Промежуточный контрольно-диагностический тест по литературе 10 класс 1 полугодие

Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Инструкция к выполнению теста
Дорогой десятиклассник!
Данная работа проверяет, насколько ты усвоил произведения писателей второй половины XIX
века, изученные в 1 полугодии. Контрольный тест состоит из десяти блоков, каждый из которых
посвящён какому-то одному произведению. Тебе предстоит прочитать отрывок или полное
произведение и выполнить задания к нему. Всего 6 произведений-блоков, в каждом из блоков 5
вопросов, общее количество вопросов – 30.
Одни задания требуют краткого ответа (слово, словосочетание, имя собственное, название
произведения), который надо записать в специально отведённой для этого строчке. Другие задания
требуют краткого связного ответа (до 3-х предложений), который также надо записать в специально
отведённых строчках. Ряд заданий требует установления соответствия – цифры нужно вписать под
соответствующими буквами в таблицу. Наконец, ряд заданий требует выбора от одного до нескольких
вариантов из предложенных – буквы, соответствующие выбранным вариантам, надо просто обвести.
Время выполнения – 90 минут (2 урока). Во время выполнения теста нельзя пользоваться
никакими материалами (учебником, тетрадями, текстами и др.) Если тебе нужно исправить ответ,
просто зачеркни его и впиши новый. Постарайся выполнить как можно больше заданий за
предложенное время.
Желаем успеха!
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
БЛОК 1
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Д и к о й. Ишь ты, замочило всего. (К у л и г и н у.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый
человек!
К у л и г и н . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза
Д и к о й. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
К у л и г и н . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на
чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами
размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает
жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше
степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который
час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и
проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Д и к о й. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты
должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный,
что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
К у л и г и н . Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше
степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Д и к о й. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
К у л и г и н . Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да
меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.
Д и к о й. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
К у л и г и н . За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Д и к о й. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать
о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось
тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли,
со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
К у л и г и н . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я
вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»
Д и к о й. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
К у л и г и н . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и
вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля
на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Д и к о й (гордо). Все суета!
К у л и г и н . Да какая же суета, когда опыты были.
Д и к о й. Какие такие там у тебя громовые отводы?
К у л и г и н . Стальные.
Д и к о й (с гневом). Ну, еще что?
К у л и г и н . Шесты стальные.
Д и к о й (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты!
Ну, а еще что?
К у л и г и н . Ничего больше.
Д и к о й. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!
К у л и г и н . Электричество.
Д и к о й (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в
наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости
господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?
К у л и г и н . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
Д и к о й. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные!
прислушайте-ка, что он говорит!
К у л и г и н . Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю.
(Махнув рукой, уходит.)
Д и к о й. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим
народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого
в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться!
(Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?
1-й. Кажется, перестал.
Д и к о й. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то: кажется!
1-й. (выйдя из-под сводов). Перестал!
Д и к о й уходит, и все за ним.
Сцена несколько времени пуста. Под своды быстро входит Варвара и, притаившись, высматривает.
Варвара и потом Борис.
В а р в а р а. Кажется, он!
Борис проходит в глубине сцепы.
Сс-сс!
Борис оглядывается.
Поди сюда.
Манит рукой, Борис входит.
Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Б о р и с. А что? Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он
приехал.
Б о р и с. Нет, я не знал.
В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась.
Б о р и с. Видно, только я и пожил десять деньков, пока его не было. Уж теперь и не увидишь ее!
1.1. Запишите название этого произведения, жанр и автора.
___________________________________________________________________________________
1.2. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и
присущими им качествами личности
А) Дикой
1) образованность, ум, конформизм
Б) Борис
2) невежество, грубость, алчность
В) Кулигин
3) приспособленчество, праздность, бездуховность
4) покорность, бесхарактерность, чувствительность
А
Б
В
1.3. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и
их дальнейшей судьбой.
А) Дикой
1) Уезжает в Сибирь
Б) Борис
2) вытаскивает Катерину из воды
В) Кулигин
3) высылает племянника из Калинова
4) бросает упрёк матери
А
Б
В
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
1.4. Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Каким термином в
литературном произведении обозначается непримиримое противоречие между героями?
_____________________________________________________________________________
1.5. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской
литературы раскрывается тема «маленького человека»?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
БЛОК 2
Прочитайте стихотворение и выполните задания
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
2.1 Кто автор этого стихотворения?
