Подготовка к ЕГЭ по литературе М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по литературе
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у
Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности
его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных
наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его
одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло -
жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его
Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.
Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из дву х друзей
всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а
повелевать в этом случае труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у
меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного
и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-м етафизическо е направление;
толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.
Что до меня касается, то я убеждён только в одном... сказал доктор.
В чём это? спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
В том, отвечал он, что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
Я богаче вас, сказал я, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение именно то, что я в один
прегадкий вечер имел несчастие родиться.
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты
мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых пр едметах
очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно
друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись,
расходились довольные своим вечером.
Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в м о ю
комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал,
что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали.
Заметьте, любезный доктор, сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!..
Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и
потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово для нас целая история;
видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а
вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей
между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся
одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.
Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...
. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
1. Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой
приведён выше.
2. Фрагмент начинается описанием внешности доктора Вернера. Как называется такое средство
характеристики персонажа?
3. Каким термином обозначаются выразительные подробности, придающие описанию особую
выразительность (например, светло-жёлтые перчатки и чёрный галстук Вернера)?
4. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Печорин
Грушницкий
Вернер
1)
«…он один из тех людей, которые на все случаи
жизни имеют готовые пышные фразы… важно
драпируются в необыкновенные чувства,
возвышенные страсти и исключительные
страдания».
2)
«…он скептик и матерьялист а вместе с этим
поэтхотя в жизнь свою не написал двух стихов.
Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не
сделал бы лишнего шагу…»
3)
«…он был храбр, говорил мало, но резко; никому
не поверял своих душевных и семейных тайн…
Была только одна страсть, которой он не таил:
страсть к игре».
4)
«…он был такой тоненький, беленький… Славный
был малый… только немножко страненв
дождик, в холод, целый день на охоте А в другой
раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет,
что простудился…»
5. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности
беспокойные глаза», «жилистые руки»)?
6. Как называется форма общения между персонажами азговор между Печориным и Вернером),
основанная на обмене репликами?
7. Размышления Печорина …мы ко всему довольно равнодушны…») почти буквально напоминают
слова одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в котором поэт осмысливает место своего
поколения в истории: «К добру и злу постыдно равнодушны…». Как называется это стихотворение?
8. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
9. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими
отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
******
Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мел ким песком, будто
нарочно для поединка.
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус
на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые
облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не
закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и
временем, ожидали своей добычи.
Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От
выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить
неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники
поменяются местами.
Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться
искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были
торжествовать!.. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала: кто не
заключал таких условий с своею совестью?
Бросьте жребий, доктор! – сказал капитан.
Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял ее кверху.
Решетка! закричал Грушницкий поспешно, как человек, которого вдруг разбудил дружеский
толчок.
Орел! сказал я.
Монета взвилась и упала звеня; все бросились к ней.
Вы счастливы, сказал я Грушницкому, – вам стрелять первому! Но помните, что если вы м еня не
убьете, то я не промахнусь даю вам честное слово.
Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту
мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?..
Ему оставалось одно средство выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! Одно могло
этому помешать: мысль, что я потребую вторичного поединка.
Пора! шепнул мне доктор, дергая за рукав, если вы теперь не скажете, что мы знаем их
намерения, то все пропалоПосмотрите, он уж заряжает... если вы ничего не скажете, то я сам...
Ни за что на свете, доктор! – отвечал я, удерживая его за руку, – вы все испортите; вы мне дали слово
не мешать... Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит...
Он посмотрел на меня с удивлением.
О! это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь...
Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что -то;
другой мне.
Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного вперед, ч тобы
в случае легкой раны не опрокинуться назад. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал
поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб. Неизъяснимое бешенство закипело в
груди моей. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
Не могу, сказал он глухим голосом.
Трус! отвечал капитан.
Выстрел раздался
. Лермонтов «Герой нашего времени»)
1. Укажите название сюжетно-композиционного элемента художественного произведения,
представляющего собой описание состояния природы («Кругом, теряясь в золотом тумане утра,
теснились вершины гор, как бесчисленное стадо»).
2. Укажите название художественного приёма, основанного на противопоставлении различных явлений
в золотом тумане утра теснились вершины гор», «Эльборус вставал белою громадой» «я посмотрел
вниз… там внизу казалось темно и холодно»).
3. Назовите средство художественной изобразительности, использованное в приведённом фрагменте
белая громада», «льдистые вершины» и т.).
4. Укажите название формы развёрнутого высказывания героя, обращённого к самому себе Я решился
предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его…»).
5. Укажите средство художественной изобразительности, основанное на переносе свойств одних
предметов на другие мшистые зубцы скал ожидали своей добычи»).
