краски и слова. /Статья 1906 года/. «Золотое руно», 1906, N 1.
  • Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.
  • Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., «Просвещение», 1979.
  • И.Е.Каплан. Анализ лирики в старших классах. – М., «Экзамен», 2006
  • Imagedatao:title=""src=«file:///C:\WINDOWS\Temp\msohtml1\01\clip_image003.png»
Спасибо за внимание