_________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
2.2 Как связано содержание первой и второй строф стихотворения:
а. Противопоставляется
б. Сопоставляется
в. Первая содержит причину второй
г. Вторая является следствием первой
2.3 Какова тема стихотворения?
________________________________________________________________________________________
2.4 Выберите три названия выразительных средств, использованных автором в 4-5 строфах:
а. Гипербола
б. Сравнение
в. Анафора
г. Эпитет
д. Эпифора
2.5 Какое стихотворение другого поэта на эту же тему сходно с данным?
________________________________________________________________________________________
БЛОК 3
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: "Фу ты, черт! как
красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А
отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при
одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как
котенка". Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие,
необходимое для наблюдений, исчезло. "Он нас увидел сегодня, - думал он, - но неужели ж это он за
брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли
он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! - решил он
наконец, - скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком
случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно".
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в
своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в
его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех,
даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и
бросил под стол. "Умру, - подумал он, - узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду".
Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он
хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны...
Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта
кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки
должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
3.1 Запишите название этого произведения, жанр и автора.
_________________________________________________________________________________________
3.2. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и
присущими им качествами личности:
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
А) Евгений Базаров
1) мягкость, поэтичность
Б) Павел Петрович
2) гордость, вспыльчивость
В) Николай Петрович
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
А
Б
В
3.3 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их
дальнейшей судьбой.
А) Евгений Базаров
1) отправляется по делам в Москву
Б) Павел Петрович
2) женится на Кате
В) Николай Петрович
3) умирает от заражения крови
4) женится на Фенечке
А
Б
В
3.4 Какие средства психологической характеристики Базарова используются в данном фрагменте?
а. Авторские сообщения о внутреннем мире героя
б. Высказывания героя, дающие представления о его душевном состоянии
в. Исповедь героя
г. Внутренний монолог
д. Психологический портрет
е. Психологический пейзаж
ж. Несобственно-прямая речь
3.5 Догадайтесь, с кем из героев предшествующей литературы Д.И.Писарев сравнивает Базарова:
«____________________________________» и Базаров совершенно не похожи друг на друга по
характеру своей деятельности; они совершенно сходны между собой по типическим особенностям
натуры: они очень умные и вполне последовательные эгоисты».
БЛОК 4
Прочитайте стихотворение и выполните задания
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877
4.1 Кто автор этого стихотворения?
______________________________________________________________________________________
4.2 Какой художественный приём использует автор во второй и четвёртой строфах для выражения
состояния лирического героя?
______________________________________________________________________________________
4.3 Как называется элемент композиции, изображающий картины природы? (см.1 строфу)
_____________________________________________________________________________________
4.4 Из приведённого перечня выберите три названия художественных средств, использованных в 3
строфе:
а. Гипербола
б. Анафора
в. Олицетворение
г. Эпитет
д. Звукопись
4.5 В каких произведениях русской литературы (в том числе прозаических) встречаются похожие
мотивы, образы, идеи в изображении чувства любви?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
БЛОК 5
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до средины,
сел в траве, между кустами, и ждал.
«Она пройдет здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».
Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг
кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.
Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так
хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на
какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.
Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около
выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же
звук, может быть, зовет другую.
Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около
древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум
природы, — а снаружи так все тихо, покойно!..»
А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. —
Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»
Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые. Она стыдится, глотает
их, хочет скрыть даже от деревьев и не может. Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их,
и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.
Он быстро пошел за ней.
Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.
Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.
Он пошел рядом с ней.
Вы плачете? — сказал он.
У ней слезы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу,
разразилась рыданием и села на первую скамью.
Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв ее руку и стараясь оторвать от лица.
Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о
чем? Вы правы, да, все может случиться.
Что делать, чтоб не было этих слез? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите,
приказывайте: я готов на все...
Вы сделали, чтоб были слезы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите!
говорила она, махая себе платком в лицо.
5.1 Назовите название произведения, жанр и автора
________________________________________________________________________________________
5.2. Что именно вызвало слёзы Ольги?
_________________________________________________________________________________________
5.3 Общение героев в этом фрагменте представляет собой обмен репликами. Как называется
такая форма организации речи?
_________________________________________________________________________________________
5.4. В приведённом фрагменте трижды упоминается платок, которым Ольга вытирает слёзы. Как
называется такая значимая подробность?
_________________________________________________________________________________________
5.5. Как изображение картин природы в этом фрагменте связано с идейным содержанием всего
произведения?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
БЛОК 5
Прочитайте стихотворение и выполните задания
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
1850
6.1 Кто автор стихотворения?
