Презентация "Печорин и Грушницкий" (М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»)

Подписи к слайдам:
Презентация Печорин и Грушницкий (М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» ) Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар Печорин и Грушницкий Характеристика Печорина и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова. Характеристика Печорина и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.   «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни.   «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. В. Г. Белинский писал о романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».  В. Г. Белинский писал о романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».  Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого - основа всего произведения. Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого - основа всего произведения. Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.  Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.  Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.  Два героя романа – Печорин и Грушницкий Два героя романа – Печорин и Грушницкий Не раз М. Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье», получил светское воспитание. При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть опрятно. Не раз М. Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье», получил светское воспитание. При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть опрятно. Выйдя из - под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. Выйдя из - под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно - чистое белье». Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно - чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников Печорин самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». В оценке современников Печорин самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Печорин хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно внутренний мир Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. Печорин хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно внутренний мир Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. Княжну Печорин никогда не любил Мери, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким. Княжну Печорин никогда не любил Мери, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким. Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Печорин - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир. Печорин - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир. Уверенный в себе, умный, тонкий психолог, Печорин прекрасно разбирается в людях и взаимоотношениях. Талантлив, обладает аналитическим складом ума. Не против манипулировать людьми просто ради забавы, достаточно циничен. Печорин разочарован в идеалах предыдущего поколения, но ему нечего им противопоставить. Из - за этого герой обречен на скуку и усталость. Несмотря на молодость, Печорин прекрасно изучил слабый пол. Для него любовь – забава, отношения с противоположным полом он не принимает близко к сердцу. Зная, что женщинам нравятся дерзость,  загадочность и неприступность, он влюбляет в себя княжну Мери, только чтобы досадить Грушницкому. Несмотря на молодость, Печорин прекрасно изучил слабый пол. Для него любовь – забава, отношения с противоположным полом он не принимает близко к сердцу. Зная, что женщинам нравятся дерзость,  загадочность и неприступность, он влюбляет в себя княжну Мери, только чтобы досадить Грушницкому. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.  Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.  Печорин – яркий представитель «сливок общества». Тем не менее, он противопоставляет себя обществу, высмеивая столичных аристократов. Печорин прекрасно разбирается в людях и видит все пороки своих современников. Печорин – яркий представитель «сливок общества». Тем не менее, он противопоставляет себя обществу, высмеивая столичных аристократов. Печорин прекрасно разбирается в людях и видит все пороки своих современников. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Будучи самовлюбленным франтом, Грушницкий везде и всюду хочет производить впечатление. Внешний вид для него имеет чрезвычайную важность, он то и дело поправляет шевелюру, подкручивает усы, изо всех сил старается выглядеть эффектно. Это качество особенно сильно проявляется в присутствии дам. Будучи самовлюбленным франтом, Грушницкий везде и всюду хочет производить впечатление. Внешний вид для него имеет чрезвычайную важность, он то и дело поправляет шевелюру, подкручивает усы, изо всех сил старается выглядеть эффектно. Это качество особенно сильно проявляется в присутствии дам. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами,      Грушницкий отправляется к Мери. Грушницкий – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать».      Грушницкий – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать».      Грушницкий как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.  Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.  Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.  Грушницкий неглуп, но явно не может конкурировать с Печориным, наивно не замечает его манипуляций. Склонен романтизировать людей, преувеличивать и драматизировать чувства. Разочарованность его в людях скорее пародийная, чем искренняя; ему доставляет удовольствие ощущать себя человеком, на долю которого выпали «возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот юнкер      Грушницкий, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. И вот юнкер      Грушницкий, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий верит в любовь, в ней он может раскрыться как романтик и дамский угодник. Его чувства к  княжне Мери искренни, хотя и несколько преувеличены. Грушницкий верит в любовь, в ней он может раскрыться как романтик и дамский угодник. Его чувства к  княжне Мери искренни, хотя и несколько преувеличены. Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого: Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого: «Стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…» Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает, испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает, испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни - и полная безнадежность, осознание своей обреченности. «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни - и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.  Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.  Образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему. В образе Грушницкого запечатлен реальный, современный Лермонтову типаж. В 30-е годы 19 века в моде были разочарованность в жизни и некий романтизм, которые так характерны для Грушницкого. В среде молодых людей Грушницкий чувствует себя своим среди своих. В образе Грушницкого запечатлен реальный, современный Лермонтову типаж. В 30-е годы 19 века в моде были разочарованность в жизни и некий романтизм, которые так характерны для Грушницкого. В среде молодых людей Грушницкий чувствует себя своим среди своих. М. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. М. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. Черты характера Печорин Черты характера Печорин
  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.
Черты характера Грушницкий Черты характера Грушницкий
  • романтик;
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство
М. Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии. М. Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. М. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и отрицательный герой. М. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и отрицательный герой. Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества. Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:  И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:      Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.