6. Какие качества характера Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений
русской классики проходят испытание дуэлью? (Евгений Онегин, Евгений Базаров)
7. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
8. Герои абсолютно разные и в то же время в чем-то схожие. Из всего окружения на водах
доктор Вернер по духу ближе к Печорину. Им нравится вести разговоры на философско-
метафизические темы, «об отвлеченных предметах» . Герои резко отличаются внешне, но есть
в портретном описании каждого из них то, что выделяет их из общей массы людей.
9. Отношение в обществе к героям неоднозначно: «завистливые водяные медики.. . распустили
слух» , будто доктор Вернер рисует карикатуры на своих больных,
вследствие чего он остался без практики. Печорин тоже конфликтует с представителями
«водяного общества» , но скорее от скуки. Он более удачлив в любви, богат, красив все это
и послужило поводом для конфликта с Грушницким и его единомышленниками.
И Печорин, и Вернер злы на язык. «Под вывескою.. . эпиграммы» доктора «не один добряк
прослыл пошлым дураком...» . Печорин же не дает спуску Грушницкому, высмеивая его
страсть «декламировать» .
10. Печорин служит, но достаточно богат, чтобы гнаться за чинами. Вернер «беден,
мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...» . Печорину он говорил, что
«скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою бла-
готворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию
противника» . Доктору Вернеру неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех
представителей «водяного общества» (достаточно вспомнить о лечении, которое он назначил
обеим Лиговским) . «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными» ,
но Печорин однажды видел у как «он плакал над умирающим солдатом» .
11. Суждения героев о женщинах сходны: Печорин считает, что «нет ничего парадоксальнее
женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они
убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения,
очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные
правила логики» . Вернер, в свою очередь, сравнивает женщин с заколдованным лесом:
«Только приступи.. . на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг,
гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение.. . Надо только не смотреть, а идти
прямо, — мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна,
среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и
обернешься назад!» .
12. Вернер принимает участие в судьбе Печорина. Он соглашается стать его секундантом
на дуэли с Грушницким. Во время дуэли доктор настаивает на разоблачении заговорщиков,
беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти,
отступает, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой. Доктор был более
привязан к Печорину, нежели тот к нему. «Мы.. . сделались приятелями...», так определяет
завязавшиеся отношения Печорин. Именно приятелями, потому что, как пишет в дневнике
сам Печорин, он к дружбе «не способен. Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто
ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае
труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...» .
13. Какие качества характера Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких
произведений русской классики проходят испытание дуэлью?
Михаил Юрьевич Лермонтов один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и
стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой
удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 1841). Это произведение можно
назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа
Григория Александровича Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19
века.
Основные черты характера Печорина «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. В
жизни герой противоречив и непредсказуем. Кроме того, он очень эгоистичен. Часто кажется, что
Печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. Страшно то, что поводом для
его развлечений становятся окружающие героя люди. Однако Григорий Александрович не всегда
ведет себя как злодей.
В.Г. Белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного
веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении».
Подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе сцена дуэли Печорина
с Грушницким.
В Грушницком Григорий Александрович хочет найти что-то хорошее, хочет помочь ему
разобраться в себе, стать нормальным человеком. Мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда
он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого. Печорин
представляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению.
Григорий Александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического
эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучших чувств и качеств. Пропасть, на краю
которой стоит новоявленный офицер, пропасть в буквальном и переносном смысле.
Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. Как же проходил этот
психологический эксперимент?
Грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» Печорина за то, что тот
начал ухаживать за княжной Мери. План их был довольно прост: на дуэли зарядить только
пистолет Грушницкого.
Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться
так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни
в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались неписаны.
Печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. Лермонтов пишет,
что «во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу».
К сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости.
Однако Печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. Григорий
Александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в Грушницком
неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. Но Грушницкий не воспользовался ни
одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.
Видя это, Печорин все же решается идти на дуэль. Там, на горе, «ему было стыдно убить
человека безоружного…» Но в этот момент Грушницкий выстрелил! Пусть пуля оцарапала лишь
колено, но он выстрелил! «Досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся
при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе
Печорина. Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее,
он свалился бы с утеса», - пишет Лермонтов.
Только после всего этого Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал
Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, - отвечал он, - я себя
презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле
вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…
Я думаю, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. Он был
поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. Печорина покоробило до
глубины души то, что мелкое самолюбие в Грушницком оказывается сильнее чести и
благородства.
Кто прав, а кто виноват в сцене дуэли Печорина с Грушницким, на первый взгляд, очевидно.
Можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. Здесь, может быть, даже неважен
и способ наказания. С другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести,
своего достоинства. Но возникает вопрос: кто дал право Печорину судить других людей? Почему
этот герой взял на себя обязанности Господа Бога решать, кому жить, а кому умереть?