_______________________________________________________________________________________
6.2 Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносном
значении слова: «кипим сильней», «в сердце холод»?
_________________________________________________________________________________________
6.3. Какое средство художественной выразительности использует поэт: «тайный (холод)»,
«бушующие (волны)»?
_________________________________________________________________________________________
6.4 В основе стихотворения – противопоставление «горячо любивших» и «холода и тоски» в
сердце. Каким термином обозначается подобное противопоставление?
_________________________________________________________________________________________
6.5 В чём особенность любовной лирики этого поэта? Назовите другие стихотворения этого поэта
на тему любви.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
Спецификация работы
Проверяемые знания и умения
Номера заданий
Знание изученных произведений второй половины 19 века, их
жанровой принадлежности и их авторов
1.1
2.1
3.1
4.1
5.1
6.1
Умение анализировать систему образов произведения
1.2
3.2
Знание содержания изученных произведений второй половины 19
века
1.3
3.3
5.2
Знание основных теоретико-литературных понятий
1.4
4.3
5.3
5.4
6.2
6.3
6.4
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской
литературы
1.5
2.5
3.5
4.5
Умение анализировать особенности композиции произведения
2.2
4.2
Умение определять тему стихотворения
2.3
Умение анализировать произведение, опираясь на изобразительно-
выразительные средства
2.4
3.4
4.4
Умение анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой
произведения
5.5
6.5
Ключ к проверке работы
Номер
задания
Эталон ответа
Количество
баллов
1.1
А.Н.Островский, драма «Гроза»
1
1.2
А-2, Б-4, В-1
1
1.3
А-3, Б-1, В-2
1
1.4
Конфликт
1
1.5
Примерный ответ: Маленький человек — это человек невысокого
социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися
способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый,
никому не делающий зла, безобидный. А.С.Пушкин «Станционный
смотритель», «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель». (Возможны и
другие произведения)
Объяснено понятие «маленького человека» - 1 балл
Указаны произведения – 1 балл
2
2.1
Ф.И.Тютчев
1
2.2
Б
1
2.3
Любовь
1
2.4
А, В, Г
1
2.5
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»
1
3.1
И.С.Тургенев, роман «Отцы и дети»
1
3.2
А-4, Б-2, В-1
1
3.3
А-3, Б-1, В-4
1
3.4
А, Б, Г
1
3.5
Печорин
1
4.1
А.А.Фет
1
4.2
повторение
1
4.3
Пейзаж
1
4.4
Б, Г, Д
1
4.5
А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», Ф.И.Тютчев «Я встретил
1
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
вас…», И. А. Гончаров «Обломов» (Возможны и другие произведения)
5.1
И.А.Гончаров, роман «Обломов»
1
5.2
Письмо Обломова
1
5.3
Диалог
1
5.4
Деталь
1
5.5
Примерный ответ: Жизнь природы (насекомых в траве) напоминает
Обломову жизнь высшего света, Петербурга, которую он не приемлет из-
за мелкой, пустой и бесполезной суеты, лишённой истинных ценностей:
вечной природы, красоты, искусства. Автор размышляет о России на
переломе двух эпох: отживает свой век патриархальная Россия, с которой
связано поэтическое восприятие жизни, но этот уклад не жизнеспособен,
ему на смену приходит новый уклад – капиталистический, наполненный
деятельностью, но эта деятельность не имеет духовного наполнения
Объяснено символическое содержание пейзажной зарисовки -1 балл
Указана связь с идейным содержанием романа – 1 балл
2
6.1
Н.А.Некрасов
1
6.2
Метафора
1
6.3
Эпитет
1
6.4
Антитеза
1
6.5
Примерный ответ: Чувство любви лишено возвышенности,
прозаизировано. Герой и героиня проходят, как правило, широкий спектр
чувств: от накала страстей до охлаждения и равнодушия. «Ты всегда
хороша несравненно…», Мы с тобой бестолковые люди…», «О письма
женщины, нам милой!..», «Давно, отвергнутый тобою…», «Прости! Не
помни дней паденья…», «Как ты кротка, как ты послушна…» и другие.
Указаны особенности любовной лирики – 1 балл
Даны названия других стихотворений на тему любви – 1 балл
2
ИТОГО
33 балла
Менее 15 баллов – «2»
от 15 до 22 «3»
от 23 до 29 – «4»
от 30 до 33 – «5»